Рабочая программа "Занимательная география"
рабочая программа по географии (6 класс)

Ботулева Елена Владимировна

Программа факультатива «Занимательная география» направлена на формирование  интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету  В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому  даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется  потребность применять знания в повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6_klass.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа факультатива

«Занимательная география». 

6 класс.

Пояснительная записка

к   рабочей программе факультатива «Занимательная география»

Программа факультатива «Занимательная география» направлена на формирование  интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету  В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому  даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется  потребность применять знания в повседневной жизни.

Новизна  предлагаемой программы:

Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.

Педагогическая целесообразность:

 Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы»

Эффективным, для  развития детей, является введение нового теоретического  материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).

- средствах  обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)  

Цели:  

- Освоение знаний об основных географических понятиях,

- овладение умением решения заданий повышенной сложности.

 - развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к предмету, экологической культуры,  бережного отношения к окружающей среде.

Задачи: :

1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;

3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;

4.Воспитание географической культуры школьников.

Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:

-формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;

-обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету.

- отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;

- формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности;

 Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.

Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни

Направленность предлагаемого курса:

-по содержанию: предметная

-по функциональному предназначению:  учебно-познавательная

-по форме организации:  факультативная

-по времени реализации:  годичная

Программа  факультатива предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по 45  минут. Основной формой организации образовательного процесса  является групповое занятие.

Ожидаемые результаты:

 Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:

- умение работать с разными источниками географической информации;

-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- картографическая грамотность;

 - умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг  за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;

 - умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- умение составлять географический прогноз.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей  учебной  деятельностью.

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных  ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.

Образовательные результаты предусматривают :-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Место учебного курса в учебном плане гимназии.

Рабочая программа  факультативного  курса «Занимательная география» для учащихся 6 класса рассчитан на 35 ч. в год (1 час в неделю).В программе предусмотрены как теоретические занятия , так и практические работы в том числе на местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и  анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.

Содержание и планируемые результаты  изучения разделов курса «Занимательная география»

Содержание раздела (темы)

Планируемые результаты изучения раздела.

Источники географической информации. Карта-величайшее творение человечества.

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий)

Знать и объяснять понятия «географический объект».Применять изображения из космоса для определения географических объектов.Уметь определять направления по карте и на местности. Различать географические карты, различные по содержанию и масштабу. Определять значение карт для людей разных профессий. Знать и объяснять роль и вклад выдающихся ученых-географов в развитие науки географии.

Путешествие по родному краю.

История заселения Симбирского Поволжья. Регионы нашего края.

Составления визитных карточек регионов области. Обычаи, традиции, и праздники народов. Необычные памятники нашего края(«Блинная столица», родина Колобка).

«И жизни след оставили свой…»

 Проектная деятельность учащихся.

Защита проектов.

Знать историю своего края, его заселение , формирование  обычаев, традиций.

Знать отечественных географов-исследователей Симбирского Поволжья , их вклад в изучение природы. Уметь давать характеристику регионов  области. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края. Использовать полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и   занимательного  материала  .

Загадки географических оболочек Земли.

Удивительное разнообразие оболочек  Земли.Литосфера- каменная оболочка Земли.. Геологическое прошлое планеты. Неразгаданные тайны глубин  земли .Уникальные памятники  созданные природой.

Загадки атмосферы. Живые барометры.. Загадки атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека.

Загадки Мирового океана. Рекорды  океанов «Самая, самое, самый». Атлас  несуществующих  земель.

Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники. Экскурсия.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Знать и иметь представления о взаимосвязи процессов происходящих на Земле, о величии природных явлений, о значимости природы в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Прогнозировать  изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры  действий во время стихийных явлений  на территории края.

Отбирать источники  для поиска занимательной и научной информации. Использовать  приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции лекарственных трав.

Страны мира.

Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Материальная и духовная культура народов мира. Памятники всемирного культурного наследия. Обычаи и традиции  народов мира. Страны, которых нет

Знать и объяснять причины разнообразия народов на Земле. Устанавливать  зависимость человека , его хозяйственной деятельности, видов жилищ, пищи, обычаев и традиций   от природных условий. Понимать причины неравномерного размещения людей на земле. Знакомство с основными религиями мира.

                                                       

Содержание курса «Занимательная география»

 6 класс.

Название темы

Содержание темы

1

Введение. Программа факультатива.

1 час

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

2

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

6 часа

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий)

Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.

3

Путешествие по родному краю .

6 часов

Занимательный материал по  родному краю .Рекорды  в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек регионов области(«блинная столица», родина колобка). Необычные памятники нашего края. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная деятельность учащихся.Защита проектов.

«И жизни след оставили свой…»

Оборудование: презентации  видеоматериала

4

Загадки географических оболочек Земли.

           15 часов

Удивительное разнообразие оболочек  Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин  земли. Геологическое прошлое планеты.

Загадки атмосферы. Живые барометры . Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека.

Загадки Мирового океана. Рекорды  океанов «Самая, самое, самый». Атлас  несуществующих  земель.

Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас).Красная книга.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия: видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии.

5

Страны мира

5 часов

Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира. 

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

6

Итоговое занятие

2ч.

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.

35ч.

Распределение часов факультатива

«Занимательная география».

п.п.

Перечень тем и разделов

Количество часов

Теория

Практика

Виды и формы деятельности

1.

Введение. Программа факультатива

1 ч

1

1

Беседа

2.

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества

6 ч.

4

2

Лекция Практикум .

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

3.

Путешествие по родному краю

6 ч.

4

2

Лекция. Практическум. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

4.

Загадки географических оболочек Земли.

15 ч.

8

7

Практикум

5.

Страны мира

5 ч.

3

2

Практикум 

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

6.

Итоговое занятие

2 ч.

1

Итоговое тестирование .

Защита проектов.

Итого

35

20

15

        

Календарно-тематическое планирование.

«Занимательная география»

Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Виды

деятельности

Введение. 1час

1.

Этот загадочный мир природы.

Пробудить познавательный  интерес к миру природы

Предметные:-представление о природных условиях, о растительном и животном мире,умение надлюдать за окружающей  природой.

Универсальные: умение постановки цели и задач, развитие познавательного интереса.

Личностные:осознание значения знаний о природе и применение их в жизни, осознание целостности мира природы.

Наблюдения

Спревочники, учебник географииатласы.

Источники географической информации. 6 час.

2.

Основные источники географической информации.

Найти необходимую информацию с помощью географических источников.

Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий.Познакомить с интересными фактами  возникновения названий на карте.

Предметные:-представление о способах изображения местности на карте; умение работать с источниками информации.представление об ориентировании на местности, умение определять направление на карте,представление о картах городов  и военных картах, о значении карт для людей разных профессий.

Универсальные: умение сравнивать, анализировать, сличать , вносить коррекцию,развитие навыков

Работы с различными источниками знаний.

Личностные:формирование целостного восприятия мира, основ экологической культуры.

Методы анализа и сравнения

Атлас, глобус,географические карты. Портреты путешественников

Практикум

Практикум

3.

Карта- величайшее творение чаловечества.

4.

Типы  географических карт.Географическая карта в профессиях.

5.

История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте

6.

По следам великих географических открытий.Географические закрытия.

7.

Приключения с географией.(История с географическими названиями)

Путешествие по родному краю. 6 часов.

8.

История заселения Симбирского края.

История заселения края древними племенами (буртасы, ильменьковские племена, формирование  народностей Поволжья).Знакомство с народной культурой, выдающимися земляками,их вклад в историю края.

Предметные:

умение овладевать картографическими знаниями

Универсальные: формирование устойчивого познавательного интереса к истории своего края.

Личностные:осознание своей этнической принадлежности.

Методы исследования.

Метод проектирования.

Карта Ульяновской области

Практикум

Практикум

9.

Составление визитной

карточки Ульяновска.

10.

Регионы  нашего края. (блинная столица)

11.

Обычаи и традиции Симбирского края.

12.

Обычаи и традиции Симбирского края.

13.

«И жизни след оставили свой…»

Загадки географических оболочек Земли.15 часов.

14.

Неразгаданные тайны глубин Земли.

Особенности

Рельефа Земли.

Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана  в жизни  и хозяйственной деятельности человека.

Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым

географическим объектам.

Предметные: представление о геологическом прошлом Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору,и силах формирующих рельеф планеты,умение сопоставлять метеорологические карты и прогнозировать изменение погоды, выявлять причины изменения состояния вод мирового океана,сходство и различие географических объектов.

Умение доказывать необходимость охраны природы.

Универсальные:анализировать  необходимую информацию из различных источников(карты, дневник наблюдения, диаграммы).

Личностные:формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию.

Метод  исследования  и проектов.

Физические карты мира , России.

Практикум

Практикум

Практикум

Защита проек

тов

Практикум

Защита проек

Тов

Экскурсия

15.

Земли.Геологическое прошлое планеты.

16.

Уникальные памятники ,созданные природой.

17

Уникальные памятники ,созданные природой

18

Загадки атмосферы.

19

Живые барометры.

20.

Защита проектов по темам.

21.

Аномальные зоны  океанов.

22.

Атлас несуществующих земель.Топонимика.

23.

Биосфера.

24.

Эти удивительные растения. «Зеленая аптека».

25.

Защита проектов по теме «Лекарственные растения»

26

Природные парки и заповедники.

27.

Парки  и скверы города Ульяновска. Ландшафтный дизайн.

28.

Экскурсия по парку «Приволжский»

Страны мира.5 часов.

29.

Путешествие по странам мира.

Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.

Знакомство с обычаями и традициями народов мира.

Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и изменения в пространстве и времени. Универсальные: умение организовать свою деятельность по описанию народов разных материков.

Личностные: уважение к другим народам; осознание своей этнической принадлежности.

Исследовательский.

Политическая карта мира и отдельных стран.

Защита проек

тов

Защита проек

тов

30.

Различие стран по площади, положению на карте.

31.

Люди такие разные. Народы мира.

32.

Обычаи и традиции народов мира.

33.

Защита проектов. Презентации.

34-35

Итоговое занятие.2ч.

Подведение итогов. Самоанализ.курса.

Тестирование.

 


Методическое обеспечение.

Наименование программы факультатива

Литература для учащихся

Литература и пособия для учителя

Медиаресурсы

«Занимательная география».

6 класс

География.Начальный курс.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.А.А.Летягин.\\Вентана граф//;-М. 2015.

Географическое краеведение. г.Ульяновск .2010г

Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ;-М.2014

В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год.

Ресурсы Интернета

Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа география 9 класс

Рабочая программа с пояснительной запиской по географии для 9 класса...

Рабочая программа география 6 класс

Это тематическое планирование по программе Е.М. Домогацких, рассчитанное на 2 часа в неделю....

Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...