Статья "Возможности ученической научно-практической конференции в развитии мотивации школьников"
статья (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Краснянская Раиса Фёдоровна

Статья "Возможности ученической научно-практической конференции в развитии мотивации школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Краснянская Р.Ф. учитель химии

 ГБОУ СОШ № 162 Калининского

района Санкт-Петербурга

Возможности ученической научно-практической

конференции в развитии мотивации школьников

Традиционный способ организации учебного процесса ограничивает возможности интеграции предметных знаний и построения учеником комплексных суждений, связанных с окружающим миром (или отдельными его аспектами) в целом. Содержание предметов естественно-научного цикла наиболее адекватно исследовательским задачам, решая которые ученик получает опыт развития целого спектра умений. В конечном счёте, происходит развитие базовой компетентности школьника, основанной на исследовательских умениях и  сотрудничестве  в познавательной деятельности. В поиске ответов на достаточно сложные вопросы естественно-научного характера, связанные   с реальными проблемами жизни человека, города, общества, школьник учится анализу и синтезу информации, проверке её достоверности, выявлению актуальности и т.п., т.е. всему тому, чему должна учить гимназическая образовательная программа.  Кроме того, представляя разработанную проблему, отвечая на вопросы, участвуя в общей дискуссии ученик получает опыт успешной исследовательской деятельности и приобретает личностно-значимые знаний, которые могут быть применены в его реальной жизни, что существенно развивает внутреннюю образовательную мотивацию.

  1. Ученическая научно-практическая конференция. План

«Экологические проблемы Санкт-Петербурга»

Вы получите возможность познакомиться с докладами:

 1.Влияние промышленных предприятий на экологию города.

2. Радиационный фон в городе. Оказывает ли влияние Ленинградская атомная электростанция на повышение уровня радиации?

3. Проблемы утилизации твердых бытовых отходов в С-Петербурге.

4. Влияние теплоэлектростанций и гидроэлектростанций на окружающую среду.  

Формат конференции предполагает возможность задать вопросы авторам докладов.

  1. Научно-практическая конференция старшеклассников:

образовательный потенциал ученика и профессиональные возможности учителя – информационное сообщение (опыт проведения конференций в гимназии, тематика конференций, оценка роста исследовательской квалификации учеников и педагогов, межпредметные связи)

  1. Обсуждение содержательной части.

      Проблемные вопросы:

  • как вовлечь учителей в работу по подготовке и проведению конференции?
  • можно ли избежать перегрузок учащихся, проводя конференции по предметам?
  • ставить ли отметки за  участие в конференции?
  • есть ли ограничения в использовании данной технологии  в зависимости от предметной области?
  • с какого возраста вовлекать учеников в практику научно-практических конференций?

Что дает участие в конференции ученику и учителю?

  1. Сама форма конференции расширяет традиционные формы обучения, она необычна, привлекательна для ученика, дает возможность почувствовать себя ответственным, значимым, а также проявить те качества, которые трудно проявить на уроках.
  2. Происходит знакомство с вопросом с разных точек зрения, а следовательно, вопрос становится понятным, значит, интересным, а через это повышается образовательная мотивация.
  3. Проблематика конференции выходит за рамки школьной программы, а содержание соответствует событийному контексту жизни ребенка, что дает возможность быть причастному к общим проблемам.
  4. В ходе подготовки ученик пользуется различным инструментарием, т.е. развивает общие учебные умения, которые помогают решать образовательные проблемы в целом.
  5. Ученик имеет возможность получить опыт успешного публичного выступления перед заинтересованной аудиторией – технология гарантирует ситуацию успеха.
  6. Образовательная мотивация развивается в условиях пространства выбора. Конференция дает возможность выбора содержания (что интереснее), роли (освещение проблемы, подготовка эксперимента и т.п.) и т.д. в результате коллективного обсуждения, сопровождения учителем.
  7. Нет очевидной связи между проделанной работой и оценкой, следовательно, учим ребенка трудиться ради успешной деятельности, повышаем значимость полученных знаний, опыта.

Использование инновационных методов обучения – дело трудоемкое и времениемкое.

Но почему учитель занимается этим?

  1. Происходит рост квалификации учителя, т.к. учитель сам учится, расширяет предметный кругозор, знакомится с новым в науке;
  2. Сотрудничество в методическом объединении происходит неформально, чем больше решается конкретных задач, тем больше возникает общее понимание методик, форм работы и т.п.
  3. В ходе подготовки конференции учитель имеет возможность глубже узнать учеников, что поможет улучшить взаимопонимание между учениками и учителем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

Участие в научно-практических семинарах, конференциях.

Учителю необходимо постоянно пополнять свои знания и обновлять свой опыт. Участие в разного рода конференциях, "круглых столах", семинарах даёт возможность почерпнуть новое, поделиться своим...

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"...

Статья в III Всероссийской (заочной) научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 01-30 апреля 2016 года

Организация методической работы как фактор развития профессионализма педагогических работников в условиях гимназии...