КТП 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по географии 8 класс, Дронов 68 час. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п\п | Дата | Тема урока | Коли- чество часов | Содержание | Практические, контрольные работы | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План | Факт |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего 68 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (1ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение (1ч) | 1 | Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов. Знакомство со структурой учебников и с особенностями используемых компонентов УМК. | Географический взгляд на Росси. Знакомство со структурой учебника и с особенностями используемых компонентов УМК «Дрофа» | Определять границы РФ | ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: | Учебник, с. 5–6; Тетрадь тренажёр, с. 3; Тетрадь экзаменатор, с. 4–5; Атлас, контурные карты; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1 Географическое пространство России (9ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Границы России | 1 | Государственные границы и государ ственная территория России. Территориальные воды, исключительная экономическая зона. Морские и сухопутные границы, их протяжённость. Соседи России. | Наносить на контурную карту приграничные государства, определять их на физической и политической картах | Сравнивать протяженность границ с разными странами - соседями, составлять описание границ России | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона) | П.1 Атлас, с. 3; Контурные карты, с. 2–3 (№ 1 частично, 4); Тетрадь тренажёр, с. 4 (№ 1–3), с. 6–7 (№ 1, 2), с. 9 (№ 1,2), с. 13 (№ 1), с. 15 (№ 1); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Размеры территории. Часовые пояса Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России» | 1 | Размеры и форма государственной территории России. Преимущества и недостатки размеров и формы территории. Отсчёт времени на территории России. | Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России» | Определят положение РФ на карте часовых поясов Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов | Решать задачи на определение поясного времени Объяснять роль поясного, декретного. Летнего времени в хозяйстве и жизни людей | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, | П.2 Атлас, с. 2; Тетрадь тренажёр, с. 4–5 (№ 4, 8, 9), с. 7 (№ 3), с. 9 (№ 3), с. 13(№ 2), с. 16 (№ 4, 5); Тетрадь практикум. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Географическое положение Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США, Канады» | 1 | Понятие «географическое положение», виды географического положения. Оценка северного географического положения России. | Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США, Канады» | Наносить на контурную карту объекты,, характеризующие географическое положение России | Сравнивать географическое положение России и других стран Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения | - оценивать собственную учебную деятельность; - свою самостоятельность при подготовке заданий, | П.3 Атлас, с. 2–3, 10–11; Контурные карты, с. 2–3 (№ 1 частично, 2, 3, 5);Тетрадь тренажёр, с. 4 (№ 5–7), с. 14 (№ 3, 4),с. 15–16 (№ 2, 3, 6); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Россия в мире | 1 | Жизненное пространствоРоссии.Роль России в экологическом будущем планеты. Оценка запасов минеральных и водных богатств. Понятия«ВВП» и «национальное богатство».Россия и СНГ, Россия и международные организации. | Анализировать карты и статистические материалы ( печатные таблицы. Диаграммы. Графики. Ресурсы интернета) и выявлять место России в природно – ресурсном потенциале мира | Определять по картам соседние государства России, входящие в состав СНГ, и называть их столицы Сравнивать страны по запасам основных видов природных бо гатств. | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; | П.4 Атлас, с. 3; Тетрадь тренажёр, с. 5 (№ 10–12), с. 7 (№ 4), с. 10 (№ 6, 7),с. 14 (№ 5), с. 16–17 (№ 7–9); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Освоение и изучение территории России | 1 | Освоение Европейского Севера. Роль Московского княжества в изучении России. | Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения ее границ. Заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах | Готовить и обсуждать сообщения и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;, | П.5 Атлас, с. 6–7; Тетрадь_ тренажёр, с. 5 (№ 13–15), с. 6 (№ 17), с. 8 (№ 6), с. 9(№ 4), с. 11 (№ 8, 9), с. 14 (№ 6); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Освоение и изучение территории России | 1 | Расширение Русского государ ства в XVI–XVII вв. Первые научные географические экспедиции. Русское географическое общество. | Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения ее границ. Заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах | Готовить и обсуждать сообщения и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;, | П.5 Атлас, с. 6–7; Тетрадь_ тренажёр, с. 5 (№ 12–15), с. 6 (№ 18 ), с. 8 (№ 6), с. 9(№ 4), с. 11 (№ 8, 9), с. 14 (№ 6); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Районирование – основной метод географических исследований | 1 | Понятие «район». Предназначение районирования территорий. Виды районирования и районов. | Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования | Анализировать карты и приводить примеры разных видов районирования и районов | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, | П.6 Атлас, с. 8–9; Тетрадь_ тренажёр, с. 5 (№ 16), с. 7 (№ 5), с. 12 (№ 12) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Административно -территориальное устройство | 1 | Функции административнотерриториального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно территориальные и национально-терри ториальные образования. Федеральные округа. | Практическая работа №3 «Анализ административно-территориального деления России» | Выявлять специфику административно-территориального устройства РФ Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов | Определять субъекты РФ и их столицы по политико – административной карте РФ | осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, | П.7 Атлас, с. 4–5; Контурные карты, с. 4–5 (№ 1–5); Тетрадь тренажёр, с. 6 (№ 19–21), , с. 10 (№ 5),с. 11 (№ 10, 11), с.12 (№ 13); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Обобщение по теме «Географическое пространство России» | 1 | Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради экзаменаторе, с. 6–15 | Контрольная работа №1 по теме «Географическое пространство России» | Обобщить и проверить знания учащихся Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради- экзаменаторе. С.6-15 | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; | П.1-7 Тетрадь тренажёр, с. 6 (№ 18–20), с. 8 (№ 7), с. 10 (№ 5),с. 11 (№ 10, 11), с.12 (№ 13, 14); Экзаменатор с.6-15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Природа России (46 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Природные условия и ресурсы | 1 | Понятия «природные условия» и «при родные ресурсы». Виды природных ресурсов по происхождению, признакам исчерпаемости, возобновимости, возможностям хозяйственного использования. | Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости | Оценивать обеспеченность России природными ресурсами Объяснять их значение для развития хозяйства страны | осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном ми | Электронное приложение к учебнику П.8 Тетрадь тренажёр, с. 20 (№ 18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема. Рельеф и недра (8 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Формирование земной коры на территории России | 1 | Геологическое летосчисление. Процессы формирования и преобразования земной коры. Платформы России. Горообразование. | Определять основные этапы формирования земной коры на территории РФ по тектонической карте, геохронологической таблице и рисункам Сравнивать тематические карты и выявлять зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит | Определять способы изображения основных тектонических структур и сами тектонические структуры по тектонической карте | формирование ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.9 Атлас, с. 10–13; Контурные карты, с. 8–9 (№ 1–3, 5); Тетрадь тренажёр, с. 18 (№ 1–6), с. 19 (№ 11), с. 24–25(№ 9, 10), с. 28 (№ 5), | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Рельеф | 1 | Равнины России. Различие по высоте, внешнему облику,заселённости и хозяйственной освоенности Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнины Среднесибирского плоскогорья. Крупнейшие горные пояса и горные системы России. Наивысшие точки. | Определять особенности рельефа России по физической карте Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны | Сравнивать физическую карту и карту плотности населения и выявлять воздействия рельефа на расселение людей | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию | П.10 Атлас, с. 10–13; Контурные карты, с.10–11 (№1–5); Тетрадь тренажёр, с. 19(№7–10), с. 21–22 (№ 1, 2), с. 23–24(№ 1–5), с. 25 (№ 7, 8), с. 26 (№ 1), с.29–30 (№ 5, 6), с. 32–33 (№ 2); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов | 1 | Медленные тектонические движения. Землетрясения, вулканизм. Сейсмические пояса и области современного вулканизма. | Определять по физической и тематической картам территории распространения землетрясений и вулканизма | Наносить на контурные карты сейсмические пояса России. Действующие и потухшие вулканы | формирование экологического сознания необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.11 Атлас, с. 10–13; Контурные карты, с. 8–9 (№ 4); Тетрадь тренажёр,с. 19–20 (№ 12–16), с. 22 (№ 3), с. 24 (№ 6), с. 27 (№ 2, 3), с. 33 (№ 3); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Изменение рельефа под воздействием внешних процессов | 1 | Воздействие на рельеф текучих вод.Созидательная работа рек. Древнее и современное оледенения. Ледниковый рельеф. Рельеф и деятельность моря.Воздействие на рельеф ветра. | Определять по тематическим картам границу древнего оледенения и по физической карте приводить примеры возвышенностей. Созданных деятельностью древних ледников | Находить дополнительную информацию ( в Интернете, других источниках) о причинах образования оврагов. об их географическом распространении. О влиянии на хозяйственную деятельность и способах борьбы с эрозией | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и | П.12 Атлас, с. 10–11, 13; Тетрадь тренажёр, с. 20 (№ 17); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Минеральные ресурсы и их использование | 1 | Размещение полезных ископаемых России в зависимости от тектонического строения. Виды минеральных ресурсов по агрегатному состоянию и промышленному использованию. Способы добы чи полезных ископаемых и проблемы их рационального использования. | Практическая работа №4 «Выявление связи между строением земной коры, и размещением полезных ископаемых» | Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования | Наносить на контурные карты угольные и железорудные бассейны, нефтегазоносные районы РФ | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.13 Атлас, с. 12–13; Тетрадь тренажёр, с. 20–21 (№ 19, 20), с. 30 (№ 7); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Земная кора и человек | 1 | Воздействие рельефа территории Рос сии на хозяйственную деятельность на селения. Опасные природные явления,связанные с литосферой. Воздействие хозяйственной деятельности на земную кору. Антропогенный рельеф. | Устанавливать особенности формирования и современного развития рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых | Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правилах безопасности поведения в ситуациях. связанных с их появлением | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования, | П.14 Атлас, с. 10–11, 22–23; Тетрадь тренажёр с. 22 (№ 4), с. 26 (№ 11), с. 30 (№ 8); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Обобщение по теме « Рельеф и недра» | 1 | Подготовленное обсуждение проблемы воздействия рельефа и полезных ископаемых на жизнь и хозяйственную деятельность людей | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию | П.9-14 Атлас, с. 10–13; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Контрольная работа №2 по теме «Рельеф и недра» | 1 | Контрольная работа №2 по теме «Рельеф и недра» | Выполнение вариантов контрольной работы , предлагаемой в тетради – экзаменаторе. С.16-23 | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема. Климат (11 ч)+1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Географическое положение и климат | 1 | Зависимость климата от географической широты. Воздействие на климат положения территории по отношению к центрам действия атмосферы и по отношению к океанам Показатели континентальности климата. | Анализировать климатическую карту мира и определять положение России по отношению к устойчивым и сезонным максимумам и минимумам атмосферного давления | Решать задачи по определению воздействия на климат океанов и степени континентальности климата конкретных территорий России | П.15 ; Атлас, с. 10–11; Тетрадь тренажёр,с. 34 (№ 1, 4, 5); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Солнечное излучение и климат | 1 | Понятие о солнечной радиации и её видах. Распределение солнечной ра диации на территории России и изме нения её величины в течение года. За висимость температуры от количества солнечной радиации. | Определять по картам показателя суммарной радиации и радиационного баланса для различных пунктов и территорий | Решать учебные задачи по расчету угла падения солнечных лучей на конкретные территории в дни солнцестояний и равноденствий | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий | П.16 Тетрадь тренажёр, с. 34 (№ 6, 7),с. 37 (№ 1), с. 46 (№ 2); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Земная поверхность и климат | 1 | Воздействие на климат России рельефа. Формирование местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов. | Выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа | Находить на основе использования климатической карты РФ подтверждения влиянию на климат крупных озер | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | П.17 57; Атлас, с. 10–11, 14–15; Тетрадь тренажёр, с. 34–35 (№ 2, 3, 9, 10), с. 36 (№ 15), с. 38 (№ 4), с. 42 (№ 6), с. 48 (№ 5); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Воздушные массы и их циркуляция | 1 | Свойства воздушных масс разных типов, их повторяемость на территории России. Циркуляция воздушных масс, их воздействие на климатичес кие показатели. | Сопоставлять карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с климатической картой РФ и находить доказательства воздействия циркуляции атмосферы на температуру воздуха и количества осадков | Составлять схему «Типы воздушных масс на территории России и их свойства» | П.18 Атлас, с. 10–11, 14–15; Тетрадь тренажёр, с. 34–35 (№ 2, 3, 9, 10), с. 36 (№ 15), с. 38 (№ 4), с. 42 (№ 6), с. 48 (№ 5); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Атмосферные фронты | 1 | Понятие «атмосферный фронт». Тёплые и холодные атмосферные фронты. Климатические фронты в России. | Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов, обусловленных фронтальной деятельностью | Прогнозировать по синоптической карте изменения погоды в связи с наступлением фронтов | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | П.19 Тетрадь тренажёр, с. 33 (9,11,12,13,) стр.43 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Циклоны и антициклоны | 1 | Понятия «циклон» и «антициклон». Влияние циклонов и антициклонов на погоду. Пути прохождения циклонов и антициклонов по территории России. | Описывать циклональную и антициклональную погоду зимой и летом | Решать задачи на определение циклональных и антициклональных типов погоды | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и | П.20 Атлас, с. 14–15; Тетрадь тренажёр,с. 35 (№ 12), с. 36 (№ 16), с. 37 (№ 2, 3),с. 44 (№ 2); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Распределение температуры воздуха | 1 | Температура воздуха как главный кли матический показатель. Направление июльских и январских изотерм. Значе ние летних и зимних температур для природы и хозяйственной деятельности. | Определять по климатическим картам и климатограммам средние температуры января и июля для различных пунктов | Составлять по климатической карте описание изменения значений температур с запада на восток ( вдоль какой – либо параллели) и с севера на юг (вдоль какого – либо меридиана) | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий | П.21 атлас, с. 14–15; Контурные карты, с. 14–15 (№ 2 и 3 частично); Тетрадь тренажёр,с. 36 (№ 17), с. 39 (№ 1), с. 40 (№ 2); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Распределение осадков и увлажнения | 1 | Годовое количество осадков и их распределение по сезонам года. Неравномерность распределения осадков по территории России. Значение снежного покрова.Испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. | Составлять по климатическим картам описание изменения значений среднегодового количества осадков с запада на восток вдоль параллели 60 с.ш. | Строить по имеющимся данным диаграмму распределения осадков по месяцам года для какого – либо пункта | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | П.22 Атлас, с. 10–11, 14–15, 19, 20–21; Контурные карты, с. 14–15 (№ 2 и 3частично); Тетрадь тренажёр, с. 35 (№ 13), с. 36 (№ 18), с. 41 (№ 4), с. 44(№ 1), с. 45 (№ 1), с. 47 (№ 4), с. 48–49 (№6); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Климатические пояса и области | 1 | Арктический, субарктический, умеренный климатические пояса. Умеренно континентальный,континентальный, резко - континентальный и муссонный климаты умеренного пояса. | Практическая работа №5 «Составление макета климатической карты по заданным значениям» | Составлять сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям в таблично – графической форме | Устанавливать соответствие между климатограммами и типами климата | - оценивать собственную учебную деятельность; - свою самостоятельность при подготовке заданий | П.23 Атлас, с. 10–11, 14–15; Контурные карты, с. 14–15 (№ 1, 4, 5); Тетрадь_ тренажёр, с. 36 (№ 19), с. 38–39 (№ 5–7), с. 40 (№ 3), с. 43 (№ 8), с. 44 (№ 3), с. 46 (№ 3); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Климат и человек | 1 | Благоприятность (комфортность) природных условий для проживания лю дей.Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Воздействие хозяйственной де ятельности на атмосферу и климат. | Практическая работа №6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей » | Определять районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны по тематически картам | Подготавливать и обсуждать сообщения ( презентации) о воздействии климатических условий на человека и способах адаптации к разным климатическим условиям нашей страны | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и | П.24 Атлас, с. 14–15, 19, 22, 38; Тетрадь тренажёр, с. 35 (№ 14), с. 36 (№ 20), с. 39 (№ 8), с. 41 (№ 5), с. 43 (№ 9) Тетрадь практикум. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Обобщение по теме «Климат» | 1 | Подготовленное обсуждение проблем изменения климата под воздействием естественных и антропогенных факторов, мер по сохранению чистоты воздушного океана | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий | П.15-22 Атлас,с. 4–5, 10–11, 14–15, 19, 22; Тетрадь тренажёр, с. 42 (№ 7); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Контрольная работа №3 по теме «Климат» | 1 | Контрольная работа №3 по теме «Климат» | Выполнение вариантов контрольной работы ,предлагаемой в тетради – экзаменаторе. С.24-35 | ; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и | Тетрадь экзаменатор, с. 24–35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема. Внутренние воды и моря (7) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Моря | 1 | Моря бассейнов разных океанов, омывающие территорию России. Общие черты природы морей каждого из бассейнов. Полуострова и острова России. Моря Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого океанов: глубины климат, биологические и минеральные ресурсы, хозяйственное использование. | Описывать географическое положение морей, ранжировать их по глубине, площади, характеру береговой линии | Наносить на контурную карту моря, заливы, проливы, крупнейшие полуострова, острова | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | П.25-26 Атлас, с. 10–11; Тетрадь тренажёр, с. 50 (№ 1, 2), с. 55 (№ 1), с. 56 (№ 3),с. 60 (№ 1); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Внутренние воды России. Реки | 1 | Обеспеченность России внутренними во дами. Годовой водный баланс. Количество и размеры рек. Падение и уклонрек. Сток рек как показатель полноводности рек. Питание и режим рек. | Практическая работа №7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны.» | Составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм Наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки | Выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климатограммам | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий | П.27 Атлас, с. 10–11, 16–17, 22–23; Контурные карты, с. 16–17 (№ 1, 2, 4); Тетрадь тренажёр, с. 50–51 (№ 4–10), с. 54(№ 4, 5), с. 56–59 (№ 5–14), с. 61 (№ 3), с. 63 (№ 1), с. 64–65 (№ 3, 4); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Озера, водохранилища, болота | 1 | Озёра России, их различие по происхождению котловин и наличию стока. Водохранилища: цели создания, последствия строительства. Болота. | Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам Определять по картам крупнейшие водохранилища, подписывать их на контурных картах | Наносить на контурные карты различные типы озер России | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий | П.28 атлас, с. 10–11, 16–17; Контурные карты, с. 16–17 (№ 3); Тетрадь тренажёр, с. 51–52 (№ 11–13), с. 55 (№ 6), с. 60 (№ 16), с. 61–62 (№ 4, 5), с. 63 (№ 9), с. 64 (№ 2), с. 65 (№ 5); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | 1 | Подземные воды, их хозяйственное значение. Современное оледенение на территории России .многолетняя мерзлота, её распространение, воздействие на природу и хозяйственную деятельность. | Определять по картам основные районы распространения горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты | Наносить на контурную карту границы максимального распространения многолетней мерзлоты | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий | П.29 Атлас, с. 10–11, 14–15, 16; Контурные карты, с. 16–17 (№ 5); Тетрадь тренажёр, с. 52 (№ 14, 15), с. 60 (№ 15), с. 62 (№ 6–8); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Вода и человек | 1 | Обеспеченность России и её крупных регионов водными ресурсами. Использование водных ресурсов. Опасные стихийные явления и их предупреждение. Рост загрязнения вод. Ресурсы морей и проблемы их использования. | Практическая работа №8 «Оценка обеспеченности водными ресурсами территории страны» | Определять особенности внутренних вод и меры по их охране Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий | Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений на жизнь населения и особенности развитии | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий | П.30 Атлас, с. 16–17, 29; Тетрадь тренажёр, с. 52 (№ 16–20), с.53 (№ 3); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Обобщение по теме « Внутренние воды и моря» | 1 | Практическая работа № 9 «Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата»; | Выполнение практической работы «Определение взаимосвязи вод суши, рельефа, климата» | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий | П.25-30с. 10–11, 16–17 Тетрадь практикум | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Контрольная работа №4 по теме «Внутренние воды и моря» | 1 | Контрольная работа №4 по теме «Внутренние воды и моря» | Проверка знаний учащихся | выполнение вариантов контроль ной работы, предлагаемой в Тетради экзаменаторе, с. 36–43 | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема. Растительный и животный мир (3) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Растительный мир | 1 | Флора России. Особенности растительного покрова. Растительные сообщества. Зональные и незональные типы растительности. | Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие растительности России состав и разнообразие растительности России. Решать учебные задачи по определению площади разных видов лесов на территории России | Определять на основе сопоставления тематических карт показатели климата территорий, где широко распространены характерные представители зональных типов растительности (тундровой, лес_ ной, степной) | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | П.31 Атлас, с. 10–11, 14–15, 19, 20–21; Тетрадь тренажёр, с. 66 (№ 1–7), с. 68(№ 1), с. 69 (№ 1, 2 частично), с. 70–71 (№ 1, 2); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Животный мир | 1 | Фауна и особенности животного мира России. Эндемичные виды животных. Зональность в распространении животного мира. Приспособление животных к конкретным природным условиям. | Практическая работа №10 *«Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса | Выявлять факторы, определяющие разнообразие состава животного мира Устанавливать характерных для зональных типов растительности России животных. | Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать сообщения (презентации) о животных России, занесённых в Красную книгу, и мерах по их охране (о животном мире региона своего проживания) | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.32 Атлас, с. 10–11, 20–21; Тетрадь тренажёр, с. 66 (№ 8), с. 67 (№ 1, 10, 11), с. 69 (№ 2 частично, 3), с. 70 (№ 2); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Биологические ресурсы и человек. Обобщение по теме «Растительный и животный мир» | 1 | Ресурсы растительного мира. Ресурсы животного мира, промысловые животные. Охрана редких и исчезающих представителей органического мира. | Контрольная работа №5« Растительный и животный мир» | Оценивать место России в биологических ресурсах мира, долю в мировых запасах древесины | Определять основные биологические ресурсы лесных и безлесных территорий. Возможно проведение контрольной работы (Тетрадь_ экзаменатор с. 44–47) | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | П.33 Атлас, с. 20–21; Тетрадь тренажёр, с. 66 (№ 9), с. 67 (№ 2, 12), с. 68 (№ 3); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема. Почвы (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Почвы и факторы их образования | 1 | Почва как особое природное тело. Состав почв. Плодородие почв и определяющие его факторы: содержание гумуса, состав минеральной части,структура, влажность. Почвообразу ющие факторы. В.В. Докучаев — основоположник почвоведения. | Наблюдать образцы почв, выявлять их состав Составлять таблицу (схему) «Состав почв». | Анализировать схему почвообразующих факторов и конкретизировать её примерами непосредственного проявления воздействия каждого фактора на формирование почвы | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | Тетрадь тренажёр, с. 72 (№ 1–6), с. 73 (№ 1), с. 74 (№ 3, 4), с. 76 (№ 1,2), с. 78 (№ 1); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Основные типы почв России | 1 | Строение почвенного профиля, почвен ные горизонты. Зависимость типов почв от климата и зональных типов растительности. Зональные почвы России, их размещение на территории России. | Определять по карте почв главные зональные типы почв и закономерности их распространения | Составлять карту растительности (природных зон) с картой почв и выявлять взаимосвязь растительного и почвенного покрова | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и | П35 атлас, с. 18–21; Тетрадь тренажёр, с. 72–73 (№ 2, 7–10), с. 75 (№ 1, 2),с. 76 (№ 3), с. 78 (№ 6); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Почвы и человек | 1 | Почвенные ресурсы и их использование. Оценка плодородия почв. Эрозия почв,антропогенные причины развития эрозии, методы борьбы с эрозией. Мелиорация земель. Охрана почв и меры по сохранению их плодородия. Рекультивация земель. | Практическая работа №11 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности» | Определять структуру земельного фонда России Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности | Основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.36 Атлас, с. 18–19; Тетрадь тренажёр,с. 73 (№ 11, 12), с. 75 (№ 3, 4), с. 77 (№ 4, 5), с. 79 (№ 2, 3); Тетрадь практикум, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Обобщение по теме «Почвы» | 1 | Контрольная работа №6 по теме «Почвы» | Выполнение вариантов контрольной работы предла- гаемой в тетради экзаменаторе, с.48-53 | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | П.34-36 Атлас, с. 18–21; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема. Природно – хозяйственные зоны (11 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Природные районы и природно – хозяйственные зоны | 1 | Разнообразие природных территориальных комплексов России. Принципы выделения природных комплексов. Зо нальные и незональные природные комплексы. Взаимообусловленность их компонентов. Преобразование природных зон в хозяйственные природные зоны. | Сравнивать природную зональность крупных природных районов, используя тематические карты | Решать задачи по определению доли природно-хозяйственных зон в площади страны и численности ее населения, выражая полученные результаты в графической форме | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и | П.37 Атлас, с. 8, 20–21; Контурные карты,с. 18–19 (№ 1); Тетрадь тренажёр, с. 80 (№ 1–4), с. 87 (№ 1), с. 94–95 (№ 1, 2); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр | 1 | Географическое положение. Климат.Воздействие многолетней мерзлоты. Растительность и почвы. Животный мир. | Определять по картам особенности географического положения арктических пустынь, тундр и лесотундр | Составлять характеристику природы зоны по типовому плану | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.38 Атлас, с. 14–15, 18–21; Тетрадь тренажёр, с. 80 (№ 6), с. 81 (№ 8), с. 83(№ 2), с. 85 (№ 7 частично); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Население и хозяйство в Арктике и тундре | 1 | Население. Хозяйственная деятельность. Экологические проблемы. | Определять особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности | Сопоставлять карты природных зон и выявлять причины плотности населения | - оценивать собственную учебную деятельность; - свою самостоятельность при подготовке заданий | П.39 Атлас, с. 20–23, 26–27; Тетрадь тренажёр, с. 81 (№ 9), с. 86 (№ 9 частично), с. 90 (№ 2), с. 92 (№ 6 частично); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Природа лесных зон | 1 | Географическое положение. Климат зоны таёжных и смешанных и широколиственных лесов. Почвенный по кров. Животный мир. | Определять по картам особенности географического положения зон таежных и смешанных и широколиственных лесов | Составлять характеристику природы зон по типовому плану | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.40 Атлас, с. 14–15, 18–21; Контурные карты, с. 18–19 (№ 2); Тетрадь тренажёр, с. 80 (№ 7), с. 81 (№ 10–13),с. 83 (№ 3), с. 85 (№ 7 частично),с. 89 (№ 1), с. 90 (№ 3) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Население и хозяйство лесных зон | 1 | Население. Хозяйственная деятельность. Экологические проблемы. | Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения | Определять особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | П.41Тетрадь тренажёр, с. 86 (№ 9 частично), с. 87–88 (№ 2, 3), с. 92 (№ 6 частично), с. 94 (№ 10); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Природа лесостепей и степей | 1 | Географическое положение. Климат. Естественная растительность лесостепей и степей. Почвенный покров.Животный мир. | Определять по картам особенности географического положения зон лесостепей и степей | Составлять характеристику природы зон по типовому плану | - оценивать собственную учебную деятельность; - свою самостоятельность при подготовке заданий | П.42 Атлас, с. 14–15, 18–21; Тетрадь тренажёр, с. 81–82 (№ 14–17), с. 85 (№ 7 частично), с. 86 (№ 8); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Население и хозяйство лесостепей и степной зон | 1 | Население. Хозяйственная деятельность. Экологические проблемы. | Практическая работа №12 *«Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах» | Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения | Определять особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.43 Атлас, с. 14–15, 20–23, 26–27, 38; Контурные карты, с. 18–19 (№ 3);Тетрадь тренажёр, с. 86 (№ 9 частично), с. 89 с. 93 (№ 8, 9); № 5), с. 91 (№ 4), с. 92 (№ 6 частично) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Засушливые территории России | 1 | Географическое положение. Климат и воды. Органический мир. Хозяйствен ная деятельность и экологические проблемы. | Практическая работа №13«Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон» | Определять по картам особенности географического положения зон полупустынь и пустынь | Составлять характеристику природы зон по типовому плану | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.44 Атлас, с. 14–15, 18–21, 26–27; Тетрадь тренажёр, с. 80 (№ 5), с. 84 (№ 4), с. 85 (№ 7 частично), с. 86 (№ 9 частично),с. 88–89 (№ 4); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Горные области | 1 | Характер высотной поясности в горахРоссии. Население и хозяйственная деятельность в горах. | Выявлять причинно – следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности территории | Выявлять воздействие горного рельефа на расселение людей и хозяйственную деятельность | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | . П 45 Атлас, с. 20–21; Контурные карты, с. 18–19 (№ 4);Тетрадь тренажёр,с. 82 (№ 18), с. 93 (№ 7); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Охрана природы и особо охраняемые территории (ООПТ) | 1 | Понятие «рациональное природопользование».Территории с неблагоприят Ной экологической ситуацией. Особоохраняемые природные территории, их количество, виды и размещение по территории России. | Практическая работа №14 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района» | Определять виды и особенности их распространения на территории страны по карте особо охраняемых территорий | Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать презентации о важнейших ООПТ и памятниках Всемирного наследия на территории РФ | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.46Атлас, с. 19, 20–21, 64; Контурные карты, с. 22–23 (№ 1–5); Тетрадь тренажёр, с. 82 (№ 19, 20); Тетрадь практикум, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Обобщение по теме «Природно хозяйственные зоны | 1 | Контрольная работа № 7 « Природно – хозяйственные зоны» | Подготовленное обсуждение проблемы «Могут ли антропогенные изменения природно – хозяйственных зон привести к тому, что зоны перестанут отличаться друг от друга?» (учебник, с.130, «Вопросы для обсуждения» | Выполнение вариантов контрольной работы, в предлагаемой в тетради – экзаменаторе, с.54-61 | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | П.37-46 атлас, с. 14–15, 18–23, 26–27; Контурные карты, с. 18–19 (№ 5); Тетрадь тренажёр, с. 83 (№ 1), с. 84–85 (№ 5,6), с. 89 (№ 5), с. 91 (№ 5); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3.Население России(12ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Численность населения | 1 | Численность и динамика населения России. Геодемографическое положение. Современное состояние естественного и механического движения населения. | Определять место России по численности населения на основе статистических данных | Определять и сравнивать по статистическим данным естественный прирост населения в разных частях страны, регионе своего проживания | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.47-48 Атлас, с. 4–5, 22; Контурные карты,с. 24–25 (№ 5); Тетрадь тренажёр, с. 96 (№ 1–3), с. 98–99 (№ 1, 2), с. 107 (№ 1); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Мужчины и женщины | 1 | Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. | Определять по статистическим данным соотношение мужского и женского населения в разных районах страны | Решать задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.49 Тетрадь тренажёр, с. 96 (№ 5), с. 109 (№3); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Молодые и старые | 1 | Возрастной состав населения России и определяющие его факторы. Средняя продолжительность жизни. Половозрастная (демографическая) пирамида. | Практическая работа №15 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России» | Анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды населения России Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других стран мира по статистически данным | Готовить и обсуждать сообщения ( презентации) о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения | П формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | .50Атлас, с. 4–5; Тетрадь тренажёр, с. 96 (№ 6, 7), с. 105 (№ 1), с. 108–110 (№ 2,4); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Народы | 1 | Расовый и национальный состав населения России. Наиболее многонациональные районы страны. | Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим материалам | Определять особенности размещения России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с политико административным делением РФ | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.51 Атлас, с. 4–5, 24–25; Контурные карты, с. 26–27 (№ 5);Тетрадь тренажёр, с. 96–97 (№ 8–11), с. 101–102 (№ 1–3),с. 110 (№ 5); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Языки | 1 | Языковые семьи народов России. Языки индоевропейской семьи. Язык меж национального общения. Крупнейшие языки мира. | Определять по карте основные языковые семьи ( и группы), территории России, где они наиболее широко распространены | Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.52 Атлас, с. 24–25;Тетрадь тренажёр, с. 97 (№ 14), с. 99 (№ 3); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Религии | 1 | Число верующих в России. Исповедуемые религии. Основные районы распространения разных религий. | Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России | Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры православия, ислама, буддизма | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.53Атлас, с. 24–25;Тетрадь_тренажёр,с. 97 (№ 12, 13), с. 99 (№ 4), с. 102 (№ 4), с. 105 (№ 2); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Размещение населения | 1 | Средняя плотность населения в Рос сии. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Географические особенности размещения российского населения. | Выявлять закономерности размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам | Наносить на контурную карту основную зону населения и хозяйственного освоения, зону Севера | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.54 Атлас, с. 4–5, 20–23; Контурные карты, с. 24–25 (№ 1–4), с. 26–27 (№ 3);Тетрадь тренажёр, с. 97 (№ 15, 16),с. 98 (№ 18), с. 103 (№ 5); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Города России. Урбанизация | 1 | Городские поселения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Городские агло мерации. Урбанизация. | Определять виды городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны Обсуждать социально – экономические проблемы в крупных городах Выявлять особенности урбанизации в России | Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.55 Атлас, с. 4–5, 22–23, 26–27; Контурные карты, с. 26–27 (№ 1, 2); Тетрадь тренажёр, с. 99–100 (№ 5–7),с. 103 (№ 6, 7), с. 104 (№ 8 частично), с. 106 (№ 3, 4), с. 111 (№ 6, 7); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Сельские поселения и сельское население | 1 | Сельские поселения и сельская местность. Отличия сельских поселений от городских. Размещение сельских поселений по территории страны. Зональные типы сельских поселений. | Практическая работа №16 *«Разработка проекта «Мой населенный пункт» | Определять виды сельских населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны Определять зональные типы сельских поселений | Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.56.Атлас, с. 4–5, 22–23; Тетрадь тренажёр, с. 97 (№ 17), с. 98 (№ 19), с. 104 (№ 8 частично); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Миграции населения | 1 | Понятие о миграциях. Виды миграций. Влияние миграций на жизнь страны. Внутренние и внешние миграции. | Практическая работа №17 «Характеристика особенностей движения населения России» | Определять по статистическим данным и тематической карте территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения | Определять на основе анализа схем разные виды миграций и вызывающие их причины | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.57 Атлас, с. 4–5, 23; Контурные карты, с. 26–27 (№ 4);Тетрадь тренажёр, с. 96 (№ 4), с. 98 (№ 20), с. 104 (№ 9); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Обобщение по теме «Население России»
| 1 | Контрольная работа №8 по теме «Население России» | Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», учебник,с.158 | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | П.47-57 Атлас, с. 4–5, 22–25; учебник,с.158Тетрадь экзаменатор, с. 62–71; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Итоговая проверочная работа№9 за курс 8 класса | 1 | Выполнение вариантов итоговых проверочных работ № 1-2 , в предлагаемой в тетради – экзаменаторе, с.72-89 | оценивать собственную учебную деятельность; - свою самостоятельность при подготовке заданий | Атлас; Тетрадь экзаменатор с. 72–89 |
Раздел 1 Географическое пространство России (8 ч)+1
Раздел 2. Природа России (43 ч)+3
Тема. Рельеф и недра (7 ч) +1
Тема. Климат (11 ч)+1
Раздел 3.Население России(11)+1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....