Рабочая программа 8 класс 2016-2017
рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии  России (8 – 9 классы). Использованы программы по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2006.)

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране, и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

Количество часов на изучение в 8 классе -  68; количество часов  в неделю - 2, практических работ – 14 , из них обязательных – оценочных  –  9.

Примерная программа предусматривает на 8 – 9 классы 14 часов резервного времени. Из них  - 4  часа распределены по разделам «Географии России» в 8 классе. На изучение географии Ярославской области использовано 4 часа в разделе 2 «Природные комплексы России», тема «Природа регионов России».

В авторской программе предполагается провести 19 практических работ. В данной рабочей программе  - 14 практических работ (несколько работ объединены). Кроме того, т.к. общее число практических работ большое, часть их выполняется устно. Все они оставлены в рабочей программе без изменений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13._rabochaya_programma_8_klass_2016-2017.docx51.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии  России (8 – 9 классы). Использованы программы по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2006.)

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране, и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

Количество часов на изучение в 8 классе -  68; количество часов  в неделю - 2, практических работ – 14 , из них обязательных – оценочных  –  9.

Примерная программа предусматривает на 8 – 9 классы 14 часов резервного времени. Из них  - 4  часа распределены по разделам «Географии России» в 8 классе. На изучение географии Ярославской области использовано 4 часа в разделе 2 «Природные комплексы России», тема «Природа регионов России».

В авторской программе предполагается провести 19 практических работ. В данной рабочей программе  - 14 практических работ (несколько работ объединены). Кроме того, т.к. общее число практических работ большое, часть их выполняется устно. Все они оставлены в рабочей программе без изменений.

С целью проверки знаний, умений и навыков учащихся в данную программу включены 9 контрольных работ.


Учебно-методический комплекс (УМК)

              Основная литература

       

  • И.И. Баринова Учебник. География России. Природа. М.: ДРОФА, 2006;
  • Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии «Природа России». – М.: ВАКО, 2004.
  • В.Б. Пятунин, Ю.А. Семагин  Контрольные  и проверочные работы 8 – 9 класс, Методическое пособие. М.: ДРОФА, 2002;
  • В.А. Щенев  Уроки и экскурсии по географии Ярославской области, Методические рекомендации. – Ярославль, 1999;
  • Географический Атлас Ярославской области. – М., 1999;
  • Географический Атлас и контурные карты России. – М.: ДРОФА, 2006 - 2.

Дополнительная литература

  • Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: ДРОФА, 2006.
  • Маерова Н. Ю. Уроки географии: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2004.

-     Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2007.


ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны:

              знать:

  • специфику географического положения и административно – территориального устройства Российской Федерации;
  • особенности природы России (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, природно - хозяйственные зоны);
  • особенности природы  Ярославской области;
  • природные и антропогенные причины возникновения  геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям природы, ее влияния на формирование культур народов России;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности;
  • проведение самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических,

      геоинформационных;

  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы Ярославской области;
  • решение практических задач по определению качества окружающей среды Ярославской области, ее использованию, сохранению и улучшению.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы урока

Дидактические единицы Федерального государственного стандарта

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы

контроля

Практические работы

Домашнее

 задание

Вид

 урока

Дата

Введение (1 час)

1.

Что изучают в курсе «Природа России».

Источники географической информации

Что изучают в курсе «Природа России».

Источники географической информации

фронтальный

С. 3 - 7

Изучение нового

материала

Пространства России (4 часа)

2.

Географическое положение России. 

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Уметь:

- показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России;

показывать на карте крайние точки страны;

- показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами;

- определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;

- показывать на карте субъекты РФ;

- обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

Практическая работа

Практическая

 работа

(обязательная – оценочная)

На контурную

карту нанести

границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины

Практическая работа «Решение задач»

п.1

практикум

3.

Моря, омывающие территорию России

п.2

практикум

4.

Россия на карте часовых поясов

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Сообщения учащихся

П.3

изучение нового материала

5.

Как осваивали и изучали территорию России

История освоения и изучения территории России 

п.4

Семинар

Раздел 1. Особенности природы и природных ресурсов (21 час)

Рельеф и недра России (5 часов)

6.

Особенности рельефа России

Уметь:

- читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, - выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

- показывать на карте

 основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;

- наносить их на контурную карту;

- определять, как рельеф влияет на жизнь людей;

- приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;

- показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений;

- называть меры безопасности при стихийных явлениях;

- объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей;

- показывать месторождения полезных ископаемых, - приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду;

- оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства;

- оценивать условия добычи.

Тестовая

самостоятельная работа

п.5

Изучение нового

материала

7.

Геологическое строение территории нашей страны.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

Работа  с

контурной

 картой

Практическая  работа

(обязательная – оценочная)

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

п.6

Изучение нового

материала

8.

Минеральные ресурсы страны.

Природные условия и ресурсы

Составление картосхемы

Практическая  работа

(тренировочная)

Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности.

Влияние рельефа на жизнь людей.

п.7

практикум

9.

Развитие форм рельефа.

Распространение крупных форм рельефа

Тестирование

п.8

практикум

10.

Обобщающее повторение по теме

 «Рельеф»

П.5-8

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

11.

От чего зависит климат нашей страны

Знать:

- закономерности распределения суммарной солнечной радиации

Уметь:

- приводить примеры влияния климата на жизнь людей,

- сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла

- давать оценку климатических особенностей России;

- приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;

- объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;

- определять по картам температуры воздуха,

 количество осадков,

- объяснять

закономерности их

распределения в разных

регионах России;

- называть и показывать пояса и области,

- давать краткое описание типов погоды;

- давать оценку

климатических условий для обеспечения жизни людей.

Самостоятельная работа

п.9

Изучение нового материала

12

Типы климатов России.

Факторы их формирования. Климатические пояса.

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Практическая  работа

 (обязательная – оценочная)

Определение по климатической карте суммарной радиации , коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.

Практическая  работа

 (тренировочная)

 

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности

людей

п.10

13.

Зависимость человека от климатических условий.

Агроклиматические ресурсы

Климат и хозяйственная деятельность людей.

Индивидуальный опрос

Практическая  работа

 (обязательная – оценочная)

Определение по синоптической карте особенностей погоды дл одного из пунктов. Составление прогноза погоды

п.11

Практикум

14.

Обобщающий урок по теме

«Климат»

Тестирование

Практическая  работа

(обязательная – оценочная) 

Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и деятельности населения

Деловая игра

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

15.

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Природно-хозяйственное различие морей России. Внутренние воды,

особенности их размещения на территории страны.

Природно-хозяйственное различие морей России.

Уметь:

- показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области

 распространения вечной

 мерзлоты;

Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях;

Давать характеристику рек и крупных озер страны и области;

Объяснять значение каналов и водохранилищ

Работа с картами

Практическая  работа

(обязательная – оценочная)

Характеристика

реки с точки зрения хозяйственного ее использования

 

п.12

Изучение нового материала

16.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Самостоятельная работа

Практическая  работа

(тренировочная)

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона

п.13

Практикум

17.

Водные ресурсы.

Охрана вод.

Внутренние воды, особенности их размещения на территории страны.

Практическая работа

Практическая  работа

(тренировочная)

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

п.14

Практикум

18.

Обобщающий урок по теме

Зачет

Исследование

Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

19.

Образование почв и их разнообразие

Почвы.

Уметь: 

-объяснять понятия

«земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»;

-необходимость охраны почв, рационального использования земель;

-называть факторы

почвообразования;

-свойства основных типов почв;

-давать оценку типов почв

с точки зрения их

хозяйственного значения.

Фронтальный опрос

п.15

Изучение нового

 материала

20

Закономерности

распространения почв.

Размещение основных типов почв.

Проверочная работа

Практическая  работа

 (тренировочная)

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

П.16

Практикум

21

Почвенные ресурсы.

Меры по сохранению

 плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны.

Зачет

п.17

Обобщающий

22.

Обобщающее повторение по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

Растительный и животный мир (4 часа)

23

Растительный и животный мир России.

Знать:

- ресурсы леса

Уметь:

- приводить примеры

 использования человеком безлесных пространств;

- объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека;

- значение животного мира в жизни человека;

- прогнозировать последствия  уничтожения болот

Работа с картами атласа

п.18

Изучение нового

 материала

24

Биологические ресурсы.

Охрана  растительного и животного мира.

Особо охраняемые природные  территории

Сообщения

п.19

Исследование

25.

Природно- ресурсный

 потенциал России.

 Систематизация и

обобщение знаний 1 раздела

Самостоятельная работа

П.20

Практикум

26.

Обобщающее повторение по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

Тестирование

Раздел 2. Природные комплексы России (39 часов)

Природное районирование (7 часов)

27.

Разнообразие ПК России. Природное районирование

Уметь: 

- описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;

- объяснять и приводить примеры рационального

и нерационального

 природопользования;

- описывать виды

 хозяйственной деятельности людей в природных

 зонах

Тест

п.21

Изучение нового материала

28.

Моря как крупные ПК

Вычерчивание схемы

п.22

Практикум

29.

Природные зоны России. Арктические пустыни,

тундра, лесотундра

Заполнение таблицы

п.23

Практикум

30.

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и

широколиственные леса

Работа с картами атласа, заполнение таблицы

п.24

Практикум

31.

Безлесные зоны на юге

России: степи, полупустыни и пустыни

Работа с картами атласа, заполнение таблицы

п.25

Практикум

32.

Высотная поясность.

Обобщающее повторение

Тематический зачет

Практическая  работа

 (обязательная – оценочная)

Выявление

 зависимости  между

компонентами природы на примере одной из природных зон

п.26

Исследование

33.

Обобщающее повторение по теме «Природное районирование»

тестирование

Природа регионов России (23 часа)

34.

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Географическое положение и особенности природы

Уметь: 

- определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов;

- объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы;

- зависимость характера  рельефа от  строения земной коры;

- закономерности развития растительного и животного мира территории;

- характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы

 крупных природных

 регионов для жизни и

 деятельности человека

Работа с

 Контурными

 картами

п.27

Изучение нового материала

35.

Природные комплексы

 Русской равнины

Сообщения

 учащихся

п.28

Семинар

36.

Географическое положение Ярославской области

Составление

картосхемы

Изучение нового материала

37.

Тектоническое строение, рельеф, полезные

 ископаемые области

Работа с картами атласа

Практикум

38.

Особенности климата

Ярославской области

Анализ карт атласа

39.

Природные зоны области

Сообщения

 учащихся

Семинар

40.

Проблемы взаимодействия природы и человека на

территории Яр.области.

 Охраняемые объекты

Заполнение

 таблицы,

вычерчивание

схемы

Практикум

41.

Северный Кавказ – самые молодые горы России

Индивидуальный опрос

п.30

Путешествие

42.

Природные комплексы

 Северного Кавказа

Фронтальный опрос

п.31

Практикум

43.

Урал – «каменный пояс» земли Русской

Тестирование

п.32

Игра

44.

Своеобразие природы Урала

Самостоятельная работа

п.33

Практикум

45.

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

Сообщения

п.34

Семинар

46.

Западно - Сибирская

 низменность

Тестирование

п.35

Изучение нового материала

47.

Природные ресурсы

Западной Сибири.

Проблемы их освоения

Работа с контурными картами

п.36

Практикум

48.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

Анализ карт атласа

п.37

Практикум

49.

Природные районы

 Восточной Сибири

Заполнение таблицы

п.38

Практикум

50.

Жемчужина Сибири –

 Байкал

Сообщения

п.39

Путешествие

51.

Природные ресурсы

Восточной Сибири,

 проблемы их освоения

Заполнение таблицы

п.40

Практикум

52.

Дальний Восток – край контрастов.

ГП. Состав территории.

История освоения

Составление прогнозов

п.41

Практикум

53.

Природные комплексы Дальнего Востока

Тестовый контроль

п.42

Семинар

54.

Природные ресурсы

Дальнего Востока, освоение их человеком

Самостоятельная работа

п.43

Исследование

55.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа регионов России»

Зачет.

Игра

56.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа регионов России»

Тестирование

Человек и природа (9 часов)

57.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Знать: 

законы об охране природы

Уметь:

 - объяснять значение природы в жизни и деятельности человека;

- роль географической

 науки в рациональном природоиспользовании;

- составлять географические прогнозы;

- анализировать экологические карты России;

- выполнять правила природоохранительного

 поведения,

- участвовать в мероприятиях по охране природы

Заполнение таблиц

п.44

Изучение нового материала

58.

Географический фактор в развитии общества

п.44

Изучение нового материала

59.

Антропогенное воздействие на природу

Вычерчивание схемы

п.45

Семинар

60.

Рациональное

 природопользование

Практикум

Составление

 прогнозов

Практическая  работа

(обязательная – оценочная)

Составление прогноза изменений растительного и животного мира в разных регионах России

п.46

Практикум

61.

Особо охраняемые

территории

Работы с

 Контурными

 картами и картами атласа

Путешествие

62.

Особо охраняемые

 территории

Путешествие

63.

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

Защита проектов

Исследование

64.

Экологическая ситуация в России

Тестовый контроль

п.47

Семинар

65.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний

Зачет

Игра

66.

Повторение

67.

Повторение

68.

Повторение

Всего 68 часов   Практических работ – 14, из них обязательных - 9


ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ

 В 8 КЛАССЕ

Содержание итогового текста

 по курсу «География России: Природа.

Часть 1.

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов запишите номер задания и букву, соответствующую выбранному вами ответу.

Текст задания

Варианты ответа

1

Укажите крайнюю северную материковую точку России

A.   Мыс Челюскин

B.   Мыс Диксон

C.   Мыс Флигели  

D.   Мыс Лопатка  

2

Западная Сибирь, Волго – Уральский район,

 Европейский Север, шельф Сахалина – это крупные ресурсные

 районы. Определите, запасы какого

 полезного ископаемого здесь сосредоточены.

A. угля

B. нефти и газа

C. железных руд

D. руд цветных

 металлов

3

Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 часов.

A. 16 часов

B.  24 часа

C.  2 часа

D. 18 часов

4

Определите, геологическое строение какой из

 платформенных равнин представлено на данном рисунке.

  1. Восточно-Европейская равнина

B.  Западно-Сибирская равнина

C. Средне-Сибирское плоскогорье

5

Летом в Центральной России  установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением каких воздушных масс это может быть обусловлено.

A. морской

 арктический воздух

B. континентальный воздух умеренных широт

C. морской воздух

 умеренных широт

D. морской

тропический воздух

6

Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну

 Северного Ледовитого Океана.

A. Дон, Кубань

B. Волга, Терек, Урал

C. Амур

D. Лена, Енисей, Обь.

7

Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в

 условиях избыточного увлажнения и умеренно теплого лета.

A. тундрово-глеевые

B. подзолистые

C. серые лесные

D. черноземные

8

Укажите природную зону,  которая в настоящее время практически лишена естественной

растительности из – за хозяйственной деятельности человека.

A. тундра

B. тайга

C. зона смешанных и широколиственных лесов

D. зона степей

9

Выявите, какой из перечисленных факторов в

наибольшей степени затрудняет добычу  нефти и газа в Западной

 Сибири.

A. заболоченность территории

B. континентальный климат

C. островная мерзлота

D. обилие кровососущих насекомых

10

Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере

Восточно-Европейской равнины по сравнению с Азиатской частью России.

A. более высокие летние температуры

B. большая мощность снежного покрова

C. вследствие массовой вырубки лесов

11

Определите, какой из типов климата

 характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50 – 60 0С, небольшая (0,2 – 0,3 м) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды.

A. морской

B. умеренно - континентальный

C. континентальный

D. резко континентальный

12

В одной их природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития,

 преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают.

A. тундра

B. тайга

C. зона смешанных и широколиственных лесов

D. зона степей

13

Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами

A. Восточно-Европейская равнина

B. Западная Сибирь

C. Средняя и Северо-Восточная Сибирь

D. Дальний Восток

14

Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье.

A. вырубка лесов

B. распашка земель

C. строительство дорог

15

Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет

среднеянварскую температуру воздуха – 240С.

A. Москва

B. Мурманск

C. Воркута

D. Якутск

16

Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней  мерзлоты

А.Восточно-Европейская равнина

В. Урал

С. Западная Сибирь

D. Средняя и Северо – Восточная Сибирь


Часть 2

Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.

17

Объясните, почему распашка почв ведет к усилению почвенной эрозии

18

В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение.

19

Дальний Восток и Юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему  современные вулканические процессы

активно проявляются лишь на Дальнем Востоке.

20

Охарактеризуйте, чем микроклимат крупных городов отличается от микроклимата расположенных в их окрестностях

естественных ландшафтов.

21

Сравните набор природных зон Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнин. Найдите черты сходства и

 различия. Объясните их.

22

Вы собираетесь в августе в поход по территории южной части Дальнего Востока. Объясните выбор вашей одежды и

 снаряжения особенностями климата данной территории.

23

Исходя из предложенных данных, определите, на какой из рек, впадающих в Тихий океан, наиболее целесообразно

строительство ГЭС. Объясните ваш выбор.

Река

Длина, км

Высота истока, м

Среднегодовой расход, м3

1

80

20

1305

2

305

115

12540

24

Укажите, в чем главные причины большой заболоченности тайги Западной Сибири.

25

Перечислите основные причины большого количества озер в Карелии и на Кольском полуострове.

Ответы к части 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Верный ответ

A

B

A

B

C

D

B

D

A

B

D

A

C

B

C

D

Литература.

  1. География России: Учеб. для  8-9 кл. общеобразоват. учреждений; В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. /Под ред. В.П. Дронова, - М.: Дрофа, 2004. – 272 с.
  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии. – М.: Дрофа, 2000. – 93 с.
  3. Программно – методические материалы. География. 6 – 9 кл. /Сост. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1998. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год (8-9 классы)

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год (8-9 классы)...

рабочие программы на 2016-2017 учебный год

рабочая программа составлена по новым требованям...

Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам...

Рабочая программа Химия 2016/2017

В папке содержатся рабочие программы по предмету "Химия" 8-10 КЛАСС...

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по физике_7 класс

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по  физике_7 класс...

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год

Рабочие программы по русскому языку и литературе на 2016-2017 учебный год. Классы 7, 9, 10.Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 вида на 9 класс.Рабочие программы элективных курсов 6, 7, ...

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по русскому языку для 5 класса (к учебнику Т.А.Ладыженской)

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Будет полезна учителям русского языка, работающим в 5 классе основной общеобразовательной школы....