Статья "Гражданско-правовое воспитание на уроках географии"
статья по географии
Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по гражданско-правовому воспитанию через урок географии и внеклассную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-pravovoevospitanie_na_urokah_geografii.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гражданско-правовое воспитание
на уроках географии»
заместитель директора по УВР, учитель географии ГБОУ СОШ №454
Колпинского района Санкт-Петербурга
Лисниченко Елена Ивановна
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина.
Сегодня достойный гражданин России– это человек, обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек, честно выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, своими конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче.
Решение столь сложной задачи, как воспитание гражданина, требует создания целостной системы гражданско-правового воспитания и образования.
Гражданско-правовое образование является тем образованием, которое готовит человека, чтобы он стал ответственным гражданином; это фактор формирования у учащихся толерантного подхода к особенностям культуры, религий различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам, если они не нарушают права человека и гражданина.
Есть различные подходы к гражданско-правовому образованию и воспитанию, которое рассматривается: 1) как комплексная часть социальных наук; 2) комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук.
В качестве главных направлений гражданско-правового образования выделяют политическое воспитание, правовое обучение, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.
Огромную значимость в воспитании Гражданина имеет личностный подход.
Особенностью воспитания Гражданина нашего Отечества является его многонациональный характер. Учёт государственных особенностей в гражданско-правовом обучении и воспитании имеет особенное значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к государственным культурам и историческим традициям народов.
Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребёнка, но основным средством воспитания является учение. Для школьника учение — основная составляющая его жизнедеятельности.
Удачливость гражданского и правового воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение принадлежит принципу народности. Принцип народности пронизывает всё содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обычаями народа.
Воспитание гражданственности органично связано с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся огромное место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе исследования естественно-математических предметов. Естественные науки совместно с публичными создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине мира — природе, обществе и мышлении. Огромное значение для формирования у школьников целостного гражданского мировоззрения имеет установление в ходе обучения нужных межпредметных связей.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
География сегодня – это тот предмет, который в полной мере соответствует целям, стоящим перед гражданско-правовым образованием: формирование у учащихся знаний о социальных, экономических, природа - охранных правах человека.
Наряду с другими предметами естественнонаучного цикла (биология, экология) курс географии акцентирует внимание на природные и экономические аспекты прав человека; на изучение закономерностей природы, пренебрежение которыми ведет к гибельным последствиям; формирует у школьников чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды, как в местном, так и в глобальном масштабе. Предметы данного цикла в условиях обновления содержания, насыщения их этнографическими, экологическими, социальными вопросами становятся тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь человека, природы и общества в целом.
В ходе изучения курса географии учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о различии понятий «равенство» и «равноправие». Материалы курсов географии позволяют регулярно обсуждать вопросы о проблемах свободы и ответственности, гражданственности и терпимости. При изучении «Страноведения» школьники получают общие сведения о стране, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, бытом, досугом народов, населяющих страну. Данный курс позволяет глубже понять культуру других народов, национальностей, что способствует взаимопониманию между сообществами и народами, толерантности. Тем самым реализуется один из принципов современного гуманистического образования – интеркультурное образование.
Вот уже более десяти лет в нашей школе реализуется программа гражданско-правового образования. И сегодня мы вправе назвать этот период временем консолидации соединения усилий администрации и учителей школы, которое позволило нам не только получать значимые результаты, но и выйти на качественно новый уровень работы: с 2006 года мы являемся городским ресурсным центром по гражданско-правовому образованию.
Продумывая систему работы в этом направлении, мною было пересмотрено тематическое планирование по всем курсам 6-10 класса, составлен свой план изучения отдельных вопросов курсов, основываясь на межпредметных связях с курсом «Граждановедение» и «Социальная практика». Так, в темах «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера» на уроках обобщающего повторения курса географии 6 класса я обязательно делаю акцент на формирование природа - охранных прав человека. В ходе уроков идет работа с основным правовым документом – Конституцией РФ. Здесь мы рассматриваем и поясняем статью 9 и 58, ориентируясь на воспитание у детей бережного, нравственного отношения к природе; возможной переориентации ребят с мотивов потребительского отношения к природе на бережное. В своей практике я использую разнообразные виды групповой работы учащихся: ролевые и дидактические игры, уроки- диалоги, уроки – практикумы (просмотр и обсуждение фильмов о проблемах экологии).
Широкую возможность для работы над усвоением правовых знаний дают уроки курса «Экономическая география России» 9 класса. Так, например, тема «Государственное устройство России и права человека». Урок может проводиться по вводным темам, при изучении геополитического положения России и административно-территориального устройства. Главной целью такого урока является формирование у учащихся понимания всеобщности прав человека в зависимости от формы государственного устройства страны. Среди задач я выделяю следующие: создание условий для углубления понимания учащимися государственного устройства Российской Федерации, углубления знаний о статусах субъектов Российской Федерации и обсуждение проблем, связанных с этим, обсуждение проблемы реализации и защиты прав человека в Российской Федерации. На уроке идет обязательная работа с Конституцией РФ (ст.1, глава 3 «Федеративное устройство»), делается акцент на такие проблемы, как: разный статус субъектов федерации, неравномерное экономическое развитие, трудности в реализации и защите прав человека в различных субъектах федерации и т.д.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся найти информацию о взаимоотношениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, соседними субъектами, для того чтобы на следующем уроке обсудить проблемы федеративных отношений в России на примере своего региона.
Составной частью системы гражданско-правового образования является воспитание толерантности. Поэтому вопросы толерантности решаются в процессе обучения и воспитания на уроках начального курса географии в теме «Население Земли». Главный вопрос – проблема индивидуальности людей: «Все мы разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона». Эти уроки связаны непосредственно с курсом «Социальная практика». На уроках – практикумах мы обращаемся к Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Использую такие формы работы как деловые игры, диалоги, уроки- путешествия, философские размышления, невыдуманные рассказы, уроки- дискуссии.
В качестве примера такого урока предлагаю разработку урока в 6 классе по теме: «Человечество – единый биологический вид. Равенство рас»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обобщая выше изложенное, хочется отметить, что возрастание роли гражданского общества в России, новейшие геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально нацеленного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особенное значение имеет гражданско-правовое образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление трудности гражданского и правового воспитания учащихся, целенаправленная работа по определению и реализации условий для их гражданского становления.
Таким образом, приоритетным направлением моей работы является формирование основ гражданского и правового сознания личности через развитие интереса и уважения учащихся к истории, культуре своего и других народов, прошлому своего региона. Особое внимание уделяю формированию убеждения школьников в том, что они должны воспринимать культурное наследие своей страны, сохранить его и стремиться преумножить. В связи с этим важной задачей обучения считаю формирование социальной памяти, так как она делает человека Гражданином своей страны. Для реализации этих задач я и являюсь участником проекта «Гражданско-правовое образование и воспитание».
Наряду с обучающими задачами должное внимание уделяю воспитанию и развитию учащихся, формированию личности качеств, эмоциональной сферы. Этому способствует достаточно высокий развивающий потенциал уроков, тщательно отобранное содержание учебного материала, грамотное использование наглядных пособий, интеграционных связей и использование современных ИКТ.
Литература.
1.Азаров А., Болотина Т. Права человека: Пособие для учителя. М., 1994
2. Воспитание гражданина в русской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. ? М.: Педагогика, 1990.
3. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. ? М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
4. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего ребенка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. -№ 1.
5. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4.
6. Элиасберг Н.И.Ученические социальные проекты в системе школьного образования - Издательство «Союз» Санкт-Петербург,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. " Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»
Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ, всего содержания...
патриотическое воспитание на уроках географии
«Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания патриотических качеств личности». Гайдамакина Л.Н.- учи...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Люб...
Деятельностный подход в обучении через формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании на уроках географии
Доклад на РМО учителей географии в 2011 году...
Патриотическое воспитание на уроках географии
В своей работе затрагиваю вопросы воспитания и привития на уроках географии любви к своей стране,краю - в котором ученик родился....
Антикоррупционное образование и воспитание на уроках географии
В содержании школьного образования и в частности в предмете «География» Федеральным государственным стандартом предусмотрено изучение ряда тем, способствующих приобретению знаний о террито...