Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | «Согласовано» Анохина Н.В. (подпись курирующего заместителя директора) «30» августа 2019 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «30» августа 2019 г. №323 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
9 абвгд классы
(основное общее образование)
Количество часов: 70
Программа составлена на основе
Рабочие программы. География.5-9 классы: учебное методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2014
УЧЕБНИК: «География России: Хозяйство и географические районы», А.И. Алексеев, В.А. Низовцев.- М., Дрофа, 2019 год.
Составитель: Софронова Т.Г.
учитель географии
МБОУ гимназии г. Советский
- Пояснительная записка
Рабочая программа по ГЕОГРАФИИ для __9-х__ классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15);
- Рабочая программа по предмету ГЕОГРАФИЯ составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».
Цель раздела «География России: хозяйство и географические районы» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
- сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
- сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
- сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
- продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;
- продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «География» в 9 классе отведено 70 часов, 2 часа в неделю.
- Планируемые результаты:
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебные задачи;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать и структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; - вести дискуссию, диалог;
-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;
- объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «себестоимость»;
- объяснять демографические проблемы;
- читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;
- объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.
- называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;
- объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение труда»;
- объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;
- описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.
- Содержание учебного предмета
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Введение | Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества | 1 | Развитие и совершенствование умений: приводить примеры конкретных практических задач, в решении которых используется географическая наука |
Хозяйство России | Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования. Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России. Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства. Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности. Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса. Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии. Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК). Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда. Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное географическое разделение труда. | 20 | Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий; называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства; приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте; выделять и показывать на карте географические районы страны. Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий и терминов; называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий; показывать по карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур; выделять и называть подотрасли животноводства; объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства; называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК; объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности; называть отрасли, входящие в состав того или иного промышленного комплекса; объяснять изменения структуры комплекса или производства; объяснять значение того или иного производства, отрасли для российской экономики; объяснять значение отрасли в хозяйстве страны и приводить примеры связей между различными производствами внутри отрасли и межотраслевые связи; называть и показывать главные районы размещения изучаемых отраслей промышленности: центров добычи сырья и топлива, центров переработки и производства; приводить примеры и объяснять особенности размещения предприятий на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды; приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте; объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта на состояние окружающей среды; приводить примеры современных видов связи; сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России; объяснять территориальные различия в развитии третичной сферы; объяснять значение географического разделения труда, приводить примеры; ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы; систематизировать информацию; выделять главное, существенные признаки понятий; пользоваться разнообразными источниками географической информации, в том числе цифровыми и интернет-ресурсами; читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты; объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияния различных факторов на развитие и размещение производств; взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов. |
Районы России | Тема 1. Европейская часть России. Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства. Тема 2. Азиатская часть России. Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири. Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. | 46 | Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий; читать и анализировать комплексные карты географических районов; составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов; показывать на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП; перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называть ведущие отрасли хозяйства района; показывать на карте главные центры производств; объяснять хозяйственные различия внутри района; определять показатели специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов; называть и объяснять экологические проблемы экономических районов; называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития; объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов; объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов; объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России; ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения и содержание учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, владеть информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интерне; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами; составлять тезисный план; выводы; конспект; тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Россия в мире | Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны | 1 | Развитие и совершенствование умений: читать и анализировать комплексные карты; сопоставлять комплексные географические описания и характеристики территорий; отбирать необходимые для работы источники информации. |
Резерв | 2 |
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение | 1 | 02.09 | |
2 | Понятие хозяйства. Его структура. | 1 | 04.09 | |
3 | Этапы развития хозяйства. | 1 | 09.09 | |
4 | Географическое районирование. | 1 | 11.09 | |
5 | Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование». | 1 | 16.09 | |
6 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | 18.09 | |
7 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Пр. р. № 1 | 1 | 23.09 | |
8 | Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. | 1 | 25.09 | |
9 | Лесной комплекс. | 1 | 30.09 | |
10 | Топливно - энергетический комплекс. Топливная промышленность. | 1 | 02.10 | |
11 | Нефтяная и газовая промышленность. | 1 | 07.10 | |
12 | Электроэнергетика. | 1 | 09.10 | |
13 | Металлургический комплекс. Черная металлургия. | 1 | 14.10 | |
14 | Цветная металлургия. Пр. р. № 2 «Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства». | 1 | 16.10 | |
15 | Машиностроительный комплекс. | 1 | 21.10 | |
16 | Химическая промышленность. Пр. р. № 3 | 1 | 23.10 | |
17 | Транспорт. | 1 | 06.11 | |
18 | Информационная инфраструктура. | 1 | 11.11 | |
19 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | 1 | 13.11 | |
20 | Территориальное (географическое) разделение труда. Пр. р. № 4,5 | 1 | 18.11 | |
21 | Обобщение по теме «Хозяйство России». | 1 | 20.11 | |
22 | Восточно-Европейская равнина. | 1 | 25.11 | |
23 | Волга. Пр. р. № 6 | 1 | 27.11 | |
24 | Центральная Россия: состав, географическое положение. Пр. р. № 7 «Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России». | 1 | 02.12 | |
25 | Центральный район: особенности населения. | 1 | 04.12 | |
26 | Хозяйство Центрального района. | 1 | 09.12 | |
27 | Москва – столица России. | 1 | 11.12 | |
28 | Города Центрального района. Пр. р. № 8 | 1 | 16.12 | |
29 | Центрально-Черноземный район. | 1 | 18.12 | |
30 | Волго-Вятский район. | 1 | 23.12 | |
31 | Северо – Западный район. Географическое положение и природа. | 1 | 25.12 | |
32 | Города на старых водных торговых путях. | 1 | 13.01 | |
33 | Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. | 1 | 15.01 | |
34 | Калининградская область. | 1 | 20.01 | |
35 | Европейский Север. Географическое положение и природа. | 1 | 22.01 | |
36 | Этапы развития хозяйства. | 1 | 27.01 | |
37 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Пр. р. № 9 | 1 | 29.01 | |
38 | Поволжье. Географическое положение и природа. | 1 | 03.02 | |
39 | Население и хозяйство. | 1 | 05.02 | |
40 | Европейский Юг. Географическое положение. | с | 10.02 | |
41 | Крым. История освоения полуострова. Особенности природы. | 1 | 12.02 | |
42 | Особенности ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и характеристика хозяйства. | 1 | 17.02 | |
43 | Северный Кавказ. Природные условия. | 1 | 19.02 | |
44 | Хозяйство района. Пр. р. № 10 | 1 | 26.02 | |
45 | Народы Северного Кавказа. | 1 | 02.03 | |
46 | Южные моря России. | 1 | 04.03 | |
47 | Урал. Географическое положение и природа. | 1 | 11.03 | |
48 | Этапы развития и современное хозяйство Урала. | 1 | 16.03 | |
49 | Население и города Урала. Проблемы района. | 1 | 18.03 | |
50 | Обобщение по теме «Европейская часть России». | 1 | 30.03 | |
51 | Азиатская часть России. Природа Сибири. | 1 | 01.04 | |
52 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. | 1 | 06.04 | |
53 | Арктические моря. | 1 | 08.04 | |
54 | Население Сибири. | 1 | 13.04 | |
55 | Хозяйственное освоение Сибири. | 1 | 15.04 | |
56 | Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. ЭГП ХМАО – Югры. Состав и место на административно - территориальной карте России. | 1 | 20.04 | |
57 | Население Западной Сибири. Население ХМАО-Югры. Городское и сельское население. | 1 | 22.04 | |
58 | Хозяйство Западной Сибири. ТЭК. Электроэнергетика. Нефтедобывающая промышленность. Лесная промышленность. Транспортный комплекс. | 1 | 27.04 | |
59 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. | 1 | 29.04 | |
60 | Байкал. | 1 | 04.05 | |
61 | Хозяйство района. Пр. р. 11 «Обозначение на контурной карте и комплексное описание района Крайнего Севера». | 1 | 06.05 | |
62 | Дальний Восток. Формирование территории. | 1 | 11.05 | |
63 | Природные условия и ресурсы. | 1 | 13.05 | |
64 | Моря Тихого океана. П.р. 12 | 1 | 18.05 | |
65 | Население района Дальнего Востока. | 1 | 20.05 | |
66 | Хозяйство Дальнего Востока. | 1 | 25.05 | |
67 | Обобщение по теме «Азиатская часть России». | 1 | 27.05 | |
68 | Чем богата Россия? | 1 | ||
69 | Резервный урок. | 1 | ||
70 | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...