Рабочая программа курса внеурочной деятельности "По просторам России" 8-9 класс
рабочая программа по географии
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "По просторам России" 8-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_rp_vud_8-9_kl._po_prostoram_rossii.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«По просторам России» (8 – 9 классы)
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебные задачи;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать информацию;
- структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
- составлять рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа,
- своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Содержание курса внеурочной деятельности
8 класс
Раздел 1. Введение.
Границы России. Взгляд сквозь века. Как изменялась граница России со временем.
Раздел 2. Географическое положение России.
Крайние точки России: Физико-географические условия, особенности природы. Часовые пояса России. Решение задач по определению часового времени в разных точках России. Россия на карте мира. Преимущества и недостатки физико-географического положения России.
Раздел 3. Природа России.
- Геологическое строение и рельеф.
Догеологический этап развития планеты. Гипотезы возникновения Земли как планеты. Россия – страна великих равнин. Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность. Горное обрамление России. Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.
- Климат.
«Солнечная печка», океанские кондиционеры, горные стены в России. Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока. Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды. Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.
- Внутренние воды.
Откуда и куда текут реки в России. Реки России. Внутренние воды России в фольклоре. Былины Садко. Стихи и песни о России. Озера и водохранилища России. Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища. Болота и подземные воды. Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды. Снежный покров и ледники России. Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.
- Природные зоны.
Полярные и ледяные пустыни. Пустынный ландшафт. Царство тундр. «Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень. Леса России – самые большие в мире. Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса. Российские степи. Степи России. Заповедные степи. Пустыни и полупустыни. «Царство полыни». Солончаки. Субтропики. Культурные ландшафты субтропиков.
- Особо охраняемые природные территории.
Красная книга России. «Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли. «Объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории России».
9 класс
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Формы обучения. Программой предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, интерактивная формы обучения. Занятия носят научно-образовательный характер.
Формы проведения занятий: практические работы, игровые формы, электронные презентации, заочные путешествия, викторины, конкурсы, инсценировки, творческие проекты.
Методы и приемы: овладение основами исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, умение классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, умение работать с разными источниками информации, находить информацию из различных источников (интернет, научно-популярной литературе, словарях, справочниках).
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности:
- альбом,
- газета, плакат
- журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций
- коллаж, справочник
- коллекция стенгазета
- макет, сценарий праздника, игры
- •модель, учебное пособие
- наглядные пособия, фотоальбом
Тематическое планирование
8 класс
Тема занятия | Количество часов |
Раздел 1. Введение. | 3 |
Раздел 2. Географическое положение России. | 7 |
Раздел 3. Природа России. | 24 |
| 4 |
| 4 |
| 6 |
| 8 |
| 2 |
Итоговое занятие | 1 |
Всего | 35 |
9 класс
Тема занятия | Количество часов |
1. Источники географической информации | 2 |
2. Природа Земли и человек | 3 |
3. Население России | 3 |
4. Природопользование и экология | 2 |
5. Страноведение | 3 |
6. География России | 3 |
Итоговое занятие | 1 |
Всего | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".
Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»
Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (7-8 классы) "Компьютерная графика и основы дизайна"
quot;Компьютерная графика и основы дизайна" 7-8 классы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (4-6 классы) "Картинная галерея"
quot;Картинная галерея" (4-6 классы)...
рабочая программа курса внеурочной деятельности во 2 классе "Я познаю мир"
рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления во 2 классе "Я познаю мир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС
Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс...