Урок "Экология России" 8 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Экологическая ситуация в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_rossii.pptx788.86 КБ
Файл ekologiya_rossii_8_klass.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Экологическая ситуация в России

Слайд 2

Цели урока: Усвоить понятия экологической ситуации; Охарактеризовать параметры экологических ситуаций; Выявить причины экологических ситуаций; Наметить пути предотвращения неблагоприятных ситуаций.

Слайд 3

План урока: Понятие «экологическая ситуация». Параметры экологических ситуаций. Экологические карты. Экологическое право. Социологический опрос. Экологическая ситуация в Калининградской области. Заключение.

Слайд 4

Основополагающие вопросы: В чем, на ваш взгляд, главные причины обострения экологических ситуаций в России? Какие пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций можете вы предложить?

Слайд 5

Производство электроэнергии – 16% Производство стали – 22% Производство нефти – 27% Природного газа – 42%

Слайд 6

Экологическая ситуация состояние окружающей природной среды на определенной территории

Слайд 7

Параметры экологических ситуаций Экологические ситуации Характеристика Благоприятные Районы, слабо загрязненные антропогенной деятельностью; охраняемые природные территории, районы с сохранившимся традиционным укладом хозяйства. Конфликтные Районы со стабильным социально-экономическим развитием. Для них характерно слабое и умеренное развитие техногенных перестроек ландшафтов, которое обеспечивает медленные изменения структуры, не затрагивающие природную среду в целом. Кризисные Наблюдаются в освоенных и интенсивно развиваемых районах с высокой степенью антропогенной нагрузки. Техногенные перестройки ландшафтов вызывают необратимые изменения в природной среде. Ухудшается качество природных ресурсов. Бедственные Районы, где происходит разрушение природной основы, механизмов саморегулирования, интенсивно осваиваемые районы, возникает угроза эпидемий. Катастрофи-ческие Районы старого промышленного освоения, разрушение природной среды и связей в ней. Истощенность природных ресурсов ведет к миграции населения, массовым болезням, признанию района зоной экологического бедствия. Выход из ситуации невозможен без внешнего вмешательства

Слайд 8

а) В Ямало-Ненецком автономном округе проблема нарушения почвенно-растительного покрова вечной мерзлоты и связанные с этим процессы тундрового ландшафта (заболачивание, химическое загрязнение и т.д.) особенно остро стоит на п-ове Ямал. Выведены из хозяйственного оборота значительные площади летних пастбищ, используемых для выпаса олений стад.

Слайд 9

б) В Калмыкии в некоторых регионах Кавказа неправильный выпас скота породил серьезную экологическую ситуацию. Большое поголовье овец на единицу площади, выпас на одном и том же месте в течение длительного времени, отсутствие скотопрогонных дорог – все это привело к разрушению пастбищ, появлению пыльных и песчаных бурь.

Слайд 10

в) В Поволжье создание волжских водохранилищ нарушило процессы самоочищения речных вод. Развитие нефтехимии на берегах Волги при недостатке очистных сооружений увеличило сбросы сточных вод, и вода стала непригодна даже для орошения.

Слайд 11

Экологические карты - это карты, показывающие состояние природной среды по отдельным ее компонентам или в целом.

Слайд 12

Экологическая карта А

Слайд 13

Экологическое право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы

Слайд 14

Источники экологического права: Конституция РФ Законы и кодексы в области охраны природы Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования Нормативные акты Министерств и ведомств Нормативные решения Органов местного самоуправления

Слайд 15

Анкета социологического опроса «Экологическая ситуация в Смоленской области» 1.Вызывает ли у вас тревогу состояние окружающей среды Смоленской области? а) да, вызывает большую тревогу; б) да, в какой-то мере волнует; в) не вызывает тревоги; г) затрудняюсь высказать своё отношение к этой проблеме; 2. Что определило ваше мнение? а) состояние окружающей среды; б) постоянное внимание и беспокойство средств массовой информации к данной проблеме; в) изучение экологических проблем в школе; г) личные впечатления об экологической обстановке в тех регионах России, где побывал (а); д) другие факторы.

Слайд 16

Вызывает ли у вас тревогу состояние окружающей среды Калининградской области?

Слайд 17

Что определило ваше мнение?

Слайд 18

Выводы: 1. Главные причины обострения экологической ситуации в России: Антропогенное воздействие человека определяет нагрузку на природную окружающую среду. Особенности влияния социально-экономического развития: - степень хозяйственного освоения территории; - плотность населения; - уровень технического развития; - специализация и концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства.

Слайд 19

2. Пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций: Совершенствование природоохранного законодательства. Совершенствование производственных технологий Ограничение экологически грязных производств. Запрет на продажу вредных товаров. Расширение сети особо охраняемых территорий. Увеличение инвестиций на решение экологических проблем. Ограничение вывоза сырья в другие страны и ввоза отходов из других стран. Разработка экономического и правового механизма использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поощрение гражданских действий по решению экологических проблем (организации «Гринпис», «Зеленые» и другие).

Слайд 20

Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Пригорьевская средняя школа»

Урок географии на тему:

 «Экологическая ситуация в России».

                                                                                                            Урок географии. 8 класс

  Тип урока – изучение нового материала.                                                                                                                           

Цели:
-
Выяснить как возникает экологическая ситуация;

-Охарактеризовать параметры экологических ситуаций;

-Выявить причины экологических ситуаций;

-Наметить пути предотвращения неблагоприятных ситуаций.

Задачи:

1. Ознакомление учащихся с новыми понятиями: экологическая ситуация, экологическое право.

2.Развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России.

3. Воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.

4.Совершенствование умения работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу.

Оборудование: 

1. ТСО (компьютер учителя, интерактивная доска STAR-BOARD , проектор);

2. Физическая и экологическая карты России, атлас, презентация;

Ход урока:

1.Организационный момент.(приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие цели и задач урока) – слайды 1, 2, 3.

2.Изучение нового материала(учащиеся работают с опорными листами).

План урока:

1.Понятие «экологическая ситуация».

2.Параметры экологических ситуаций.

3.Экологические карты.

4..Экологическое право.

5.Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос (анкета).

Основополагающие вопросы: слайд 4,5

- В чем, на ваш взгляд, главные причины обострения экологических ситуаций в России? -  - Какие пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций можете вы предложить?

  1. слайд 6

Понятие «Экологическая ситуация».

Видеофрагмент «Экология и жизнь».

Учитель:   В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность не только отдельных объектов, территорий, стран, но и для человечества. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению. Но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. Человечество, развиваясь, создаёт на земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Человек не думает об отрицательных последсвиях своего вмешательства в природу.  И в результате антропогенного воздействия снижается качество окружающей среды и ухудшаются условия жизни и здоровье людей.

Сообщения учеников (Нерациональное использование лесных массивов , земель). Проводится диалог с учащимися с целью формулирования понятия «Экологическая ситуация».

2.Состояние окружающей природной среды на определенной территории.  слайды -6,7,8,9,10.

Параметры зкологических ситуаций.

Понятие «Экологическая ситуация» имеет информационно-описательный характер и включает оценочные  суждения. Разбор таблицы «Параметры зкологических ситуаций»

с учащимися при помощи интерактивного оборудования. По окончании разбора таблицы сделать вывод о существовании своей характеристики для каждого параметра экологической ситуации. Привести примеры районов России с различными зкологическими ситуациями. Работа с опорными листами по определению параметров экологических ситуаций в различных районах России.

Параметры экологических ситуаций

А) В Ямало-Ненецком автономном округе проблема нарушения почвенно-растительного покрова вечной мерзлоты и связанные с этим процессы тундрового ландшафта (заболачивание, химическое загрязнение и т.д.) особенно остро стоит на п-ове Ямал. Выведены из хозяйственного оборота значительные площади летних пастбищ, используемых для выпаса олений стад.

Б) В Калмыкии в некоторых регионах Кавказа неправильный выпас скота породил серьезную экологическую ситуацию. Большое поголовье овец на единицу площади, выпас на одном и том же месте в течение длительного времени, отсутствие скотопрогонных дорог – все это привело к разрушению пастбищ, появлению пыльных и песчаных бурь.

В) В Поволжье создание волжских водохранилищ нарушило процессы самоочищения речных вод. Развитие нефтехимии на берегах Волги при недостатке очистных сооружений увеличило сбросы сточных вод, и вода стала непригодна даже для орошения.

3.Слайды-11,12   Экологические карты -

это карты, показывающие состояние природной среды по отдельным ее компонентам или в целом.

Учащиеся работают с картой «Экологическая ситуация в России», знакомятся с картой «Экологические проблемы Калининградской области». Выделяют ареалы с неблагоприятными экологическими ситуациями и разбирают способы нанесения их на контурную карту с помощью условных знаков.

Изучая экологические карты, учащиеся делают вывод, что общая картина в экологическом аспекте ясна и вызывает беспокойство и тревогу.

4.Слайды – 13,14.

Экологическое право.

Учитель: Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Объяснение о его возросшей роли в связи с резким обострением экологических проблем. Учащиеся знакомятся с источпиками экологического права (Конституция. Законы, Кодексы ит. д.)

5.Слайды – 15, 16, 17.

Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос.На основании результатов опережающего задания был проведён анализ социологического опроса, как жители п. Южный оценивают экологическую ситуацию. По итогам были составлены диаграммы:

1.Вызывает ли у вас тревогу состояние окружающей среды Калининградской области?

2. Что определило ваше мнение?

Анализ диаграмм помог сформулировать главные причины обострения экологической ситуации в России.

Слайды-18, 19.

Выводы:

1. Главные причины обострения экологической ситуации в России: антропогенное воздействие человека определяет нагрузку на природную окружающую среду. Особенности влияния социально-экономического развития: - степень хозяйственного освоения территории; - плотность населения; - уровень технического развития; - специализация и концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства.

2. Пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций:

Совершенствование природоохранного законодательства. Совершенствование производственных технологий Ограничение экологически грязных производств. Запрет на продажу вредных товаров. Расширение сети особо охраняемых территорий. Увеличение инвестиций на решение экологических проблем. Ограничение вывоза сырья в другие страны и ввоза отходов из других стран. Разработка экономического и правового механизма использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поощрение гражданских действий по решению экологических проблем (организации «Гринпис», «Зеленые» и другие).

Заключение. 

Ответить на основополагающие вопросы, которые были даны в начале урока.

Домашнее задание. §47, повторить термины и ответить на вопросы к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....