Определение географических координат в 5 классе.
статья по географии (5 класс)
Материал содержит приемы по обучению пятиклассников определению географических координат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_geograficheskih_koordinat_v_5_klasse.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение географических координат в 5 классе.
В ходе своей работы я и мои коллеги столкнулись с проблемой того, что одной из самых сложных тем для восприятия в 5 классе является тема «Определение географических координат.
В моей рабочей программе на эту тему отводится пять часов. Я решила, что дети будут легче воспринимать эту тему, если перед их глазами будет четкий алгоритм действий, а сами действия будут ассоциироваться с чем-то простым, например игрой в «морской бой».
Начинается изучения темы с рассмотрения географической сетки. В процессе урока мы с ребятами делаем несколько рисунков.
Первый рисунок изображает параллели:
Параллель 200
запад восток |
Экватор |
параллель |
100
00
100
200
Второй рисунок изображает меридианы:
н | ||||
а | ||||
м е р и д и а н 200 | с е в е р ю г 100 | ч а л ь н ы й м е р и д и а н 00 | м е р и д и а н 100 | 200 |
На следующем уроке при изучении широты и долготы мы сначала чертим похожие рисунки, но под каждым из них поясняем, что при определении географических координат мы говорим о широте и долготе, которые совпадают с параллелями и меридианами. Но в зависимости от полушария, в котором находятся, прибавляется пояснение.
широта 200 с.ш.
|
Экватор |
А |
широта |
100с.ш.
00
100 ю.ш.
200 ю.ш.
Так, например, градусная мера точки А= 100 южной широты, так как точка А находится ниже экватора. А чем дальше в низ от экватора, тем градусная мера южной широты становится больше.
н | ||||
а | ||||
д о л г о т а 200 з.д. | 100 з.д. | ч а л ь н ы й м е р и д и а н 00 | д о л г о т а А 100 в.д. | 200 в.д. |
А точка А на втором рисунки имеет градусную меру равную 100 восточной долготы. Т. к. находится правее начального меридиана. Здесь следует обратить внимание учеников на то, что западное и восточное полушарие ограничиваются начальным и 180 меридианами и при определении долготы об этом необходимо всегда помнить.
Следующий этап урока — это объединение двух рисунков в один и проведение параллелей между определением географических координат и игрой в морской бой.
200з.д. 100 з.д. 00 100 в.д. 200 в.д.
А | Б | |||
200 с.ш.
100 с.ш.
00
100 ю.ш.
200 ю.ш.
После того, как ученики начертили данный рисунок и обозначили точку А на нем, говорю о том, что географические координаты, как и координаты корабля в морском бои можно разложить на две составляющие. Только вместо букв и цифр мы используем широту и долготу. Ручкой другого цвета делаем пометку под рисунком о том, что при определение географических координат сначала всегда определяется и записывается широта, а затем долгота.
Дальше вместе с классом мы определяем координаты точки А, которые равны: 200 с.ш. 100 з.д.
Дальше задача усложняется, и точка Б наносится уже не на пересечения широты и долготы, а между ними. Здесь я сообщаю учащимся, что прямоугольник, который получился в результате пересечения линий обозначающих широту и долготу надо разделить по горизонтали и вертикали на 10 равных отрезков, т.к. у нас и широта и долгота указана через каждые 100 и дальше посчитать сколько делений получилось от ближайшей широты и долготы и в зависимости от положения прибавить число делений к градусной мере или вычесть. Так же в этот момент я сообщаю, что при определении географических координат по школьному атласу они могут допустить погрешность в 10.
Из ходя из этого определяем географические координаты точки Б и записываем их на доске: 150 с.ш. 50 в.д.
Данные рисунки учащиеся используют при выполнение домашнего задания и при работе на следующем уроке.
С тех пор как я начала использовать подобный метод на уроках число детей, быстрее осваивающих данную тему, увеличилось, они стали быстрее запоминать методику определения координат и значительно охотнее выполняют задания по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест
Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...
Урок-практикум: "Определение географических координат" 5 класс
урок по географии 5 класс...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР
Урок географии в 6 классе. Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...
Раздаточный материал для учащихся 6 класса: 1) Определение протяженности объектов с помощью градусной сетки; 2) Определение географических координат точек.
Инструкция поможет 6-классникам легко запомнить алгоритм определения протяженности объектов с помощью градусной сетки и определения географических координат точек....
Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».
Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...
Географический квест, определение географических координат.
Цель квеста, развить навык определения географических координат.Задачи квеста:- Проанализировать предоставленную информацию;- Определить широту и долготу заданых точек;- Ориентироваться движением по к...