Разработка урока на тему "Озера" 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс)
Данная разработка знакомит учащихся с понятием "озеро", дает представление о происхождении озер и их типах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ozera_6_kl.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова"
Разработка урока географии в 6 классе по теме:
«Озёра»
Разработала: учитель географии
Бизина С.В.
Новоаганск 2019 г.
Тема: «Озера».
Цель: создать благоприятные условия для изучения нового материала за счет репродуктивной и частично-поисковой деятельности обучающихся с использованием методик проблемного обучения и игровых методов.
Задачи:
- сформировать у учащихся представления о типах озерных
котловин, озерах – бессточных и сточных, пресных и соленых,
происхождении их названий.
- развивать умения слушать, высказывать свое мнение, самостоятельно работать с текстом учебника, составлять схему (классифицировать), работать с физическими картами, делать выводы.
- воспитывать дисциплинированность, интерес к изучаемому
предмету, умение работать в паре, уважение к мнению других.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование для педагога:
электронное сопровождение к уроку «Озера», проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник «География. 6 класс» Герасимова Т.П., атлас, физическая карта полушарий, рисунки озер, выставка книг, карточки с контурами озер.
Оборудование для обучающихся:
учебник «География. 6 класс» Герасимова Т.П., атлас, бланки отчетов.
I. Организационный момент. (2 мин)
II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
III. Изучение нового материала и организация работы обучающихся по его
осмыслению и усвоению. (20 мин)
IV. Физминутка. (2 мин)
V. Первичное закрепление нового материала и организация работы по
выработке у учащихся умений и навыков. (7 мин)
VI. Информация о домашнем задании. (3 мин.)
VII. Итог урока. (1 мин)
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин).
Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.
а) взаимное приветствие;
б) проверка готовности к работе;
в) организация внимания.
Добрый день, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок. Все ровненько встали, посмотрели друг на друга, улыбнулись, с таким хорошим настроением начинаем работать.
II. Актуализация опорных знаний (5 мин). (диалог)
Цель: подготовить обучающихся к целеполаганию и основному этапу работы.
Учитель. Чтобы выяснить, какую тему мы сегодня будем изучать, я вам предлагаю отгадать загадки. (Ответы появляются на слайде.)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде. (Волна)
Самая полноводная река в мире? (Амазонка)
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Река)
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
Ребята, о чём все эти загадки? (О воде)
Правильно, мы с вами продолжаем изучать водную оболочку Земли – (гидросферу).
Выберите из каждого слова буквы: из слова волна вторую букву, из слова Амазонка четвёртую букву, снег третью букву, река первую букву, вода вторую букву.
о | з | е | р | о |
Какое слово у вас получилось? О чём мы будем говорить на уроке?
Итак, тема сегодняшнего урока «Озёра»
Озера изучает наука лимнология. Сегодня мы представим себя в роли ученых-лимнологов и будем исследовать озера.
А как вы думаете, ребята, каковы будут цели нашего исследования?
(совместная выработка цели) К концу урока вы должны
знать: определение озера, типы озер и озерных котловин;
уметь: работать с учебником (составлять схему), находить и показывать озера на карте, высказывать свое мнение, делать выводы, работать в паре.
Проведем мы наше исследование с помощью физических карт атласа, учебника, дополнительной литературы и презентации.
Результатом нашей работы будет отчет, который каждый из вас составит в течение урока. Он состоит из нескольких разделов. Посмотрите все на бланки отчета на партах. Подпишите фамилию, имя дату и тему: «Озера».
Я думаю, что эта тема важна для вас и может пригодиться в практических целях, ведь в нашем крае много озер, мы на них отдыхаем, ловим рыбу. Кроме того, нельзя забывать об их охране. А чтобы правильно
охранять озера, сначала нужно их изучить.
III. Изучение нового материала и организация работы обучающихся по его осмыслению и усвоению.
Цель: сформировать понятие «озеро» и представления о происхождении озер и их типах.
1. Что такое озеро? (3 мин). (беседа)
Учитель.
Чтобы выяснить что такое озеро, нам нужно вспомнить, чем озеро отличается от реки и от моря? (показ слайдов с изображением реки, моря, озера).
Ответы учеников.
1) Река течет по руслу, а в озере вода стоячая, это замкнутое пространство.
2) Море является частью океана, а озера находятся на суше.
Учитель. Так что же такое озеро. Давайте попробуем сформулировать определение самостоятельно, не заглядывая в учебник. Для этого мы должны найти ключевые слова для определения.
Ученики. В отличие от реки у озера нет течения, это замкнутый водоем, в отличие от моря озеро находится на суше в природном углублении.
Кто попытается дать определение, используя ключевые слова
Озеро – это замкнутый водоем в природном углублении на суше.
А теперь, давайте сравним наше определение с определением в учебнике на с. 95. Какое лучше запоминается, то и запишем в нашем отчете.
Учитель. Подумайте, ребята, как может образоваться озеро, обсудите друг с другом. Попробуйте составить логическую цепочку.
Ответы учеников.
Учитель. Образуется углубление – заполняется водой – испаряется меньше, чем пополняется.
Учитель. Первый этап нашего исследования завершен, что мы выяснили?
Вывод. Мы познакомились с определением озера. Молодцы! Но еще не весь раздел мы заполнили в наших отчетах, так что идем дальше.
2. Озерные котловины (12 мин). (индивидуальная работа)
Ученые считают, что всего на Земле около 5 млн. озер. На территории России — свыше 2 млн. озёр. В нашем округе – около 300 тыс. озер, которые занимают различные углубления.
Учитель. Так вот природное углубление называется озерной котловиной (термин записан на слайде). От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид и глубина озера. Сейчас мы переходим к составлению схемы «Озера», которая состоит из тех частей (изображена на слайде).
Вопрос. Как вы думаете, почему новую информацию мы будем фиксировать в виде схемы?
Ответ. Так как в схеме большой объем информация дается кратко, все самое важное. Если вы будете уметь составлять схемы, то научитесь экономить.
Учитель. Ученые, какова ваша задача? (дополнить первую часть схемы, т.е. классифицировать озера по происхождению). В этом вам поможет учебник
с. 96 - 97. Первый тип озер с примером записываем вместе. Время работы –
5 минут, затем проверяем.
Озера |
По происхождению озерных котловин |
| По сточности | По солености |
Тектонические (Арал, Каспийское, Байкал) | сточные (Байкал) | бессточные(Каспий) | пресные (Байкал, Магылор) | соленые (Мертвое) |
Ледниковые (Ладожское,Онежское) |
Запрудные (в горах) |
Вулканические (Кроноцкое, Камчатс) |
Карстовые (на Урале) |
Старицы (старица р. Аган) |
Обсуждение первой части схемы с пояснениями учителя и слайдами. Учащиеся объясняют происхождение названий озер. Учитель обращает внимание детей на выставку книг, знакомит с топонимическим словарем.
Учитель. В результате нашего исследования, мы выяснили, что озерные котловины бывают разные. А к какому компоненту природы относятся котловины?
Ученики. К рельефу.
Вывод. Следовательно, образование, а также размещение озер зависит от рельефа.
Учитель. Устали? Давайте немного отдохнем.
3. Физкультминутка (2 мин).
4. Типы озер (5 мин). (диалог, работа в парах)
Учитель. А кто знает, какое озеро самое глубокое и самое большое по площади в мире?
Ученики. Байкал и Каспийское море (показ на карте).
Учитель. Почему Каспийское море называют озером?
Ответ. Так как оно не имеет связи с океаном, хотя раньше она была, поэтому озеро можно назвать остаточным, это остаток древнего морского водоема.
Учитель. Кроме происхождения озерных котловин, по какому признаку еще можно классифицировать озера?
Ответы учеников.
Учитель. Правильно, озера еще делятся по сточности и по солености (работа со слайдами).
Используя просмотренные слайды и текст на с. 97, дополняем вторую и третью части схемы, ваша задача - найти и записать, как делятся озера по сточности и солености.
Время работы – 3 минуты. (Обсуждение результатов работы и показ озер на карте)
Вопрос. Какие озера называются сточными и бессточными?
Ответ.
Сточные озера – озера, из которых вытекают реки, например Байкал, из него вытекает река Ангара).
Бессточные озера – озера, из которых не вытекают реки, например Каспийское, из него реки не вытекают, но зато впадает великая русская река Волга.
Учитель. А кто-нибудь обратил внимание, каким цветом показаны на карте пресные и соленые озера?
Ученики. Пресные озера показаны голубым цветом, соленые – розовым.
Учитель. Правильно. А от чего зависит соленость озер?
Ученики. От осадков, испарения и стока рек.
Учитель. Так какой можно сделать вывод, от чего же еще, кроме рельефа, зависит размещение озер на Земле?
Вывод. Образование озер зависит не только от рельефа, но и от климата.
О Р + К
Учитель. Подсчитаем баллы за выполнение работы по 1 разделу самостоятельно: за каждую правильно заполненную ячейку 1 балл, если все 10 ячеек заполнены правильно – 10 баллов, если 9 – 9 баллов и т.д.
V. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков (7 мин).
Цель: отработать изученный материал, закрепить умения работать с физической картой.
Молодцы ребята, хорошо поработали! Заполнили 1 раздел нашего отчета. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Моё – твоё».
1. Игра «Моё – твоё» (2 мин).
Учащиеся определяют озера по контурам, получают карточки по вариантам – Каспийское море и Байкал. Учитель читает утверждения об озерах по порядку, учащиеся показывают контур того озера, к которому относится утверждение: 1. Это пресное озеро. 2. Это соленое озеро. 3. Это озеро имеет тектоническое происхождение. 4. В это озеро впадает река Волга. 5. В это озеро впадает около 300 рек, а вытекает одна Ангара. 6. Это озеро находится в Евразии. 7. Это самое большое озеро в мире. 8. Это самое глубокое озеро в мире.
2. Практическая работа (5 мин). (работа в парах)
Учитель. Хорошо играть, да! Но, знаете, я вспомнила. Ученые из лимнологического института, который находится в Иркутске, отправили вам письмо с результатами своего труда. Однако во время пути их отчет попал под воду, и некоторые слова и буквы стерлись. Что вам нужно сделать? Восстановить их, т.е. заполнить таблицу, используя физическую карту полушарий. (Проверка по карте устно, показывает учитель). Подсчет баллов.
Практическая работа «Определение местоположения и особенностей озер по карте»
Название озера | На каком материке находится | Соленое или пресное | Сточное или бессточное |
1. Танганьика | А……….а | п | … |
2. Гурон | ..……..я А………к... | … | с |
3. Эйр-Норт | ..………ия | с | … |
4. Виктория | ...………ка | … | с |
5. Балхаш | …………з...я | … | … |
Учитель. Какой можно сделать вывод: существует ли связь между сточностью и соленостью?
Вывод. Да такая связь существует: пресные озера, как правило, сточные, т.к. реки выносят из них часть солей, а бессточные озера – соленые.
Учитель. Обменяйтесь своими отчетами. Если все пять строк практической работы заполнены верно, ставим 5 баллов, 4 строки – 4 балла и т.д.
VII. Информация о домашнем задании. Цель: познакомить учащихся с домашним заданием.
Сегодня мы не затронули вопрос об экологических проблемах озер. Но это очень важно. Посмотрите ролик…
*Сообщение «Проблема Арала» (по желанию). На следующий урок мы познакомимся с искусственными водоемами и проблемами охраны вод, и это сообщение будет как раз кстати. Параграф 31, схему знать, р/т с. 65 № 5.
VIII. Итог урока.
Цель: подвести итог урока.
(использование приема рефлексивная мишень)
Итак, наше исследование подходит к концу! Сегодня вы хорошо потрудились, из вас получатся хорошие ученые.
Подсчитаем общую сумму баллов за 2 раздела.
14 - 15 баллов – «5», 10 - 13 баллов – «4», менее 10 баллов – «3».
И еще мне хотелось бы узнать отношение к уроку каждого из вас.
На листках с изображением мишени учащиеся ставят значки «+» в том секторе, который соответствует их оценке урока (3,4 или 5 баллов). Мишень разделена осями на 4 части: «узнал новое», «буду использовать», «расскажу друзьям», «было интересно». При выходе из класса мишени прикрепляются магнитами к доске (с обратной стороны).
Отчеты сдайте мне на проверку. Спасибо всем за работу!
Отчет исследования
Выполнил(а):___________________________ Дата: ______________
Тема:___________________________________
Раздел 1. Схема «Происхождение и виды озер» Дополнить схему, используя текст учебника с. 96-97
Озера - это |
По происхождению озерных котловин |
| По сточности | По солености |
Т __________________ ( ) |
____________ ( ) | _____________ ( ) |
_______________ ( ) | _______________ ( ) |
Л ___________________ ( ) |
З___________________ ( в горах ) |
В___________________ ( ) |
К___________________ ( на Урале ) |
С___________________ ( старица р. Аган) ) |
Раздел 2.
Практическая работа «Определение местоположения и особенностей озер по карте»
Цель: научиться находить и показывать озера на карте, определять соленые они или пресные, сточные или бессточные.
Задание: используя физическую карту полушарий и России, заполнить таблицу.
Название озера | На каком материке находится | Соленое или пресное | Сточное или бессточное |
1. Танганьика | А……….а | пресное | … |
2. Гурон | ..……..я А………к... | … | сточное |
3. Эйр-Норт | ..………ия | соленое | … |
4. Виктория | ...………ка | … | сточное |
5. Балхаш | …………з...я | … | … |
Баллы:……………
Сумма баллов: ………… Оценка ………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...