Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по физике_7 класс
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по физике_7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_2016-2017_uchebnyy_god_po_fizike_7_klass.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №51»
Рабочая программа
на 2016-2017 учебный год
по физике
7 КЛАСС
Составлена на основе программы основного общего образования. Физика.
7-9 классы, авторы: А.В.Перышкин, Н.В. Филонович, .М.Гутник
наименование программы, издательство, год издания
УМК____________________________
Программу составил Сыздыкова З.А.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Контрольных работ (КР)___4
Практических работ (ПР)____
Лабораторных работ (ЛР)_ 11
- Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса основной школы разработана в соответствии:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями);
- С требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования;
- Образовательной программой образовательного учреждения;
- Авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2013 г.);
- Учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа реализуется в учебнике А. В. Перышкина «Физика 7 класс» системы «Вертикаль» (Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2014.)
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики, которые необходимы для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и учебного плана БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 51» , в соответствии с которым на изучение курса физики на ступени основного общего образования выделено 242 часа из расчета 2 часа в неделю в 7-8 классе, 3 часа в неделю в 9 классе.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в 7 классе представлены в содержании курса по темам:
Тема | Предметные результаты |
Введение | - понимание физических терминов: тело, вещество, материя; - умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; - владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения; - понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс. |
Первоначальные сведения о строении вещества | - понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; - владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел; - понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; - умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). |
Взаимодействия тел | - понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение; - умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны; - владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; - понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука; - владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой; - умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела; - умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот; - понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | - понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления; - умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда; - владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда; - понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда; - понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании; - владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
Работа и мощность. Энергия | - понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой; - умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию; - владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага; - понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании; - владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
3.Содержание учебного предмета
Тема, количество часов | Содержание темы | Количество часов |
Введение | Физика - наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. Фронтальная лабораторная работа: 1. Определение цены деления измерительного прибора. | 4 часа |
Первоначальные сведения о строении вещества | Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений. Фронтальная лабораторная работа: 2. Определение размеров малых тел. | 6 часов |
Взаимодействия тел | Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Фронтальные лабораторные работы: 3. Измерение массы тела на рычажных весах. 4. Измерение объема тела. 5. Определение плотности твердого тела. 6. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента жёсткости пружины. 7. Измерение силы трения с помощью динамометра. | 23 часа |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Фронтальные лабораторные работы: 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости. | 21 час |
Работа и мощность. Энергия | Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. Фронтальные лабораторные работы: 10. Выяснение условия равновесия рычага. 11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. | 13 часов |
Итоговая контрольная работа | 1 час | |
Резервное время | 2 часа | |
ИТОГО | 70 часов |
4.Тематическое планирование
№ п/п (нумерация в соответствии с кол-вом часов по программе) | № урока в теме, разделе | Дата | Тема | Примечание |
Тема 1. Введение (4 часа) | ||||
1.1 |
| Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры.. | ||
1.2 | Физические приборы. Международная система единиц | |||
1.3 | Точность и погрешность измерений. Физика и техника. | |||
1.4 | Фронтальная лабораторная работа: 1. Определение цены деления измерительного прибора. | |||
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) | ||||
2.5 | Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества | |||
2.6 | Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | |||
2.7 | Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. | |||
2.8 | Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений | |||
2.9 | Фронтальная лабораторная работа: 2. Определение размеров малых тел. | |||
2.10 | Контрольная работа № 1 | |||
Тема 3. Взаимодействия тел (23 часа) | ||||
3.11 | 1 | Механическое движение. Траектория. Путь | ||
3.12 | 2 | Равномерное и неравномерное движение. Скорость. | ||
3.13 | 3 | Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. | ||
3.14 | 4 | Решение задач по теме «равномерное и неравномерное движение» | ||
3.15 | 5 | Инерция. Инертность тел. | ||
3.16 | 6 | Взаимодействие тел. Масса тела. | ||
3.17 | 7 | Измерение массы тела. Фронтальная лабораторная работа 3. Измерение массы тела на рычажных весах. | ||
3.18 | 8 | Фронтальная лабораторная работа 4. Измерение объема тела. | ||
3.19 | 9 | Плотность вещества. Фронтальная лабораторная работа 5. Определение плотности твердого тела. | ||
3.20 | 10 | Сила. Сила тяжести | §24,25, | |
3.21 | 11 | Динамометр. | §30, упр.11 | |
3.22 | 12 | Сила упругости. Закон Гука. | §26,27 | |
3.23 | 13 | Фронтальная лабораторная работа 6. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента жёсткости пружины. | §30, упр.11 | |
3.24 | 14 | Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. | §28,29 | |
3.25 | 15 | Решение задач. Сила тяжести на других планетах. | ||
3.26 | 16 | Равнодействующая двух сил | §31, упр.12 | |
3.27 | 17 | Решение задач по теме «Равнодействующие силы» | Самое главное. С 97 | |
3.28 | 18 | Сила трения. | §32,33, 34 | |
3.29 | 19 | Фронтальная лабораторная работа 7. Измерение силы трения с помощью динамометра. | Л.- № 328. 329, 338, 340, 342 | |
3.30 | 20 | Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | Проверь себя с98 | |
3.31 | 21 | Физическая природа небесных тел Солнечной системы | §29 | |
3.32 | 22 | Обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел» | Л.- № 377.381, 428,432.351,368 | |
3.33 | 23 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел» | Итоги главы 2 с97-101 | |
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час) | ||||
4.34 | 1 | Давление. | §35, упр14 | |
4.35 | 2 | Давление твердых тел. | §36, упр15 | |
4.36 | 3 | Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. | §37, зад. с.109 | |
4.37 | 4 | Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. | §39 | |
4.38 | 5 | Решение задач по теме «Давление твердых тел. Давление в газах» | §40, упр.17 | |
4.39 | 6 | Сообщающиеся сосуды. | §41, упр.18 | |
4.40 | 7 | Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. | §42,43 упр.19 | |
4.41 | 8 | Решение задач по теме «Атмосферное давление» | ||
4.42 | 9 | Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. | §44,45 , 46. упр.22 | |
4.43 | 10 | Манометр. | §47 | |
4.44 | 11 | Поршневой жидкостный насос. | §48,49, упр.25 | |
4.45 | 12 | Закон Архимеда. | §51, упр.26(1-3) | |
4.46 | 13 | Решение задач по теме «Закон Архимеда». | §51, Л.- №608 - 612 | |
4.47 | 14 | Фронтальная лабораторная работа 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | Л.- №626, 627, 632 | |
4.48 | 15 | Условия плавания тел. | §52, упр.27 | |
4.49 | 16 | Фронтальная лабораторная работа 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости. | §52, упр.27 | |
4.50 | 17 | Решение задач по теме «Закон Архимеда» | Л.- № 645 -651 | |
4.51 | 18 | Воздухоплавание. | §53,54, упр.29 | |
4.52 | 19 | Подготовка к контрольной работе по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Итоги главы 3. Самое главное | |
4.53 | 20 | Обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Итоги главы 3. Проверь себя | |
4.54 | 21 | Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | ||
Тема 5. Работа и мощность. | ||||
5.55 | 1 | Механическая работа. | ||
5.56 | 2 | Мощность. | ||
5.57 | 3 | Решение задач по теме «Работа и мощность» | ||
5.58 | 4 | Простые механизмы. | ||
5.59 | 5 | Момент силы. | ||
5.60 | 6 | Условия равновесия рычага. | ||
5.61 | 7 | «Золотое правило» механики. | ||
5.62 | 8 | Виды равновесия. | ||
5.63 | 9 | Фронтальная лабораторная работа 10. Выяснение условия равновесия рычага | ||
5.64 | 10 | Коэффициент полезного действия (КПД). Фронтальная лабораторная работа 11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. | ||
5.65 | 11 | Энергия. | ||
5.66 | 12 | Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. | ||
5.67 | 13 |
Обобщающий урок по теме «Работа и мощность.Энергия» | ||
68.Итоговая контрольная работа | ||||
69-70 Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год (8-9 классы)
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год (8-9 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ 5-11-х КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы. Укрепление здоровья детей является важнейшей задачей педагогов и родителей. По данным медицинских сп...
рабочие программы на 2016-2017 учебный год
рабочая программа составлена по новым требованям...
Рабочая программа Химия 2016/2017
В папке содержатся рабочие программы по предмету "Химия" 8-10 КЛАСС...
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год
Рабочие программы по русскому языку и литературе на 2016-2017 учебный год. Классы 7, 9, 10.Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 вида на 9 класс.Рабочие программы элективных курсов 6, 7, ...
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по русскому языку для 5 класса (к учебнику Т.А.Ладыженской)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Будет полезна учителям русского языка, работающим в 5 классе основной общеобразовательной школы....
Рабочие программы на 2016-2017 гг.
Рабочие программы по английскому языку, применяемые мною в работе в текущем учебном году....