Почва - особое природное тело.
методическая разработка (география, 8 класс) по теме
Изучение темы в разделе" Почвы России". Дать понятие ; что такое почва.Выяснить, кто является основоположником науки о почвоведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochvy.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧВЫ- особое природное тело.
Урок географии 8 класс
Цели урока:
*сформировать представление о закономерностях распределения почв
на территории России,
* изучить закономерности распространения почв;
*совершенствовать умение работать с почвенной картой.
Оборудование:
*почвенная карта России,
*презентация,
*интерактивная карта растительности.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Все изучение нового материала строится на анализе почвенной карты России, а также на сопоставлении карты с рис. 44 «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью», кроме того используются картины «Типы почв».
- Какие основные типы почв есть на территории нашей страны?
- В каком направлении основные типы почв сменяют друг друга?
- Какая часть России: запад или восток- имеет большое разнообразие почвенного покрова и какими причинами это объясняется?
- Самостоятельно обосновывают тезис «Почва - зеркало ландшафта». Используя знания по курсу биологии, доказать, что почва находится в постоянном развитии и изменении.
Закономерности размещения почв.
Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.
Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик- режима увлажнения и температурного режима.
В нашей стране широтная зональность выражена ярче. Это связано с большой протяженностью территории по меридиану и с преобладанием равнинного рельефа.
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
1. Арктическая пустыня | Часто отсутствуют или арктический | Крайне мало | Не плодородная | Мало тепла и растительности |
2.Тундра | Тундрово-глеевые | Мало | Маломощные, имеют слой глеевой | Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода |
3. Лесная зона |
А) Тайга | подзолистые | Мало(1-2%) | Промывные, кислые | Кувл>1, растительные останки -хвоя |
Б) тайга Вост.Сибири | Таежно-мерзлотные | мало | Малоплодородные холодные | Вечная мерзлота |
В) смешанные | Дерново-подзолистые | Больше, чем в подзолистых | Более плодородные | Промыв весной, больше растительных остатков |
Г)широколиственные леса | Серые лесные | 4-5% |
4. Степи | Черноземы, каштановые | 10-12% | Самые плодородные почвы, зернистая структура | Кувл=1 и 0,8 0,9 много растительных остатков ежегодно, много тепла |
5. Полупустыни | Бурые полупустынь, серо-бурые | Гумуса меньше | Засоление почв | Сухой климат, разреженный растительный покров Кувл,<0,5 |
С севера на юг на территории России сменяют друг друга следующие зональные типы почв: тундровые глеевые, подзолистые и дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые и бурые почвы полупустынь.
Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность. Она была установлена в конце прошлого столетия при исследовании почв Кавказа.
Изучением почв занимается почвоведение. Основоположником этой науки заслуженно является В.В. Докучаев, всемирно известный русский ученый. Он проделал огромную работу по изучению почв России.
Чтобы понять, как образуются почвы, необходимо выявить причины этого, т.е. почвообразующие факторы. В.В. Докучаев установил, что почвы являются результатом совместного воздействия на горные породы воды, воздуха и различных организмов. На образование почв влияют также температура воздуха, состав подстилающих материнских горных пород. Рассмотрим значение основных почвообразующих факторов.
Образование почв начинается с выветривания. Образование и рост почв происходит не только за счет разрушения горных пород, но и при накоплении их. Рельеф может и благоприятствовать, и не благоприятствовать образованию почв. На крутых склонах разрушенный выветриванием материал горных пород не удерживается и смешивается. На выровненных же участках он, наоборот, скапливается.
Роль микроорганизмов почв огромна. Именно они перерабатывают поступающие в почву органические остатки растений и животных. Благодаря длительной переработке микроорганизмами органических остатков постепенно образуется слой гумуса - перегноя черного цвета. Гумус - основа почвенного плодородия. В нем содержатся все вещества, необходимые для роста растений
3.Закрепление материала:
- Что такое почва?
- Какие факторы влияют на образование почвы?
- Назовите главное свойство почвы.
- От чего зависти плодородие почвы?
- На какие типы можно разделить почвы по механическому составу?
Тестовые задания
1. Основатель науки о почвах:
а) М. В. Ломоносов; б) В. В. Докучаев; в) В. А. Обручев.
2. Какие почвы называют тяжелыми?
а) песчаные; б) глинистые; в) суглинистые.
3. Чернозем - самая плодородная почва, так как:
а) в ней содержится больше гумуса;
б) почва хорошо увлажнена;
в) она дает высокие урожаи.
4. Почвенная карта дает информацию:
а) о распространении типов почв; б) о механическом составе почв;
в) об увлажнении почв.
4. Задание на дом; Приготовить презентацию о почве .
Почва
Климат
Горные породы
Растительность
рельеф
Грунтовые воды
Животные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва – особое природное тело
1. Класс 8 2. Тема и номер урока в теме тема «Природа России», ...
план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"
"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...
"Почва-особое природное тело"
Конспект урока (учебник Е.М.Домогацких)...
Урок "Почва - особое природное тело"
Урок с технологической картой...
Урок "Почва - особое природное тело"
Презентация к уроку "Почва - особое природное тело"...
Почвы - особое природные тело
Методическая разработка урока "Почвы - особое природные тело". География, 5 класс...
Почва - " особое природное тело" презентация по географии 7 класс
География 7 класс раздел : Геогафическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Презентация: Почва - " особое природное тело"...
Комментарии
Хорошая разработка урока.
Хорошая разработка урока.