Конкурс " Знатоки географии"
методическая разработка по географии (8, 9 класс)
Конкурс направлен на углубление и расширение географических знаний детей,а также преследует воспитательные цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_znatok_geografii.docx | 40.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»
Конкурс: «Знатоки географии»
разработала и провела
учитель географии: Колабкина В.В.
С.Кушки
2019
1)Стихотворение « Моя любимая Россия!»
Моя прекрасная страна!
Ты мне как ангел! Как Мессия!
Как чудо жизни отдана!
Нигде помимо не найти мне
Подобных красок над рекой…
Нигде, нигде, моя Россия
Мне не найти страны такой
Твои просторы безграничны
И доброты ты вся полна…
И от себя скажу я лично
Люблю тебя, моя страна!
(Диана Говасари)
2)Песня «Россия ты моя звезда»
Цели мероприятия закрепить знания, полученные при изучении ФГ, о природных компонентах (ПК) и природных районах (ПР), продолжить формирование умений работать с различными картами; развивать навыки общения учащихся при групповой работе ;воспитывать эстетически, нравственно, патриотически.
Оборудование: физическая карта России; карта физическая; карточки-задания; дополнительная литература; аудиозаписи.
Ход мероприятия:
Мы изучаем географию России в 8-9 классах и знаем, что наша Родина огромная, удивительная и богатая страна со своими водными, лесными и минеральными ресурсами, красивыми природными районами.
Наш сегодняшний конкурс посвящен - Географии нашей любимой Родины.
Вашему вниманию будут предложены задания.
Кто правильно ответит на вопрос (учитывается скорость ответа) получит жетон.
В конце мы выясним, кто - же является знатоком географии?
Итак:
1 конкурс. “Тайны в конверте № 1”
Прочитав отрывок, вы должны определить, о каком природном районе идет речь
Текст. “В переводе с тюркского языка означает “пояс”. Своеобразием является отчетливо выраженная ассиметрия его западного и восточного склонов, много карстовых воронок, пустот, пещер. Создано много прудов – водохранилищ. Континентальность климата нарастает с севера-запада на юго-восток. (Урал).
Текст. “Горы расположены в глубине материка на значительном расстоянии от океанов. Они богаты железными, полиметаллическими рудами золотом и другими ресурсами. Климат меняется от континентального до резко континентального. Почти везде встречаются в виде островков многолетняя мерзлота”. (Пояс гор Южной Сибири).
Текст. “В Центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все “пятитысячники” России. Горные реки бурные. У основания лесного пояса распространены заросли колючих кустарников – шибляка. Ведется заготовка древесины бука, ели, пихты, дуба, сосны. Этот район известен как место отдыха, туризма, лечения. (Кавказ).
Текст. Это преимущественно горная территория, расположенная в области мезозойской и кайнозойской складчатости. Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова невелика, поэтому грунты промерзают на значительную глубину. Здесь можно встретить каменно-березовые леса, шеломайник, борщевик, маньчжурский орех, дикие яблони и груши. Деревья перевиты лианами. (Дальний Восток).
Текст. “Площадь равнины в пределах России около 3 млн. км?. Главная особенность ее рельефа- равнинность. Континентальность нарастает к востоку и особенно к югу-востоку. Самое большое озеро равнины имеет среднюю глубину- 51 м, площадь-17 700 км?. Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали ее заселению и освоению с давних времен”. (Русская равнина).
Природные районы определены, попытаемся раскрыть тайны второго конверта.
2 конкурс. “Тайны в конверте № 2” (сразу)
В ваших карточках перечислены названия растений и животных, характерных для природных зон тундры, тайги, степи. Внимательно прочитайте. Лишнее вычеркните.
1-я карточка. Тундра.
- сфагнум, берёза, колокольчик, яблоня, пихта, гусь,
- лемминг, суслик, песец, сова, утка, волк, верблюд, чайка.
2-я карточка. Тайга.
- ель, берёза, фикус, брусника, абрикос, сосна, лиственница.
- медведь, соболь, тушканчик, ласка, куница, рысь, черепаха.
3-я карточка. Степь.
- ковыль, типчак, тюльпан, копытень, кислица, тимофеевка, колокольчик, василёк, чабрец.
- заяц, полёвка, глухарь, гадюка, кулан, олень, сурок.
Только что Вы зачитывали перечни различных растений, конечно, самыми красивыми являются цветковые. Песню о Волшебном Цветке для Вас споет Лиза Асаева.
Песенка » О волшебном цветке» Асаева Лиза. (1 класс )
Волшебный Цветок, который зовется мечтой, ищут многие, но находят не все.
Можно ли отнести поэтов и писателей к этим счастливчикам?
Пожалуй, да!
Ведь именно, они сумели разглядеть красоту природы, нравы и обычаи народа и запечатлеть их в художественных произведениях.
Послушаем некоторые из них и попытаемся ответить на вопросы.
3 конкурс. Викторина “Литературная география”
Вопрос. О каких горах, и о какой закономерности географической оболочки Земли говорится в отрывке из стихотворения А.С. Пушкина!”? Задания читают дети
Чт.1. Елисеева В.
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье.
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них , низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
(О Кавказе, о высотной поясности). Наличие высотных поясов в горах обусловлено изменением с высотой климатических условий, а, следовательно – типов почв, растительности, животного мира.
Вопрос. Характер течения, какой реки описывает М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении?
Чт.2 Елисеева В.
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но. По степи разбегаясь,
Он, лукаво принял вид.
И.приветливо ласкаясь, морю Каспию журчит:
Расступись о старце море.
Дай приют моей волне.
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
(Характер Терека, типичный горной реки, текущей в Кавказских горах. По выходе на Прикаспийскую низменность Терек приобретает черты равнинной реки с более спокойным течением.)
Вопрос.
О каком пути и острове идет речь?
А лежит наш путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана
А вот еще отрывки из известных произведений.
Вопрос. О каких
погодных вихрях идет речь?
Найдите их характеристики.
Мороз и солнце, день чудесный...
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
А ты печальная сидела
- А ныне...погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
Вопрос. Что это за «Географические объекты и явления».
- «Бежать, бежать - не добежать, лететь - не долететь» (Горизонт).
- «Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что такое?» (Географическая карта).
- «Кругом вода, а с питьем беда» (Море).
- «Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя» (Болото).
- «Виден край, да не дойдешь» (Горизонт)
Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течёт вода (Туча) |
Всё промыла и ушла. И сады, и огороды Всей округи полила (Гроза) |
Расписные ворота Показались на пути! В них не въехать, ни войти!(Радуга) |
Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет(Ветер) |
4 конкурс. “Тайна в конверте № 3”
Зачитать отрывок, узнать природный компонент:
Текст. “В.В.Докучаев назвал этот природный компонент “зеркалом” природы, подчеркивая нам тем самым, что ПК отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия. (Почва).
Текст. “Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А. И. Воейков писал, что это “…продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы. (Вода или внутренние воды).
Текст.“Этот ПК оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека…. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающаяся поверхность”. (Климат)
Текст. Этот ПК определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. ПК предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот ПК тоже приспособился к определенным условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв”. (Растительность)
А сейчас РАЗОМНЕМСЯ! (звучит мелодия)
( Дети выходят из-за парт и складывают впереди себя вытянутые руки в виде указателя. )
В каком направлении находится Москва?
Куда течет река Волга?
Где находится северный полюс?
В каком направлении находится Кавказские горы?
Покажите, в какой стороне от нас п-ов Камчатка?
В каком направлении от нас г. Саранск?
“Географический театр
- ”Вы должны представить процессы и явления в динамике, как пантомиму:
- “Ветровые волны”,
- “Снежная лавина”,
- “Ураган”,
- «Наводнения»,
- «Заморозки»,
- «Засуха»
Все неблагоприятные природные явления мы ,конечно переживем, если будем дружить!
Песня «Дружба» исп. Елисеева В., Кузьмина ЕВ.
Друзья никогда не бывают лишними, а среди географических понятий такие есть
5 конкурс. “Третий лишний” (сразу)
Вопрос: На листе бумаги три географических термина, понятия, географических названия. Надо определить, что лишнее.
- БЕРИНГОВО, ОХОТСКОЕ, ЭЛЬБРУС
- КАМЧАТКА, ЧУКОТКА, ЯНА
- САХАЛИН, КУРИЛЫ, САЯНЫ
- БЕРИНГОВО, ОХОТСКОЕ, ОНЕЖСКОЕ
- ЦУНАМИ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ, БРИЗ
- ХИБИНЫ, ДЖУГДЖУР, р. УРАЛ
- ТАЙМЫР, УРАЛ, КАВКАЗ
- ТАЙМЫР, КОЛЬСКИЙ, САЯНЫ
- АМУР, ЗЕЯ, БЕЛУХА
- ОХОТСКОЕ, ЧЕРНОЕ, ТИХИЙ.
Что такое география без карты - это как песня без слов или птица без крыльев, поэтому мы переходим к конкурсу» Знаток карты»
6 конкурс. “Знаток карты” ( по одному от команды)
Ученик получает карточку, где указывается ПТ. Определив, где находится это территория, должен показать объект на карте.
- Полуостров Кольский
- Хребет Сихотэ-Алинь
- г. Бырранга
- вдп.Кивач
- Северные Увалы
- р. Терек
- Ладожское озеро
- Хребет Черского
- р. Яна
- Приленское плато
- Хибины
- п-ов Камчатка
- Онежское озеро
- Телецкое озеро
- Бодайбо
- Валдайская возвышенность
- Старый Оскол
- Г.Мунку Сардык
Без терминов нет ни одной науки. География, не является исключением
7 конкурс. Термин – определение ( Сразу)
Каждый ученик получает карточки, где указаны термины по теме, даны определения к ним. Нужно найти соответствие между термином и определением. Каждый игрок берет по 1 заданию и одному дополнительному. Учитель оценивает (звучит музыка)
Благоприятные сочетание тепла и влаги для выращивания растений.
Количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях
Повышение температуры с высотой
Ветер, меняющий направление дважды в год.
Наука о климате
Количество солнечной радиации, поглощенное земной поверхностью.
Сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы.
Часть солнечной радиации, рассеянная в атмосфере.
Ветер, достигающий огромной скорости.
Факторы, оказывающие влияние на формирование климата.
Количество влаги, которое испаряется с поверхности.
Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
Линии равного давления.
Линии, соединяющие точки с одинаковым значением температуры
Агроклиматические ресурсы, испаряемость, температурная инверсия, муссон, климатология, поглощенная солнечная радиация, пыльные бури, рассеянная солнечная радиация, ураган, климатообразующие факторы, испарение, циклон, антициклон, изобары, изотермы
В жизни каждого есть самое любимое место,
самый красивый цветок,
самый лучший друг!!!
Так и в географии многое начинается со слова самое…
Итак,
8-й конкурс. “ Самое, самое… ”( кто быстрее)
Назовите самое горячее озеро России? (Фумарольное на Камчатке)
Назовите самый широкий пролив России? (Берингов)
Назовите самый большой остров России? (Сахалин)
Какие горы самые высокие? (Кавказские)
Где в России самая холодная зима? (В Оймяконе)
Назовите самую длинную горную систему России? (Урал)
Назовите самую длинную реку, текущую только по территории России? (Лена)
Где в России самые высокие приливы? (Пенженская губа Охотского моря)
Самая извилистая река? (Пьяна, приток Суры в Нижегородской области)
Какой полуостров России самый большой? (Таймыр)
Когда МАССР была переименована РМ?(1994г.)
Мордовский край одна из частиц нашей великой Родины ...
Стихотворение о Мордовии « Мой край родной»
Мой край, родной, Мордовская земля
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи.
Люблю твоих нарядов простоту
Твои обряды, звучный твой язык.
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык.
Мой светлый край, любимый отчий край!
Весенних зорь малиновый простор!
В сыновнем сердце ты рождаешь май.
Чаруешь и ласкаешь слух и взор.
Конечно, каждый из нас любит самую красивую Республику – Мордовия
О ней песня: Песня «Мой край!
9-й конкурс Республика Мордовия – часть Русской платформы
Сейчас мы выясним, насколько хорошо нам знакома география родной Республики?
- На какой возвышенности расположена территория РМ?
- Среднерусской
- Приволжской
- Общий Сырт
- С какими республиками и областями граничит наша РМ?
- Чувашия
- Татарстан
- Кировская область
- Ульяновская область
- Нижегородская область
- Какова площадь нашей республики?
- 8,3 тыс.кв.км;
- 26,2 тыс.кв.км;
- 28,3 тыс.кв.км;
- Протяженность республики с севера на юг и с запада на восток соответствует примерно:
- 300 и 200 км;
- 200 и 150 км;
- 140 и 300 км;
- Какие из перечисленных рек берут начало на территории Мордовии:
- Сура;
- Инсар;
- Мокша;
- Сивинь;
- Что является основным фактором формирования современного рельефа РМ?
- сейсмические процессы;
- эрозионные процессы;
- песчаные бури;
- Каков климат Республики Мордовия?
- Резко-континентальный;
- арктический;
- умеренно-континентальный;
- морской;
- Какие типы почв встречаются на территории РМ?
- тундрово-глеевые;
- дерново-подзолистые;
- черноземы;
- серые лесные;
- подбурые;
- Какую часть территории занимают лесные массивы?
- более половины;
- половину;
- одну четвертую;
- Какие деревья характерны для мордовских лесов?
- дуб,
- клен,
- береза,
- липа,
- бук,
- кипарис
Подведение итогов.
Сегодня мы вспомнили только часть природных районов России,
Переоценить роль « родной земли» сложно,
Но я хочу обратиться к вам со словами известной песни.
Любите Россию
И будьте России навеки верны!
Читается стихотворение:
Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей…
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
М. Лисянский
Песня: Расскажи, о чем мечтаешь ты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков географии, 7класс
Муниципальный конкурс для учащихся 7 классов. Проводится поэтапно, школа представляет одну команду....
Конкурс знатоков географии 1. 8-11 классы
Разработка "Конкурса знатоков географии" преднаначена для мероприятия с учащимися 8-11 классов....
Конкурс знатоков географии.
Внеклассное мероприятие по географии в 9 классе....
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Конкурс знатоков географии
Методический материал "Конкурс знатоков географии"...
Конкурс знатоков географии для учащихся 6-7 классов.
Внеклассное мероприяти по геогрфии 6-7 классы....
Конкурс знатоков географии 3
Задания конкурса позволяют проверить как знания программного материала, так и знания за пределами учебника географии, они носят творческий и познавательный характер....