Методическая статья "Как повысить интерес к своему предмету и учебную мотивацию школьника"
статья по географии
Методическая статья раскрывает проблему над которой работает учитель. В статье даются основные определения учебных понятий, раскрывается суть проблемы и предлагаются пути решения и выбор средств, формирующие у учащихся мотивацию к получению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая статья «Как повысить интерес к своему предмету и учебную мотивацию школьника»
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомли́нский
Цель работы: Повысить качество обучения учащихся по предмету «География », развить познавательную активность на уроках теоретического и практического обучения, повысить интерес к учебной деятельности,
Каждый учитель желает, чтобы его ученики не только хорошо учились, а учились с интересом, были любознательны и имели большое желание получать знания. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «есть способности, но не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Для начала определим, что такое мотив и мотивация.
Мотив - это источник деятельности любого человека. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать. Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности
Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить цели, преодолевать трудности на пути достижения цели. Предвидеть результат своей учебной деятельности.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он не проявляет к учебе никакого интереса, относится к учению и знаниям равнодушно, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Возникает вопрос - как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала.
2. Стиль общения учителя и учащихся.
3. Организация учебной деятельности
Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей учащихся не имеет для них какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов, а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Для этого необходимы:
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения;
2. Использование, показ, выделение различных элементов, привлекательных сторон содержания;
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной (в социуме)
б) личностной ( самоанализ , самооценка, самоутверждение)
5. Межпредметные связи (связь теории с практикой)
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к учащимся.
2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, высказывание собственного мнения.
3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.)
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации : 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.
Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации.
Динамично помогает начать урок такой приём, как «Здравствуйте, я рада вас видеть», что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.
Отсроченная загадка.
В начале урока учитель загадывает загадку (или сообщает малоизвестный факт), отгадку которой можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.
Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.
Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые разные предметы, объекты, явления и т.д .Очень интересно по географии классифицировать, например горы по их высоте, материки, по мере их открытия и изучения, природные зоны, почты и т.д . Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
(Представьте, что у вас есть информация, а в тексте имеются географические ошибки - найдите их и исправьте)
Взаимоопрос – ученики задают вопросы друг другу.
Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.
На своих уроках я часто использую прием - .
«Хочу все знать» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, серии картинок. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Творческий подход на уроке и домашние творческие работы способствуют развитию речи детей.
Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.
“Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.
На заключительном этапе урока используем метод рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Множество примеров можно привести.
Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Методическая ценность приемов:
-активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.
И так, мы ответили на вопрос, который стоял перед нами:
Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Как родителям повысить учебную мотивацию школьника на уроках технологии»
Памятка для родителей «Как родителям повысить учебную мотивацию школьника на уроках технологии»...
Методическая разработка "Учебная мотивация школьников"
В презентации содержится информация о методах мотивации деятельности учеников и причинах снижения учебной мотивации....
Статья "Возможности ученической научно-практической конференции в развитии мотивации школьников"
Статья "Возможности ученической научно-практической конференции в развитии мотивации школьников"...
Статья по теме Развитие потенциальных способностей и учебной мотивации у школьников на уроках англ. языка
Статья по теме Развитие потенциальных способностей и учебной мотивации у школьников на уроках англ. языка...
Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"
Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"...
Ситуация успеха, или как повысить учебную мотивацию школьника
В своей профессиональной деятельности я всегда стремлюсь к тому, чтобы сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебной деятельности, создать на уроках ситуацию успеха для к...