рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)
рабочая программа по географии 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabocaja_progr_po_geografii_8_kl.docx | 49.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа»
Поныровского района Курской области.
Рассмотрена на заседании МО естественно-математического цикла МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» Протокол №_ _ от «_ _»___ ___ 2018года Руководитель МО ______________Кучерявенко В. Н. | Согласована заместителем директора по УВР МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» ________Гонных А. Г. « »_________2018года | Утверждена директором МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» ____Заугольникова Л. Д. «Приказ №_ __________ От «__»___ ___ 2018года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
8 КЛАСС
Составила:
Учитель географии, биологии, химии:
Золотухиной Е. Н.
(Высшая квалификационная категория).
2018 – 2018 учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета « География России» 8 класс
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014, с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»;
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №02-501 от 03.11.2015 о требованиях к рабочим программам учебных предметов;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
на основе «Примерных программ по учебным предметам «География. 5-9 классы» (Москва: Дрофа, 2012).
УМК «География России. Природа» в который входят
1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2007.
2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М. : «ВАКО», 2003.
3.Атлас. География России. Природа.
4. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
5.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2007.
Актуальность программы определяется тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению географии, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся понимать основные принципы жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; осознать свою роль в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретать теоретические знания и опыт их применения для адекватной ориентации в окружающемся мире.
Цель программы: Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Изучение курса географии в 8 классе опирается на знания обучающихся, полученные при изучении географии в 5–7 классах. Курс «География России» (8–9 классы) завершает изучение географии в основной школе, поэтому ему принадлежит особая роль в формировании у обучающихся комплексного мышления и целостного восприятия территории, понимания проблем взаимодействия человека и природы.
Задачи:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Название темы | Количество часов | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся ( на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных)) |
Введение НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА | 1 6 | уметь: называть различные источники географической информации и методы получения географической информации; определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию; определять поясное время. Анализировать и сопоставлять карты атласа. Работать с различными источниками географической информации. Обозначать границы России на контурной карте. Давать характеристику морям России. Обозначать моря и береговую линию на контурной карте России. Решать задачи на определение поясного и местного времени. Собирать информацию из разных источников о русских ученых, землепроходцах – открывателях земель на севере и востоке страны. |
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | 4 | уметь: называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых; объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описания отдельных форм рельефа по картам; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных. Обозначать на контурной карте основные формы рельефа страны. Анализировать и сопоставлять физические и тектонические карты. Давать характеристику размещения полезных ископаемых России, обозначать крупные месторождения на карте. Объяснять особенности размещения полезных ископаемых. Характеризовать современные процессы, формирующих рельеф. Объяснять взаимосвязи всех компонентов природы. |
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ | 4 | называть факторы, влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.; приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни; Анализировать климатические карты и диаграммы. Характеризовать типы климата России. Характеризовать стихийные явления и их последствия для человека. Характеризовать климат родного края. |
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ | 3 | называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов; оценивать водные ресурсы; Давать характеристику рекам России. Объяснять влияние климата на реки. Обозначать на контурной карте крупные реки, озера, границы многолетней мерзлоты. Оценивать роль воды в жизни человека. Объяснять эстетическую и оздоровительную роль водных ландшафтов. |
Почвы и почвенные ресурсы | 3 | называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; Анализировать текст и рисунки учебника. Составлять конспекты урока. Выявлять зависимость распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов. Характеризовать основные типы почв. Оценивать почвенные ресурсы страны. |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ | 4 | объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных. Анализировать карты атласа. Объяснять приспособления животных и растений к условиям окружающей среды. Обозначать на контурной карте основные особо охраняемые природные территории России. Оценивать природные условия и ресурсы России. Подготавливать и защищать презентации, проекты. Работать с картами, интернет – ресурсами. |
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ | 6 | уметь: показывать на карте основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе; Характеризовать природные комплексы с использованием разных источников информации. Обозначать на контурной карте природные зоны России. Давать им сравнительную характеристику. Составлять схемы высотной поясности для гор нашей страны. |
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ | 26 | уметь: ; показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера); давать комплексную физико-географическую характеристику объектов; отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории; оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей; приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов; выделять экологические проблемы природных регионов. Давать характеристику регионам России по плану и картам. Устанавливать межпредметные связи с историей. Обозначать на контурной карте основные формы рельефа, крупные реки и озера, крупные города, границы природных зон, памятники природы, крупные ООПТ. Готовить презентации с опорой на межпредметные связи. Давать комплексную оценку природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначать на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Составлять схемы и таблицы «Природные ресурсы регионов» |
Человек и природа | 5 | Объяснять географию природных стихийных явлений – землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей – на территории нашей страны. Выявлять причины возникновения антропогенных ландшафтов. Осознать ответственность человека за сохранение природы родной страны, родного края. Оценивать роль географического прогноза в жизни и деятельности человека. Выявлять причины экологического кризиса в наши дни. Давать характеристику экологической ситуации в России. Работать с картами, интернет – ресурсами, готовить презентации. |
Региональный компонент Обобщение знаний | 7 1 | Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой. Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики Обладать основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления |
Содержание тем учебного предмета
1. Введение ( 7 часов). Что изучает физическая география России? Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII – XIX вв. и в советские годы.
2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые ( 4 часа). Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.
3. Климат и климатические ресурсы (4 часа ). Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы.
4. Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа). Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами.
5. Почва и почвенные ресурсы (3 часа). Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России.
6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы( 4 часа). Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.
7. Природные комплексы России ( 6 часов). Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.
8. Крупные природные районы России (26 часа). Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России.
9. Человек и природа (5 часов). Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.
10. География Курской области. (7 часов).
Практических работ – 15, из них оценочных - 10
11. Обобщение изученного материала – 1 час.
Практические работы
1. Определение поясного времени по картам часовых поясов.
2.Сопоставление тектонической и физической карты и установление зависимости рельефа от строения земной коры , объяснение закономерностей.
3.Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте.
4.Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение.
5.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составления прогнозов погоды.
6.Выявление закономерностей распределения средней температуры января и июля, годового хода температур.
7. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.
8.Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения реки. Возможное их хозяйственное использования.
9.Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характеристика растительности).
10. Выявление по картам зависимости между природными комплексами и природными ресурсами на примере одной из зон.
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела, главы, количество уроков | Тема урока | Дата проведения | Примечание. | |
По плану | По факту | ||||
1 | Введение. Особенности географического положения России(7 часов) | Что изучает физическая география России. Источники географической информации. | |||
2 | Географическое положение России. | Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России. | |||
3 | Моря, омывающие берега России. | ||||
4 | Россия на карте часовых поясов. | Пр. р. №2 «Определение поясного времени». | |||
5 | История освоения и изучения территории России. | ||||
6 | Как осваивали и изучали территорию России. Современные исследования | Работа с атласом | |||
7 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Наша Родина на карте мира» Входной контроль. | ||||
Раздел1. Особенности природы и природные ресурсы России( 22 часа). Тема1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые( 4 часа). | |||||
8 | Особенности рельефа России. | ||||
9 | Геологическое строение территории России | ||||
10 | Минеральные ресурсы России Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. | Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры. Объяснение закономерностей. | |||
11 | Развитие форм рельефа | ||||
Тема2. Климат и климатические ресурсы( 4 ча). | |||||
12 | От чего зависит климат нашей страны | ||||
13 | Распределение тепла и влаги на территории России | Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января, июля, годового количества осадков на территории страны. | |||
14 | Разнообразие климата России. | ||||
15 | Зависимость человека от климата. | Практическая работа № 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны. | |||
Тема3. Внутренние водные ресурсы(3 часа) | |||||
16 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | ||||
17 | Озера и болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | ||||
18 | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. | ||||
Тема4. Почвы и почвенные ресурсы(3 часа). | |||||
19 | Образование почв и их разнообразие. | ||||
20 | Закономерности распространения почв | ||||
21 | Почвенные ресурсы России. | Практическая работа № 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия. | |||
Тема5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы( 4 часа). | |||||
22 | Растительный и животный мир России мира при изменении других компонентов | Практическая работа № 7. Составление прогноза изменения растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. | |||
23 | Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории. | ||||
24 | Природно-ресурсный потенциал России | ||||
25 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Особенности природы и природные ресурсы России» | Практическая работа № 8. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России. | |||
Раздел2. Природные комплексы России(29 часов). Тема1. Природное районирование( 6 часов). | |||||
26 | Разнообразие природных комплексов России | ||||
27 | Моря, как крупные природные комплексы. | ||||
28 | Природные зоны России. | Промежуточный контроль. | |||
29 | Разнообразие лесов России | ||||
30 | Безлесые зоны на юге России | Практическая работа № 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору) | |||
31 | Высотная поясность | Практическая работа № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. | |||
Тема2. Природа регионов России (26 часа). | |||||
32 | Восточно-Европейская (Русская) равнина. | ||||
33 | Природные комплексы Восточно-Европейской равнины | ||||
34 | Памятники природы Восточно-Европейской равнины | ||||
35 | Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы рационального их использования | ||||
36 | Кавказ – самые высокие горы России | ||||
37 | Особенности природы высокогорий | ||||
38 | Природные комплексы Северного Кавказа | ||||
39 | Урал – «каменный пояс Русской земли». | ||||
40 | Природные ресурсы Урала | ||||
41 | Своеобразие природы Урала | ||||
42 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | ||||
43 | Западно-Сибирская равнина. Особенности природы. | ||||
44 | Природные зоны Западно-Сибирской равнины | ||||
45 | риродные ресурсы равнины Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. | ||||
46 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | ||||
47 | Климат Восточной Сибири | ||||
48 | Природные районы Восточной Сибири | ||||
49 | Жемчужина Сибири – Байкал. | ||||
50 | Природные ресурсы и проблемы их освоения. | ||||
51 | Дальний Восток – край контрастов. | ||||
52 | Природные комплексы Дальнего Востока | ||||
53 | Природные уникумы Дальнего Востока | ||||
54 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | ||||
55 | Практическая работа № 11. Оценка природных условий и ресурсов одного их регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека. | . | |||
56 | Практическая работа № 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. | ||||
57 | Обобщение систематизация знаний по теме «Природные комплексы России» | ||||
Раздел3. Человек и природа( 5 часа) | |||||
58 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. Воздействие человека на природу | |||
59 | Рациональное природопользование. Практическая работа № 14. Составление карты «Природные уникумы России». | ||||
60 | Россия на экологической карте. | ||||
61 | Экология и здоровье человек | Практическая работа № 15.Характеристика экологического состояния одного из регионов России | |||
62 | География для природы и общества Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и природа» | ||||
Раздел4. География Курской области(7 часов) | |||||
63 | Географическое положение Курской области. | ||||
64 | Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые. | ||||
65 | Особенности климата | ||||
66 | Внутренние воды | ||||
67 | Годовая промежуточная аттестация. Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области | 12.05 | |||
68 | Особо охраняемые объекты | ||||
69 70 | Обобщение | Систематизация знаний по разделу «География Курской области» Обобщение и систематизация знаний по курсу «География России. Природа» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...