Выступление Формы выявления и развития способностей обучающихся через учебный предмет география
статья по географии
Выступление Формы выявления и развития способностей обучающихся через учебный предмет география
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
«Формы выявления и развития способностей обучающихся
через учебный предмет география»
Л.Н.Степура, учитель географии
МОУ «ССОШ №1»
На мой взгляд, при изучении школьных предметов большое значение имеет не только качество усвоения учебного материала, т.е. предметные результаты, но и формирование положительного отношения к изучаемой дисциплине и развитие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей детей.
Выявить уровень способностей и их разнообразие у детей довольно сложно. Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью:
- психолого-педагогические диагностики;
- педагогическое наблюдение;
- изучение результатов деятельности обучающихся
Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Но в своей практике я, в основном, использую педагогическое наблюдение и изучение результатов деятельности обучающихся.
Наблюдение и анализ позволяет понять и определить, сферу интересов и способностей детей.
Творческие способности выражаются в активном использовании воображения. Для определения творческих способностей чаще всего выделяет следующие параметры:
- Очевиден интуитивный подход к решению тех или иных задач.
- Умение оперативно ориентироваться в ситуации.
- Создание оригинальных идей, постоянный поиск и изобретение чего-то нового.
- Определение собственной системы эстетических ценностей (любимые художники и поэты, писатели, музыканты и т.д.).
- Развитая эмоциональная сфера: способность к сопереживанию, терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.
Интеллектуальные способности предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Выявить интеллектуальные способности помогают следующие признаки:
- Усвоение большого объёма информации.
- Богатый словарный запас.
- Умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд и принимать меры для её благополучного исхода.
- Умение работать с информацией.
- Желание упорядочить информацию.
- Наличие элементов критического мышления (недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение гипотез, проверка их на практике)
Изучение результатов деятельности детей позволяют выделить школьников, которые проявляют интерес к предмету и мотивированы на приобретение дополнительных знаний.
Работа по развитию способностей выстраивается с помощью дифференцированного и индивидуального подхода в работе на уроках и во внеурочное время
Использование дифференцированного подхода в обучении возможно на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при выполнении учащимися практических и самостоятельных работ, в ходе повторения, а также на этапе контроля знаний.
Дифференцированный подход на этапе контроля знаний предполагает использование тематических разноуровневых проверочных работ, которые имеют определенные особенности:
Во-первых, предполагается несколько вариантов проверочной работы;
во-вторых, указываются уровни сложности вопросов;
в-третьих, прописывается количество баллов за каждое правильно выполненное задание;
в-четвертых, предлагается шкала перевода балльной оценки в традиционную пятибалльную отметку.
При выполнении разноуровневых проверочных работ учащиеся ориентируются на свои способности, уровень сложности заданий, ожидаемую отметку и самостоятельно определяют набор заданий для решения.
Очень важное значение для развитие способностей и познавательной активности обучающихся, на мой взгляд, имеет выбор заданий, которые можно использовать, как и дифференцированный подход, на разных этапах урока. В процессе обучения использую разные виды проблемных заданий:
- задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса).
- задания на установление многозначных причинно-следственных связей.
- задания,требующиепонимания диалектических противоречий.
- задания, в основе которых лежит научная гипотеза
- задания-парадоксы
Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология ИСУД как один из ресурсов по выявлению и развитию способностей ученика на уроках географии
В данной статье рассматривается работа по выявление и развитию способностей учащихся на уроках географии. Сохранение и развитие одаренности детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учител...
Презентация Формы выявления и развития способностей обучающихся через учебный предмет география
Формы выявления и развития способностей обучающихся через учебный предмет география...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках географии
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...
План работы учителя географии по выявлению и развитию способностей одаренных обучающихся.
Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках географии
В настоящее время актуальной проблемой в образовании является развитие творческих способностей школьников. Для каждого современного учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить ...
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...