Почвы - особое природные тело
методическая разработка по географии (5 класс)

Ковалева Мария Игоревна

Методическая разработка урока "Почвы - особое природные тело". География, 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Почва – особое природное тело

(Сценарий урока)

Номер

слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебные приёмы

Организационная часть: Приветствие, уточнение количества присутствующих в классе учащихся.

1

На сегодняшнем уроке нам предстоит вспомнить: Что такое почва? Какие типы почв бывают? Почему каждый тип почвы имеет именно своё название? Мы узнаем, как же образуются почвы, и какими процессами это сопровождается. Тема нашего урока «Почва – особое природное тело».

2

Наука, изучающая почвы, называется почвоведение. И создателем этой науки считают Василия Васильевича Докучаева. Необходимость в создании подобной науки появилась после того, как в 1873 и 1875гг. чернозёмная полоса России подверглась сильной засухе. Неурожай, голод среди крестьян и резкое сокращение экспорта российской пшеницы способствовали широкому развёртыванию работ по изучению чернозёмов. Руководителем этих исследований был назначен В. В. Докучаев. Именно на чернозёме выросла наука, называемая теперь почвоведением, важнейшей ветвью которой является география почв. По меткому выражению В. И. Вернадского чернозём сыграл в географии почв такую же роль, как лягушка в физиологии.

3

Давайте вспомним, что такое почва и каков  её состав?

Ответы учащихся:

- Почва – это тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.  

- Это особое природное тело, образующееся на поверхности земли в результате взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы.

4

Благодаря основным факторам почвообразования (выветривание, образование гумуса, передвижение органических и минеральных веществ в почве), в строении почвы проявляются почвенные горизонты.

А1 – гумусовый горизонт

А2 – горизонт вымывания (при большом количестве осадков!)

В – горизонт вмывания (1 – 1,5м, накопление веществ, своеобразный фильтр)

С – материнская порода (минеральное вещество)

Давайте их рассмотрим и определим, из каких же основных пород образуются почвенные горизонты?

Опираясь на собственный опыт (строительные работы, помощь родителям), учащиеся описывают увиденные почвенные  горизонты и пытаются объяснить, как они образовались.

5

Тип почвы определяется ее составом и цветом.

А - Тундровая почва имеет темную торфянистую поверхность.

В - Светлая пустынная почва  крупнозерниста и бедна органическим веществом.

Каштановая почва (С) и чернозем (D) - богатые перегноем луговые почвы, типичные для степей Евразии и прерий Северной Америки.

Е  - Красноватый выщелоченный латосол тропической саванны имеет очень тонкий, но богатый перегноем слой.

F, H, I, G - Подзолистые почвы типичны для северных широт, где выпадает большое количество осадков, а испарение очень мало. Они включают богатый органическими веществами коричневый лесной подзол (F), серо-коричневый подзол (Н) и серо-каменистый подзол (I), на котором произрастают как хвойные, так и лиственные деревья. Красно-желтый подзол (G) сосновых лесов.

В результате того, что определяющим органический состав почвы является растительность, можно проследить закономерность в распределении почв в широтном направлении.

Рассматривая предложенные иллюстрации, учащиеся убеждаются в том, что почвы зональны.

6

Теперь вспомним основные свойство почвы. Назовите его.

Да, это, конечно, плодородие. А что такое гумус?

Но почвы имеют и другие свойства, поддерживающие основное – плодородие. Это механический состав и структура почвы. Познакомимся с ними подробнее.

Механический состав почвы – соотношение в почве минеральных обломков разного размера. Влияет на содержание в почве влаги и воздуха.

Структура почвы – свойство почвы соединяться в относительно устойчивые комочки, склеенные гумусом и глиной. От структуры зависит способность почвы пропускать и удерживать влагу.

Ответы учащихся:

- Главное свойство почвы – плодородие, которое обеспечивается наличием в ней гумуса.  

- Гумус – это органическое вещество почвы.

- В гумусе в доступной для растений форме накапливаются элементы питания: P, N2, S, Ca …

- Количество гумуса зависит от климата и типа растительности, поэтому подчиняется закону географической зональности.

7

Плодородие - способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Скажите, а как проявляется это свойство в растениях?

Ответы учащихся:

- во внешнем виде,

- во вкусе.

- в плотности посевов,

- в урожайности

- в противостоянии болезням.

8

Механический состав почвы - соотношение различных по размеру минеральных частиц. Механический состав влияет на содержание в почве влаги и воздуха. Помните, мы с вами говорили о том, что в дождливую погоду приятнее гулять по песчаной дорожке, а по глинистой – достаточно рискованно. Объясните с высоты ваших сегодняшних знаний, в чём причина?

Ответы учащихся:

- Причина в механическом составе почвы. Песок имеет более крупный механический состав, и вода сквозь него просачивается вглубь, а частицы глины более мелкие, поэтому вода не может уйти, и остаётся на поверхности.

- Наверное, поэтому надо рыхлить почву: и воздух попадёт растениям, и вода.

9

Структура почвы - способность частиц почвы соединять в относительно устойчивые комочки. От структуры почвы зависит способность почвы пропускать и удерживать влагу и воздух. Лучшие структуры - зернистая и мелкокомковатая  - у чернозёмов.

Существует классификация, выделяющая типы, виды, роды почв. Как вы понимаете, структура почвы также сказывается на её основным свойстве- плодородии.

Рассматривают иллюстрацию, делятся впечатлениями от увиденного.

10

Теперь попытаемся предположить: каковы факторы, благодаря которым образуются разные типы почв? Почвообразующие факторы?

Учащиеся рассматривают иллюстрацию и комментируют:

- Климат, т.к. все процессы, протекающие в природе, зависят от таких климатических показателей, как температура и влажность.

- Организмы, т.к. они участвуют в разнообразных пищевых связях и круговороте вещества в природе.

-  Рельеф, т.к. физические закономерности давление, влажность  и температура с высотой изменяются, изменяется угол наклона залегания водоносных горизонтов.

Материнская порода, т.к. с неё всё и начинается.

11

Вы совершенно правы: от горных пород (т.е материнской породы), на которых формируется почва, зависят механические и физические свойства почв. Самые распространённые почвообразующие породы в РФ (80% территории) – рыхлые отложения четвертичного возраста. Поэтому в стране преобладают суглинистые, глинистые и песчаные почвы. Каменистые и щебнистые почвы характерны для горных областей.

За 100 лет толщина почвы увеличивается на 0,5 – 2см. Поэтому почвы формируются тысячелетиями!

12

Климат – главнейший почвообразующий фактор:

1. Непосредственно влияет на интенсивность протекающих в почве химических и биологических процессов при увеличении температуры и количества влаги.

2. Косвенное влияние на другие факторы почвообразования: растения, животных, грунтовые воды, почвообразующие породы.

13

Рельеф влияет на перераспределение тепла и влаги, от него зависит глубина залегания грунтовых вод, формируются определённые типы почв

Учащиеся рассматривают иллюстрацию и комментируют:

- Широтная зональность – изменяется угол падения солнечных лучей, температура тоже изменяется.

- Экспозиция склонов: утреннее и вечернее солнце. - Моя бабушка всегда собирает ягоды с той стороны холма, где утреннее солнце, они там слаще!

14

Растения и животные являются  созидателями и преобразователями почвы. Предлагаю вам составить небольшую пищевую цепочку, в которой бы были задействованы наши персонажи.

Ответы учащихся:

-

15

И, конечно, мы не забудем, что человек активно вмешивается во все процессы, протекающие в природе. Не обошёл он и почву: это фактор хозяйственной деятельности и  целенаправленное изменение почвы. Приведите, пожалуйста,  примеры воздействия человека на почву.

Я добавлю, что человек занимается мелиорацией - это меры по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

И также необходима рекультивация земель – восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью.

Ответы учащихся:

- Удобрения для повышения урожайности.

- Ядохимикаты, чтоб не появлялись вредители и болезни.

- Рыхление почвы.

- Полив насаждений.

16

Интересные факты.

  • В России сосредоточено около ¼ мировых площадей самых плодородных почв – чернозёмов.
  • На площади 350 тыс. км2 проявляется водная и ветровая эрозия.
  • 65 тыс. км2 занимают овраги.
  • В с/х используется 13%  земель, а в земледелии – 7%.
  • Основной земледельческий массив – ¾ пахотных земель – расположены на юге страны.

17

И в заключении урока представлю вам Почвенную карту России – с ней мы познакомимся на  следующем уроке. Ваше домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва – особое природное тело

1.           Класс 8 2.           Тема и номер урока в теме  тема «Природа России», ...

Почва - особое природное тело.

Изучение темы в разделе" Почвы России". Дать понятие ; что такое почва.Выяснить, кто является основоположником науки о почвоведении....

план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"

"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...

"Почва-особое природное тело"

Конспект  урока  (учебник Е.М.Домогацких)...

Урок "Почва - особое природное тело"

Урок с технологической картой...

Урок "Почва - особое природное тело"

Презентация к уроку "Почва - особое природное тело"...

Почва - " особое природное тело" презентация по географии 7 класс

География 7 класс раздел : Геогафическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Презентация: Почва - " особое природное тело"...