Особенности рельефа, его развитие( материк Евразия).
план-конспект урока по географии (7 класс)

 Оксана Викторовна Манухина

урок по теме "Особенности рельефа, его  развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Особенности рельефа, его развитие( материк Евразия).

Цель:

  • Ознакомить учащихся с тектоническим строением, основными формами рельефа, полезными ископаемыми;
  • Сформировать представление об особенностях рельефа материка, продолжить формировать навыки работы с картой;
  • Способствовать развитию географического мышления, умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;
  • Способствовать формированию познавательной, коммуникативной деятельности и самообразовательной компетентности учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова американского математика Джорджа Пойа  - «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

География 7 класса посвящена изучению материков.

- с какими материками вы познакомились? Назовите.

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто видел, как выглядит наша планета из космоса. Хорошо. Значит, вы без труда сможете назвать материки.

Сообщение темы урока.

Рассмотрите материк Евразия. Скажите, что на снимке, да и вообще на картах,  изображено коричневым цветом? (горы)

А , что изображено зеленым цветом? ( равнины)

А , что такое горы и равнины, как их назвать одним словом? ( рельеф)

Что мы будем изучать сегодня на уроке?

Тема урока: Особенности рельефа, его развитие.

У вас на партах рабочие листы, в которых вы будите выполнять задания в процессе урока.

Запишите в них тему урока.

Задачи урока

Посмотрите внимательно на тему нашего урока. Скажите, что мы должны будем узнать на уроке?

  1. Познакомиться с тектоническим строением материка.
  2. Сформировать представление об особенностях рельефа материка.
  3. Формировать умение работать с картой.

Хорошо. Эти и другие и многие другие вопросы нам предстоит изучить на этом уроке.

Постановка проблемного вопроса        

Скажите, что вам уже известно о материке Евразия?

На материке Евразия находится одна из крупных по площади равнин мира Восточно –Европейская, её площадь составляет 3, 9 млн.км2.  Самые высокие горы – Гималаи их высота более 8 тыс. метров, а вот впадина Мертвого моря на Аравийском полуострове составляет -430 м. Разница высот на материке белее 9 км.

И из этого возникает вопрос.

Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии?

На этот вопрос постарайтесь найти ответ в процессе нашей работы. Я его вам задам в конце урока.

  1. Объяснение новой темы.
  1. Работа с определением «рельеф».

Исходя из темы урока, я вас хочу спросить, что такое рельеф. Назовите определение. (неровности земной поверхности)

А что же можно отнести к этим самым неровностям? (горы, равнины, низменности, овраги, холмы ид.)

А как же образуются неровности земной поверхности? Под влиянием, каких сил? ( Внутренних и внешних сил Земли).

Что можно отнести к внешним силам Земли? (выветривание физическое и химическое горных пород, сход ледника и тд.) Как они влияют на рельеф?

Что происходит с рельефом под влиянием внешних сил Земли? (они разрушаются, при этом образуются новые формы рельефа).

А что можно отнести к внутренним силам рельефа? (движение литосферных плит, землетрясения, вулканы)

  1. История образования материка.

Обратите внимание на слайд. Перед вами немецкий геофизик Альфред Лотер Вегенер создатель теории дрейфа (движения) материков или движения литосферных плит.

Опираясь на теорию Вегенера, предположите, как образовался материк Евразия. (отсоединился от древнего материка Лавразия).

Скажите, какие литосферные плиты лежат в основании материка? Какую карту нам нужно открыть , чтобы ответить на этот вопрос? ( тектоническая карта мира)

(Евразийская, Индо-Австралийская, Аравийская.)

Что находится в центре материка? (платформы)

Определите их возраст. (плиты древних платформ).

Какие формы рельефа соответствуют платформам? Чтобы ответить на этот вопрос, какую дополнительно карту нужно открыть? (физическую карту Евразии).

Рассмотрите, тектоническую карту мира, и скажите, где на материке находятся складчатые области? ( на окраинах материка, между платформами, как бы соединяя их между собой).

Почему складчатые области окрашены разным цветом? ( имеют разный возраст)

Какая форма рельефа приурочена к складчатым областям? (горы)

Сопоставляя, физическую карту Евразии и тектоническую карту мира, назовите горы кайнозойской или новой складчатости.

( Альпы, Карпаты, Гималаи, Кавказ)

Назовите горы древней складчатости. (Уральский – герцинская складчатость от 460 до 230 млн. лет; Тянь – Шань – каледонская складчатость от 490 до 400 млн.лет; Колымское нагорье – мезозойская складчатость от 160 до 70 млн. лет).

Задание №1        

Результаты нашей работы занесите в таблицу в ваших рабочих листах.

Вывод: Платформам соответствуют равнины, а складчатым областям горы. Горы и равнины имеют разный возраст.

Задание №2

Мы с вами доказали, что формы рельефа Евразии имеют разный возраст, а теперь проверим, как они изменяются по высоте.

Выполните задание №2 в парах. Результат запишите в рабочих листах.

Вывод: Все формы рельефа имеют разную высоту. Азиатская часть материка выше Европейской.

Задание

Сравните горы и равнины Евразии с горными системами и равнинами других материков.

  1. Физминутка.

Следите глазами за мячом (движения, вверх, вниз, по часовой стреле, против часовой стрелки). Закройте глаза. Представьте, что вы берете в руки горячий песок, он жжет ваши руки, вы его пересыпаете из одной руки в другую и тд.

  1. Землетрясение  и вулканизм.

Перед вами картина русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Над этой картиной художник трудился почти 6 лет. Хранится   в  Государственном Русском музее в Санкт Петербурге. На картине изображены события , которые произошли в 79 году нашей эры.

Какое страшное событие изобразил Карл Брюллов? ( Извержение вулкана - Везувий.  Древний город Помпеи располагался  у подножья вулкана Везувия на Аппенинском полуострове. В 79 году нашей эры во время извержения вулкана город был уничтожен. Что и изобразил, собственно, художник).

Со дня этого события прошло уже много лет. Как вы думаете, этот вулкан еще существует? Найдите его на тектонической карте мира. Покажите соседу по парте.

Как обозначаются вулканы на карте? Как обозначен вулкан Везувий?

А есть другие вулканы на материке Евразия? Назовите.

В какой части  материка находятся вулканы? Объясните почему.

С какими литосферными плитами взаимодействует Евразийская литосферная плита на юге, на востоке ( Тихоокеанская, Индо-Австралийская, Африканская).

В зонах контакта литосферных плит проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, где проходит  большая часть землетрясений и извержения вулканов. На юге материка, от Альп до Зондских островов,  протянулся  Европейско-Азиатский сейсмический пояс. На востоке самый активный Тихоокеанский сейсмический пояс, который  является частью Тихоокеанского «Огненного кольца». В Тихоокеанском  «Огненном  кольце» насчитывается  328  наземных вулканов из 540 известных.

Это говорит о том , что процесс горообразования в этой части материка еще не закончен. Об этом свидетельствуют извержения вулканов и землетрясения в этих районах.

Видео.

Задание№3

Предлагаю выполнить задание №3 . Определить местоположение вулканов на карте. (один ученик выполняет у доски)

  1. Подведение итогов.

Вы помните вопрос, который я задала вам в начале урока?

Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии.

Объясните, разнообразие поверхности материка.

Вывод:

  1. Участки Евразийской плиты имеют разный возраст.
  2. Горообразовательные процессы соединили между собой  древние платформы, расширив материк.
  3. На юге материка проходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших гор.

Я хочу вернуться к высказыванию, с которого и начала урок «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

Что вы открыли для себя на уроке?

Оценки.

Домашнее задание.

  1. П.
  2.  В контурной карте подписать основные формы рельефа.
  3. Для любознательных: посмотреть фильм «Землетрясение».

Спасибо за хорошую работу на уроке.

На материке Евразия находятся не только самые протяженные равнины, не только самые высокие горы, но и самая большая по площади страна – Россия. У нас есть своя великая история, великое искусство, великие музыканты и безусловно талантливые ученики такие как вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему : "Рельеф и полезные ископаемые Евразии" для 7класса

Это разработка комбинированного урока по географии для 7 класса. Урок путешествие-исследование....

План-конспект урока «Рельеф и полезные ископаемые Евразии».

План-конспект урока с использованием ЭОР. Цель урока:  Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, выявить взаимосвязь тектонического строения и...

конспект урока географии в 7 классе СКОУ I-II вида по теме "Рельеф и полезные ископаемые Евразии"

Тема: Рельеф и полезные ископаемые ЕвразииЦель: расширить и углубить знания обучающихся о природе Евразии.Задачи: - формировать знания и представления об особенностях основных форм рельефа  и сос...

«Рельеф и полезные ископаемые Евразии»

Разнообразие природы Евразии связано не только с ее географическим положением, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка....

Кроссворд "Особенности рельефа Евразии, его развитие"

Ответьте на вопросы кроссворда "Особенности рельефа Евразии, его развитие"...

Урок: Модель урока деятельностной направленности по географии. Тема: "Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа". 7 класс

Данная модель  поможет учителю познакомиться с логикой построения урока деятельноятной направленности - урока - "открытия" нового знания с учетом ФГОС....