Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
- овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Оценочные практические работы
- Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
- Определение поясного времени для разных пунктов России.
- Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
- Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
- Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
- Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
- Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.
- Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | |||
№ п/п |
Название раздела, темы урока | Дата | |
план | факт | ||
| ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | ||
1 | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации |
| |
| Пространства России (8 часов) | ||
2 | Географическое положение России |
| |
3 | Моря, омывающие территорию России |
| |
4 | Как осваивали и изучали территорию России |
| |
5 | Как осваивали и изучали территорию России |
| |
6 | Картографический метод в географии |
| |
7 | Россия на карте часовых поясов |
| |
8 | Практическая работа |
| |
9 | Итоговый урок по теме |
| |
| Раздел L ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (19 ч) | ||
| Рельеф н недра России (4 ч) | ||
10 | Особенности рельефа России |
| |
11 | Геологическое строение территории нашей страны |
| |
12 | Минеральные ресурсы России |
| |
13 | Развитие форм рельефа. Итоговый урок по теме |
| |
| Климат и климатические ресурсы (5 часов) | ||
14 | От чего зависит климат нашей страны |
| |
15 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны |
| |
16 | Типы климатов России |
| |
17 | Зависимость человека от климатических условий |
| |
18 | Обобщающий урок по теме |
| |
| Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч) | ||
19 | Разнообразие внутренних вод России. Реки |
| |
20 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота |
| |
21 | Водные ресурсы. Охрана вод |
| |
22 | Обобщающий урок по теме |
| |
| Почва и почвенные ресурсы (3 ч) | ||
23 | Образование почв и их разнообразие |
| |
24 | Закономерности распространения почв |
| |
25 | Почвенные ресурсы |
| |
| Растительный и животный мир (3 ч) | ||
26 | Растительный и животный мир России |
| |
27 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира |
| |
28 | Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний I раздела |
| |
| Раздел П. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 ч) | ||
| Природное районирование (6 ч) | ||
29 | Разнообразие ПК России. Природное районирование |
| |
30 | Моря как крупные ПК |
| |
31 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра |
| |
32 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса |
| |
33 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни |
| |
34 | Высотная поясность. Обобщающее повторение |
| |
| Природа регионов России (23 ч) | ||
35 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы |
| |
36 | Природные комплексы Русской равнины |
| |
37 | Географическое положение своей области |
| |
38 | Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области |
| |
39 | Особенности климата своей области |
| |
40 | Природные зоны области |
| |
41 | Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты |
| |
42 | Северный Кавказ -самые молодые высокие горы России |
| |
43 | Природные комплексы Северного Кавказа |
| |
44 | Урал — «каменный пояс» земли Русской |
| |
45 | Своеобразие природы Урала |
| |
46 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы |
| |
47 | Западно-Сибирская низменность |
| |
48 | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения |
| |
49 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения |
| |
50 | Природные районы Восточной Сибири |
| |
51 | Жемчужина Сибири-Байкал |
| |
52 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения |
| |
53 | Дальний Восток-край контрастов. ГЦ состав территории. История освоения |
| |
54 | Природные комплексы Дальнего Востока |
| |
55 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком |
| |
56 | Обобщение и систематизация знаний по теме |
| |
57 | Обобщение и систематизация знаний по теме |
| |
| Человек и природа (8 ч) | ||
58 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека |
| |
59 | Географический фактор в развитии общества |
| |
60 | Антропогенное воздействие на природу |
| |
61 | Рациональное природопользование |
| |
62 | Особо охраняемые территории |
| |
63 | Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране |
| |
64 | Экологическая ситуация в России |
| |
65 | Обобщение и систематизация знаний |
| |
| Резерв времени -4ч | ||
| Раздел Ш. ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ (3 ч) | ||
66 | Особенности географической оболочки |
| |
67 | Взаимодействие природы и общества |
| |
68 | Обобщающее повторение |
| |
| Резерв времени - 2 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||||
№ п/п | Название раздела, темы урока | Сроки | Вид урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | |||||||
1 | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации |
| Изучение нового материала |
| Фронтальный |
|
|
Пространства России (8 часов) | |||||||
2 | Географическое положение России |
| Практикум | Уметь показывать и называть факторы; определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе | Практическая работа | На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины |
|
3 | Моря, омывающие территорию России |
| Практикум |
| |||
4 | Как осваивали и изучали территорию России |
| Семинар | Сообщения учащихся |
| ||
5 | Как осваивали и изучали территорию России |
| Семинар |
| |||
б | Картографический метод в географии |
| Практикум | Географический диктант |
|
| |
7 | Россия на карте часовых поясов |
| Изучение нового материала | Решение задач на поясное время |
|
| |
8 | Практическая работа |
| Практикум |
| Решение задач на определение поясного времени |
| |
9 | Итоговый урок по теме |
| Обобщающий |
|
| ||
Раздел I ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (19 ч) | |||||||
Рельеф н недра России (4 ч) | |||||||
10 | Особенности рельефа России |
| Изучение нового материала | Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства. Оценивать условия добычи | Тестовая самостоятельная работа |
|
|
11 | Геологическое строение территории нашей страны |
| Изучение нового материала | Работа с контурной картой | Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых |
| |
12 | Минеральные ресурсы России |
| Практикум | Составление картосхемы | Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Влияние рельефа на жизнь людей |
| |
13 | Развитие форм рельефа. Итоговый урок по теме |
| Практикум | Тестирование |
| ||
Климат и климатические ресурсы (5 часов) | |||||||
14 | От чего зависит климат нашей страны |
| Изучение нового материала | Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; | Самостоятельная работа | Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей |
|
15 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны |
| Практикум | давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей | Фронтальный опрос | Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптической карте |
|
16 | Типы климатов России |
| Исследование | Самостоятельная работа |
| ||
17 | Зависимость человека от климатических условий |
| Практикум | Индивидуальный опрос |
| ||
18 | Обобщающий урок по теме |
| Деловая игра | Тестирование |
| ||
Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч) | |||||||
19 | Разнообразие внутренних вод России. Реки |
| Изучение нового материала | Уметь показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком, использования реки в хозяйственных целях; давать характеристику реки крупных озер страны и области; объяснять значение каналов и водохранилищ | Работа с картами | Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона |
|
20 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота |
| Практикум | Самостоятельная работа |
| ||
21 | Водные ресурсы. Охрана вод |
| Практикум | Практическая работа |
| ||
22 | Обобщающий урок по теме |
| Исследование | Зачет |
| ||
Почва и почвенные ресурсы (3 ч) | |||||||
23 | Образование почв и их разнообразие |
| Изучение нового материала | Уметь объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»; необходимость охраны почв, рационального использования земель; | Фронтальный опрос | Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования |
|
24 | Закономерности распространения почв |
| Практикум | называть факторы почвообразования; свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения | Проверочная работа |
|
|
25 | Почвенные ресурсы |
| Обобщающий | Зачет |
| ||
Растительный и животный мир (3 ч) | |||||||
26 | Растительный и животный мир России |
| Изучение нового материала | Знать ресурсы леса. Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозировать последствия уничтожения болот | Работа с картами атласа |
|
|
27 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира |
| Исследование | Сообщения |
| ||
28 | Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний I раздела |
| Практикум | Самостоятельная работа |
| ||
Раздел П. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 ч) | |||||||
Природное районирование (6 ч) | |||||||
29 | Разнообразие ПК России. Природное районирование |
| Изучение нового материала | Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах | Тест | Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон |
|
30 | Моря как крупные ПК |
| Практикум | Вычерчивание схемы |
| ||
31 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра |
| Практикум | Заполнение таблицы |
| ||
32 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса |
| Практикум | Работа с картами атласа, заполнение таблицы |
| ||
33 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни |
| Практикум |
| Работа с картами атласа, заполнение таблицы |
|
|
34 | Высотная поясность. Обобщающее повторение |
| Исследование | Тематический зачет |
| ||
Природа регионов России (23 ч) | |||||||
35 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы |
| Изучение нового материала | Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека | Работа с контурными картами |
|
|
36 | Природные комплексы Русской равнины |
| Семинар | Сообщения учащихся |
| ||
37 | Географическое положение своей области |
| Изучение нового материала | Составление картосхемы |
| ||
38 | Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области |
| Практикум | Работа с картами атласа |
| ||
39 | Особенности климата своей области |
| Лекция | Анализ карт атласа |
| ||
40 | Природные зоны области |
| Семинар | Сообщения учащихся |
| ||
41 | Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты |
| Практикум | Заполнение таблицы, вычерчивание схемы |
| ||
42 | Северный Кавказ -самые молодые высокие горы России |
| Путешествие |
| Индивидуальный опрос |
|
|
43 | Природные комплексы Северного Кавказа |
| Практикум | Фронтальный опрос |
| ||
44 | Урал — «каменный пояс» земли Русской |
| Игра | Тестирование |
| ||
45 | Своеобразие природы Урала |
| Практикум | Самостоятельная работа | - | ||
46 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы |
| Семинар | Сообщения |
| ||
47 | Западно-Сибирская низменность |
| Изучение нового материала | Тестирование |
| ||
48 | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения |
| Практикум | Работа с контурными картами |
| ||
49 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения |
| Практикум | Анализ карт атласа |
| ||
50 | Природные районы Восточной Сибири |
| Практикум | Заполнение таблицы |
| ||
51 | Жемчужина Сибири-Байкал |
| Путешествие | Сообщения |
| ||
52 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения |
| Практикум | Заполнение таблицы |
| ||
53 | Дальний Восток-край контрастов. ГЦ состав территории. История освоения |
| Практикум |
| Составление прогнозов |
| |
54 | Природные комплексы Дальнего Востока |
| Семинар | Тестовый контроль |
| ||
55 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком |
| Исследование | Самостоятельная работа |
| ||
56-57 | Обобщение и систематизация знаний по теме |
| Игра | Зачет |
| ||
| |||||||
Человек и природа (9 ч) | |||||||
58 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека |
| Изучение нового материала | Знать законы об охране природы. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы « | Заполнение таблиц |
|
|
59 | Географический фактор в развитии общества |
| Изучение нового материала |
| |||
60 | Антропогенное воздействие на природу |
| Семинар | Вычерчивание схемы |
| ||
61 | Рациональное природопользование |
| Практикум | Составление прогнозов |
| ||
62 | Особо охраняемые территории |
| Путешествие | Работа с контурными картами и картами атласа |
|
| |
63 64 | Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране |
| Исследование |
| Защита проектов |
|
|
65 | Экологическая ситуация в России |
| Семинар |
| Тестовый контроль |
|
|
66 | Обобщение и систематизация знаний |
| Игра | Зачет |
|
| |
Резерв времени -4ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...