Урок географии в 5 классе на тему " Рознообразие горных пород"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Это второй урок по теме " Земная кора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_5_klasse.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 5 классе.
Никулина Ирина Михайловна, учитель географии МБОУ
« Слобода Волчинская основная общеобразовательная школа
Новошешминского муниципального района РТ»
Тема: Разнообразие горных пород.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
образовательные: создание условий для достижения планируемых результатов освоения темы;
развивающие: продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии; совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность;
воспитательные: формирование бережного отношения к объектам природы, формирование культуры общения при работе в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия урока; основные виды осадочных , магматических, метаморфических .горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли; круговорот горных пород.
Метапредметные:
умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу с помощью технических средств и информационных технологий;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы;
умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников , перерабатывать информацию для получения необходимого результата
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Основные понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; магма; круговорот горных пород.
Информационно-технологические ресурсы:
Коллекции горных пород, таблички с названиями горных пород, учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2015г, презентация.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Этап 1. Актуализация, проблематизация, мотивация. Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация. «Включение» в учебную деятельность. | 1. Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку 2. Проверка домашнего задания. Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке Но проверять как вы усвоили материал будем не устно, а письменно. На столах лежат карточки с заданиями. Не забудьте подписать .Слайд 2 Проверяем. (Взаимопроверка) Слайд 4,5
Постановка вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Я вам сейчас покажу небольшой видиофрагмент и прочитаю стихотворение, а вы внимательно смотрите слушайте и подумайте о чем в них идет речь. Интересно, знают дети, что такое самоцветы? На Урале, проживая, знают дети или нет, Что волшебным называют каждый камень самоцвет. Тот, кто любит аметист, дружбе верен, сердцем чист. Кто силач и богатырь, носит камешек – сапфир. Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит, Тот всегда понять сумеет камень ящерок и змеек – темноглазый малахит. Самоцветный камень красный, будто ломтик ветчины, Это главный камень - яшма - сердце сказочной страны. Красный яшмовый узор - красота Уральских гор, Будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер. На закат похож гранат, на восход похож агат, Эти камни в ожерельях силу солнышка таят... Ну, ваши предположения о чем это стихотворение? .слайд 6 А ведь на Земле очень много разных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Задает вопрос: С какими понятиями мы с вами знакомились на предыдущем уроке, которые определяют понятие камни? вспомним материал прошлого занятия, прочитайте что написано на слайде. Слайд 7 Задает вопрос: 3. Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует. -для этого скажите пожалуйста что объединяет стихотворение и эти определения? - Ребята, попробуйте сформулировать тему урока Слайд 8 4. Создание проблемной ситуации. На столах есть образцы горных пород и минералов. На экране также фотографии различных минералов и горных пород. Чем они отличаются друг от друга? От чего они такие разные? Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. То, что мы наблюдаем сегодня, является результатом очень долгой и динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы рождаются, живут и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение земной коры. Так как же они образуются?
5. Целеполагание. Какова будет цель нашего урока? Слайд 9 Какими способами вы можете получить ответ на данный вопрос?
Итак, у вас на столах есть карточки на которых дана схема (Слайд №10).Вам нужно во время работы с учебником и коллекцией заполнить эту схему
| Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал. Ответы–изучали внутреннее строение Земли; узнали, что такое мантия, ядро, земная кора; узнали, из чего состоит земная кора, познакомились с новыми понятиями горные породы и минералы.) Отвечают на вопросы в карточках Меняются ответами проверяют, выставляют оценки по схеме. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
(о разных камнях, самоцветах, о минералах) (горные породы и минералы) Их разнообразие Определяют тему урока. Дети рассматривают образцы горных пород и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, прозрачность, твёрдость, плотность. Образовались в разных условиях
Узнать, какие бывают по происхождению горные породы. (Классификация по происхождению) Цель появляется на экране и обсуждается: Выяснить условия образования горных пород. (Воспользоваться учебником) Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод | Познавательные коммуникативные
Познавательные, регулятивные, коммуникативные Познавательные регулятивные. Познавательные Коммуникативные, Регулятивные Познавательные регулятивные Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Этап 2. Освоение нового материала. Первичное ознакомление. Цель: «Включение» в целенаправленное действие. | 1. -Вспомните, на какие группы делятся горные породы по происхождению. (По происхождению горные породы делят на магматические, осадочные, метаморфические.). Создаёт готовность к предстоящей деятельности. 2. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - Предлагаю вам в тексте параграфа 21 найти и узнать информацию о том, как образовались магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Работаете по парам, ищете ответы на вопросы карточки. (Отвечают №1 сильные ученики). Дополнение по мере выступления учащихся. 3. - А какие горные породы залегают в земной коре в пределах Республики Татарстан? Какое происхождение имеют горные породы Татарстана? | Вспоминают материал ранее изученной темы. Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание. Работают по группам, готовят ответ на вопрос карточки. Отвечают, демонстрируют горные породы. №1. Как образуются магматические горные породы? Какие из них называются глубинными? №2. Как образуются магматические излившиеся горные породы? №3. Как образуются обломочные и глинистые осадочные горные породы? №4. Как образуются осадочные горные породы химического происхождения? №5. Как образуются органического происхождения горные породы? №6. Как образуются метаморфические горные породы? Сравнивают, анализируют, обсуждают (П, К). По мере получения информации заполняют таблицу Демонстрирует горные породы и рассказывает. На территории Татарстана выявлено 108 залежей каменного угля. В недрах республики также имеются промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа. Основным ресурсом недр республики является нефть. Республика обладает 800 млн. тонн извлекаемой нефти, а размер прогнозируемых запасов составляет свыше 1 млрд. тонн. (Имеют осадочное происхождение) | Познавательные Познавательные, регулятивные, коммуникативные Познавательные, коммуникативные |
Этап 3. Отработка и закрепление. Цель: «Включение» в тренировочную деятельность. | 1. Закрепление новых знаний в сочетании с физкультминуткой. Вы хорошо поработали, давайте отдохнем. Руками покажем какое направление всегда показывают экватор и параллели, и потянемся. А сейчас покажем какое направление всегда показывают меридианы, и потянемся)))))) Задает вопрос. Вы теперь можете ответить на вопрос, какие бывают горные породы по происхождению Все ли осадочные породы образуются одинаково Могут ли одни горные породы превращаются в другие?. Обращает внимание на стр. 83рис. 66 Схема «Преобразования горных пород». Задает вопрос- Как вы думаете , какие горные породы образуются первыми.? Давайте подумаем, как будет называться наука изучающая камни? Дает определение новому понятию минералогия. Слайд 25 | (Да можем. Они бывают магматические, осадочные, метаморфические). (Нет, есть горные породы, которые образуются из останков живых организмов – это органические; оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов - это химические; образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур – это обломочные) (Да могут, например метаморфические и обломочные. Магматические разрушаются – образуются осадочные обломочные, они в свою очередь могут превратиться и в метаморфические Например: из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля – алмаз, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Этап 4. Обобщение, систематизация, применение. Цель: «Включение» в продуктивную деятельность | Предлагает отгадать загадки; определить какие горные породы вы отнесёте к осадочным, магматическим и метаморфическим. Загадки. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? ( Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? Белый, как сахар, но не сладкий, Пока руки им не испачкаешь, Ума- разума, не наберешься. Росли на болоте растения - стали топливом и удобрением. Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг.
|
(Глина - это осадочная обломочная ГП Нефть - это осадочная органическая ГП)) (Соль- это осадочная химическая ГП) (Мел - это осадочная органическая ГП) (Торф- это осадочная органическая ГП) Гранит-это магматическая порода | Познавательные, регулятивные, коммуникативные Регулятивные, коммуникативные |
Этап 5. Обратная связь: диагностика, контроль, само и взаимоконтроль, рефлексия. Цель (для учителя): получение данных для корректировки и индивидуализации. Цель (для ученика): постановка личных и познавательных задач | Предлагает вспомнить тему урока и задачи урока, оценить меру своего продвижения к цели и успеха класса в целом, используя беседу с учащимися. Какова была наша цель? Вы открыли для себя загадки камня? А могут ли одни горные породы превращаться в другие? Какое новое открытие вы для себя сделали.? Оцените свою работу в группе. Выберите камень. ( даны карточки с названием камня) Алмаз ( самый твёрдый) Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Гранит. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Мел. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. 2. Д/з: • § 21; ответить на вопросы стр. 64;
| Определяют степень продвижения к цели. Записывают домашнее задание. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"
Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...
урок географии 6 класс по теме" Ветер" .
урок по технологии творческого развития. презентация к уроку содержит краткое содержание основных моментов урока. урок разработан по учебнику Герасимовой , Неклюковой....
конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Урок географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы."
Разработка урока географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы." Урок получил Диплом III степени на ...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
открытый урок географии в 5 классе по теме Разрушение горных пород
Открытый урок на уровне районного методического объединения....