Урок по ФГОС
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Колабкина Валентина Васильевна

Урок направлен на изучение нового материала по теме "Горные породы и минералы"Соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии по ФГОС (урок открытия  новых знаний)

Тема урока: Породы, слагающие земную кору

Класс: 6

Предмет: География

Тип урока: (по целям) изучение нового материала

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (урок рефлексия с элементами экологического тренинга)

Методы урока: репродуктивный,с элементами частично-поискового и исследовательского.

Цели урока:

а) образовательные: ввести, сформировать понятие «магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы.

б) развивающие

- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии;

- совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;

- стимулировать сопереживание и любознательность.

в) воспитательные формирование бережного отношения к объектам природы.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для 6 кл., учебник географии для 6 кл. Т.П.Герасимовой и др., (М.: Просвещение); рисунки, схемы: «магматические горные породы», конверты с сигнальными карточками, коллекция горных пород, цветные карандаши, запись медленной классической музыки.

Плакат: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и, « топчем камни не подозревая», что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни»  К.Г.Паустовский.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Время проведения: 45 минут.

 

 

 

 

                                                                                                                                       

                                                                       

Этап                    

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к    учебной    деятельности.  

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением - отразите его, заполнив цветодневник в начале урока.

 

 

Подготовка класса к работе.  Заполнение цветодневника цветными карандашами ( красный-хорошее настроение, зелёный - грустное, синий-безразличное)

Личностные : самоопределение; « я и другие люди»

 

регулятивные : целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Сегодня мы продолжаем  изучение литосферы. Давайте определим ключевое слово темы урока с помощью кроссворда. ( см. приложение (породы)

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Выделяют ключевое слово темы  урока, заполняя кроссворд на доске, отвечая на вопросы учителя. За правильные ответы получают жетоны.

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 

познавательные: логически из полученного слова  и определений, которые использовались для решения кроссворда выделить мысль, что породы  имеют разные свойства.

3. Постановка учебной задачи

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они  рождаются  живут и умирают ,как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки – тоже минералы, хотя и  трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы  вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают?

Почему у них такие разные свойства?

Проблема: Как свойства горных пород зависят от их происхождения?

Формулируют  (уточняют) тему урока: породы, слагающие земную кору. Ставят цели: изучить  происхождение  горных пород  и как от этого будут зависеть их свойства.

Регулятивные: целеполагание;

 

коммуникативные: постановка  вопросов;

 

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование    познавательной цели;

логические- формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

Организует учащихся по исследованию проблемной  ситуации. Читая каменную книгу   времени, учёные пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). слушаем сообщения учащихся о магматических, осадочных, метаморфических горных породах. Составляют   схемы на магнитной доске и в тетради.

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

 

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство,   и  обоснование;

 

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

 

Устанавливает осознанность ситуации. Задание: найдите в каждом понятии родовое слово. Что общего, а в чём различие?

Теперь мы должны выяснить, как  происхождение горных пород влияет на их свойства.

Работа в группах. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах  и охарактеризуйте их по плану: название, цвет, структура, твёрдость, вес, происхождение.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Общее- это горные породы, а различие – в их происхождении.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;

познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы.

План  (раздаточный материл) учитель дополняет сведениями о практическом применении горных пород.

Далее с помощью сигнальных карточек учитель контролирует как класс справился с заданием (учащиеся не допустившие ни одной ошибки, поднимают красный квадрат. 2 ошибки – зелёный; 3-4- синий) в зависимости от ошибок получают дифференцированное домашнее задание:

- выучить новые понятия;

-выучить новые понятия и № 3 стр.56 (устно).

- выучить новые понятия и стр.56 №1 (письменно).

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Индивидуально  выполняют данное задание в тетрадях, а затем обмениваются мнениями со своими  товарищами (в группах). Виды контроля: взаимоконтроль (трое учащихся вслух знакомят класс со своими ответами). При этом информация, даже если она не верна, не исправляется. Самоконтроль по ключу (раздаточный материал) (учащиеся сверяют свои ответы с данными таблицы, которая помещена на доске и фиксируют количество неверных ответов).

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 

Личностные: отношение к окружающему миру «Я и природа»

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

 

Организует рефлексию. Последнее, что нам предстоит сделать , выполнить творческое задание, учитывая характеристику горных пород, которую вы уже составили. Творческое задание: « человек из горной породы» представьте, что горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратилась в человечка, которого нужно нарисовать отразив в рисунке все ощущения, полученные вами при её изучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского: « В природе шагу не ступить, чтоб тот час, так ли сяк, ей чем-нибудь не заплатить за этот самый шаг…»

 

Рисунки уч-ся вывешиваются на доску

Ребята, что вы узнали на уроке? Какой этап урока вам больше понравился?

 

За урок все учащиеся получают по 1 оценке  (за характеристику горной породы в практической работе), некоторые получают ещё одну оценку за устный ответ и за кроссворд.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

Звучит музыка, учащиеся выполняют на отдельных листах творческое задание.

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ ученика о минеральных богатствах нашей страны.

Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что всё в природе необходимо привести в порядок, то есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады и пруды. Иначе природа начнёт « мстить» человеку. Тогда на него начнут обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т.п. они как бы напоминают человеку, что он является частью природы, а не её хозяином.

 

Учащиеся заполняют цветодневник  по которому  учитель может сделать вывод, об изменении настроения к концу урока.

Результаты выполнения школьниками задания « человек из горной породы» (рисунки).

 

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

Познавательные: рефлексия;

 

Личностные: смыслообразование

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Урок по ФГОС в 9 классе по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений", презентация к уроку

Краткий конспект урока в 9 классе по ФГОС "Некоторые приемы решения целых уравнений": изучются приемы решения уравнений с применением теоремы о целых корнях целого уравнения; Разработана технологическ...

Урок по ФГОС. Урок литературы в 5 классе.

Урок литературы в 5 классе "И.А.Крылов. Басня "Волк и ягненок" разработан с учетом ФГОС....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...