Доклад
статья по географии
Исследовательская деятельность учащихся
при изучении родного края как одно из условий формирования творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.odt | 13.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ямашурминская СОШ Высокогорского муниципального района РТ»
Исследовательская деятельность учащихся
при изучении родного края как одно из условий формирования творческой личности.
Гиниятуллина Ф.В
учитель географии
2017-2018 уч. год
Как сохранить интерес к урокам географии и краеведения? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили эти предметы и свой нелёгкий труд при подготовке к урокам, научились аргументировано спорить и слышать друг друга?
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести проектную и исследовательскую деятельность.
С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: «А почему это именно так, а не иначе?» С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…
Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Познавательный интерес, жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, направляющую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи научно- исследовательской деятельности:
Познакомить учащихся теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.
Научить учащихся работать с различными источниками информации.
Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.
Исследовательская деятельность – учит детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
овладение методикой исследования;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
создание конечного продукта исследования.
Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.
Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.
Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий. Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи.
В системе изучения географии в школе большое значение имеет краеведческий материал. Он служит инструментом как обучающего, развивающего, так и воспитывающего характера. Краеведческий материал приобщает учащихся к пониманию географии, содействует росту их интереса к географии. Одним из условий успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках географии. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными темами краеведческого характера: изучаем топонимику района, искусственные водоемы, население и демографическую ситуацию, АПК, культурное наследие.
Очень важно найти ориентиры в сложной ситуации подготовки к урокам краеведения, краеведческой работы в рамках уроков географии в 7 классах.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования.
Исследования, которые я реализую в своей практике:
экологические исследования;
изучение родного края через составление буклета;
исследования в рамках предмета и т.д.
Обучение учебному научному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении краеведения, в 8 классе, предлагаю ребятам провести небольшие исследования по определённым темам. Например, при изучении темы «Географическое положение Высокогорского района» предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Какие особенности района отражены на гербе?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить особенности района»; задачи исследования: «Определить географическое положение и основной род деятельности населения Высокогорского района». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются.
Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.
С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. Например, проект «Экологическая ситуация села и здоровье населения».
Так как уровень заболеваемости в нашем районе повышается, то данная тема является очень актуальной и для решения этой проблемы учащиеся применяли знания по географии, экологии, биологии, социологии, медицины, химии. Учащиеся используют различные источники получения информации: книги, журналы, атласы, интернет и т.д.
В результате обучения географического краеведения с применением научно - исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....