Рабочая программа курса внеурочной деятельности "По просторам России" 8-9 класс
рабочая программа по географии

Сухова Елена Геннадьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "По просторам России" 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_rp_vud_8-9_kl._po_prostoram_rossii.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«По просторам России» (8 – 9 классы)

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
  • объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
  • объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебные задачи;
  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
  • систематизировать информацию;
  • структурировать информацию;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • искать и отбирать необходимые источники информации;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
  • работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
  • составлять рецензии, аннотации;
  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа,
  • своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
  • гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Содержание курса внеурочной деятельности

8 класс

Раздел 1. Введение.

Границы России. Взгляд сквозь века. Как изменялась граница России со временем.

Раздел 2. Географическое положение России.

Крайние точки России: Физико-географические условия, особенности природы. Часовые пояса России. Решение задач по определению часового времени в разных точках России. Россия на карте мира. Преимущества и недостатки физико-географического положения России.

Раздел 3. Природа России.

  1. Геологическое строение и рельеф.

Догеологический этап развития планеты. Гипотезы возникновения Земли как планеты. Россия – страна великих равнин. Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность. Горное обрамление России. Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.

  1. Климат.

«Солнечная печка», океанские кондиционеры, горные стены в России. Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока. Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды. Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.

  1. Внутренние воды.

Откуда и куда текут реки в России. Реки России. Внутренние воды России в фольклоре. Былины Садко. Стихи и песни о России. Озера и водохранилища России. Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища. Болота и подземные воды. Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды. Снежный покров и ледники России. Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.

  1. Природные зоны.

Полярные и ледяные пустыни. Пустынный ландшафт. Царство тундр. «Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень. Леса России – самые большие в мире. Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса. Российские степи. Степи России. Заповедные степи. Пустыни и полупустыни. «Царство полыни». Солончаки. Субтропики. Культурные ландшафты субтропиков.

  1. Особо охраняемые природные территории.

Красная книга России. «Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли. «Объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории России».

9 класс

1. Источники географической информации:

План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.

3. Население России:

Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.

4. Природопользование и экология:

Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.

5. Страноведение:

Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

Формы обучения. Программой предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, интерактивная формы обучения. Занятия носят научно-образовательный характер.

Формы проведения занятий: практические работы, игровые формы, электронные презентации, заочные путешествия, викторины, конкурсы, инсценировки, творческие проекты.

Методы и приемы: овладение основами исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, умение классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, умение работать с разными источниками информации, находить информацию из различных источников (интернет, научно-популярной литературе, словарях, справочниках).

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности:

  • альбом,
  • газета, плакат
  • журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций
  • коллаж, справочник
  • коллекция стенгазета
  • макет, сценарий праздника, игры
  • •модель, учебное пособие
  • наглядные пособия, фотоальбом

Тематическое планирование

8 класс

Тема занятия

Количество часов

Раздел 1. Введение.

3

Раздел 2. Географическое положение России.

7

Раздел 3. Природа России.

24

  1. Геологическое строение и рельеф.

4

  1. Климат.

4

  1. Внутренние воды.

6

  1. Природные зоны.

8

  1. Особо охраняемые природные территории.

2

Итоговое занятие

1

Всего

35

9 класс

Тема занятия

Количество часов

1. Источники географической информации

2

2. Природа Земли и человек

3

3. Население России

3

4. Природопользование и экология

2

5. Страноведение

3

6. География России

3

Итоговое занятие

1

Всего

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".

Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности во 2 классе "Я познаю мир"

рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления во 2 классе "Я познаю мир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС

Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс...