Рабочая программа география 6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geografiya_6_klass.doc | 625 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Васильевская муниципальная основная общеобразовательная школа
Утверждаю Согласовано
Директор школы:____________/Федоркина Т.В./ Завуч: __________/Лисенкова В.А./
«___» ____________ 2011 г. «____» __________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ,
6 КЛАСС
Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский
Учитель: Лисенкова В.А.
Пояснительная записка
- Статус документа
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.
Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- - познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- - начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- - начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- - сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- - начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Построение начального курса географии.
Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.
Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Оценочных практических работ: 7.
Обобщающее повторение в форме тестирования: 6.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.
Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности.
3.Содержание программы
(6 класс)
Введение (2 часа)
География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдаю щиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.
Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.
Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (6 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо действие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При способление живых организмов к среде обитания в разных природ ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)
Почва как особое природное образова ние. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова ния почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территори альные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
4.Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
- письменные
| правильный ответ – 1 балл 0-49% - «2» 50-69% - «3» 70-89% - «4» 90-100% - «5» |
- Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
1.Диагностическая проверочная работа.
Вариант 1 .
1.Установите соответствие
1.Ученые: 2.Страна:
1. Ж. Бюффон. А) Германия.
2. И. Кант. Б) Россия.
3. П. Лаплас. В) Франция.
4. О. Шмидт. Г) Англия.
5. Д. Джинс. Д) Ученые разных стран.
3. Гипотезы каждого ученого:
а) Холодное газо – пылевое облако, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них самый большой, дал начало Солнцу. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля.
б) Земной шар возник в результате катастрофы. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, дали начало планетам.
в) Миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца.. Постепенно газо-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.
г) Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце.
д) Когда-то вблизи Солнца пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам.
е) Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.
2.Установите соответствие:
1.Магматические горные породы. а) гранит, б) базальт, в)песок, г) мрамор, д) нефть, е) ,
2.Осадочные горные породы.
3.Метаморфические горные породы.
3. Продолжите:
- .Канал в вулкане, ведущий от очага магмы к кратеру, называется…
- Твердая внешняя оболочка Земли…
- Углубление в верхней части вулкана...
- Грозное природное явление, опасное своей внезапностью и нередко сопровождающееся разрушениями зданий, сооружений. В результате этого часто гибнут люди.
- Участок земной коры над очагом землетрясения.
4. Найди «Белую ворону»:
Ядро – кратер – мантия – земная кора.
Очаг – эпицентр – вулканизм
Вариант 2 .
1.Установите соответствие
1.Ученые: 2.Страна:
1. И. Кант. А) Ученые разных стран.
2. Ж. Бюффон. Б) Англия.
3. Д. Джинс В)Франция.
4. О. Шмидт. Г) Россия.
5. П. Лаплас. Д) Германия.
3. Гипотезы каждого ученого:
а) Холодное газо – пылевое облако, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них самый большой, дал начало Солнцу. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля.
б) Земной шар возник в результате катастрофы. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, дали начало планетам.
в ) Миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца.. Постепенно газо-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.
г) Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце.
д) Когда-то вблизи Солнца пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам.
е) Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.
2.Установите соответствие
1.Магматические горные породы. а) пемза, б) базальт, в) мел, г) мрамор, д) нефть,
2.Осадочные горные породы.
3.Метаморфические горные породы.
3. Продолжите:
- Слой между ядром и земной корой называется …
- Излившуюся на поверхность магму называют…
- Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют…
- Гора, в верхней части которой имеется углубление — кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру очаг магмы.
- Место, где происходит сдвиг горных пород, из которых образованы кора и мантия, называют …
4. Найди «Белую ворону»:
Соль – мел – нефть – гранит.
Вулканы - землетрясения - жерла - гейзеры.
Итоговая проверочная работа.
География 6 класс
1 вариант
- Переведите в численный масштаб: в 1 см – 250 метров
- Какой азимут имеет направление северо-восток?
а) 360 градусов б) 90 градусов в) 45 градусов г) 225 градусов
- Определите координаты города Москва – столицы России
- Какой город находится севернее Москва или Санкт –Петербург?
- Найдите лишнее слово: а) гранит б) мел в) пемза г) базальт
- Какова главная причина образования морских течений ?
а) Постоянные ветры
б) Землетрясения
в) Приближение и удаление Луны
г) Температура воды
7. Найдите лишнее слово
а) Амазонка б) Лена в) Килиманджаро г) Волга д) Конго
8.Покажите стрелками направление ветра между точками А и Б, укажите в каком случае ветер самый сильный:
а) 758 мм.рт.ст и 762 мм.рт.ст
б) 740 мм.рт.ст и 750 мм.рт.ст
в) 759 мм.рт.ст и 760 мм.рт.ст
г) 755 мм.рт.ст и 752 мм.рт.ст
9. Найдите соответствие:
1) Прибор для определения температуры а) Анемометр
2) Прибор для определения скорости ветра б) Эхолот
3) Прибор для определения Глубины дна в) Термометр
- Главная река со всеми притоками образует:
а) водораздел б) речную систему в) бассейн реки г) речную долину
- Назовите время суток, если на побережье ветер дует с моря на материк? а) день б) вечер в) ночь г) утро
- Самые большие разрушения получают здания, находящиеся при землетрясениия
а) в зоне землетрясения б) на окраине зоны землетрясения в) в эпицентре землетрясения г) в очаге землетрясения
- Определите и подпишите географический объект, координаты которого
55° с.ш. 160 ° в.д.
- Соленость 12 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 л воды: а) 1,2 грамма б) 12 граммов в) 120 граммов г) 1200 граммов
- Нарисуйте условные знаки плана местности – луг и болото.
- Выберите неверное утверждение: Климат местности зависит от а) Близости океанов б) господствующих ветров в) Времени года (Зима или Лето) г) географической широты местности
- Как называется участок суши с абсолютной высотой до 200 метров а) низменность б) равнина в) плоскогорье г) гора
- Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется а) Относительной высотой б) Постоянной высотой в) Абсолютной высотой г) Настоящей высотой
19. К дням равноденствий относятся следующие даты:
А)22 июня
Б)23 сентября
В)22 декабря
Г)21 марта
20.Дополните предложение: 22 декабря день длиннее ночи в ____________ полушарии.
21.Установите соответствие:
А)Северный тропик |
|
б)Южный тропик |
|
В)Северный полярный круг |
|
Г)Южный полярный круг |
|
22. 23 сентября Солнце в зените находится:
А)над экватором
Б)над северным тропиком
В)над южным тропиком
Г)над полярными кругами.
24.Полярные ночи бывают на широте:
А)50º с.ш.
Б)65º ю.ш.
В)100º с.ш.
Г)67º с.ш.
25. В июле Солнце освещает:
А)северное полушарие
Б) южное полушарие
26.В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура воздуха:
А) в полдень
Б) до полудня
В) после полудня
27.Заполните пропуск: При подъёме в горы атмосферное давление ____________ каждые 10,5 м на 1 мм рт.ст.
28.Установите соответствие:
А)летний муссон
Б)зимний муссон
- 2.
География 6 класс
2 вариант
- Переведите в численный масштаб: в 1 см – 75 метров
- Какой азимут имеет направление юго-запад?
а) 360 градусов б) 90 градусов в) 45 градусов г) 225 градусов
- Определите координаты города Санкт-Петербург
- Какой город находится южнее Нью-Йорк или Пекин?
- Найдите лишнее слово:
а) известняк б) песок в) базальт г) мел
- Какова главная причина образования приливов и отливов ?
а) Постоянные ветры
б) Землетрясения
в) Приближение и удаление Луны
г) Температура воды
7. Найдите лишнее слово:
а) Байкал
б) Каспийское
в) Ладожское
г) Нил
д) Аральское
8.Покажите стрелками направление ветра между точками А и Б, укажите в каком случае ветер самый сильный:
а) 761 мм.рт.ст и 752 мм.рт.ст
б) 745 мм.рт.ст и 750 мм.рт.ст
в) 758 мм.рт.ст и 760 мм.рт.ст
г) 762 мм.рт.ст и 758 мм.рт.ст
9. Найдите соответствие:
1) Прибор для определения направления ветра а) Барометр
2) Прибор для определения Атм. давления б) Осадкомер
3) Прибор для определения количества осадков в) Флюгер
10. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку называется:
а) водораздел б) речная система в) бассейн реки г) долина реки
11. Назовите время года, если на побережье ветер дует с материка на море?
а) весна б) лето в) осень г) зима
- Как называется место в глубине земли, где происходят толчки при землетрясении? а) зона землетрясения б) окраина зоны землетрясения в) эпицентр землетрясения г) очаг землетрясения
- Определите и подпишите географический объект, координаты которого 3° ю.ш. 38°в.д.
- Солёность 42 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 л воды: а) 4,2 грамма б) 42 грамма в) 420 граммов г) 4200 граммов
- Нарисуйте условные знаки плана местности – фруктовый сад и овраг.
- Выберите неверное утверждение: Климат местности зависит от: а) Близости гор б) Летних заморозков в) Высоты над уровнем моря г) Рельефа местности
- Как называется участок суши с абсолютной высотой от 500 до 1000 метров? а) низменность б) равнина в) плоскогорье г) гора
- Как называется превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой? а) Относительной высотой б) Постоянной высотой в) Абсолютной высотой г) Настоящей высотой
19. К дням равноденствий относятся следующие даты:
А)23 сентября
Б) 22 июня
В) 21 марта
Г) 22 декабря
20.Дополните предложение: 22 декабря день короче ночи в ____________ полушарии.
21.Установите соответствие:
А) Южный тропик |
|
б) Северный тропик |
|
В) Южный полярный круг |
|
Г) Северный полярный круг |
|
22. 21 марта Солнце в зените находится:
А)над экватором
Б)над северным тропиком
В)над южным тропиком
Г)над полярными кругами.
24.Полярные ночи бывают на широте:
А)50º с.ш.
Б)65º ю.ш.
В)100º с.ш.
Г)67º с.ш.
25. В декабре Солнце освещает:
А)северное полушарие
Б) южное полушарие
26.В какое время летом при ясной погоде наблюдается наименьшая температура воздуха?
А) в полночь
Б) перед восходом Солнца
В) после захода Солнца
27.Заполните пропуски: При подъёме вверх температура воздуха уменьшается на каждые ________ км на _______ºС.
28. Установите соответствие:
А)дневной бриз
Б)ночной бриз
- 2.
6.Календарно- тематическое планирование, 6 класс.
по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
(68 часа - 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Формируемое понятие | Номенклатура | Мате- риал учеб- ника |
1. | Введение. Что такое география. | 3 часа | География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдаю щиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. | География как наука | №1 | |
2. | Из истории географических открытий. | №2 | ||||
3. | Обобщающий урок по теме «Введение» | |||||
4. | Тема1.: Земля как планета. Планеты Солнечной системы. | 8 часов | Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. | Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты. | №3 | |
5. | Форма, размеры и движение Земли. | №4 | ||||
6. | Система географических координат. | №5 | ||||
7. | Практ. работа №1. Обучение определению направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте. | |||||
8. | Времена года. | №6 | ||||
9. | Практ. работа №2. Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдение за погодой , измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу. | |||||
10. | Пояса освещённости. | №7 | ||||
11. | Обобщающий урок по теме «Земля как планета» | |||||
12. | Тема 2: Географическая карта. ТУЗ по теме: Земля как планета. Масштаб карты. | 9 часа | Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека. | Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки. | №8 | |
13-14 | Виды условных знаков. Практ. работа №3. Топографический диктант. | №9 | ||||
15 -16 | Стороны горизонта. Практ. работа №4. Ориентирование на местности. | №10 | ||||
17-18 | Изображение рельефа на карте. Практ. работа №5. Определение объектов местности по плану , направлений и расстояний. | №11 | ||||
19 -20 | Обобщающий урок по теме «Географическая карта» | |||||
21. 22. | Тема 3: Литосфера. Строение земного шара. Виды горных пород. | 9 часов | Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. | Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы. | Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи. | №12 № 13 |
23. | Полезные ископаемые. | №14 | ||||
24. | Движения земной коры. | №15 | ||||
25. | Выветривание горных пород. | №16 | ||||
26 - 27. | Рельеф суши и дна океана. Практ. работа №6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. | № 17 | ||||
28 -29 | Обобщающий урок по теме «Литосфера» | |||||
30. | Тема 4: Атмосфера. Строение атмосферы. | 11часов | Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям. | Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат. | №18 | |
31. | Температура воздуха. | №19 | ||||
32. | Атмосферное давление. | №20 | ||||
33 - 34. | Движение воздуха. Практ. работа №7 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков. | №21 | ||||
35. | Вода в атмосфере. | №22 | ||||
36. | Погода. | №23 | ||||
37 – 38 | Климат. Практ. работа №8 «Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдаемой погоды» | №24 | ||||
39 40. | Обобщающий урок по теме «Атмосфера» | |||||
41. | Тема 5: Гидросфера. Единство гидросферы. | 9 часа | Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо действие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). | гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота. | Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера. | №25 |
42 43 | Мировой океан. Практ. работа №9. Определение географического положения объектов. | №26 | ||||
44 -45 | Воды суши: реки и озёра. Практ. работа №10 «Описание по карте одной из крупнейших рек Земли» | №27 | ||||
46 -47 | Воды суши: подземные воды и природные льды. Практ. работа №11 «Определение окраинных, внутренних и межостровных морей» | №28 | ||||
48 -49 | Обобщающий урок по теме «Гидросфера» | |||||
50. | Тема 6: Биосфера. Царства живой природы. | 4 часа | Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При способление живых организмов к среде обитания в разных природ ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. | №29 | ||
51 - 52. | Биосфера и охрана природы. Практ. работа №12 «Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности» | №30 | ||||
53. | Обобщающий урок по теме «Биосфера» | Основные понятия: биосфера, Красная книга. Персоналии: В.П.Вернадский | ||||
54-55 | Тема 7: Почва и геосфера. Почва. Практ. работа №13 «Изучение строения почвы на местности» | 8 часа. | Почва как особое природное образова ние. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова ния почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территори альные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. | Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности. Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский. | №31 | |
56 . | Природный комплекс. | №32 | ||||
57 59 | Природные зоны. Практ. работа №14 «Описание природных зон Земли» Практ. работа №15 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека» | №33 | ||||
60 - 61 | Обобщающий урок по теме «Почва и геосфера» | |||||
62 – 68 . | Обобщающее повторение курсу «География. Начальный курс». | 8 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...
Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.
Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...
Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...
Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...