Статья "Возможности ученической научно-практической конференции в развитии мотивации школьников"
статья (8, 9, 10, 11 класс) по теме
Статья "Возможности ученической научно-практической конференции в развитии мотивации школьников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краснянская Р.Ф. учитель химии
ГБОУ СОШ № 162 Калининского
района Санкт-Петербурга
Возможности ученической научно-практической
конференции в развитии мотивации школьников
Традиционный способ организации учебного процесса ограничивает возможности интеграции предметных знаний и построения учеником комплексных суждений, связанных с окружающим миром (или отдельными его аспектами) в целом. Содержание предметов естественно-научного цикла наиболее адекватно исследовательским задачам, решая которые ученик получает опыт развития целого спектра умений. В конечном счёте, происходит развитие базовой компетентности школьника, основанной на исследовательских умениях и сотрудничестве в познавательной деятельности. В поиске ответов на достаточно сложные вопросы естественно-научного характера, связанные с реальными проблемами жизни человека, города, общества, школьник учится анализу и синтезу информации, проверке её достоверности, выявлению актуальности и т.п., т.е. всему тому, чему должна учить гимназическая образовательная программа. Кроме того, представляя разработанную проблему, отвечая на вопросы, участвуя в общей дискуссии ученик получает опыт успешной исследовательской деятельности и приобретает личностно-значимые знаний, которые могут быть применены в его реальной жизни, что существенно развивает внутреннюю образовательную мотивацию.
- Ученическая научно-практическая конференция. План
«Экологические проблемы Санкт-Петербурга»
Вы получите возможность познакомиться с докладами:
1.Влияние промышленных предприятий на экологию города.
2. Радиационный фон в городе. Оказывает ли влияние Ленинградская атомная электростанция на повышение уровня радиации?
3. Проблемы утилизации твердых бытовых отходов в С-Петербурге.
4. Влияние теплоэлектростанций и гидроэлектростанций на окружающую среду.
Формат конференции предполагает возможность задать вопросы авторам докладов.
- Научно-практическая конференция старшеклассников:
образовательный потенциал ученика и профессиональные возможности учителя – информационное сообщение (опыт проведения конференций в гимназии, тематика конференций, оценка роста исследовательской квалификации учеников и педагогов, межпредметные связи)
- Обсуждение содержательной части.
Проблемные вопросы:
- как вовлечь учителей в работу по подготовке и проведению конференции?
- можно ли избежать перегрузок учащихся, проводя конференции по предметам?
- ставить ли отметки за участие в конференции?
- есть ли ограничения в использовании данной технологии в зависимости от предметной области?
- с какого возраста вовлекать учеников в практику научно-практических конференций?
Что дает участие в конференции ученику и учителю?
- Сама форма конференции расширяет традиционные формы обучения, она необычна, привлекательна для ученика, дает возможность почувствовать себя ответственным, значимым, а также проявить те качества, которые трудно проявить на уроках.
- Происходит знакомство с вопросом с разных точек зрения, а следовательно, вопрос становится понятным, значит, интересным, а через это повышается образовательная мотивация.
- Проблематика конференции выходит за рамки школьной программы, а содержание соответствует событийному контексту жизни ребенка, что дает возможность быть причастному к общим проблемам.
- В ходе подготовки ученик пользуется различным инструментарием, т.е. развивает общие учебные умения, которые помогают решать образовательные проблемы в целом.
- Ученик имеет возможность получить опыт успешного публичного выступления перед заинтересованной аудиторией – технология гарантирует ситуацию успеха.
- Образовательная мотивация развивается в условиях пространства выбора. Конференция дает возможность выбора содержания (что интереснее), роли (освещение проблемы, подготовка эксперимента и т.п.) и т.д. в результате коллективного обсуждения, сопровождения учителем.
- Нет очевидной связи между проделанной работой и оценкой, следовательно, учим ребенка трудиться ради успешной деятельности, повышаем значимость полученных знаний, опыта.
Использование инновационных методов обучения – дело трудоемкое и времениемкое.
Но почему учитель занимается этим?
- Происходит рост квалификации учителя, т.к. учитель сам учится, расширяет предметный кругозор, знакомится с новым в науке;
- Сотрудничество в методическом объединении происходит неформально, чем больше решается конкретных задач, тем больше возникает общее понимание методик, форм работы и т.п.
- В ходе подготовки конференции учитель имеет возможность глубже узнать учеников, что поможет улучшить взаимопонимание между учениками и учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»
Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...
публикация в сборнике материалов II Международной научно-практической заочной конференции "Новые образовательные технологии"
Технология учебного проектирования при обучении английскому языку...
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»
Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...
Участие в научно-практических семинарах, конференциях.
Учителю необходимо постоянно пополнять свои знания и обновлять свой опыт. Участие в разного рода конференциях, "круглых столах", семинарах даёт возможность почерпнуть новое, поделиться своим...
Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"
Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"...
Статья в III Всероссийской (заочной) научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 01-30 апреля 2016 года
Организация методической работы как фактор развития профессионализма педагогических работников в условиях гимназии...
Научно-практическая студенческая конференция
Сборник студенческих статей...