Урок "Экология России" 8 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс)
Экологическая ситуация в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 788.86 КБ |
![]() | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Усвоить понятия экологической ситуации; Охарактеризовать параметры экологических ситуаций; Выявить причины экологических ситуаций; Наметить пути предотвращения неблагоприятных ситуаций.
План урока: Понятие «экологическая ситуация». Параметры экологических ситуаций. Экологические карты. Экологическое право. Социологический опрос. Экологическая ситуация в Калининградской области. Заключение.
Основополагающие вопросы: В чем, на ваш взгляд, главные причины обострения экологических ситуаций в России? Какие пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций можете вы предложить?
Производство электроэнергии – 16% Производство стали – 22% Производство нефти – 27% Природного газа – 42%
Экологическая ситуация состояние окружающей природной среды на определенной территории
Параметры экологических ситуаций Экологические ситуации Характеристика Благоприятные Районы, слабо загрязненные антропогенной деятельностью; охраняемые природные территории, районы с сохранившимся традиционным укладом хозяйства. Конфликтные Районы со стабильным социально-экономическим развитием. Для них характерно слабое и умеренное развитие техногенных перестроек ландшафтов, которое обеспечивает медленные изменения структуры, не затрагивающие природную среду в целом. Кризисные Наблюдаются в освоенных и интенсивно развиваемых районах с высокой степенью антропогенной нагрузки. Техногенные перестройки ландшафтов вызывают необратимые изменения в природной среде. Ухудшается качество природных ресурсов. Бедственные Районы, где происходит разрушение природной основы, механизмов саморегулирования, интенсивно осваиваемые районы, возникает угроза эпидемий. Катастрофи-ческие Районы старого промышленного освоения, разрушение природной среды и связей в ней. Истощенность природных ресурсов ведет к миграции населения, массовым болезням, признанию района зоной экологического бедствия. Выход из ситуации невозможен без внешнего вмешательства
а) В Ямало-Ненецком автономном округе проблема нарушения почвенно-растительного покрова вечной мерзлоты и связанные с этим процессы тундрового ландшафта (заболачивание, химическое загрязнение и т.д.) особенно остро стоит на п-ове Ямал. Выведены из хозяйственного оборота значительные площади летних пастбищ, используемых для выпаса олений стад.
б) В Калмыкии в некоторых регионах Кавказа неправильный выпас скота породил серьезную экологическую ситуацию. Большое поголовье овец на единицу площади, выпас на одном и том же месте в течение длительного времени, отсутствие скотопрогонных дорог – все это привело к разрушению пастбищ, появлению пыльных и песчаных бурь.
в) В Поволжье создание волжских водохранилищ нарушило процессы самоочищения речных вод. Развитие нефтехимии на берегах Волги при недостатке очистных сооружений увеличило сбросы сточных вод, и вода стала непригодна даже для орошения.
Экологические карты - это карты, показывающие состояние природной среды по отдельным ее компонентам или в целом.
Экологическая карта А
Экологическое право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы
Источники экологического права: Конституция РФ Законы и кодексы в области охраны природы Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования Нормативные акты Министерств и ведомств Нормативные решения Органов местного самоуправления
Анкета социологического опроса «Экологическая ситуация в Смоленской области» 1.Вызывает ли у вас тревогу состояние окружающей среды Смоленской области? а) да, вызывает большую тревогу; б) да, в какой-то мере волнует; в) не вызывает тревоги; г) затрудняюсь высказать своё отношение к этой проблеме; 2. Что определило ваше мнение? а) состояние окружающей среды; б) постоянное внимание и беспокойство средств массовой информации к данной проблеме; в) изучение экологических проблем в школе; г) личные впечатления об экологической обстановке в тех регионах России, где побывал (а); д) другие факторы.
Вызывает ли у вас тревогу состояние окружающей среды Калининградской области?
Что определило ваше мнение?
Выводы: 1. Главные причины обострения экологической ситуации в России: Антропогенное воздействие человека определяет нагрузку на природную окружающую среду. Особенности влияния социально-экономического развития: - степень хозяйственного освоения территории; - плотность населения; - уровень технического развития; - специализация и концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства.
2. Пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций: Совершенствование природоохранного законодательства. Совершенствование производственных технологий Ограничение экологически грязных производств. Запрет на продажу вредных товаров. Расширение сети особо охраняемых территорий. Увеличение инвестиций на решение экологических проблем. Ограничение вывоза сырья в другие страны и ввоза отходов из других стран. Разработка экономического и правового механизма использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поощрение гражданских действий по решению экологических проблем (организации «Гринпис», «Зеленые» и другие).
Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
Урок географии на тему:
«Экологическая ситуация в России».
Урок географии. 8 класс
Тип урока – изучение нового материала.
Цели:
- Выяснить как возникает экологическая ситуация;
-Охарактеризовать параметры экологических ситуаций;
-Выявить причины экологических ситуаций;
-Наметить пути предотвращения неблагоприятных ситуаций.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с новыми понятиями: экологическая ситуация, экологическое право.
2.Развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России.
3. Воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.
4.Совершенствование умения работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу.
Оборудование:
1. ТСО (компьютер учителя, интерактивная доска STAR-BOARD , проектор);
2. Физическая и экологическая карты России, атлас, презентация;
Ход урока:
1.Организационный момент.(приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие цели и задач урока) – слайды 1, 2, 3.
2.Изучение нового материала(учащиеся работают с опорными листами).
План урока: |
1.Понятие «экологическая ситуация». 2.Параметры экологических ситуаций. 3.Экологические карты. 4..Экологическое право. 5.Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос (анкета). |
Основополагающие вопросы: слайд 4,5 |
- В чем, на ваш взгляд, главные причины обострения экологических ситуаций в России? - - Какие пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций можете вы предложить? |
Понятие «Экологическая ситуация». Видеофрагмент «Экология и жизнь». Учитель: В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность не только отдельных объектов, территорий, стран, но и для человечества. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению. Но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. Человечество, развиваясь, создаёт на земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Человек не думает об отрицательных последсвиях своего вмешательства в природу. И в результате антропогенного воздействия снижается качество окружающей среды и ухудшаются условия жизни и здоровье людей. Сообщения учеников (Нерациональное использование лесных массивов , земель). Проводится диалог с учащимися с целью формулирования понятия «Экологическая ситуация». |
2.Состояние окружающей природной среды на определенной территории. слайды -6,7,8,9,10. Параметры зкологических ситуаций. Понятие «Экологическая ситуация» имеет информационно-описательный характер и включает оценочные суждения. Разбор таблицы «Параметры зкологических ситуаций» с учащимися при помощи интерактивного оборудования. По окончании разбора таблицы сделать вывод о существовании своей характеристики для каждого параметра экологической ситуации. Привести примеры районов России с различными зкологическими ситуациями. Работа с опорными листами по определению параметров экологических ситуаций в различных районах России. |
Параметры экологических ситуаций |
А) В Ямало-Ненецком автономном округе проблема нарушения почвенно-растительного покрова вечной мерзлоты и связанные с этим процессы тундрового ландшафта (заболачивание, химическое загрязнение и т.д.) особенно остро стоит на п-ове Ямал. Выведены из хозяйственного оборота значительные площади летних пастбищ, используемых для выпаса олений стад. |
Б) В Калмыкии в некоторых регионах Кавказа неправильный выпас скота породил серьезную экологическую ситуацию. Большое поголовье овец на единицу площади, выпас на одном и том же месте в течение длительного времени, отсутствие скотопрогонных дорог – все это привело к разрушению пастбищ, появлению пыльных и песчаных бурь. |
В) В Поволжье создание волжских водохранилищ нарушило процессы самоочищения речных вод. Развитие нефтехимии на берегах Волги при недостатке очистных сооружений увеличило сбросы сточных вод, и вода стала непригодна даже для орошения. |
3.Слайды-11,12 Экологические карты - |
это карты, показывающие состояние природной среды по отдельным ее компонентам или в целом. |
Учащиеся работают с картой «Экологическая ситуация в России», знакомятся с картой «Экологические проблемы Калининградской области». Выделяют ареалы с неблагоприятными экологическими ситуациями и разбирают способы нанесения их на контурную карту с помощью условных знаков. Изучая экологические карты, учащиеся делают вывод, что общая картина в экологическом аспекте ясна и вызывает беспокойство и тревогу. |
4.Слайды – 13,14. Экологическое право. Учитель: Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Объяснение о его возросшей роли в связи с резким обострением экологических проблем. Учащиеся знакомятся с источпиками экологического права (Конституция. Законы, Кодексы ит. д.) |
5.Слайды – 15, 16, 17. Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос.На основании результатов опережающего задания был проведён анализ социологического опроса, как жители п. Южный оценивают экологическую ситуацию. По итогам были составлены диаграммы: 1.Вызывает ли у вас тревогу состояние окружающей среды Калининградской области? 2. Что определило ваше мнение? Анализ диаграмм помог сформулировать главные причины обострения экологической ситуации в России. Слайды-18, 19. |
Выводы: |
1. Главные причины обострения экологической ситуации в России: антропогенное воздействие человека определяет нагрузку на природную окружающую среду. Особенности влияния социально-экономического развития: - степень хозяйственного освоения территории; - плотность населения; - уровень технического развития; - специализация и концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства. |
2. Пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций: |
Совершенствование природоохранного законодательства. Совершенствование производственных технологий Ограничение экологически грязных производств. Запрет на продажу вредных товаров. Расширение сети особо охраняемых территорий. Увеличение инвестиций на решение экологических проблем. Ограничение вывоза сырья в другие страны и ввоза отходов из других стран. Разработка экономического и правового механизма использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поощрение гражданских действий по решению экологических проблем (организации «Гринпис», «Зеленые» и другие). |
Заключение. Ответить на основополагающие вопросы, которые были даны в начале урока. |
Домашнее задание. §47, повторить термины и ответить на вопросы к параграфу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....