Рабочая программа 8 класс 2016-2017
рабочая программа по географии (8 класс)
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии России (8 – 9 классы). Использованы программы по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2006.)
Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране, и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.
Количество часов на изучение в 8 классе - 68; количество часов в неделю - 2, практических работ – 14 , из них обязательных – оценочных – 9.
Примерная программа предусматривает на 8 – 9 классы 14 часов резервного времени. Из них - 4 часа распределены по разделам «Географии России» в 8 классе. На изучение географии Ярославской области использовано 4 часа в разделе 2 «Природные комплексы России», тема «Природа регионов России».
В авторской программе предполагается провести 19 практических работ. В данной рабочей программе - 14 практических работ (несколько работ объединены). Кроме того, т.к. общее число практических работ большое, часть их выполняется устно. Все они оставлены в рабочей программе без изменений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13._rabochaya_programma_8_klass_2016-2017.docx | 51.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии России (8 – 9 классы). Использованы программы по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2006.)
Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране, и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.
Количество часов на изучение в 8 классе - 68; количество часов в неделю - 2, практических работ – 14 , из них обязательных – оценочных – 9.
Примерная программа предусматривает на 8 – 9 классы 14 часов резервного времени. Из них - 4 часа распределены по разделам «Географии России» в 8 классе. На изучение географии Ярославской области использовано 4 часа в разделе 2 «Природные комплексы России», тема «Природа регионов России».
В авторской программе предполагается провести 19 практических работ. В данной рабочей программе - 14 практических работ (несколько работ объединены). Кроме того, т.к. общее число практических работ большое, часть их выполняется устно. Все они оставлены в рабочей программе без изменений.
С целью проверки знаний, умений и навыков учащихся в данную программу включены 9 контрольных работ.
Учебно-методический комплекс (УМК)
Основная литература
- И.И. Баринова Учебник. География России. Природа. М.: ДРОФА, 2006;
- Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии «Природа России». – М.: ВАКО, 2004.
- В.Б. Пятунин, Ю.А. Семагин Контрольные и проверочные работы 8 – 9 класс, Методическое пособие. М.: ДРОФА, 2002;
- В.А. Щенев Уроки и экскурсии по географии Ярославской области, Методические рекомендации. – Ярославль, 1999;
- Географический Атлас Ярославской области. – М., 1999;
- Географический Атлас и контурные карты России. – М.: ДРОФА, 2006 - 2.
Дополнительная литература
- Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: ДРОФА, 2006.
- Маерова Н. Ю. Уроки географии: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2004.
- Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2007.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:
знать:
- специфику географического положения и административно – территориального устройства Российской Федерации;
- особенности природы России (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, природно - хозяйственные зоны);
- особенности природы Ярославской области;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям природы, ее влияния на формирование культур народов России;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности;
- проведение самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных;
- наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы Ярославской области;
- решение практических задач по определению качества окружающей среды Ярославской области, ее использованию, сохранению и улучшению.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела, темы урока | Дидактические единицы Федерального государственного стандарта | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Домашнее задание | Вид урока | Дата | |||||||||||||
Введение (1 час) | |||||||||||||||||||||
1. | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации | фронтальный | С. 3 - 7 | Изучение нового материала | ||||||||||||||||
Пространства России (4 часа) | |||||||||||||||||||||
2. | Географическое положение России. | Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. | Уметь: - показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; - показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; - определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; - показывать на карте субъекты РФ; - обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе | Практическая работа | Практическая работа (обязательная – оценочная) На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины Практическая работа «Решение задач» | п.1 | практикум | ||||||||||||||
3. | Моря, омывающие территорию России | п.2 | практикум | ||||||||||||||||||
4. | Россия на карте часовых поясов | Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. | Сообщения учащихся | П.3 | изучение нового материала | ||||||||||||||||
5. | Как осваивали и изучали территорию России | История освоения и изучения территории России | п.4 | Семинар | |||||||||||||||||
Раздел 1. Особенности природы и природных ресурсов (21 час) | |||||||||||||||||||||
Рельеф и недра России (5 часов) | |||||||||||||||||||||
6. | Особенности рельефа России | Уметь: - читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, - выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; - показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; - наносить их на контурную карту; - определять, как рельеф влияет на жизнь людей; - приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; - показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; - называть меры безопасности при стихийных явлениях; - объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; - показывать месторождения полезных ископаемых, - приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду; - оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства; - оценивать условия добычи. | Тестовая самостоятельная работа | п.5 | Изучение нового материала | ||||||||||||||||
7. | Геологическое строение территории нашей страны. | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа | Работа с контурной картой | Практическая работа (обязательная – оценочная) Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых | п.6 | Изучение нового материала | |||||||||||||||
8. | Минеральные ресурсы страны. | Природные условия и ресурсы | Составление картосхемы | Практическая работа (тренировочная) Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Влияние рельефа на жизнь людей. | п.7 | практикум | |||||||||||||||
9. | Развитие форм рельефа. | Распространение крупных форм рельефа | Тестирование | п.8 | практикум | ||||||||||||||||
10. | Обобщающее повторение по теме «Рельеф» | П.5-8 | |||||||||||||||||||
Климат и климатические ресурсы (5 часов) | |||||||||||||||||||||
11. | От чего зависит климат нашей страны | Знать: - закономерности распределения суммарной солнечной радиации Уметь: - приводить примеры влияния климата на жизнь людей, - сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла - давать оценку климатических особенностей России; - приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; - объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; - определять по картам температуры воздуха, количество осадков, - объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; - называть и показывать пояса и области, - давать краткое описание типов погоды; - давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей. | Самостоятельная работа | п.9 | Изучение нового материала | ||||||||||||||||
12 | Типы климатов России. | Факторы их формирования. Климатические пояса. | Фронтальный опрос Самостоятельная работа | Практическая работа (обязательная – оценочная) Определение по климатической карте суммарной радиации , коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Практическая работа (тренировочная)
Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности людей | п.10 | ||||||||||||||||
13. | Зависимость человека от климатических условий. Агроклиматические ресурсы | Климат и хозяйственная деятельность людей. | Индивидуальный опрос | Практическая работа (обязательная – оценочная) Определение по синоптической карте особенностей погоды дл одного из пунктов. Составление прогноза погоды | п.11 | Практикум | |||||||||||||||
14. | Обобщающий урок по теме «Климат» | Тестирование | Практическая работа (обязательная – оценочная) Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и деятельности населения | Деловая игра | |||||||||||||||||
Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа) | |||||||||||||||||||||
15. | Разнообразие внутренних вод России. Реки. Природно-хозяйственное различие морей России. Внутренние воды, особенности их размещения на территории страны. | Природно-хозяйственное различие морей России. | Уметь: - показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях; Давать характеристику рек и крупных озер страны и области; Объяснять значение каналов и водохранилищ | Работа с картами | Практическая работа (обязательная – оценочная) Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования
| п.12 | Изучение нового материала | ||||||||||||||
16. | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | Самостоятельная работа | Практическая работа (тренировочная) Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона | п.13 | Практикум | ||||||||||||||||
17. | Водные ресурсы. Охрана вод. | Внутренние воды, особенности их размещения на территории страны. | Практическая работа | Практическая работа (тренировочная) Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России | п.14 | Практикум | |||||||||||||||
18. | Обобщающий урок по теме | Зачет | Исследование | ||||||||||||||||||
Почва и почвенные ресурсы (4 часа) | |||||||||||||||||||||
19. | Образование почв и их разнообразие | Почвы. | Уметь: -объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»; -необходимость охраны почв, рационального использования земель; -называть факторы почвообразования; -свойства основных типов почв; -давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения. | Фронтальный опрос | п.15 | Изучение нового материала | |||||||||||||||
20 | Закономерности распространения почв. | Размещение основных типов почв. | Проверочная работа | Практическая работа (тренировочная) Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования | П.16 | Практикум | |||||||||||||||
21 | Почвенные ресурсы. | Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. | Зачет | п.17 | Обобщающий | ||||||||||||||||
22. | Обобщающее повторение по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | ||||||||||||||||||||
Растительный и животный мир (4 часа) | |||||||||||||||||||||
23 | Растительный и животный мир России. | Знать: - ресурсы леса Уметь: - приводить примеры использования человеком безлесных пространств; - объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; - значение животного мира в жизни человека; - прогнозировать последствия уничтожения болот | Работа с картами атласа | п.18 | Изучение нового материала | ||||||||||||||||
24 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Особо охраняемые природные территории | Сообщения | п.19 | Исследование | ||||||||||||||||
25. | Природно- ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний 1 раздела | Самостоятельная работа | П.20 | Практикум | |||||||||||||||||
26. | Обобщающее повторение по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | Тестирование | |||||||||||||||||||
Раздел 2. Природные комплексы России (39 часов) | |||||||||||||||||||||
Природное районирование (7 часов) | |||||||||||||||||||||
27. | Разнообразие ПК России. Природное районирование | Уметь: - описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; - объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; - описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах | Тест | п.21 | Изучение нового материала | ||||||||||||||||
28. | Моря как крупные ПК | Вычерчивание схемы | п.22 | Практикум | |||||||||||||||||
29. | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра | Заполнение таблицы | п.23 | Практикум | |||||||||||||||||
30. | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса | Работа с картами атласа, заполнение таблицы | п.24 | Практикум | |||||||||||||||||
31. | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни | Работа с картами атласа, заполнение таблицы | п.25 | Практикум | |||||||||||||||||
32. | Высотная поясность. Обобщающее повторение | Тематический зачет | Практическая работа (обязательная – оценочная) Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон | п.26 | Исследование | ||||||||||||||||
33. | Обобщающее повторение по теме «Природное районирование» | тестирование | |||||||||||||||||||
Природа регионов России (23 часа) | |||||||||||||||||||||
34. | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы | Уметь: - определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; - объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; - зависимость характера рельефа от строения земной коры; - закономерности развития растительного и животного мира территории; - характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека | Работа с Контурными картами | п.27 | Изучение нового материала | ||||||||||||||||
35. | Природные комплексы Русской равнины | Сообщения учащихся | п.28 | Семинар | |||||||||||||||||
36. | Географическое положение Ярославской области | Составление картосхемы | Изучение нового материала | ||||||||||||||||||
37. | Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области | Работа с картами атласа | Практикум | ||||||||||||||||||
38. | Особенности климата Ярославской области | Анализ карт атласа | |||||||||||||||||||
39. | Природные зоны области | Сообщения учащихся | Семинар | ||||||||||||||||||
40. | Проблемы взаимодействия природы и человека на территории Яр.области. Охраняемые объекты | Заполнение таблицы, вычерчивание схемы | Практикум | ||||||||||||||||||
41. | Северный Кавказ – самые молодые горы России | Индивидуальный опрос | п.30 | Путешествие | |||||||||||||||||
42. | Природные комплексы Северного Кавказа | Фронтальный опрос | п.31 | Практикум | |||||||||||||||||
43. | Урал – «каменный пояс» земли Русской | Тестирование | п.32 | Игра | |||||||||||||||||
44. | Своеобразие природы Урала | Самостоятельная работа | п.33 | Практикум | |||||||||||||||||
45. | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | Сообщения | п.34 | Семинар | |||||||||||||||||
46. | Западно - Сибирская низменность | Тестирование | п.35 | Изучение нового материала | |||||||||||||||||
47. | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения | Работа с контурными картами | п.36 | Практикум | |||||||||||||||||
48. | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения | Анализ карт атласа | п.37 | Практикум | |||||||||||||||||
49. | Природные районы Восточной Сибири | Заполнение таблицы | п.38 | Практикум | |||||||||||||||||
50. | Жемчужина Сибири – Байкал | Сообщения | п.39 | Путешествие | |||||||||||||||||
51. | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения | Заполнение таблицы | п.40 | Практикум | |||||||||||||||||
52. | Дальний Восток – край контрастов. ГП. Состав территории. История освоения | Составление прогнозов | п.41 | Практикум | |||||||||||||||||
53. | Природные комплексы Дальнего Востока | Тестовый контроль | п.42 | Семинар | |||||||||||||||||
54. | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | Самостоятельная работа | п.43 | Исследование | |||||||||||||||||
55. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа регионов России» | Зачет. | Игра | ||||||||||||||||||
56. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа регионов России» | Тестирование | |||||||||||||||||||
Человек и природа (9 часов) | |||||||||||||||||||||
57. | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | Знать: законы об охране природы Уметь: - объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; - роль географической науки в рациональном природоиспользовании; - составлять географические прогнозы; - анализировать экологические карты России; - выполнять правила природоохранительного поведения, - участвовать в мероприятиях по охране природы | Заполнение таблиц | п.44 | Изучение нового материала | ||||||||||||||||
58. | Географический фактор в развитии общества | п.44 | Изучение нового материала | ||||||||||||||||||
59. | Антропогенное воздействие на природу | Вычерчивание схемы | п.45 | Семинар | |||||||||||||||||
60. | Рациональное природопользование | Практикум | Составление прогнозов | Практическая работа (обязательная – оценочная) Составление прогноза изменений растительного и животного мира в разных регионах России | п.46 | Практикум | |||||||||||||||
61. | Особо охраняемые территории | Работы с Контурными картами и картами атласа | Путешествие | ||||||||||||||||||
62. | Особо охраняемые территории | Путешествие | |||||||||||||||||||
63. | Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране | Защита проектов | Исследование | ||||||||||||||||||
64. | Экологическая ситуация в России | Тестовый контроль | п.47 | Семинар | |||||||||||||||||
65. | Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний | Зачет | Игра | |||||||||||||||||
66. | Повторение | ||||||||||||||||||||
67. | Повторение | ||||||||||||||||||||
68. | Повторение | ||||||||||||||||||||
Всего 68 часов Практических работ – 14, из них обязательных - 9 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ
В 8 КЛАССЕ
Содержание итогового текста
по курсу «География России: Природа.
Часть 1.
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов запишите номер задания и букву, соответствующую выбранному вами ответу.
№ | Текст задания | Варианты ответа |
1 2б | Укажите крайнюю северную материковую точку России | A. Мыс Челюскин B. Мыс Диксон C. Мыс Флигели D. Мыс Лопатка |
2 2б | Западная Сибирь, Волго – Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина – это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены. | A. угля B. нефти и газа C. железных руд D. руд цветных металлов |
3 2б | Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 часов. | A. 16 часов B. 24 часа C. 2 часа D. 18 часов |
4 2б | Определите, геологическое строение какой из платформенных равнин представлено на данном рисунке. |
B. Западно-Сибирская равнина C. Средне-Сибирское плоскогорье |
5 2б | Летом в Центральной России установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением каких воздушных масс это может быть обусловлено. | A. морской арктический воздух B. континентальный воздух умеренных широт C. морской воздух умеренных широт D. морской тропический воздух |
6 2б | Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого Океана. | A. Дон, Кубань B. Волга, Терек, Урал C. Амур D. Лена, Енисей, Обь. |
7 2б | Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно теплого лета. | A. тундрово-глеевые B. подзолистые C. серые лесные D. черноземные |
8 2б | Укажите природную зону, которая в настоящее время практически лишена естественной растительности из – за хозяйственной деятельности человека. | A. тундра B. тайга C. зона смешанных и широколиственных лесов D. зона степей |
9 2б | Выявите, какой из перечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет добычу нефти и газа в Западной Сибири. | A. заболоченность территории B. континентальный климат C. островная мерзлота D. обилие кровососущих насекомых |
10 2б | Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере Восточно-Европейской равнины по сравнению с Азиатской частью России. | A. более высокие летние температуры B. большая мощность снежного покрова C. вследствие массовой вырубки лесов |
11 2б | Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50 – 60 0С, небольшая (0,2 – 0,3 м) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды. | A. морской B. умеренно - континентальный C. континентальный D. резко континентальный |
12 2б | В одной их природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают. | A. тундра B. тайга C. зона смешанных и широколиственных лесов D. зона степей |
13 2б | Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами | A. Восточно-Европейская равнина B. Западная Сибирь C. Средняя и Северо-Восточная Сибирь D. Дальний Восток |
14 2б | Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье. | A. вырубка лесов B. распашка земель C. строительство дорог |
15 2б | Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет среднеянварскую температуру воздуха – 240С. | A. Москва B. Мурманск C. Воркута D. Якутск |
16 2б | Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты | А.Восточно-Европейская равнина В. Урал С. Западная Сибирь D. Средняя и Северо – Восточная Сибирь |
Часть 2
Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.
Ответы к части 1
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Верный ответ | A | B | A | B | C | D | B | D | A | B | D | A | C | B | C | D |
Литература.
- География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений; В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. /Под ред. В.П. Дронова, - М.: Дрофа, 2004. – 272 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии. – М.: Дрофа, 2000. – 93 с.
- Программно – методические материалы. География. 6 – 9 кл. /Сост. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1998. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год (8-9 классы)
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год (8-9 классы)...
рабочие программы на 2016-2017 учебный год
рабочая программа составлена по новым требованям...
Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам...
Рабочая программа Химия 2016/2017
В папке содержатся рабочие программы по предмету "Химия" 8-10 КЛАСС...
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по физике_7 класс
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по физике_7 класс...
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год
Рабочие программы по русскому языку и литературе на 2016-2017 учебный год. Классы 7, 9, 10.Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 вида на 9 класс.Рабочие программы элективных курсов 6, 7, ...
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по русскому языку для 5 класса (к учебнику Т.А.Ладыженской)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Будет полезна учителям русского языка, работающим в 5 классе основной общеобразовательной школы....