Патриотическое воспитание на уроках географии.
материал по географии по теме
Предварительный просмотр:
Реферат
на тему:
Понятие «малой родины» в географии.
Выполнила: Матецкая Е.В.
Учитель географии
МБОУ СОШ №5
Г. Иркутска
Иркутск 2014
Оглавление:
- Введение.
- Основная часть:
1). Понятие «малой родины» в географии.
2). Понимание роли Родины в жизни личности и общества на уроках географии.
3. Заключение.
4. Список используемой литературы.
Введение.
Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель школы – была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадание, милосердие, сотрудничество.
В данный момент Россия активно включается в мировое сообщество. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России.
Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время. Понятие «родина» является одним из основополагающих в мировоззрении человека. Оно может быть формализовано, выражено словами, а может быть интуитивным.
2. Понятие «малой родины» в географии.
Самым простым определением можно считать следующее: «Родина – это то место, где человек родился». Под этим местом обычно понимается не «конвейер по производству детей» – современный роддом, а та местность, тот населенный пункт, где живут родители. Это тот вмещающий ландшафт, где человек родился.
Более осмысленным и глубоким является следующее определение: «Родина – это то место, где существует мой род. Где несколько поколений моих родственником живут и формируют это место». Кроме прямого указания на ландшафт в данном определении мы также имеем его временное развитие под влиянием предшествующих поколений.
Ещё одно определение: «Родина – это место, страна, где живет мой народ». Оно одновременно как обширное, так и достаточно определенное. Здесь мы снова имеем дело с географическим понятием. Страна – это определенный набор ландшафтов. Это территория, населенная различными родами, составляющими народ.
Давая определение слову «родина» каждый, задумавшийся над этим истинно сакральным «концептом» человек, подчеркивает существенные именно для него грани этого понятия. Но территориальная составляющая, ландшафтное наполнение обязательно присутствует в этом понятии, ощущается и актуализируется. Понятие «родина» так же тесно связано с чувственными, телесными переживаниями, обладающими глубоко интимными свойствами.
Для многих людей «родина» - это настолько важная, значимая составляющая их жизни, что они готовы поступиться инстинктом самосохранения, пожертвовав собою во имя Родины.
3. Понимание роли Родины в жизни личности и общества на уроках географии.
Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе. На первом же уроке (введение в предмет) в 6 классе создаю установку на увлекательность географии, и что она изучает. Во всех классах я провожу целый цикл уроков по Иркутской области. Это не традиционное изучение материала. Проведению уроков предшествует большая работа детей. С помощью данных уроков я постепенно прививаю любовь к Родине, гордость за свою страну, восхищение красотой её просторов. Чтобы воспитывать эти чувства к России, к Иркутской области необходимо их знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой.
Во всех классах я провожу уроки «Я живу на земле Владимирской», «Я – гражданин России», «Родная моя - земля Иркутская» «Символы Иркутской области» и т.д. На таких уроках я подвожу ребят к ответу на вопрос: «Кто мы? Откуда мы?»
Планируя уроки краеведения, я опираюсь на личный опыт и знания учеников. В кабинете №29 оформлен материал по Иркутской области, в виде постоянного стенда – на нём представлены рубрики: «Богатство родного края», «Сохраним для потомков», «Красота родной земли», «Герб области», «Растительность нашего края, занесённая в красную книгу», карты области, визитные карточки, рисунки детей «С чего начинается Родина» и т.д. Большое внимание уделяю отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, но и к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Я начинала со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями.
Увлеченно проходит самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалами различных сайтов. Для создания зрительного образа территории создаю презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.
При разработке таких важных, значимых уроков, учитываю, конечно, опыт своих коллег, использую публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География». Теперь неоценимую помощь оказывают материалы коллег в Интернете.
Задача каждого учителя состоит в воспитании у школьников чувства патриотизма потому, что возрождение великой России, будущее русского народа будет зависеть от тех , кто является настоящим патриотом своей Родины.
4. Заключение.
Мотивационно-ценностное ядро человека включает, прежде всего, фундаментальные ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители, дети, ближние.
География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой, играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
патриотическое воспитание на уроках географии
«Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания патриотических качеств личности». Гайдамакина Л.Н.- учи...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Люб...
Патриотическое воспитание на уроках географии
В своей работе затрагиваю вопросы воспитания и привития на уроках географии любви к своей стране,краю - в котором ученик родился....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках географии в 8 классе
Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Предмет "география", содержание учебной программы позволяет пров...
«Повышения качества географического образования и патриотического воспитания на уроках географии».Доклад
Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления гражданского и патриотического воспитания учащихся , призвана прививать любовь...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
География обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, знакомство с народами и странами...
Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"
Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"...