Методические рекомендации по применению информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в 7 классе
методическая разработка по географии (7 класс)
Использование ИКТ дает свои плюсы и минусы, к плюсам мы можем отнести:
1. индивидуальный подход к обучению;
2. повышение уровня саморазвития обучающихся;
3. увеличение объема проходимого материала;
4. появление новых источников, за счет Интернета;
5. увеличивается мотивация и активность познания, за счет различных форм видов деятельности;
6. ИКТ является помощником учителя, выполняя частично его работу, делая обучение интереснее;
7. Тестирование, проводимое с помощью ИКТ, позволяет получать проверки незамедлительно, что не только вызывает доверие и интерес у учащихся в знании правильного ответа, но и помогает учителю видеть общий уровень класса и конкретно каждого ученика и вовремя его скорректировать;
8. Ученики получают опыт применения компьютерной техники, которая используется сегодня везде.
Стоит отметить проблемы, которые возникают с использованием ИКТ:
1. Многие учителя до сих пор не компетентны в использовании компьютера, они попросту могут не использовать технологии, либо у них затрачивается много времени для подготовки современного урока;
2. Технические минусы, техника это не человек, если происходит сбой в системе, то ее использование уже не может быть задействовано в систему урока;
3. к сожалению не все школы модернизированы и имеют классы с новыми технологиями, хотя и тенденция растет к тому, чтобы все классы были оборудованы, но в реале может быть только один класс;
4. ИКТ применяется, но пособия к применению нет, нет основных приемов и методов;
5. не стоит забывать и о физическом здоровье ребенка, чрезмерное употребление техники на уроке, как минимум «сажает» зрение ребенка, поэтому важно помнить, что через какой-то промежуток времени стоит переключать вид деятельности ребенка на традиционный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_primeneniyu_informatsionno.docx | 53.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по применению информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в 7 классе
IT – технологии прочно устраиваются в современном процессе образования, сегодня это не что-то новое, а прочно устоявшийся вспомогательный метод. География одна из тех наук, которые нуждаются в красочных примерах изучаемого материала. Сегодня учитель может вести урок опираясь не только на традиционные оборудование (карты, атлас, изображения) и лекционный материал, сегодня стало доступным проводить разнообразные уроки, с помощью различных образовательных ресурсов в области географии, что значительно облегчило работу учителя и повысило интерес к предмету у школьников. Благодаря мультимедиа и IT технологиям возможно наглядно продемонстрировать редкие и необычные, масштабные явления природы, то что происходило когда-то и не происходит сейчас, все то, что дети могут не увидеть в реальной жизни, компьютер помогает приобщить большее количество детей к географии, вызывая интерес к ней. Можно смело заявлять – компьютер на географии неотъемлемая часть сегодня.
Наша педагогическая практика проходила в ЧОУ «Школа экономики и права», Красносельского района, г. Санкт-Петербурга. На уроках мы пытались активно использовать приемы информационно - коммуникационных технологий. В ходе работы использовались компьютер, проектор, современные программы PowerPoint, Интернет ресурсы, а также традиционные средства обучения такие как: доска, карта, учебник, атлас.
Приведем примеры уроков с использованием приемов ИКТ.
Урок 35 «Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования».
- Тип урока: комбинированный.
- Цели (задачи): - образовательная: сформировать понятие об открытие Америке, сформировать понятие о место нахождение континента;
- развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память, наблюдательность;
- воспитательная: воспитание культуры учебного труда.
3. Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта Южной Америки, доска, атлас, тетрадь, дидактические материалы.
Таблица 4.
Структура урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы обучения | Оборудование |
Организационный момент Проверка д/з | 6 мин. | -Представление себя, знакомство по журналу с учениками -Проверка д/з -Вопросы учащимся по пройденной теме | «перекличка» класса Ответы на вопросы учителя | ||
Тема урока «Южная Америка» | 6 мин. | Фильм. Географическое положение Ю.А. История открытия и исследования. | Просмотр фильма | Проектор, компьютер | |
Закрепление материала из фильма. Конспект урока | 12 мин. | Основные понятия об Ю.А. ГП, S материка, какими морями, океанами омывается, демонстрация на карте. | Запись материала в тетрадь | Работа с картой Ю.А. работа в тетради | Тетрадь, карта, доска |
Береговая линия | 6 мин. | -Найти на карте в атласе острова вдоль береговой линии континента -Проверка островов | В атласе найти острова, записать в тетрадь -Дописать в тетрадь | Работа с атласом, стр.- 25, работа в тетради | Атлас, тетрадь |
Конспект | 5 мин. | -Показ на карте заливы и проливы, -Показ крайних точек | Запись проливов и заливов Запись крайних точек | Работа в тетради | Тетрадь, карта |
История | 5 мин. | -Дата открытия Америки 12 октября 1492 -Рассказ о Х.Колумбе, А.Веспучче. | Запись в тетрадь дат | Работа в тетради, объяснительный рассказ | Доска, тетрадь |
Закрепление пройденного материала | 3 мин. | Подведение итога урока. Мини-тест на портале http://geo.koltyrin.ru/mtest_amerika.php | Ответы на вопросы теста | Тест | Компьютер, Интернет ресурс |
Организационный момент, д/з. | 2 мин. | д/з.- § 35, вопросы в конце учебника, доклады/презентации: Х.Колумб А.Веспучче Н.Бальбоа Ф.Орельяно А.Гумбольдт Г.Лансдорф Н.Вавилов - Задание со * найдите произведения художественной литературы, которые перекликаются с Ю.А. | Запись д/з, распределение докладов | Работа с дневником | Дневник |
В данном уроке, использовались средства ИКТ, такие как воспроизведение медиа материала, путем выведения видео через проектор, используя компьютер, а также подведение итога урока, путем он-лайн тестирования, через Интернет ресурс.
Стоит отметить некоторые сложности, возникающие в процессе использования ИКТ. При воспроизведении мультимедии не все дети способны быстро перестроится с одного вида деятельности с учителем на другой связанный с компьютером, некоторым нужно время на привыкание к голосу диктора, который, безусловно, имеет другую манера разговора, нежели учитель. Учитель подчеркивает важную информацию, готов повторить дважды, для лучшего усвоения и понимания информации, а так же, зная специфику класса, его особенности, строит индивидуальный урок, поэтому компьютер не заменит в полной мере учителя, он лишь может служить помощником, без которого не обойтись учителю в современном мире. Используя компьютерные ресурсы важно помнить об их качестве, а также важна его подача. В начале урока учителем оговаривается вид деятельности учеников, ставятся задачи, которые необходимо будет решить обучающимся и вопросы на которые нужно будет найти ответы при просмотре видеоматериала. Постановление таких задач изначально настраивает детей на работу, а не на «развлечение» на уроке. При просмотре фильма что-то записывается в тетрадь, видео приостанавливается и дети пишут, либо учитель делает акцент на нужную информацию, комментирую диктора. После просмотра, дети анализируют увиденное, если нужно, то задают вопросы и после совместно с учителем обсуждают. ИКТ в виде мультимедии вносят разнообразие в привычный урок, а также делает его интересным и познавательным.
После просмотра фильма, проводилась дублирование полученной информации, путем традиционных средств обучения, информация, полученная из видео ролика, проговаривалась учителем совместно с учениками и показами на физической карте. Так же детям была дана самостоятельная работа с атласом и картами, для нахождения островов, относящихся к береговой линии континента Южная Америка. Далее был воспроизведен рассказ истории открытия Нового Света. В совершении урока был проведен он-лайн мини-тест для закрепления и обобщения пройденного материала. Домашним заданием для детей стала подготовка докладов/презентаций на тему выдающихся личностей, внесших свой вклад в открытие Южной Америки.
Это пример только одного урока из 3-х проведенных, другие уроки строились подобным образом, где для «внедрения» ИК- технологий были выбраны средства проведения урока с использованием презентаций, в которых были приведены наглядные примеры из жизни, то как это выглядит в реальном мире . Был также проведен комбинированный урок, на освоение новой темы самостоятельно, путем решения кроссворда, по окончанию детям были выведены через проектор наглядные фото-картинки с правильными ответами. Стоит также отметить, что активное внедрение ИКТ проводились не только нами, но и нашими коллегами, которые проходили практику в ГБОУ Лицей №597 Приморского района г. Санкт-Петербурга, где также использовались обучающие, демонстрационные средства ИКТ.
Также нами были проведены исследование на выявление взаимосвязи познавательного интереса и поисковой активности с применением ИКТ на уроках географии в ЧОУ «Школа экономики и права», Красносельского района Санкт-Петербурга у учащихся 7 класса, возраст которых составлял 12-13 лет.
Исследование проводились в два этапа, до проведения уроков с использованием ИКТ и непосредственно после активного внедрения современных моделей проведения уроков. Путем анкетирования и анализа данных, мы получили следующие результаты:
Таблица 5.
Исследование показало, что мотивация, которая служит важным элементом в обучении, способствующая высокой успеваемости, сегодня напрямую связана с применение информационно-коммуникативных технологий на уроках.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", говорит о том, что необходимо ":создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование:" [25].
Мы уже говорили, что важно помнить о качестве ресурсов, к которым прибегает учитель для модернизации своего урока. Для выполнения работы по географии можно использовать ряд интернет ресурсов, их можно условно разделить на две группы: первые это программы, ориентированные на педагогов; вторые, непосредственно, информативные сайты, ориентированные, как на преподавателей, так и на учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе
Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...
Применение коммуникативных технологий на уроках географии. Мастер-класс
Мастер-класс "Карта-язык географии, а язык до Киева доведет" представляет развитие коммуникативных компетенций на уроках географии. Данная технология рассматривается на примере темы "Население А...
Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки
В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО, способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игро...
Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Данный материал содержит рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на всех этапах школьного обучения с обучающимися с ограниченными возможностями...
Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности
В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...
статья "Применение информационных технологий на уроках географии в классах специального (коррекционного) образования"
статья "Применение информационных технологий на уроках географии в классах специального (коррекционного) образования"...