Программа факультативного курса "Увлекательная география"
элективный курс по географии (6 класс)
Рабочая программа и КТП факультативного курса для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Данная программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Она особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 6классе в школьном учебном плане отведен 1час в неделю.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Увлекательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
В основе кружка лежит метод практической и проектной деятельности учащихся.
Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Программа предназначена для учащихся 6кл. Объём программы составляет 34часа, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники
5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, информатике, математике.
6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.
7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать,
8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
- правила поведения при выходе на экскурсии.
3. Содержание учебного курса
Тема 1. Введение – 1 час
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Тема 2. Ориентирование на местности - 11 часов
- история изобретения компаса
- упражнения и движение на местности с компасом и без него
- определение направлений, расстояний по плану местности и карте
- решение географических задач на определение координат.
Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов
- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности.
Тема 4. Голубая планета -7часов.
- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море..
- растительный и животный мир океанов и морей.
- тайны Мирового океана.
- крупнейшие реки Земли.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
Тема5. Воздушное покрывало – 5часов.
- современные методы изучения атмосферы.
- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
- грозные явления в атмосфере.
- местные признаки и приметы для предсказания погоды
Тема 6. Зеленая планета -5часов.
- удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены.
- уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы.
- крупные заповедники и охраняемые природные территории
- экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.
4. Тематическое планирование
Темы, входящие в данный раздел | Основное содержание по темам |
Тема 1. Введение. (1 час) | -знакомство с деятельностью кружка, планирование. |
Тема 2. Ориентирование на местности. (11 часов) | - история изобретения компаса - упражнения и движение на местности с компасом и без него - определение направлений, расстояний по плану местности и карте - решение географических задач на определение координат. |
Тема 3. Жизнь земной коры. (5 часов) | - современные гипотезы о происхождении гор на земле. - вулканы, гейзеры, горячие источники. - землетрясения. - разнообразие форм рельефа на Земле. - рельеф своей местности. |
Тема 4. Голубая планета. (7 часов) | - современные способы изучения морей и океанов. - водяные смерчи, бури и ураганы в море.. - растительный и животный мир океанов и морей. - тайны Мирового океана. - крупнейшие реки Земли. - крупнейшие озера земли, озера-диковинки. |
Тема 5. Воздушное покрывало. (5 часов) | - современные методы изучения атмосферы. - обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. - грозные явления в атмосфере. - местные признаки и приметы для предсказания погоды. |
Тема 6. Зеленая планета. (5 часов) | - удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены. - уникальный подводный мир,планктон,его значение, морские сообщества, коралловые рифы. - крупные заповедники и охраняемые природные территории - экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях. |
№п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия | |
план | факт | |||||
1 | Введение. | 1 | Высказывать свои мысли, предложения для интересной работы кружка | |||
22 | Тема 1. Ориентирование | 11 | ||||
2 | Время, по которому мы живем. | 1 | Теллурий, карта полушарий, глобус | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | ||
3 | Солнце как маяк. Определяем время по Солнцу. | 1 | Теллурий, карта полушарий, глобус | Уметь определять время суток по расположению солнца. | ||
4 | Ориентирование по звездам и луне. | 1 | Карта полушарий, глобус | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | ||
5 | Кто придумал компас. | 1 | Компасы | Уметь распределять цели и задачи в группе | ||
6 | Загадочная стрелка | 1 | Компасы | Уметь выражать свои мысли, высказывать предположения, выдвигать гипотезы. | ||
7 | Компасы без магнитной стрелки | 1 | Компасы | Уметь выражать свои мысли, высказывать предположения, выдвигать гипотезы. | ||
8 | Движение по азимутам. Определение азимута школьных объектов. | 1 | Компасы, планшеты | Уметь распределять цели и задачи в группе | ||
9 | Географические координаты | 1 | Атлас, карты полушарий и Мира. | Применять полученные знания | ||
10 | Местность и карта | 1 | Топографическая карта | Уметь читать и пользоваться планом и картой, знать отличие и их назначение | ||
11 | Составление плана своей местности, используя условные обозначения | 1 | Топографическая карта | Уметь читать и пользоваться планом и картой, знать отличие и их назначение | ||
12 | Местные ориентиры, приметы и признаки | 1 | Топографическая карта | Уметь применять полученные знания по ориентированию в природе | ||
Тема 2. Жизнь земной коры | 5 | |||||
13 | Плавают ли материки | 1 | Физическая карта мира | Уметь высказывать свою точку зрения | ||
14 | Как растут горы | 1 | Видеофильм | Уметь высказывать свою точку зрения | ||
15 | О чем расскажут камни | 1 | Карта полушарий. | Уметь сравнивать, определять, предполагать | ||
16 | Как ищут полезные ископаемые | 1 | Коллекция горных пород и полезных ископаемых | Уметь определять вид горной породы по свойствам и признакам. | ||
17 | Есть ли бесполезные ископаемые | 1 | Коллекция горных пород и полезных ископаемых | Уметь работать с атласами, справочниками. статистическим материалом | ||
Тема 3. Голубая планета | 7 | |||||
18 | Великие реки Земли | 1 | Физическая карта мира | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | ||
19 | Удивительные озера мира | 1 | Физическая карта мира | Умение применять полученные знания работать в группе, распределять обязанности | ||
20 | Твердый океан | 1 | Физическая карта мира | Уметь делать выводы по данной теме | ||
21 | «Белая смерть» - лавины | 1 | Физическая карта мира | Уметь сопоставлять, логически мыслить, делать выводы | ||
22 | Бермудский треугольник | 1 | Физическая карта мира | Уметь находить информацию, выделять главное, высказывать свое мнение | ||
23 | Водяное отопление материков | 1 | Физическая карта мира | Уметь работать с источниками информации | ||
24 | Опасный океан | 1 | Физическая карта мира. Видеофильм | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | ||
Тема 4. Воздушное покрывало | 5 | |||||
25 | Одежда Земли | 1 | Карта полушарий. | Уметь находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | ||
26 | Миф или правда: искусственный дождь | 1 | Карта полушарий. Климатическая карта | Уметь находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | ||
27 | Учимся предсказывать погоду | 1 | Барометр, гигрометр, флюгер, термометр | Уметь наблюдать, анализировать, сопоставлять, делать выводы | ||
28 | Живые барометры | 1 | ЭОР | Уметь применять полученные знания в жизни | ||
29 | Грозные явления в атмосфере | 1 | ЭОР | Умение применять полученные знания на уроках информатики | ||
Тема 5. Зеленая планета | 5 | |||||
30 | Уникальные растения и животные | 1 | Гербарий растений. Карта «Растения и животные мира» | Уметь выделять главное, анализировать, делать выводы | ||
31 | Зеленое богатство океанов | 1 | Карта полушарий. Гербарий растений. Карта «Растения и животные мира» | Уметь работать в группе, распределять обязанности, ставить цели и выполнять их | ||
32 | Природные лаборатории - заповедники | 1
| Карта «Растения и животные мира» | Знать правила поведения во время групповых экскурсий. Уметь собирать | ||
33 | Человек и природа. Экстремальные условия жизни | 1 | Карта «Растения и животные мира» | Применять полученные знания, сопоставлять, исследовать, предполагать | ||
34 | Обобщение полученных знаний | 1 | ЭОР | Применять полученные знания, сопоставлять, исследовать, предполагать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...

Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...

Программа факультативного курса по географии «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»
Программа факультативного курса по географии «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»...

Рабочая программа факультативного курса по географии «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»
Политическая география мира – факультативный курс для занятий в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)....

Авторская программа факультативного курса по географии «География Костромской области»
Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы «География» для учреждений общего среднего образования, утвержденной Министерством образования РФ.Цель...

Программа факультативного курса по географии «Я сдам ОГЭ по географии!»
Программа факультативного курса создана с целью помочь учащимся, выбирающим географию в качестве экзамена ОГЭ, организовать эффективную подготовку к нему под руководством учителя и успешно сдать экзам...

Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"
Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (нацио...