«Личностно-ориентированные технологии при обучении географии, как средство повышения интереса к предмету»
материал по географии

Киряева Наталья Николаевна

«Личностно-ориентированные технологии при обучении географии, как средство повышения интереса к предмету» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannyy_podhod_k_izucheniyu_geografii.doc181.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Личностно-ориентированные технологии при обучении географии, как средство повышения интереса к предмету»

Подготовила

учитель географии

Киряева Н.Н.

2019 год

Настоящее время — период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающей повышение качества геогра фической подготовки учащихся.

Изменение социального заказа общества к качеству школьного образования. Новый ФГОС основного общего образования направлен на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, развитию их личностных качеств, творческих возможностей, формированию способностей оперировать полученными знаниями и умениями, постоянно их обновлять и расширять. В условиях рыночной экономики повышается роль творческой личнос ти, умеющей анализировать сложившуюся ситу ацию, учитывать самые разнородные факторы и, опираясь на это, принимать обоснованные решения.

Сознание подрастающего поколения напра влено на познание нового; познавательный мо тив давно уже признан педагогической наукой ведущим, а в наше время он приобретает прак тический интерес.

Изменение целей общеобразовательной школы. Современных школьников ждет другое будущее, более активный характер и темп жизни. Готовить к ней — задача школы и школьной географии в том числе. Нужны не только новые источники знаний, но и новые методы и приемы обучения, в том числе такие, которые приучают принимать собственные решения, опираться наличные представления и оценки ситуации.

Изменяющийся характер образовательно го процесса. Учитель давно уже не основной носитель знания. Поток географической инфор мации современные школьники усваивают через компьютеры, Интернет, видеоматериалы, обилие бумажных носителей знания — новых иллюстри рованных энциклопедий, книг, глянцевых журна лов, в том числе географических, в которых для привлечения читателя и рекламодателей помещают интересные географические материалы.

Педагогическая деятельность может счи таться успешной, если современный учитель географии не ограничивается традиционной схемой построения урока, а организует на уроке учебную деятельность на основе новых методик и техно логий, включает учащихся в учебный, «научный» для них поиск. На таких уроках дети действуют по собственной инициативе и принимают реше ния самостоятельно. Отсюда интерес к деловым играм, проектным технологиям, дискуссиям, анализу новых тематических карт, которые появ ляются в современных школьных атласах.

Основные направления реализации исследо вательского подхода в изучении географии материков и океанов охватывают несколько сторон:

а)        представление географии как науки иссле довательской, личностно значимой для каждого, изучающего ее;

б)        ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приемов.  В педагогике их относят к общеучебным умениям;

в)        насыщение курса поисковыми, исследовательскими задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;

г)        использование таких моделей  обучения, типов уроков, которые основаны на самостоя тельной поисковой деятельности учащихся.

Критерии технологичности.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность . Педагогической технологии присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское,  психологическое, дидактическое и социально-педагогическое  обоснование достижения образовательных целей;

Системность. Педагогическая технология – это не произвольный набор отдельных дидактических средств. А система действий и средств, соединенных определенной логикой процесса, обладающая всеми признаками системы: взаимосвязью всех его частей, целостностью, целенаправленностью и др.;

Управляемость. Предлагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

Эффективность. Педагогическая технология эффективна по результатам и оптимальна по затратам, гарантированна достижение определенного стандарта обучения;

Воспроизводимость  и гарантированность результатов  подразумевает возможность применения (повторения воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами; устойчивая, воспроизводимая результативность педагогического процесса, которая характеризуется позитивными изменениями в развитии учащихся в связи с применением данной технологии.

Личностно-ориентированный подход к изучению географии.

Применяя в обучении географии личностно-ориентированную технологию, я пришла к выводу, что все обучение должно быть построено индивидуально для каждого ученика: ребенок имеет право на уроке выполнять, прорабатывать материал и упражнения минимального и оптимального уровней, а дома работать над заданиями высокого уровня и даже пробовать решать проектные задания.

При этом я использую различные подходы:

  1. Исследовательский подход в обучении

Его характерная черта - реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совмест ной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.

  1. Коммуникативный    или  дискуссионный  подход.

Он  предполагает, что ученик на какое-то время становится на определенную  научную   проблему. При реализации этого под хода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения,

  1. Групповой подход.

Каждая группа работает над общим заданием. Знания, умения, навыки - это не самоцель, это база, информационный фундамент для развития потенциальных воз можностей человека. Построение   учебного  процесса опирается на зону актуального развития (это область наличных возможностей) и стимулирует продвижение в зону ближайшего развития (в область потенциальных возможностей).

  1. Обучение ведется на высоком уровне трудности.

При таком обучении   должны ставится задачи, вызывающие учебные затруднения у учащихся, поскольку они  их не   в состоянии решить, опираясь на репродуктивные зна ния, для решения должны требо ваться   размышления,   коллектив ные  обсуждения , выдвижение предположений   и   их проверка, обращение к дополнительной ли тературе, наблюдения, исследова ния. Из этого принципа вытекает условие: не давать знаний

в готовом  виде, ученик должен их добывать,   выполнив   задание, требующее интенсивной умственной работы.

 Ведущая роль теоретиче ских знаний. Процесс познания на уроках включает взаимозависи мость явлений, связей, осмысле ние которых осуществляется на основе собственных наблюдений и анализа.

Любая тема, любой учебный и учебный материал должен быть представлен сначала в об щем виде без деталей. На втором этапе исследования или изучения рассматриваются части целого. После изучения деталей на треть ем этапе в изучаемую тему вво дятся части изученного.

Процесс   познания  выстраивается по спирали. Учитель ставит вопрос, просит выполнить наблюдения, предлагает высказать свою точку зрения.   просит   прочитать  учебник, чтобы найти ответ, поработать с дополнительной и справочной ли тературой.

 Обучение проходит в бы стром темпе, без пережевывания того, что уже известно, ибо известное ослабляет работу ума.

Возвращение к пройденному происходит в новых связях. Отсюда широко используемый метод сравнения для закрепления и продвижения вперед. Сравнение на сходство формирует научные понятия. Сравнение на различие расширяет информационный фонд.

Осознание   школьниками процесса учения.

Ученик должен понимать процесс учения. Он должен знать в каждый момент урока, для чего и зачем он делает то, что необхо димо.

Работа над развитием всех учащихся" Методическая система предоставляет возмож ность каждому на уроке реализо вать в какой-то определенной сте пени свой потенциал.

Для поддержания  познавательной деятельности и работоспособности я использую серию приемов и методов, кото рые находятся в прямой зависимости от понимания учителем фи зического и психического состоя ния учеников .Учитывается  это в каждый конкретный момент общения для изменения приемов и методов работы с учащимися.

  1. Личностно-ориентированный подход к изучению географии.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, осознавать последствия своих поступков, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду. Обществу нужен человек-гражданин, человек мыслитель, человек-носитель гуманистических ценностей. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно ори ентированной педагогики.

Отличительной особенностью технологий личностно ориентированного образования явля ется направленность на самореализацию уча щихся — на развитие их гуманитарного мыш ления. Е.В.Бондаревская отмечает: «Следует ли соглашаться с тем, что физика — это наука о неживой природе, география — наука о Земле, а химия — о химических веществах и процес сах? А человек? Где его место в этих науках?» И только относительно географии отвечает; «Еще Ушинский К.Д. говорил, что география — это наука о жизни Человека на Земле. Такое определение сразу ставит географию в ряд антрополо гических предметов и коренным образом меняет ее содержание, гуманизирует его».

Гуманизация преподавания географии может быть достигнута в русле внедрения идей лич ностно ориентированного подхода в обучении. Первой идеей является раскрытие гуманисти ческого потенциала географической науки. Для этого на уроках географии необходимо сопро вождать объяснение научных истин показом, с какой целью, какими путями, средствами, спо собами они получены. Для этого важно знако мить учащихся с проблемами, гипотезами гео графической науки, методами проверки, форма ми фиксации конечного результата, то есть со всем «механизмом» добывания нового научного знания, а также с хронологией и значением для человечества крупнейших открытий, именами ведущих ученых и т.п. Без этого и последующе го их применения, осознания учащимися общих и специфических способов познания развить творческие способности школьников нельзя.

Другой важной гуманистической идеей лич ностно ориентированного подхода в обучении является гуманизация процессуальной сос тавляющей учебного процесса, одним из аспек тов которой является организация групповых способов обучения (ГСО). Для достижения успе ха необходимо:  во-первых, обучаемых разделить на группы; во-вторых, каждая группа должна знать, над какой проблемой ей предстоит рабо тать; в-третьих, так как в классе групп больше, чем проблем, то не беда, если над одной и той же проблемой поработают несколько групп. Тем более, что чаще всего решение проблемы, как правило, может быть вариативным.

В течение 15-20 минут школьники работают по заданиям, готовя материал на общее обсуж дение. Учитель должен четко объяснить, какой результат групповой работы должен быть выне сен на коллективное обсуждение (например, сформулировать наиболее узловые проблемы своей природной зоны, вызванные деятельно стью человека; предложить меры по их урегу лированию). Внутри группы каждый учащийся принимает участие в обсуждении, предлагает свой путь решения проблемы. Участники группы определяют, кто из ее представителей докла дывает о полученных результатах всему классу (соседней группе). Далее группам предлагается выполнить творческое задание.

Таким образом, в рамках реализации ГСО на уроках географии используют индивидуальные, групповые и межгрупповые задания. В нашем опыте достаточно эффективно организуется работа группами по 5-6 человек. При этом лучше сделать небольшую перестановку столов: два стола ставятся лицом друг к другу вдоль класса, третий придвигается к их боковым частям так, чтобы ученики могли удобно сесть вокруг. Доска видна всем. Столы расставляются в шахматном порядке. Так лучше просматривается весь класс в целом и видно каждую работающую группу. Все задания направлены на ознакомление и применение методов решения географических проблем. Например, не только объясняется размещение хозяйственного объекта, но и обосновываются признаки, позволяющие судить о рациональности размещения.

Для организации внутригрупповой работы отбирается такой учебный материал, который дает возможность получить новое знание индук тивным путем. В этом случае каждый из чле нов группы для решения общей задачи изучает отдельные факты, сопоставляя их с аналогичны ми, полученными другими участниками совмест ной работы; включается в процесс обобщения всей совокупности частных выводов, чтобы сформулировать общий вывод. В ходе работы учащиеся оказывают помощь друг другу, учиты вая индивидуальные особенности своих товари щей по работе.

При проведении рассматриваемых уроков целесообразно применять задания, предусма тривающие межгрупповую работу. Для активи зации мыслительной деятельности обучаемых, каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе (в форме вопросов: «Почему?», «В чем причина?», «Чем объяснить?» и т. п.). В этом случае работа направлена на приобрете ние новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для разрешения ситуаций.

Приведем пример фрагмента урока в VII клас се по теме: «Проблемы охраны природы Африки» (урок обобщения знаний о природных зонах). Основой содержания урока является рассмотре ние комплексных проблем рационального при родопользования и охраны природы материка. В формы организации учебной деятельности уча щихся входят групповая работа с карточками-заданиями, коллективное обсуждение их резуль татов. Для выполнения внутригрупповых и меж групповых заданий каждой группе выдаются карточки-задания с рисунками, на которых пока заны: географическое положение природной зоны; растительность; территории, растения, используемые человеком в хозяйственной дея тельности. В карточке сформулированы вопро сы к рисункам для обсуждения:

Для I и II групп:

  1. Какова роль влажных эква ториальных лесов в природе Африки и Земли
    в целом?

2. Какие последствия имеет вырубка лесов?

3. Что образуется на месте вырубок?
4.  В своем первоначальном виде дождевые леса можно сохранить лишь на большой площади. Почему?

Для  III группы.

1. Как изменяют природу саванны основные хозяйственные занятия ее
жителей? Каковы основные направления этих изменений?

2. Какие стихийные явления возни кают в саванне в результате деятельности чело века и как они влияют на природу саванны?

   Для IV группы:

1. Какие причины приводят к росту пустыни Сахары?

2. Какие последствия имеет это явление?

3. Можно ли остановить рост пустыни Сахары? Как?

Каждой группе выдается справочно-информационный материал, который изучается учащимися и является своеобразной «помощью» при подготовке ответов на вопросы.

После того как каждая группа сформулирует коллективный ответ, предлагается выполнить межгрупповые задания: каждая группа готовит творческое задание или проблемный вопрос другой группе: I и II группам: «Как вернуть леса Африке?»; III группе: «Какие меры борьбы по сохранению саванны вы можете предложить?»; IV группе: «Почему, несмотря на энергичные меры ряда стран, пустыня Сахара продолжает расти?».

В рамках группой формы организации рабо ты школьников можно провести урок в игровой форме. Каждая группа отвечает на заданные вопросы (за каждый правильный ответ получает жетоны). Все данные о положительных резуль татах работы групп заносятся на табло. В конце урока подводится итог.

Покажем это на примере изучения темы «Зависимость рек Африки от рельефа и климата. Основные речные системы». Каждая группа полу чает задание: «Составить описание одной из рек (Нила, Конго, Нигера, Замбези, Оранжевой)». В карточке разъясняется суть задания, указаны источники знаний, дается инструкция к оформ лению ответа. Итоги работы можно оформить на контурной карте или на листе бумаги. Затем ребята готовят задания соперникам. Например, вычерчивают схематичные графики подъема

составляют описание воображаемого путеше ствия по какой-либо реке.

Данная форма работы рациональна при про ведении обобщающих уроков, к которым учащие ся готовятся заранее, собираются после уроков, читают дополнительную литературу, отыскивают иллюстрации о природе материков и океанов, об изменении природы материка и его антропоген ных комплексах.

В практике работы, с использованием личностно-ориентированного подхода, главной целью становится не передача знаний от учителя кучащимся, а приобщение школьников к систе матической самостоятельной работе творческо го характера. Наиболее существенный признак современного личностно ориентированного урока, проведенного с учетом рассматриваемой технологии,- атмосфера сотрудничества, перемена в отношениях с учениками, вовлечение их в учение, в совместный труд учителя и учащих ся. В связи с этим все усилия педагога должны быть направлены на организацию самостоятель ной познавательной деятельности школьников. Такая организация побуждает учащихся к усвое нию знаний, к овладению умениями, воспитыва ет творческие способности и вызывает эмоцио нальное отношение к тем ценностям, которые воплощены в изучаемой теме.

При изучении результативности в системе общего развития учащихся мы можем сделать уже некоторые выводы:

  1. По   умению   наблюдать:

Наблюдение имеется в виду ана лизирующее. Ребята могут находить максимальное число признаков у любого объекта. Способны  к длительному наблюдению.

  1. Ребята способны истолко вать увиденное  в форме  суждения.
  2. Учащиеся могут самостоя тельно выделить общие признаки для ряда предметов, в состоянии классифицировать в   группы   по одному или  нескольким призна кам. Все мыслительные операции сопровождаются полным словесным отчетом.
  3. Стремясь к самостоятель ному обоснованию предпринятых шагов, они высказывают, не боясь предположения, иногда ошибоч ные, незрелые, рассуждают вслух, что свидетельствует об активно сти и критичности их мысли.

5. Учащиеся способны планировать предстоящие мыслительные операции и выражать в слове ход выполняемых действий.

В  эмоциональном развитии  отмечается яркость эмоциональ ных реакций, связанных с учени ем. Это результат того, что мето ды обучения обращены не только к интеллекту, но и к чувствам.

В волевом развитии надо отметить способность к самоконтролю и саморегуляции своих действий и поступков.

При оценивании ребят от метки выставляются не за ко нечный результат, а за процесс его получения, причем ученика мы сравниваем не с одноклассниками в плане выполнения каких-то дей ствий, а с самим собой, но вче рашним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внеклассная работа как средство повышения интереса к предмету"

Эта статья предназначена для учителей математики...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного язы...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Использование нетрадиционного обучения как средства повышения интереса к предмету.

  Проблема повышения и поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка актуальна сейчас для каждого педагога. Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательн...

Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету

Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...