«Природные зоны Земли»
презентация к уроку по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле; показать изменение природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека . Задачи урока: Обучающие: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле. Развивающие: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.
Размещению большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности. Причина зональности – неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли. Поэтому на одной и той же широте на суше могут быть влажные прибрежные районы и внутренние сухие, защищенные горами или открытые всем ветрам.
От экватора к полюсам сменяются природные комплексы – природные зоны. Природные зоны – зональные природные комплексы с разным сочетанием тепла и влаги, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам. Природные комплексы закономерно сменяются и в горах. Смена природных комплексов в горах с высотой называется – высотной поясностью. Высотная поясность существует в горах любой природной зоны. С высотой в тропосфере температура падает. Поднимаясь все выше и выше в горы, мы попадаем во все более холодные условия.
5000 – Смена растительности с высотой в умеренных (справа) и тропических (слева) широтах. Смена природных комплексах в горах хорошо заметна по изменению растительности.
Природные зоны – зональные комплексы , они сочетаются с азональными. Азанольные природные комплексы бывают Мелкие (оазис, высотной пояс). (оазис, высотные пояса). (материки и их части, океаны). Крупные Мелкие
Экваториальные леса формируются в условиях жаркого и влажного климата. Растительность образует несколько ярусов. Животный мир очень разнообразен. Здесь нет времен года. Круглый год тепло и влажно.
В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц, Ползают змеи и ящерицы. В многоводных реках водятся Крокодилы, бегемоты. Самый известный хищник – леопард.
Саванны – это территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей. Высокие травы, толстая кора редких деревьев, как у африканского баобаба и мелкие листья, как у акации помогают запасать воду.
Дикие животные (антилопы, зебры) могут пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи, величественно ступают слоны. Самые известные хищники – львы, гепарды.
Отличительной особенностью пустыни – недостаток влаги, высокие температуры в течение всего года и их большие суточные амплитуды, скудность растительности и животного мира. На материке Африка располагается Одна из величайших пустынь планеты – Сахара, на западе Южной Америки самая сухая пустыня – Атакама. В оазисах растет царица пустыни – финиковая пальма.
Животный мир представлен грызунами (тушканчики, песчанки),копытными животными (антилопами, верблюдами). Водятся змеи, ящерицы. Много насекомых – скорпионов, пауков, муравьев.
ж В степях жаркое. Относительно сухое лето и суровая зима, плодородные почвы и богатая травянистая растительность. Степи сильно изменены человеком (в основном распаханы и густо заселены ).
В степной зоне большое разнообразие птиц. Много птиц гнездятся на земле. Одни питаются растениями, другие и растениями и насекомыми (дрофа, стрепет, жаворонок), третьи -хищники (степной орел). Здесь водятся грызуны, хищники.
Леса умеренных широт – смешанный и широколиственный лес, тайга. Здесь четко выделяется четыре времени года: зима, весна, лето, осень – выпадает достаточное количество осадков.
В широколиственных лесах увеличивается число копытных: олени, лоси, косули. Гораздо реже, чем раньше встречаются волки, лисы, медведи. Животный мир тайги богат пушным зверем (соболь, куница).
Отличительные особенности тундры – недостаток тепла, долгая зима и короткое лето, мерзлотный грунт, скудная, малорослая растительность.
В тундре количество наземных животных представлено небольшим числом их видов: лемминг, заяц-беляк, волк, песец, полярная сова, северный олень.
Арктические и антарктические пустыни – это царство снега и льда. Животный мир в основном связан с морем. Здесь распространены ластоногие - моржи, тюлени, морские слоны. В Арктике живет белый медведь. В Антарктиде – пингвины.
На земном шаре обитает огромное число видов растений и животных, распространение которых зависит от многих факторов, но важнейшим из них является распределение тепла и влаги, что создает в разных широтах неодинаковые условия для жизни организмов. Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют природные зоны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли
Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...
Уроки Природные зоны Земли
Уроки былы подготовлены и проведены по учебнику: Хрипкова А.Г. и др. Естествознание 5 класс. – М.: Просвещение, 1999. Однако, материал легко трансформировать под любой другой учебник. Данный мат...
Природные зоны Земли .Урок природоведения в 5 классе.
В презентации на 19 слайдах дается характеристика природных зон Земли: Арктические и антарктические пустыни.Тундра и лесотундра.Тайга.Леса.Лесостепи и пустыни.Растительный и жив...
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Презентация Природные зоны Земли
Характеристика природных зон Земли. Местоположение на карте....
Конспект урока в 6 классе "Природные зоны Земли"
Интегрированный урок (география, биология). Цели урока • раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли...
конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.
Конспект урока по географии...