Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.
Рабочая программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Изучение географии в 9 классе основной школы направлено на достижение следующих задач:
- приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
- изучение природно-ресурсного потенциала России;
- анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
- изучение отраслевой структуры экономики России;
- знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
- изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
- анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.
Оценочные практические работы
- Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
- Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
- Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
- Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
- Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
- Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
- Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
- Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
- Составление характеристики Норильского промышленного узла.
- Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона).
- Определение по картам географического положения Республики Татарстан.
- Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Республики Татарстан
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | ||
№ п/п |
Название раздела | Количество часов |
1 | 1 Введение | 1 |
2 | Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР. Геополитическое положение России | 2 |
3 | Население России и новых независимых государств | 5 |
4 | Экономика Российской Федерации | 6 |
5 | Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география | 22 |
6 | Региональная часть курса | 31 |
7 | Резерв времени | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||||||
№ п/п | Название раздела, темы уроков | Практические работы | Дата | |||||
план | факт | |||||||
1 | Введение (1 ч) |
| ||||||
Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР. Геополитическое положение России (2 ч) | ||||||||
2 | Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение | Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений | ||||||
3 | Политико-административное устройство России | изменений ГП во времени и пространстве | ||||||
Население России и новых независимых государств (5 ч) | ||||||||
4 | Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ - многонациональная страна
| Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ | ||||||
5 | Миграции населения. Расселение населения
| Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране | ||||||
6 | Городское и сельское население. Расселение населения
| |||||||
7 | Рынок труда, занятость населения России
| |||||||
8 | Итоговый урок по теме «Население России»
| |||||||
Экономика Российской Федерации (6 ч) | ||||||||
9 |
| |||||||
10 | Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России | |||||||
11 | Структура экономики России
| |||||||
12 | Проблемы ресурсной основы экономики России | |||||||
13 | Научный комплекс -вершина экономики России | |||||||
14 | Экономический кризис в России. Пути экономических реформ
| |||||||
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 ч) | ||||||||
Машиностроительный комплекс (4 ч) | ||||||||
15 | Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России
| Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения | ||||||
16 | Факторы размещения отраслей машиностроения
| |||||||
17 | География машиностроения
| |||||||
18 | Военно-промышленный комплекс
| |||||||
Топливно-энергетический комплекс (4 ч) | ||||||||
19 | Роль и особенности ТЭК
| Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атла | ||||||
20 | Топливная промышленность
| са, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России | ||||||
21 | Электроэнергетика России
| |||||||
22 | Итоговый урок по теме «Топливно-энергетический комплекс России»
| |||||||
Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (7 ч) | ||||||||
23 | Состав и значение комплекса
| Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам | ||||||
24 | Металлургический комплекс
| |||||||
25 | География металлургического комплекса
| |||||||
26 | Цветная металлургия
| |||||||
27 | Химико-лесной комплекс
| |||||||
28 | География химико-лесного комплекса
| |||||||
29 | Итоговый урок по теме «Комплексы конструкционных материалов» | |||||||
Агропромышленный комплекс (4 ч) | ||||||||
30 | Состав и значение АПК
| Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности | ||||||
31 | Земледелие и животноводство
| |||||||
32 | Пищевая и легкая промышленность
| |||||||
33 | Территориальная организация АПК
| |||||||
Инфраструктурный комплекс (3 ч) | ||||||||
34 | Состав инфраструктурного комплекса |
|
| |||||
35 | Связь, сфера обслуживания |
|
| |||||
36 | Роль транспорта. Виды транспорта
| Заполнение таблицы «Виды транспорта» | ||||||
Региональная часть курса (31 ч) | ||||||||
Территориальная организация и районирование России (2 ч) | ||||||||
37 | Районирование территории России
| |||||||
38 | Проблемы экономического районирования
| |||||||
Центральная Россия (4 ч) | ||||||||
39 | Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы
|
| ||||||
40 | Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России
| Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России | ||||||
41 | Московская столичная агломерация
| Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга | ||||||
42 | Народные промыслы Центральной России
|
| ||||||
Северо-Западная Россия (2 ч) | ||||||||
43 | Общая характеристика Северо-Западной России
| |||||||
44 | Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада
| Составление характеристики территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм его представления | ||||||
Европейский Север (2 ч) | ||||||||
45 | ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения
| Составление и а и ал из схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района | ||||||
46 | Хозяйство Европейского Севера
| |||||||
Европейский Юг - Северный Кавказ (2 ч) | ||||||||
47 | Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы | Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе | ||||||
48 | Население и хозяйство района |
| ||||||
Поволжье (2 ч) | ||||||||
49 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы
| Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья | ||||||
50 | Население и хозяйство района
|
| ||||||
География своей области (5 ч) | ||||||||
51 | Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области
| Определение по картам географического положения своей области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения области | ||||||
52 | Население области
| |||||||
53 | Особенности хозяйства. Факторы размещения отраслей промышленности
| |||||||
54 | Специализация АПК области
| Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, промышленных узлов своей области | ||||||
55 | Экологические, демографические, социально-экономические проблемы области
| |||||||
56 | Географическое положение, природные условия и ресурсы
| У меть составлять характеристику района | ||||||
57 | Население и хозяйство района
| Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем | ||||||
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 ч) | ||||||||
58 | Восточный макрорегион - Азиатская Россия
| Изучение и оценка природных условии Западносибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири | ||||||
59 | Западная Сибирь
| |||||||
60 | Экономика Восточной Сибири
| |||||||
61 | Дальний Восток: особенности развития
| Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока | ||||||
62 | Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»
| |||||||
Новые Независимые Государства (3 ч) | ||||||||
63 | Страны ближнего зарубежья
| |||||||
64 | Закавказье и Азиатский Юго-Восток
| |||||||
65 | Взаимосвязи России с другими странами
| |||||||
66-67 | Итоговое повторение
| |||||||
Резерв времени - 3 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...