МАСТЕР-КЛАСС «Использование педагогических технологий на уроках географии, как средство повышения познавательного интереса и качества знаний»
материал по географии
Мастер - класс раскрывает методы и приемы используемые мною на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
![]() | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус» города Буденновска Буденновского района»
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование педагогических технологий на уроках географии, как средство повышения познавательного интереса и качества знаний»
Составитель:
Башарова Светлана Владимировна,
учитель географии высшей категории
ГКОУ ККК г. Буденновска»
Город Буденновск
Приветствую, Вас, уважаемые коллеги!
Интерес школьников к изучению предмета падает из-за «сухости» изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников.
Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы обязательно каждый, почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех — первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.
Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги хорошо знают это. Нужно не злоупотреблять попреками, замечаниями, двойками.
Мое педагогическое кредо: увлекать детей своей любовью к географии.
Как это сделать?
Я применяю элементы технологии развивающего обучения. Использую один из методов проблемного обучения – частично - поисковый и технологию критического мышления (перепутанные логические цепочки, прием «инсерт», чтение с остановками вопросов, таблица «знаю, хочу знать- узнал») и т.д. Все это позволяет создать атмосферу сотрудничества, повышает учебную мотивацию;
- практически на каждом уроке использую информационно - компьютерные технологии, которые помогают при помощи наглядности, улучшить понимание материала, увеличивают интерес к географии, в результате происходит рост качества знаний учащихся.
Позвольте мне представить Вам фрагмент урока в 7 классе. Тема «О торговых ветрах и конских широтах». Тип урока: комбинированный урок. Уровень – базовый.
Кто - небудь слышал это словосочетание «О торговых ветрах и конских широтах»
Если мы об этом ничего не знаем , какой вопрос зададим?
Что это такое?
Если мы не знаем, где это находится? Какой вопрос мы поставим?
Где?
Если мы не понимаем причины этих явлений? То вопрос – почему?
Ответим на эти вопросы мы придем к цели урока, узнаем, что такое торговые ветра и конские широты.
- Вся территория нашей планеты получает одинаковое количество солнечного тепла? ( Нет)
- Почему? (разный угол падения солнечных лучей)
- Почему разный угол падения солнечных лучей? Может сами лучи такие кривые? (земля имеет форму шара)
- Где будет наибольший угол падения солнечных лучей, и где наименьший?
-Как это повлияет на температуру у поверхности Земли?
- Как ведет себя легкий и теплый воздух на экваторе? Почему батареи стоят внизу под окном, а не вверху?
Таким образом, вдоль экватора, образуется зона, где воздух поднимается вверх.
- Как, вы, думаете, какое образуется давление высокое или низкое?
Скажите, а на полюсах, какие температуры?
- Что будет происходить с холодным воздухом?
Значит, давление будет …….
У вас на столах лежат перепутанные логические цепочки. Установите причинно - следственные связи на основе, имеющихся данных.
географическая широта – разный угол падения солнечных лучей –количество солнечного тепла -температура воздуха
теплый воздух, легкий – поднимается вверх – низкое давление – выпадают осадки
географическая широта – разный угол падения солнечных лучей –количество солнечного тепла - температура воздуха
холодный воздух, тяжелый – опускается вниз - высокое давление- осадков мало
Обсуждение правильности построения логических цепочек.
- Почему на экваторе большое количество осадков? Что произойдет с воздухом, когда он поднимется вверх? ( он остынет, и вся влага в нем конденсируется - выпадут осадки)
Воздух растекается к полюсам. Но охлажденный воздух на высоте не имеет силы добраться до полюсов и опускается на тропиках.
- В тропиках холодно или жарко? А почему тогда не образуются осадков? (они не долетают до Земли, испаряясь)
В умеренных широтах область низкого давления, что здесь будет с осадками?
А как на полюсах обстоит с осадками, если там пояс высокого давления? Откуда взялся лед толщиной до 4 километров?
- Ветер это горизонтальное или вертикальное перемещение воздуха?
В природе постоянно происходит перемещение воздуха вдоль поверхности Земли.
Сейчас мы проведем эксперимент и создадим ветер.
Надуем шарик. Немножко выпустим воздух.
- Где температура выше в шарике или в комнате?
Где больше давление?
Значит, в шарике мы можем сказать воздух более холодный, чем в комнате, и давление в нем высокое, а в комнате низкое. Ветер всегда дует из высокого в сторону низкого давления.
- Если мы его отпустим, то он улетит, и мы получим ветер.
Ветра, дующие из тропиков в сторону экватора - это пассаты, от тропиков к умеренным широтам Западные ветра, а с полюсов в умеренные широты – стоковые. Они закручиваются вокруг полюсов в северном полушарии по часовой стрелке, в южном наоборот.
Из трех ветров, которые мы узнали, какие можно отнести к торговым? ( пассаты, из Европы перемещались в Вест- Индию корабли , благодаря попутному ветру)
Мы можем показать, где торговые ветра дуют? Почему они образовались, можем объяснить?
Как вы думаете, где могут быть конские широты?
С каким они давлением связаны?
К полярным широтам мы можем отнести конские широты?
А где еще высокое давление?
Эти области страшили мореплавателей в прошлом своими непостоянными ветрами и частыми штилями. В Северном полушарии, в особенности в районе Бермудских островов, парусные суда, на которых перевозили лошадей из Испании в Новый Свет, часто попадали в штиль. Когда на судах подходили к концу запасы воды, первыми ограничивали в ней животных. Умерших от жажды или еще живых лошадей сбрасывали за борт, принося их в жертву ради сохранения воды для людей. Путешественники и моряки описывали, что море «усыпано телами лошадей», и возможно, с этим связано название этих широт
Заключение
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица
География - предмет, который охватывает широкие межпредметные связи и обладает большим развивающим потенциалом. Урок географии , организованный с использованием технологий проблемного обучения, элементов критического мышления и ИКТ, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком. Создается атмосфера совместного поиска и решения проблем, ПОВЫШАЕТСЯ МОТИВАЦИЯ, А ВСЛЕДСТВИИ УЛУЧШАЕТСЯ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ.
СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О торговых ветрах и конских широтах Что? Где? Почему?
Климатообразующие факторы Географическая широта
ПОЯСА ОСВЕЩЕННОСТИ
Логические цепочки географическая широта – разный угол падения солнечных лучей –количество солнечного тепла -температура воздуха теплый воздух, легкий – поднимается вверх- давление уменьшается – выпадают осадки холодный воздух, тяжелый – опускается вниз - высокое давление- осадков мало
Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность
ПОЯСА УВЛАЖНЕНИЯ
Атмосферное давление
"Рефлексивный экран" сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
«О торговых ветрах и конских широтах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-23162.jpg)
Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366118-1386824566.jpg)
Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения
Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507243-1414312440.jpg)
Использование информационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательного интереса учащихся
- расширение доступности образования;- повышение качества образования;- определение индивидуальных особенностей учащихся;- повышение эффективности образования....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-321811-1544183694.jpg)
Использование компьютерных технологий на уроках географии как средство повышения учебной мотивации
В географии заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые помимо гипертекста име...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-303799-1484334948.jpg)
Мастер-класс «Учитель учителей» на тему «Использование Интернет технологий на уроках информатики с целью повышения познавательного интереса учащихся»
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/14/picture-1115463-1550122575.jpg)
Использование игровых технологий на уроках географии, как средство учебно-познавательной деятельности.
Презентация...
Выступление на педагогическом совете: "Использование интернет-технологий на уроках информатики с целью повышения познавательного интереса учащихся"
Выступление на педагогическом совете: Использование интернет-технологий на уроках информатики с целью повышения познавательного интереса учащихся...