РП 9 география
рабочая программа по географии (9 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 642 «ЗЕМЛЯ И ВСЕЛЕННАЯ» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Принято на заседании МО ___________________________ Руководитель МО __________/___________/ ФИО Протокол №___ от «____» _______________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия№642 «Земля и Вселенная» ___________/___________/ ФИО
«___»__________20__г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ гимназия№642 «Земля и Вселенная» __________/П.А.Трошкеев/ ФИО
«___»__________20__г. |
Рабочая программа
по ________географии _________ для________ классов
(наименование учебного предмета)
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Автор программы: Гурова Алена Анатольевна
Рассмотрена на педагогическом совете
Протокол № _____ от «___» __________20__г.
Санкт-Петербург
2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели:
• освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Преподавание ведётся по УМК
Учебник А.И.Алексеев, В.В.Николина География: население и хозяйство России.
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
Москва «Просвещение» 2008
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ « ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
Раздел программы
| Количество по программе
| Предлагаемое количество часов по рабочей программе |
Общий обзор России | 3 | 3 |
Хозяйство России | 20 | 17
|
Районы России | 40 | 44 |
Россия в современном мире | 4 | 4 |
Итого: | 68 | 68 |
Практические работы:
№1 Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
№2 Комплексная характеристика населения своего населенного пункта/*/
№3 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
№4 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
№5 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
№ 6 Анализ разных видов районирования России.
№7 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
№8 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона (Центральной России)
№9 Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
• познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
• сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
• ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
• соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:
• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ.
География - способ познания окружающего мира.
История заселения территории России. Геополитическое и экономическое влияние России. Экономико- и политико- географическое положение России. Административно-территориальное устройство РФ.
Природа и человек. Природные условия и человек. Непосредственное и неопосредованное влияние природных условий на человека. Природные ресурсы России и их хозяйственная оценка.
РАЗДЕЛ 2. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.
Место и роль хозяйства России в мировой экономике. Цикличность развития экономики в России. Особенности структуры хозяйства. Основные этапы развития хозяйства.
Характеристика межотраслевых комплексов:
- Научный комплекс
- Топливно-энергетический
- Электроэнергетика
- Металлургический комплекс
- Машиностроительный
- Химико-лесной комплекс
- Военно-промышленный
- Агропромышленный комплекс (АПК) Растениеводство
- Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства
- Пищевая и легкая промышленность.
- Транспортный комплекс: сухопутный, водный, авиационный и трубопроводный)
- Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания.
РАЗДЕЛ 3. РАЙОНЫ РОССИИ.
Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное. Экологическое).
Характеристика районов:
- Центральный
- Центрально-Чернозёмный
- Северо-Западный
- Калининградская область
- Северный
- Северный Кавказ
- Поволжье
- Уральский
- Западная Сибирь
- Восточная Сибирь
- Дальний Восток
- по типичному плану: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, хозяйства, сельского хозяйства, развитие транспорта, экономические связи).
РАЗДЕЛ 4. РОССИИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия
Тематическое планирование курса «География России» (хозяйство и географические районы), 9 класс по учебнику А.И.Алексеева, В.В.Николина, Е.К.Липкина
|
Содержание курса
| Общее кол-во часов по разделу |
Основное содержание Урока |
Основные понятия и умения |
|
|
|
|
|
1 | Раздел I
Урок 1 Введение. Общая характеристика хозяйства. (стр.7-13) | 20 ч. | Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли. Три сектора (сферы). | Называть сферы (сектора) хозяйства - объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы. |
2 | Урок 2. Этапы развития хозяйства. ( п.2 стр.18) |
| Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Технологические уклады хозяйства - циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России. | Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства. |
3 | Урок 3. Географическое районирование.
Практическая работа. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.) (оформление пр/р, создание презентации ) |
| Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России. | Географическое районирование, административно-территориальное устройство, приводить примеры разных субъектов РФ, выделять и показывать на карте географические районы страны. |
4 | Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Урок 1. Сельское хозяйство. Растениеводство (стр.19-26.) | 17 ч. | Сельское хозяйство - отрасль первичной сферы. Отраслевой состав с/ хозяйства. География растениеводства. С/х угодья, земледелие, технические культуры. | Называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/хугодий;- показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур. |
5 | Урок 2. Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Практическая работа.Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства. (стр.26-31,оформление пр/р)
|
| Животноводство - производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства. | биологические особенности разных видов и пород домашних животных; - выделять и называть подотраслиживотноводства; - объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, |
6 | Урок 3. Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность
Практическая работа. Выявление на примере Ленинградской области особенностей взаимодействия трех звеньев (сфер) АПК. (стр.32-37. Оформление пр/р) |
| Представление об АПК и его составе. Пищевая и легкая промышленность - третье звено АПК. География пищевой и легкой промышленности. | Социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Особенности развития третьего звена АПК. |
7 | Урок 4. Лесной комплекс. (стр.34-41)
|
| Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в ЛПК. Проблемы лесного комплекса страны | ЛПК - водоемкое и энергоемкое пр-во. Внутриотраслевые связи; |
8 | Урок 5. Топливио-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Угольная промышленность. (стр.41-46) Практическая работа. Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи). (п.7. стр.45,оформление пр/р) |
| Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность – «старейшая» отрасль ТЭК. | ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район. - называть отрасли, входящие в состав ТЭК; - объяснять изменения структуры потребляемого топлива; - называть и показывать главные районы добычи угля. |
9 | Урок 6. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность
Практическая работа. «Чтение карт нефтяной и газовой пр-ти».(п.7 стр47-52) |
| Нефтяная и газовая промышленность - основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. | Называть и показывать главные районы добычи нефти и газа; - районов производства поступающей продукции. |
10 | Урок 7. Электроэнергетика (п.8,стр.53-56) |
| Представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций | - объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды. |
11 | Урок 8. Металлургический комплекс
Практическая работа. Изучение особенностей размещения металлургического производства. (п.9 стр.57-63) |
| Представление о металлургическом комплексе. Особенности металлургического производства. Карты черной и цветной металлургии. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития. | Концентрация производства, материале- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, предельная металлургия, малая металлургия- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии; |
12 | Урок 9. Машиностроительный комплекс
Практическая работа. Изучение межотраслевых связей машиностроения на примере любого крупного завода (в том числе своей местности). (п. 10 стр.64-69). |
| Машиностроение - сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. " | Специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение |
13 | Урок 10. Военно-промышленный комплекс ( создание презентации) |
| Роль ВПК в экономике России в разные периоды ее истории. Основные отрасли, районы и центры. Размещение производств ВПК. | - объяснять возникновение социальных, экономических и экологических проблем, связанных с ВПК. |
14 | Урок 11. Химическая промышленность
Практическая работа. Анализ отраслевых карт; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности Новые понятия и представления: химизация, межотраслевые связи (п. 11. Стр.70-75,оформление пр/р) |
| Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Химия полимеров - промышленность XX века. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда. | Называть и показывать главные районы химической промышленности; - объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами. |
15 | Урок 12.Транспорт Практическая работа.Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе Белгородской области на основе карт. (п.12 стр.76-81, оформление пр/р) |
| Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны | Приводить примеры крупных магистралей страны, - объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды. |
16 | Урок 13. Информационная инфраструктура (п.13 стр.81-85) |
| Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей. | - сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России. |
17 | Урок 14. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство Практическая работа. Составление картосхемы учрежд. сферы услуг своего района (микрорайона). (п.14, стр.85-88, оформление пр/р) |
| Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства. | сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм. |
18 | Урок 15. Территориальное (географическое) разделение труда (п.15 стр.89-91) |
| Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы. | Отрасль специализации, географическое разделение труда;
|
19 | Урок 16. Структура промышленности Межотраслевые комплексы Экономические зоны. Территориально производственные связи. Обобщение и коррекция знаний по разделу "Хозяйство России" (повторение раздела «Хозяйство России, стр.10-89»,подготовка к тетстированию)
|
| Обоснование развития отраслей специализации |
|
20 | Урок 17. Контроль знаний по разделу «Хозяйство России» (Без д/з)
|
| тест |
|
21 | Раздел II Районы России
Тема 3. Европейская часть России . Урок 1. Восточно-Европейская равнина
Практическая работа.Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины. (п.16, стр.94-102) | 44
27 |
Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства |
Называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, объекты - природные памятники |
22 | Урок 2. Волга (п.17 стр.102-106) |
| Волга и Волжский бассейн. Волга - стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы. | Единый глубоководный путь европейской части России, гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге;- называть экологические проблемы. |
23 | Урок 3. Центральная Россия: состав, географическое положение
Практическая работа. Определение по картам и оценка ЭКП Центральной России. (п.18, стр.107-112, оформление пр/р) |
| Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико-, экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени. | Называть и показывать на карте: границы района, древние города, - объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России. |
24 | Урок 4. Центральный район: особенности населения Практическая работа. Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов. (п.19, стр.113-117,оформление пр/р) |
| Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения. | Показывать на карте состав и границы Центрального района; - особенности населения и трудовых ресурсов Центрального района. |
25 | Урок 5. Хозяйство Центрального района (п. 20,стр.117-120) |
| Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства. Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг. | - называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; - объяснять сложившуюся специализацию района. |
26 | Урок 6. Москва - столица России (п. 21, стр.121-124) |
| Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация. | - называть главные направления хозяйственного развития города; - объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;. |
27 | Урок 7. Города Центрального района
Практическая работа.Составление географических маршрутов по городам Центрального района с указанием их достопримечательностей. (п. 22, стр.125-129.Оформление пр/р) |
| Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение. | Учащиеся должны уметь: - приводить примеры разных городов Центрального района. |
28 | Урок 8. Центрально-Черноземный район (п. 23. Стр.-131-136) |
| Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы - чернозем, КМА, АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры. | - показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; - называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья. |
29 | Урок 9. Волго-Вятский район. (п. 24, стр. 137-139) |
| Внутренняя неоднородность природных условий. Хозяйственные различия севера и юга района. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация. | - границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района; - называть народы, проживающие в районе; - хозяйственные различия внутри района. |
30 | Урок 10. Северо-Западный район
Практическая работа. Составление географического описания "путешествия" от Финского залива до Рыбинска водным путем. |
| Особенности географического положения и природы. Озерный край Северо-Запада, Ладожское озеро. Балтийское море - природа, морские пути, экологические проблемы. | Показывать состав и границы территории, основные природные объекты; - называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП |
31 | Урок 11. Города на старых водных торговых путях
Практическая работа. Составить географ. маршрут по древним городам С-З с указан. достопримечательностей. Обосновать свой выбор. (п.26,оформление пр/р) |
| Древние города на старых торговых путях. Современные проблемы старых городов | реки европейской части России; "путь из варяг в греки";- показывать на карте древние города. |
32 | Урок 12. Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России (п.27, стр.150-153) |
| Влияние географического положения на статус "морской столицы". Изменение Петербургом своего ЭГП: преодоление "окраинного положения" за счет строительства каналов, железных дорог, создания современной сети связи. | Объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации; - называть отрасли специализации. Машиностроение, химия, легкая промышленность. |
33 | Урок 13. Санкт-Петербург - "вторая столица" России. (п.28,стр.153-156, создание презентации) |
| «Столичные" функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России. | Называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга. |
34 | Урок 14. Калининградская область. (п.29, стр.156-159,создание презентации) |
| Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области. | Анклав, портовое хозяйство Показывать на карте Калининградскую область, - оценивать ЭГП Калининградской области |
35 | Урок 15. Европейский Север Географическое положение и природа. (п.30, стр.160-165) |
| Состав и особенности географического положения. Малоблагоприятностьусловий для жизни и хозяйственной деятельности людей.. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы. | Называть состав территории, - объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность; |
36 | Урок 16. Этапы развития хозяйства
Практическая работа (на выбор) 1) Сравнение двух районов Европейского Севера - Кольско-Карельского и Двинско-Печорского 2) Выбор города в качестве "региональной столицы" Европейского Севера и обоснование своего выбора. (п.31, стр.165-169) |
| XVII в. - период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север - родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX - XX в. | - объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера. -новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России. |
37 | Урок 17. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры
Практическая работа .Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации. (п.32, стр.169-175, оформление пр/р.) |
| Культурное наследие Севера. Монастыри - центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, "архитектурные жемчужины" России. Северные художественные промыслы. | Называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера; - объяснять влияние природных условий на жизнь –хозяйственную деятельность людей. |
38 | Урок 18. Поволжье. Географическое положение и природа (п.33, стр. 177-182) |
| Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий. | - объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья; |
39 | Урок 19. Население и хозяйство Практическая работа.Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны. (п.34, стр.182-189, оформление пр/р) |
| Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности. | Показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития; - называть отрасли специализации района по статистическим данным; |
40 | Урок 20. Северный Кавказ. Природные условия Практическая работа. (начало работы).Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа до природным условия. (п. 35, стр.190-194, оформление пр/р) |
| Состав района, границы, ЭГП. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные). | - определять ГП и ЭГП района; - объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей. |
41 | Урок 21. Хозяйство района Практическая работа (продолжение). Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по развитию АПК и рекреационного хозяйства. (п.36, стр.194-198, оформление пр/р) |
| Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону - самый крупный город Северного Кавказа. | - определять показатель специализации по статистическим данным;- объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга. |
42 | Урок 22. Народы Северного Кавказа (п.37, стр.198-202) |
| Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа. | Приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа. |
43 | Урок 23. Южные моря России (п. 38, стр.202-206) |
| Значение южных морей России. Черное море - природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические проблемы Азовского моря. Транспортное значение. Ресурсы Каспия. | Показывать моря на карте;называтьприродные особенности морей;показыватьпограничные государства;- объяснять значение морей для хозяйственной жизни. |
44 | Урок 24. Уральский район. Географическое положение и природа Практическая работа. (начало работы)географическое описание Среднего Урала по картам. (п.39, стр.207-214, оформление пр/р) |
| Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Предуралье и Зауралье. неоднородностьприродных условий, разнообразие ископаемых богатств. Спектры широтной и высотной поясности. | - показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала; - объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий; - давать оценку ЭГП района. |
45 | Урок 25. Этапы развития и современное хозяйство. (.40, стр.214-219.) |
| Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства. | изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства. |
46 | Урок 26. Население и города Урала. Проблемы района
Практическая работа (окончание). Географическое описание по картам Среднего Урала. (п.41, стр.219-225, оформление пр/р) |
| Города Екатеринбург - горнозаводский центр Урала. Пермь - промышленный и торговый центр. Челябинск - город на трасе Транссиба. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса. | Сравнивать Северный, Средний, Южный, Западный и Восточный Урал по условиям и хозяйственному развитию;- называть и объяснять экологические проблемы Урала; - оценивать перспективы развития Урала. |
47 | Урок 27. Обобщение знаний по теме "Европейская часть России". Контроль знаний. (без д/з) |
| Общие черты географических районов Европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь. Экологические проблемы. Качество окружающей среды. Возможные пути решения проблем географических районов Европейской части страны. | - называть общие черты и проблемы развития географических районов; |
48 | Тема 3. Азиатская часть России – 16 часов
Урок 1. Природа Сибири
Практическая работа. Географическое описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, изменение ландшафта, впечатления) (п.42, стр. 226-231, оформление пр/р) | 16 | Азиатская Россия - территория, рельеф, климат. Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт. Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах. | Выделять на карте природные районы на востоке страны; - называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России; |
49 | Урок 2. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. (п. 43, стр. 231-236) |
| Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири. Виды хозяйственной деятельности. | Показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района; - объяснять важность сохранения природного равновесия горных ландшафтов, |
50 | Урок 3. Арктические моря (п.44, стр.236-240) |
| Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение. Северный морской путь. Современные проблемы и перспективы. | называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана; - объяснять значение Северного морского пути для Азиатских регионов России. |
51 | Урок 4. Население Сибири (п.45, стр. 240-245) |
| Формирование этнической карты Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. Взаимоотношения русских с коренными народами. | Формирование этнической карты Сибири. |
52 | Урок 5. Хозяйственное освоение Сибири. Практическая работа.Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации. (п.46, стр.246-251,оформление пр/р) |
| Освоение Сибири русскими. Тобольск, Иркутск - старые города Сибири. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири. ОсвоениеСибири в советское время. Различия в освоенности территории Сибири. | Объяснять причины освоения Сибири; - называть природные особенности, затруднявшие освоение территории; - называть основные направления хозяйственного развития Сибири. |
53 | Урок 6. Западная Сибирь Природные условия и ресурсы (п.47, стр.252-257) |
| Состав территории, географическое положение, рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы | Показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - давать оценку ЭГП района; - называть и объяснять природные особенности Западной Сибири. |
54 | Урок 7. Хозяйство района. (п. 48, стр.257-260) |
| Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство. | Показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы; - объяснять развитие черной металлургии; - отрасли специализации Западной Сибири. |
55 | Урок 8. Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. (п.49, стр.262-267, создание презентации) |
| Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорьемираи крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные и лесные ресурсы. | - называть природные ресурсы и показывать р-ны их распространения; - природные условия; |
56 | Урок 9..Байкал. (п. 50, стр.267-274,создание презентации,доклада) |
| Байкал - уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Х-во на берегах озера. Экологические проблемы | Эндемики Байкала; - показывать на карте, называть и объяснятьуникальныеособенности озера. |
57 | Урок 10. Хозяйство района (п.51, стр.274-278) |
| Внутренние различия вхозяйственном развитиирайона. Ангаро-Енисейскийрайон Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы. | - показывать на карте промышленные центры;- объяснять возникновениеэкологических проблем региона; - сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, |
58 | Урок 11. Дальний Восток. Формирование территории (п. 52, стр.279-288,создание презентации) |
| Дальний Восток, его границы как природного и экономического района. Географические открытия и заселение территории. Изменение границ России на Дальнем Востоке. Современные границы района. | особенности политике-и экономико-географического положения, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. |
59 | Урок 12. Природные условия и ресурсы. (п.53, стр. 288-294) |
| Дальний Восток - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Опасные природные явления - тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов. | называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей; - объяснять специфику природных условий Дальнего Востока; |
60 | Урок 13. Моря Тихого океана
Практическая работа(начало).Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока. (п.54, стр.294-298,оформление пр/р) |
| Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей | - показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова; - объяснять особенности природы морей. |
61 | Урок 14. Население района. (п.55, стр.298-301) |
| Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения. | - объяснять характер расселения коренныхнародов и плотности населения; - приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока. |
62 | Урок 15. Хозяйство района
Практическая работа (окончание.Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана. (п.56, стр.301-306,оформление пр/р)
|
| Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта. | - определять показатель специализации района по статистическим данным; |
63 | Урок 16. Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"
Практическая работа. Сравнение западных и восточных районов России.(оформление пр/р, повторение материала по разделу «Районы России, стр.96-306) |
| Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны. | Объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны; - объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном разделении труда; - оценивать современные перспективы социально-экономического развития восточных районов. |
64 | Урок 17. Контроль знаний по разделу «Районы России» (без д/з) | тест | Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские, центральные, глубинные и т. д. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика. | приводить примеры (и показывать на карте) районы с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; - объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов. |
65 | Тема 3. Россия в мире. Урок 1. Россия в мире
Практическая работа. Работа со стат. мат-ми с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира. (стр 307) | 4 | Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. | объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; |
66 | Урок2. Россия в современном мире. (стр.308-316) |
| Перспективы развития России. Причины, влияющие на социально-экономическое и культурное развитие | оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России |
67 | Урок 3. Особенности отношений России с отдельными странами. (создание презентации) |
| Составление картосхем взаимных интересов России со странами Европы, Балтии, Белоруссией, Молдавией, Украиной, странами Закавказья и Ср. Азии, Китаем, Монголией, Японией | Объяснять характер взаимоотношений с определенными странами |
68 | Урок 4. Экологические проблемы России. Дополнительные материалы «Экология и мы» (создание по выбору: доклада, презентации, проекта) |
| Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы | Называть основные районы экологических проблем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....