Использование художественной литературы на уроках географии 8 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс)
Разработка урока географии с применением художественной литературы: стихов, отрывков из произведений русских писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование художественной литературы на уроках географии 8 класса
Курышева Т.В., учитель географии школы №2 г. Хвалынска, Саратовской области
Учителя, преподающие физическую географию России, должны дать своим учащимся не только основные научные сведения, но и показать красоту природы нашей Родины, её колоссальные богатства, героику освоения ранее необжитых районов.
Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обратиться к художественной литературе и живописи.
Художественную литературу можно использовать на разных этапах урока. Так, приступая к изучению курса «Природа России», записываю на доске слова В.Г.Белинского: «Любить Родину, значит знать её». Говоря о громадной территории России, зачитываю стихотворение К.Симонова:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Затем обращаюсь к учащимся с вопросами:
- Какими океанами омывается Россия?
- Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?
О красоте и разнообразии России можно продекламировать стихотворение И.Никитина «Русь», одновременно показывая иллюстрации о природе или демонстрируя кадры из фильма «Русь». В заключение урока по теме «Физико-географическое положение России», прочитать стихотворение «Россия».
Я люблю мою Россию
За рассвет и за закат,
За дождинки голубые,
За багряный листопад,
За весенние поляны
В желтом мареве цветов
И за шепот тихий, нежный
Опадающих цветов.
Катит воды голубые
Меж лесов моя река,
Холодна вода в пучине,
Холодна и глубока.
А в воде прозрачной, чистой
Моет волосы трава.
Это всё моя Россия,
Это Родина моя!
При изучении природных зон России, при описании тундры использую отрывки из произведения В.М.Сдобникова: «…солнечных тёплых дней в тундре весной и летом бывает не так много. Преобладает пасмурная, часто дождливая погода, туманы, холодные ветры. Зато, с какой радостью человек встречает там тёплый солнечный день. Всюду шумят ручьи, со всех сторон слышны крики птиц, которые прибывают каждый день. Молчаливая тундра оглашается разнообразными песнями птиц. Зацветают тундровые цветы - полярные маки, лютики, астрагалы, незабудки, одуванчики, над которыми гудят шмели, в воздухе носятся другие насекомые.
Лето. Солнце ласковое греет и круглые сутки заливает тундру ярким светом. Особенно очаровательно летом ночные часы, когда природе положено погрузиться в темноту. Чем-то величественным веет тогда, от ее тишины, покоя».
Тундра зимой прекрасно описана в произведении А.Членова «Зимняя сказка».
После обсуждения прослушанного, обращаюсь к учащимся с вопросами по картине «Лето в тундре», «Тундра зимой».
- Почему в тундре много озер?
- Почему не произрастает лес?
- Чем занимается население? какое влияние оно оказывает своей хозяйственной деятельностью на окружающую природу?
Зона лесов в произведениях И.С.Тургенева, А.И.Куприна, Д.Мамина-Сибиряка.
Степь-в произведениях Н.В.Гоголя, М.А.Шолохова ( «Поднятая целина», «Тихий Дон»), А.С.Пушкина («Капитанская дочка», «Буран в степи»).
Хорошим вступлением к изучению Кавказа прозвучит чтение наизусть отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова:
Приветствую тебя Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой…
Прекрасен ты, суровый край свободы
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над головой огромных приведений
Колеблемые перья, - и луна
По синим сводам странствует одна.
Вопросы к учащимся:
- Почему Лермонтов называет Кавказ седым?
- Что вы можете дополнить, глядя на эту картину?
- Чем вы объясняете тот факт, что вершины Кавказа покрыты снегами и ледниками? (Чтобы помоч точнее ответить на этот вопрос, обращаю внимание учеников на тектоническую карту).
Изучая тему «Урал», установим его географическое положение, читаю стихотворение:
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал:
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах
Среди плодородных полей
Лежат голубые озера
Осколками древних море.
При изучении рельефа Урала, рассказав о рельефе Предуралья и Зауралья, читаю стихотворение:
Когда-то над хребтом Урала
Соленой свежестью полна,
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе
С разбегу устремляться ввысь
Отхлынуло, исчезло море
И горы в небо поднялись,
Но своеобразная природа
То море в памяти хранит
В тяжелых каменных породах
Волной играет малахит.
А при характеристике природы Полярного Урала декламирую:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
М дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
На юге Западно - Сибирской равнине расположены степи. В междуречье Оби и Иртыша к северо-западу от Алтайских гор находятся Кулундинские степи, рельеф которых часть плоский, их высота над уровнем моря- 100-200 м. И.Фролов в своем стихотворении так их описывает:
Равнина. Равнина.
Ни ярда, ни пади,
Равнина - на север
Равнина - на юг:
как будто гористую землю разгладил утюг.
Здесь воду колышат душистые ветры,
Поля поливает с Алтая вода.
Здесь смотришь и видишь
На сто километров:
Полсотни – туда
Полсотни – сюда.
А солнце!
Вы видели солнце степное?!
Лучистая ласка его горяча:
Не скрыто ни ближней, ни дальней горою
Оно до последнего светит луча.
Использование художественной литературы в курсе «Природа России» несомненно активизирует внимание учащихся, положительно влияет на их эмоциональную сферу, воспитывает чувства любви и гордости к Отечеству, формирует стремление защищать природные богатства страны от разрушительной деятельности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы на уроках истории .
Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализ...
Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.
Работа раскрывает различные способы и щирокие возможности использования художественной литературы на уроках истории...
Использование художественной литературы на уроках английского языка
В данной статье раскрываются те аспекты, развитию которых способствует использование аутентичной литературы на уроках английского языка. Также освещаются основные этапы работы с художественными произв...
Реферат на тему:"Использование художественной литературы на уроках истории"
В данном реферате представлены методы работы с ипользованием художественной литературы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....
Использование художественной литературы на уроках географии
Конспект урока...
Использование художественной литературы на уроках географии 8 класса.
Разработка интегрированного урока по географии через художественную литературу....