РП 9 география
рабочая программа по географии (9 класс)

Гурова Алена Анатольевна

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 642 «ЗЕМЛЯ И ВСЕЛЕННАЯ» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Принято на заседании МО

___________________________

Руководитель МО

__________/___________/

              ФИО

Протокол №___ от «____»

_______________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия№642 «Земля и Вселенная»

___________/___________/

                     ФИО 

 

«___»__________20__г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ гимназия№642 «Земля и Вселенная» 

__________/П.А.Трошкеев/

                          ФИО 

 

«___»__________20__г.

 

 

 

Рабочая программа

по ________географии _________ для________ классов

(наименование учебного предмета)

 

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

Автор программы: Гурова Алена Анатольевна

 

 

 

 

Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № _____ от «___» __________20__г.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2018 год

 

Пояснительная записка.

 Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. 

Цели:

• освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

        • овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

        • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

        • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

        • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). 

 

Преподавание ведётся по УМК 

Учебник А.И.Алексеев, В.В.Николина  География: население и хозяйство России.

Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

Москва «Просвещение» 2008

 

 

 

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ « ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

 

Раздел программы

 

 

Количество по

программе

 

 

Предлагаемое количество часов

по рабочей программе

Общий обзор России

3

3

Хозяйство России

20

17

 

Районы России

40

44

Россия в современном мире

4

4

Итого:

68

68

 

Практические работы:

№1 Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

№2 Комплексная  характеристика населения своего населенного пункта/*/

№3 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№4 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

№5 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№ 6 Анализ разных видов районирования России.

№7  Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

№8 Выявление и анализ условий для развития  хозяйства региона (Центральной России)

№9 Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

 

 

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

• познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

• сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

• ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

• соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ.

 

География  - способ познания окружающего мира. 

История заселения территории России. Геополитическое и экономическое влияние России. Экономико- и политико- географическое положение России. Административно-территориальное устройство РФ.

Природа и человек. Природные условия и человек. Непосредственное и неопосредованное влияние природных условий на человека. Природные ресурсы России и их хозяйственная оценка. 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.

 

Место и роль хозяйства России в мировой экономике. Цикличность развития экономики в России. Особенности структуры хозяйства. Основные этапы развития хозяйства.

Характеристика межотраслевых комплексов:

- Научный комплекс 

- Топливно-энергетический 

- Электроэнергетика

- Металлургический комплекс

- Машиностроительный 

- Химико-лесной комплекс

- Военно-промышленный 

- Агропромышленный комплекс (АПК) Растениеводство

- Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

- Пищевая и легкая промышленность.

- Транспортный комплекс: сухопутный, водный, авиационный и трубопроводный)

-  Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания.

 

РАЗДЕЛ 3.  РАЙОНЫ РОССИИ.

 

Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное. Экологическое).

Характеристика районов: 

- Центральный

- Центрально-Чернозёмный

- Северо-Западный

- Калининградская область

- Северный

- Северный Кавказ

- Поволжье

- Уральский

- Западная Сибирь 

- Восточная Сибирь

- Дальний Восток

- по типичному плану: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, хозяйства, сельского хозяйства, развитие транспорта, экономические связи).

 

 

РАЗДЕЛ 4. РОССИИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 

 

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических,  экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия

 

 

 

 

 

 

 

 Тематическое планирование курса «География России» (хозяйство и географические районы), 9 класс по учебнику А.И.Алексеева, В.В.Николина, Е.К.Липкина

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

 

Общее кол-во

часов по разделу

 

Основное содержание

Урока

 

Основные понятия и умения

 

 

 

 

 

1

Раздел I
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование - 3 ч.

 

Урок 1  Введение. Общая характеристика хозяйства. 

(стр.7-13)

20 ч.

Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли. Три сектора (сферы).

Называть сферы (сектора) хозяйства 

- объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.

2

Урок 2. Этапы развития хозяйства.

( п.2 стр.18)

 

Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Технологические уклады хозяйства - циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России.

Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства.

3

Урок 3. Географическое районирование.

 

Практическая работа. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)

(оформление пр/р, создание презентации )

 

Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России.

Географическое районирование, административно-территориальное устройство,

приводить примеры разных субъектов РФ,  

выделять и показывать на карте географические районы страны.

4

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

Урок 1. Сельское хозяйство. Растениеводство

(стр.19-26.)

 17 ч.

Сельское хозяйство - отрасль первичной сферы. Отраслевой состав с/ хозяйства. География растениеводства. С/х  угодья, земледелие, технические культуры.

Называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/хугодий;- показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.

5

Урок 2. Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практическая работа.Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства.

(стр.26-31,оформление пр/р)

 

 

Животноводство - производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства.

биологические особенности разных видов и пород домашних животных;

- выделять и называть подотраслиживотноводства;

- объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, 

6

Урок 3. Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность

 

Практическая работа. Выявление на примере Ленинградской области  особенностей взаимодействия трех звеньев (сфер) АПК.

(стр.32-37. Оформление пр/р)

 

Представление об АПК и его составе. Пищевая и легкая промышленность - третье звено АПК. География пищевой и легкой промышленности.

Социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Особенности  развития

третьего звена АПК.

7

Урок 4. Лесной комплекс. 

(стр.34-41)

 

 

Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в ЛПК. Проблемы лесного комплекса страны

ЛПК - водоемкое и энергоемкое пр-во. Внутриотраслевые связи;
показывать главные р-ны лесной пром., крупные лесопром. комплексы;
объяснять значение Белгбл. в пр-ве или потреблении прод. ЛК

8

Урок 5. Топливио-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Угольная промышленность.

(стр.41-46)

Практическая работа. Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи).

 (п.7.  стр.45,оформление пр/р)

 

Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность – «старейшая» отрасль ТЭК. 

ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район.

- называть отрасли, входящие в состав ТЭК;

- объяснять изменения структуры потребляемого топлива;

- называть и показывать главные районы добычи угля.

9

Урок 6. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность

 

Практическая работа. «Чтение карт нефтяной и газовой пр-ти».(п.7 стр47-52)

 

Нефтяная и газовая промышленность - основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности.

Называть и показывать главные районы добычи нефти и газа;

- районов производства поступающей продукции.

10

Урок 7. Электроэнергетика

(п.8,стр.53-56)

 

Представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций

- объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.

11

Урок 8. Металлургический комплекс

 

Практическая работа. Изучение особенностей размещения металлургического производства.

(п.9 стр.57-63)

 

Представление о металлургическом комплексе. Особенности металлургического производства. Карты черной и цветной металлургии. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития.

Концентрация производства, материале- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, предельная металлургия, малая металлургия- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;

12

Урок 9. Машиностроительный комплекс

 

Практическая работа. Изучение межотраслевых связей машиностроения на примере любого крупного завода (в том числе своей местности).

(п. 10 стр.64-69). 

 

Машиностроение - сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. " 

Специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение

13

Урок 10. Военно-промышленный комплекс

( создание презентации)

 

Роль ВПК в экономике России в разные периоды ее истории. Основные отрасли, районы и центры. Размещение производств ВПК. 

- объяснять возникновение социальных, экономических и экологических проблем, связанных с ВПК.

14

Урок 11. Химическая промышленность

 

Практическая работа. Анализ отраслевых карт; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

Новые понятия и представления: химизация, межотраслевые связи

(п. 11. Стр.70-75,оформление пр/р)

 

Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Химия полимеров - промышленность XX века. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда.

Называть и показывать главные районы химической промышленности;

- объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами.

15

Урок 12.Транспорт 

Практическая работа.Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе Белгородской области на основе карт. 

(п.12 стр.76-81, оформление пр/р)

 

Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны

Приводить примеры крупных магистралей страны,

- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.

16

Урок 13. Информационная инфраструктура 

 (п.13 стр.81-85)

 

Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей.

- сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.
информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, интернет, сотовая связь.

17

Урок 14. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Практическая работа. Составление картосхемы учрежд. сферы услуг своего района (микрорайона).

(п.14, стр.85-88, оформление пр/р)

 

Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства.

сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм.

18

Урок 15. Территориальное (географическое) разделение труда 

(п.15 стр.89-91)

 

Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы.

Отрасль специализации, географическое разделение труда;

 

19

Урок 16. Структура промышленности Межотраслевые комплексы Экономические зоны. Территориально производственные связи. Обобщение и коррекция знаний по разделу "Хозяйство России"

(повторение раздела «Хозяйство России, стр.10-89»,подготовка к тетстированию)

 

 

Обоснование развития отраслей специализации

 

20

Урок 17.  Контроль знаний по разделу «Хозяйство России»

(Без д/з)

 

 

 тест

 

21

Раздел II Районы России

 

Тема 3. Европейская часть России .

Урок 1. Восточно-Европейская равнина

 

Практическая работа.Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины.

(п.16, стр.94-102)

44

 

27

 

Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства

 

Называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, объекты - природные памятники 

22

Урок 2. Волга 

(п.17 стр.102-106)

 

Волга и Волжский бассейн. Волга - стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы.

Единый глубоководный путь европейской части России, гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге;- называть экологические проблемы.

23

Урок 3. Центральная Россия: состав, географическое положение

 

Практическая работа. Определение по картам и оценка ЭКП Центральной России.

(п.18, стр.107-112, оформление пр/р)

 

Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико-экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени.

Называть и показывать на карте: границы района, древние города, - объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России.

24

Урок 4. Центральный район: особенности населения

Практическая работа. Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов.

(п.19, стр.113-117,оформление пр/р)

 

Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения.

Показывать на карте состав и границы Центрального района;
- перечислять факторы, определяющие ЭГП района;

- особенности населения и трудовых ресурсов Центрального района.

25

Урок 5. Хозяйство Центрального района

(п. 20,стр.117-120)

 

Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства.

Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг. 

- называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств;

- объяснять сложившуюся специализацию района.

26

Урок 6. Москва - столица России

(п. 21, стр.121-124)

 

Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация.

- называть главные направления хозяйственного развития города;

- объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;.

27

Урок 7. Города Центрального района

 

Практическая работа.Составление географических маршрутов по городам Центрального района с указанием их достопримечательностей. 

(п. 22, стр.125-129.Оформление пр/р)

 

Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры разных городов Центрального района.

28

Урок 8. Центрально-Черноземный район

(п. 23. Стр.-131-136)

 

Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы - чернозем, КМА, АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры.

- показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

- называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья.

29

Урок 9. Волго-Вятский район. 

(п. 24, стр. 137-139)

 

Внутренняя неоднородность природных условий. Хозяйственные различия севера и юга района. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация.

- границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района;

- называть народы, проживающие в районе;

- хозяйственные различия внутри района.

30

Урок 10. Северо-Западный район

 

Практическая работа. Составление географического описания "путешествия" от Финского залива до Рыбинска водным путем.
(п. 25, стр.144-147, оформление пр/р)

 

Особенности географического положения и природы. Озерный край Северо-Запада, Ладожское озеро. Балтийское море - природа, морские пути, экологические проблемы.

Показывать состав и границы территории, основные природные объекты;

- называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП

31

Урок 11. Города на старых водных торговых путях

 

Практическая работа. Составить географ. маршрут по древним городам С-З с указан. достопримечательностей. Обосновать свой выбор. (п.26,оформление пр/р)

 

Древние города на старых торговых путях. Современные проблемы старых городов

реки европейской части России; "путь из варяг в греки";- показывать на карте древние города.

32

Урок 12. Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России 

(п.27, стр.150-153)

 

Влияние географического положения на статус "морской столицы". Изменение Петербургом своего ЭГП: преодоление "окраинного положения" за счет строительства каналов, железных дорог, создания современной сети связи.

Объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации; - называть отрасли специализации.

Машиностроение, химия, легкая промышленность.

33

Урок 13. Санкт-Петербург - "вторая столица" России.

(п.28,стр.153-156, создание презентации)

 

«Столичные" функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России. 

Называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга.

34

Урок 14. Калининградская область.

(п.29, стр.156-159,создание презентации)

 

Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области.

Анклав, портовое хозяйство Показывать на карте Калининградскую область,

- оценивать ЭГП Калининградской области

35

Урок 15. Европейский Север Географическое положение и природа.

(п.30, стр.160-165)

 

Состав и особенности географического положения. Малоблагоприятностьусловий для жизни и хозяйственной деятельности людей.. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы.

Называть состав территории,

- объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность;

36

Урок 16. Этапы развития хозяйства

 

Практическая работа (на выбор)

1) Сравнение двух районов Европейского Севера - Кольско-Карельского и Двинско-Печорского

2) Выбор города в качестве "региональной столицы" Европейского Севера и обоснование своего выбора. (п.31, стр.165-169)

 

XVII в. - период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север - родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX - XX в

- объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера.

-новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России.

37

Урок 17. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

 

Практическая работа .Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации. 

(п.32, стр.169-175, оформление пр/р.)

 

Культурное наследие Севера. Монастыри - центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, "архитектурные жемчужины" России. Северные художественные промыслы.

Называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера;

- объяснять влияние природных условий на жизнь –хозяйственную деятельность людей.

38

Урок 18. Поволжье. Географическое положение и природа 

(п.33, стр. 177-182)

 

Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий. 

- объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья;

39

Урок 19. Население и хозяйство

Практическая работа.Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

 (п.34, стр.182-189, оформление пр/р)

 

Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности.

Показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития;

- называть отрасли специализации района по статистическим данным;

40

Урок 20. Северный Кавказ. Природные условия

Практическая работа. (начало работы)равнение западной и восточной частей Северного Кавказа до природным условия.

 (п. 35, стр.190-194, оформление пр/р)

 

Состав района, границы, ЭГП. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные).

- определять ГП и ЭГП района;

- объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей.

41

Урок 21. Хозяйство района

Практическая работа (продолжение). Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по развитию АПК и рекреационного хозяйства. 

(п.36, стр.194-198, оформление пр/р)

 

Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону - самый крупный город Северного Кавказа.

- определять показатель специализации по статистическим данным;- объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга.

42

Урок 22. Народы Северного Кавказа

(п.37, стр.198-202)

 

Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа.

Приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа.

43

Урок 23. Южные моря России 

(п. 38, стр.202-206)

 

Значение южных морей России. Черное море - природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические проблемы Азовского моря. Транспортное значение. Ресурсы Каспия.

Показывать моря на картеазыватьприродные особенности морей;показыватьпограничные государства;- объяснять значение морей для хозяйственной жизни.

44

Урок 24. Уральский район Географическое положение и природа

Практическая работа. (начало работыеографическое описание Среднего Урала по картам.

(п.39, стр.207-214, оформление пр/р)

 

Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Предуралье и Зауралье. неоднородностьприродных условий, разнообразие ископаемых богатств. Спектры широтной и высотной поясности.

- показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;

- объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий;

- давать оценку ЭГП района.

45

Урок 25. Этапы развития и современное хозяйство.

(.40, стр.214-219.)

 

Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства.

изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства.

46

Урок 26. Население и  города Урала. Проблемы района

 

Практическая работа (окончание). Географическое описание по картам Среднего Урала. 

(п.41, стр.219-225, оформление пр/р)

 

Города Екатеринбург - горнозаводский центр Урала. Пермь - промышленный и торговый центр. Челябинск - город на трасе Транссиба. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Сравнивать Северный, Средний, Южный, Западный и Восточный Урал по условиям и хозяйственному развитию;- называть и объяснять экологические проблемы Урала;

- оценивать перспективы развития Урала.

47

Урок 27. Обобщение знаний по теме "Европейская часть России". Контроль знаний.

(без д/з)

 

Общие черты географических районов Европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь. Экологические проблемы. Качество окружающей среды. Возможные пути решения проблем географических районов Европейской части страны.

- называть общие черты и проблемы развития географических районов;
- сопоставлять показатели специализации географических районов;
- объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов Европейской части России;

48

Тема 3. Азиатская часть России – 16 часов 

 

Урок 1. Природа Сибири

 

Практическая работа Географическое описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, изменение ландшафта, впечатления) (п.42, стр. 226-231, оформление пр/р)

16

Азиатская Россия - территория, рельеф, климат. Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт. Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах.

Выделять на карте природные районы на востоке страны;

- называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России;

49

Урок 2. Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

 (п. 43, стр. 231-236)

 

Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири.  Виды хозяйственной деятельности. 

Показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района; - объяснять важность сохранения природного равновесия горных ландшафтов, 

50

Урок 3. Арктические моря

 (п.44, стр.236-240)  

 

Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение.

Северный морской путь. Современные проблемы и перспективы.

называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана; - объяснять значение Северного морского пути для Азиатских регионов России.

51

Урок 4. Население Сибири

 (п.45, стр. 240-245)

 

Формирование этнической карты Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. Взаимоотношения русских с коренными народами.

Формирование этнической карты Сибири.

52

Урок 5. Хозяйственное освоение Сибири.

Практическая работа.Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации. 

(п.46, стр.246-251,оформление пр/р)

 

Освоение Сибири русскими. Тобольск, Иркутск - старые города Сибири. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири. ОсвоениеСибири в советское время. Различия в освоенности территории Сибири.

Объяснять причины освоения Сибири; - называть природные особенности, затруднявшие освоение территории; - называть основные направления хозяйственного развития Сибири.

53

Урок 6. Западная Сибирь Природные условия и ресурсы

(п.47, стр.252-257)

 

Состав территории, географическое положение, рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы

Показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - давать оценку ЭГП района;

- называть и объяснять природные особенности Западной Сибири.

54

Урок 7. Хозяйство района. 

(п. 48, стр.257-260)

 

Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство.

Показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы; - объяснять развитие черной металлургии; - отрасли специализации Западной Сибири.

55

Урок 8. Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. 

(п.49, стр.262-267, создание презентации)

 

Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорьемираи крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные и лесные ресурсы.

- называть природные ресурсы и показывать р-ны их распространения;
определять и оценивать ЭГП;

- природные условия;

56

Урок 9..Байкал.

(п. 50, стр.267-274,создание презентацииоклада)

 

Байкал - уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Х-во на берегах озера. Экологические проблемы

Эндемики Байкала;

- показывать на карте, называть и объяснятьуникальныеособенности озера.

57

Урок 10. Хозяйство района (п.51, стр.274-278)

 

Внутренние различия вхозяйственном развитиирайона. Ангаро-Енисейскийрайон Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы.

- показывать на карте промышленные центры;- объяснять возникновениеэкологических проблем региона;

- сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, 

58

Урок 11. Дальний Восток. Формирование территории

(п. 52, стр.279-288,создание презентации)

 

Дальний Восток, его границы как природного и экономического района. Географические открытия и заселение территории. Изменение границ России на Дальнем Востоке. Современные границы района.

особенности политике-и экономико-географического положения, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории.

59

Урок 12. Природные условия и ресурсы.

 (п.53, стр. 288-294)

 

Дальний Восток - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Опасные природные явления - тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.

называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей;

- объяснять специфику природных условий Дальнего Востока;

60

Урок 13. Моря Тихого океана

 

Практическая работа(начало).Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока. 

(п.54, стр.294-298,оформление пр/р)

 

Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей

- показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова; - объяснять особенности природы морей.

61

Урок 14. Население района.

 (п.55, стр.298-301)

 

Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения.

- объяснять характер расселения коренныхнародов и плотности населения; - приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока.

62

Урок 15. Хозяйство района

 

Практическая работа (окончание.Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана. (п.56, стр.301-306,оформление пр/р)

 

 

Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.

- определять показатель специализации района по статистическим данным;
- объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока.

63

Урок 16. Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"

 

Практическая работа. Сравнение западных и восточных районов России.(оформление пр/р, повторение материала по разделу «Районы России, стр.96-306)

 

Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны.

Объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны; - объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном разделении труда; - оценивать современные перспективы социально-экономического развития восточных районов.

64

Урок 17. Контроль знаний по разделу «Районы России»

(без д/з)

 тест

Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские, центральные, глубинные и т. д. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика.

приводить примеры (и показывать на карте) районы с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; - объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов.

65

Тема 3. Россия в мире.

Урок 1. Россия в мире

 

Практическая работа. Работа со стат. мат-ми с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира. (стр 307)

4

Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. 

объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры;

66

Урок2. Россия в современном мире.

(стр.308-316)

 

Перспективы развития России. Причины, влияющие на социально-экономическое и культурное развитие

оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России

67

Урок 3Особенности отношений России с отдельными странами

(создание презентации)

 

Составление картосхем взаимных интересов России со странами Европы, Балтии, Белоруссией, Молдавией, Украиной, странами Закавказья и Ср. Азии, Китаем, Монголией, Японией

Объяснять характер взаимоотношений с определенными странами

68

Урок 4.  Экологические проблемы России.

Дополнительные материалы «Экология и мы»

(создание по выбору: доклада, презентации, проекта)

 

Характеристика мероприятий по охране и преобразованию

природы

Называть основные районы экологических проблем

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....