Рабочая программа кружка "Юный Эколог"
рабочая программа по географии (5, 6 класс)
Программа экологического кружка направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Настоящая программа базируется на принципах гуманистической экологии и рассчитана на формирование у учащихся мировоззрения нового типа.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса- 68 часов-2 часа в неделю. Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более длительное время.
Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_ekolog_.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено ЭМС от 29.08.2018г Протокол №1 | Принято Педагогическим советом от 30.08.2018г Протокол №1 | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 от «31» 08.2018г №143 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружковой работе
кружок «Юный Эколог»
(название)
5-6 класс
Шебунова Ирина Николаевна
(Ф.И.О. учителя)
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа экологического кружка направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.
Настоящая программа базируется на принципах гуманистической экологии и рассчитана на формирование у учащихся мировоззрения нового типа.
При реализации данной программы отбор предметного содержания, форм и методов осуществлении образовательного процесса направлен на формирование мировоззрения нового общества устойчивого развития:
Принцип единства (все мы являемся частью природы).
Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).
Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).
Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).
Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).
Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю по крайней мере такой ж, если не лучше, чем она была для нас).
Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).
Принцип: люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью).
Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.
Кружки экологической, краеведческой и этно-экологической направленности решают важные и разнообразные психолого-педагогические
задачи:
образовательная – у воспитанников расширяется кругозор, происходит переосмысление места и роли человека в природе, понимание принципов функционировании человеческого общества, построенного на законах, которые являются отражениями закономерностей, существующих в природе, активизируется мыслительная деятельность через самостоятельное изучение нового материала и исследовательскую деятельность, тренируется наблюдательность в ходе фенологических изысканий.
воспитательная – у ребенка формируется потребность в новом типе отношений между человеком и природой, развивается любовь к своей малой родине, уважение к традициям и истории своего народа, происходит переосмысление ценностей и потребностей в соответствии с философией общества устойчивого развития, развиваются умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава)
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка. 1
Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса- 68 часов-2 часа в неделю. Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более длительное время.
Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.
Цель программы:
Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.
Задачи программы:
Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности
Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей
Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся
Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды
Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение)
Ожидаемый результат:
Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
2
Тематическое планирование(5-6класс)
№ | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата | |
1. | Организационное занятие. Цель и задачи работы. | 1 ч. | 12.09 | цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях живой и неживой природы, для формирования первоначального представления о методах изучения живой природы. задачи: способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за объектами живой и неживой природы, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты; содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе; способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе. |
2. | Техника безопасности во время экскурсий. Природа живая и неживая. Сбор природного материала.(экскурсия) | 2 ч. | 19.09 | |
3. | Осенние явления в жизни природы.(творческая работа) | 2 ч. | 26.10 | Цель: выполнить творческую работу по теме «Осенняя фантазия». Задачи: помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность; научить осознавать прекрасное, в увиденном; совершенствовать композиционные навыки; развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира; развивать образное представление и воображение; воспитывать любовь к природе |
4. | Осенние фантазии(творческая работа) | 2 ч | 03..10 | |
5-6. | Мифы, как способ познания мира(беседа) | 2 ч. | 10.10 | Цель: познакомить с мифами разных народов мира о сотворении Земли Задачи: показать общность разных культур в сотворении мира; заинтересовать на изучение дополнительного материала; показать сходства мифического строения мира с реальным. |
7-8 | Экологические традиции и обряды в фольклоре(теоретическое занятие) | 2 ч. | 17.10 | Цель: Показать примеры отражения традиций в фольклорном творчестве. Задачи: выявить и опытным путем проверить роль фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры; подобрать репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности; прививать интерес к русскому устному народному творчеству . |
9 | «Животные и птицы – предсказатели погоды». Народные приметы(просмотр кинофильма),презентации. | 2 ч. | 24.10 | Цель: Побудить к поиску дополнительного материала; стимулировать проектную деятельность. Задачи: способствовать творческому поиску , пояснить поведение зверей в зависимости от погодных условий; вызвать интерес к изучению животного мира. |
10. | Выставка фоторабот и рисунков «Животные и мы». | 2 ч. | 31.10 | организовать выставку фотографий, желание рассказать об истории фотографии. 3 |
11 | Коллективная работа по выпуску эколого – природоведческой газеты(творческая лаборатория) | 4 ч. | 07.11 | побудить к выбору актуальной темы газеты, подбору необходимого содержания, стимулировать творческие способности детей. |
12 | Полна чудес могучая природа(художественно- творческая работа) проект | 2 ч. | 14.11 | Цель: развивать умение работать над проектом , исследовательской работой и художественно -творческим заданием; воспитывать интерес к произведениям искусства. Задачи: развивать интерес к проектной деятельности. |
13. | Тайны природы и тропа загадок.(игра) | 2 ч. | 21.11 | |
14. | Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных .Изготовление кормушек.( Фото выставка) | 4ч. | 28.11 | Цель: выяснение особенностей изменения растений и животных с приходом зимы, показать механизмы преобразования в живых организмах. Задачи: знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой; развивать навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей, воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой. |
15. | Эти загадочные животные(игра-квн) | 2 ч. | 05.12 | Цель: подготовить и провести с детьми викторину о животных для расширения кругозора в области животного мира. |
16. | Редкие и охраняемые животные родного края(теоретическое занятие) | 2 ч. | 12.12 | Цели: Познакомить учащихся с Красной книгой Смоленской области; расширить, углубить знания детей о животных, встречающихся в Ростовской области. Задачи: Развивать речь, память, мышление, познавательную активность; вырабатывать внимание и наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. |
17. | Домашние животные(фотовыставка) | 2 ч. | 19.12 | вызвать доброжелательные эмоции к домашним любимцам путём фотодокладов |
18. | Лекарственные растения на службе у человека практическое занятие) | 4ч. | 26.12 | Цель: познакомить учащихся с видами лекарственных растений. Задачи: изучить особенности лекарственных растений, научить детей распознавать их. Научить ребят готовить и оформлять сообщения, формирование у детей умения играть в коллективе, слушать товарищей; воспитывать бережное отношение к природе, развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность, развивать познавательные способности учащихся. |
19. | Презентация «Зелёный лекарь» | 4 ч. | 16.01 | |
20 | Весенние приметы. Весенние радости(экскурсия) | 2 ч. | 23.02 | Цель: Выявить особенность природы по сезонам года. Задача: Собрать факты, подтверждающие наступление весны на территории нашего поселения. |
21. | День Птиц. Акция. | 2 ч. | 30.03 | подготовить и провести совместно с детьми праздник для младших классов. 4 |
22. | Загрязнение природы. Экологические проблемы Акция»Чистый город» | 4 ч. | 07.04 | Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды принимать правильные решения по ее улучшению, создание проектов, защита презентаций, развивать навыки выполнения творческих проектов, сообразительность, прививать бережное отношение к природе. |
23. | Выпуск стенгазеты – обращения «Берегите природу!». | 4ч. | 4.04 | |
24. | Экологический проект «Земля любит заботу» | 4ч. | 11.05 | |
25. | Работа над проектом «Дорогою добра» | 4ч. | 25.05 |
Требования к уровню экологической подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Понятия: экология, окружающая природная среда, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы, мониторинг.
Особенности экологического состояния природы. Источники загрязнения.
Проблемы и пути решения улучшения окружающей среды.
Методы исследования природных сред и объектов. Правила личного поведения в природе.
Особо охраняемые природные территории.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать экологическое состояние природных ресурсов своего края.
Выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Оценивать экологическое состояние природных сред и объектов своей личности.
Прогнозировать улучшение, восстановление, меры по охране природы родного края.
5. Участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности.
6. Строго соблюдать правила поведения в природе.
Литература для учителя.
Биология, экология, здоровый образ жизни / Составитель Балабанова В.В., Максимцева Т.А. – Волгоград: Учитель.
Рохлов B.C. Школьный практикум. Биология. Человек. - М, Дрофа, 2010
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2017г.».
Зелёный пакет. Комплект образовательных материалов. - Венгрия, РЭЦ, 2005 –С-Пб; С. 85-117; 203-208; 234-237.
Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Фёдоров А.В. Экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды в России, М.: Аргус, 1994
Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113; 191-204.
Симонова Г. А. Экология и мы. - Сыктывкар, 2015
Фёдорова А.И., Никольская. Практикум по экологии и охране окружающей среды. М: ВЛАДОС, 2001 - с. 177; 203
ХотунцевЮ.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.: Устойчивый мир, 2001 - с. 163
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...