Рабочая программа по географии для 7-9 классов по ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии для 5-6 классов по классической линии учебников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-6_klass_po_geografii_fgos_avtosohranennyy.docx | 47.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 п. Навля»
Принято на заседании Утверждено
методического совета приказом директора МБОУ «Гимназия №1 п. Навля»
МБОУ «Гимназия №1 п. Навля» от «______»____201___, №________
«__»_____201__г. (протокол №___)
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________(Чубакова Н.А)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по географии для 5-6 классов
(базовый уровень)
Срок реализации программы 5 лет
Программа составлена: учителем ЕИМЦ
Блиновой Мариной Владимировной, учителем высшей категории
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
∙ закона РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
∙ приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
∙ приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
∙ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Минобрнауки РФ – М. : Просвещение,2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
∙ требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предоставленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
∙ фундаментального ядра содержания общего образования;
∙ программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
∙ программы основного общего образования по географии. 5—9 классы/ авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., издательство «Дрофа» 2013г.
∙ идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
∙ федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Минобрнауки РФ №253 от 31 марта 2014г)
∙ учебного плана МБОУ «Гимназия №1 п. Навля»;
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8 по 9 класс - география России.
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному курсу «География» образовательным учреждением выбраны учебники:
- «География. Начальный курс. 5 класс» (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин).М.: Дрофа, 2015;
- «География. Начальный курс. 6 класс» (авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова).М.: Дрофа,2016;
Рабочая программа разработана на основании авторской программы «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» авторы И.И. Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-2-е изд., М.; Дрофа, 2015.
Основными целями курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- Развитие элементарных практических умений при работе специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой геоинформации;
- Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- Развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
- Развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Курс разработан с учетом:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- положений Фундаментального ядра содержания основного общего образования;
- примерной программы по географии;
- авторской рабочей программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре рабочих программ.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6 классы
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6 классы
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6 классы
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:
5 класс
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
-объяснять роль различных источников географической информации.
-освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
-формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Использование географических умений:
-находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
Использование карт как моделей:
-определять на карте местоположение географических объектов. понимание смысла собственной действительности;
-определять роль результатов выдающихся географических открытий;
-использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
6 класс
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
-объяснять роль различных источников географической информации.
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
-объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
-объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
-различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
-выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
-выделять причины стихийных явлений в геосферах.
Использование географических умений:
-находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
-определять на карте местоположение географических объектов. понимание смысла собственной действительности;
-формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
-использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Межпредметные связи: данный курс взаимосвязан с курсом истории, экономики, литературы, физики и химии.
Выпускник научится
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
- приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Формы обучения:
• Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
• Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый(эвристический), исследовательский.
Методы самоконтроля:
самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; сам самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного; самоконтроль путем работы с обучающими программами; самоконтроль с компьютерными тестами.
Технологии обучения:
планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).
Формы контроля:
промежуточный (1 раз в год), итоговый контроль в формате тестов;
текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, устного, фронтального опроса, работы с контурными картами, практические работы.
3.Содержание учебного предмета, курса.
5 класс (35 часов)
Тема I. Что изучает география (5 ч).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Тема II. Как люди открывали Землю (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера Новгородцами и поморами. «Хождение за три моря» Освоение Сибири
Практическая работа № 2. Работа на контурной карте: географические открытия древности и Средневековья.
Тема III. Земля во Вселенной (9ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная. Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Н. Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля-планета жизни:благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин.
Тема IV. Виды изображений поверхности Земли (4ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Тема V. Природа Земли (10ч)
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. землетрясения, вулканы. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговый контроль по курсу 5 класса(1 ч)
Практические работы
1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
2. Работа на контурной карте: географические открытия древности и средневековья.
3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
4. Самостоятельное построение простейшего плана.
5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
По авторской программе изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе |
Что изучает география | 5 ч | 5 ч |
Как люди открывали Землю | 5 ч | 5ч |
Земля во Вселенной | 9 ч | 9ч |
Виды изображений поверхности Земли | 4 ч | 4ч |
Природа Земли | 10 ч | 10ч |
Обобщение знаний по курсу географии 5 класса (итоговое тестирование) | 1ч |
Раздел, тема | Всего часов | В том числе | |
Практических работ | Контрольных работ | ||
Что изучает география | 5 ч | ||
Стартовая контрольная работа | 1 ч | 1 | |
Как люди открывали Землю | 5 ч | 1 | |
Земля во Вселенной | 9 ч | 1 | 1 |
Виды изображений поверхности Земли | 4 ч | 2 | 1 |
Природа Земли | 10 ч | 1 | 1 |
Обобщение знаний по курсу географии 5 класса (итоговое тестирование) | 1 ч | 1 | |
ИТОГО | 35 | 5 | 5 |
6 класс (35 часов)
Введение – 1 час.
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса. Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Раздел I. Виды изображений поверхности Земли (10 часов)
План местности – 4 часа.
Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека.
Географическая карта- 6 часов.
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Использование географических карт в практической деятельности человека.
Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки (20 часов)
Литосфера (6 часов).
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры. Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности. Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали. Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана. Особенности рельефа своей местности.
Гидросфера (7 часов).
Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы. Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана. Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Атмосфера (6 часов)
Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Определение средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период). Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Биосфера (2 часа)
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане. Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки. Природные комплексы. Тема Раздел 3. Население Земли (3 часа)
Общая численность населения Земли. Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку. Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские. Государства на карте мира.
Учебно- тематический план
Раздел, тема | Всего часов | В том числе | |
Практических работ | Контрольных работ | ||
Введение | 1 | Стартовая контрольная работа | |
Виды изображений поверхности Земли | 10 | ||
План местности | 4 | 2 | 1 |
Географическая карта | 6 | 1 | 1 |
Строение Земли. Земные оболочки | 20 | ||
Литосфера | 6 | 1 | 1 |
Гидросфера | 7 | 1 | 1 |
Атмосфера | 6 | 3 | 1 |
Биосфера | 2 | 1 | 1 |
Население Земли | 3 | ||
Итоговый тест | |||
ИТОГО | 35 | 9 | 8 |
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
5 класс (35 часов)
№ п/п | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |||
Тема 1 « Что изучает география» 5 | ||||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Стартовая контрольная работа | |||
3 | Мир, в котором мы живем | |||
4 | Науки о природе | 1 | ||
5 | География— наука о Земле | 1 | ||
6 | Методы географических исследований | 1 | ||
Тема 2 «Как люди открывали Землю» 5 | ||||
7 | Географические открытия древности и Средневековья | 1 | ||
8 | Важнейшие географические открытия | 1 | ||
9 | Открытия русских путешественников | 1 | ||
10 | Открытия русских путешественников | 1 | ||
11 | Практическая работа «Важнейшие географические открытия.» | 1 | ||
Тема 3 «Земля во Вселенной» 9 | ||||
12 | Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 | ||
13 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 1 | ||
14 | Соседи Солнца
| 1 | ||
15 | Планеты гиганты и маленький Плутон | 1 | ||
16 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | ||
17 | Мир звезд | 1 | ||
18 | Уникальная планета— Земля | 1 | ||
19 | Современные исследования космоса | 1 | ||
20 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» Контрольная работа | 1 | ||
Тема 4 «Виды изображений поверхности Земли» 4 | ||||
21 | Стороны горизонта | 1 | ||
22 | Ориентирование | 1 | ||
23 | План местности и географическая карта. | 1 | ||
24 | Практическая работа «Составление простейшего плана местности» | 1 | ||
Тема 5 «Природа Земли» 10 | ||||
25 | Как возникла Земля | 1 | ||
26 | Внутреннее строение Земли | 1 | ||
27 | Землетрясения и вулканы | 1 | ||
28 | Путешествие по материкам | 1 | ||
29 | Путешествие по материкам | 1 | ||
30 | Вода на Земле | 1 | ||
31 | Воздушная одежда Земли | 1 | ||
32 | Живая оболочка Земли | 1 | ||
33 | Почва— особое природное тело | 1 | ||
34 | Человек и природа | 1 | ||
35 | Итоговое тестирование 1 |
6 класс (35 часов)
№ п/п | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |||
Раздел I. Введение (1ч) | ||||
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы. | 1 | ||
2 | Стартовая контрольная работа | 1 | ||
Раздел II. Виды изображений поверхности Земли (10 ч) ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч) | ||||
3 | Понятие о плане местности. Масштаб. | 1 | ||
4 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2 «Определение направлений и азимутов по плану местности». | 1 | ||
5 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 11 | ||
6 | Составление простейших планов местности. Практическая работа №3 «Составление плана местности методом маршрутной съемки». | 1 | ||
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (6 ч) | ||||
7 | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 1 | ||
8 | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 | ||
9 | Географические координаты. Географическая широта. | 1 | ||
10 | Географическая долгота. Практическая работа №4. «Определение географических координат». | 1 | ||
11 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | ||
12 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | ||
Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки (20 ч) ЛИТОСФЕРА (6 ч) | ||||
13 | Земля и ее внутреннее строение. | 1 | ||
14 | Движения земной коры. Вулканизм. | 1 | ||
15 | Рельеф суши. Горы. | 1 | ||
16 | Равнины суши. Практическая работа №: 5. «Составление описания форм рельефа». | 1 | ||
17 | Рельеф дна Мирового океана. | 1 | ||
18 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Литосфера» | 1 | ||
ГИДРОСФЕРА (7 ч) | ||||
19 | Вода на Земле. | 1 | ||
20 | Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 1 | ||
21 | Движение воды в океане. | 1 | ||
22 | Подземные воды. | 1 | ||
23 | Реки. | 1 | ||
24 | Озера. Ледники. Практическая работа №6. «Составление описания внутренних вод». | 1 | ||
25 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Гидросфера» | 1 | ||
АТМОСФЕРА (6 ч) | ||||
26 | Атмосфера: строение, значение, изучение. | 1 | ||
27 | Температура воздуха. Практическая работа № 7 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры». | 1 | ||
28 | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа №8 «Построение розы ветров». | 1 | ||
29 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | 1 | ||
30 | Погода и климат. Практическая работа №9 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным». Причины, влияющие на климат. | 1 | ||
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 ч) | ||||
31 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 1 | ||
32 | Природный комплекс. Практическая работа №10. «Составление характеристики природного комплекса (ПК)». | 1 | ||
Раздел IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч) | ||||
33 | Население Земли. Основные типы населенных пунктов. | 1 | ||
34 | Итоговое тестирование | 1 | ||
35 | ВПР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 5-9 классов. ФГОС.
Составлена для основной школы на основе примерных программ по географии для 5-9 классов, Просвещение 2013 и на основании авторской программы профессора А.И. Алексеева для 5-9 классов линии «Полярная з...
Рабочая программа по географии для 5 – 9 классов по ФГОС
Программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам География 5-9 классы. - М. – Просвещение 2012 (стандарты второго поколения); авторской программы основного общего ...
Рабочая программа по географии для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе:* Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;* Фундаментального...
Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса (ФГОС-68 час.)
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 класс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к...
рабочая программа по географии для 5-9 класса по ФГОС
Рабочая программа по географии для 5-9 класса по ФГОС 5-6 класс по учебнику А.А Летягин, 7 класс Смоктунович, 8 класс Таможняя, Пятунин 9 класс Таможняя, Толкунова...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС
Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г....