Рабочая программа по географии 10-11 кл.
рабочая программа по географии (10, 11 класс)
Рабочая программа учебного предмета "География" составлена в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (базовый уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 10-11 кл. | 144.43 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 212" (МАОУ СОШ № 212) | |
ИНН 5404040047, ОКПО 03753415 630032, город Новосибирск, микрорайон Горский, 71; тел./факс (383) 240-85-29, http://школа212.рф, e-mail: sch_212_nsk@nios.ru |
Кафедра общественно- научных дисциплин
(наименование кафедры)
Рег. № ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ» (базовый уровень) Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования |
Срок освоения: 2 года |
Новосибирск 2018
Рабочая программа учебного предмета «География» разработана
Ивановой Натальей Валентиновной – учителем географии 1 квалификационной категории |
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры
общественно-научных дисциплин |
(протокол от «___» _____________ 20___ г. №___).
Заведующий кафедрой,
учитель географии 1 квалификационной категории | Н.В.Иванова |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР Б.Д.Никифоров
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» обязательной предметной области «География» для среднего общего образования разработана на основе:
нормативных документов
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532)).
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з))
- Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ № 212 (Приказ № от…)
информационно-методических материалов
Примерная программа учебного предмета «География»
Учебный предмет “География” входит в обязательную предметную область “Общественные науки”.
Изучение предметной области "Общественные науки" должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
2.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего за учебный год |
10 класс | 1 | 36 | 36 |
11 класс | 1 | 34 | 34 |
Всего за курс | 70 |
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Требования ФГОС СОО к личностным результатам отражают: | Личностные результаты освоения учебного предмета «География» отражают: |
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; |
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; | осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; |
3) готовность к служению Отечеству, его защите; | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и ее крупных районов и стран, о России как субъекте мирового пространства, ее месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; |
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | формирование у учащихся готовности к саморазвитию и самовоспитанию, способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; |
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; | формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; |
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам; |
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; | развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; |
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; |
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; | усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; |
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; |
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; | формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; |
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. | осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи. |
Метапредметные результаты
Требования ФГОС СОО к метапредметным результатам отражают: | Метапредметные результаты освоения учебного предмета «География» отражают: |
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать сове мнение; |
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности, способности к самостоятельному поиску методов решения учебных задач; |
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | умение использовать различные источники информации для решения учебных проблем; |
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); |
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; | умение определять роли института образования в жизненной стратегии; |
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; |
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; |
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | умение видеть приложения полученных географических знаний в других дисциплинах, в окружающей жизни. |
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения учебного предмета «География» (базовый уровень) отражают:
1) сформированность представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) сформированность первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) сформированность представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
4) владение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) владение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) владение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) сформированность умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) сформированность представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Выпускник научится в 10-м классе:
- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
- определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
- выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
- характеризовать географию рынка труда;
- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
- оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник получит возможность научиться в 10-м классе:
- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
Выпускник научится в 11 классе:
- выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
- прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации;
- использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки информации;
- составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных систем;
- создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, явлений и процессов;
- интерпретировать природные, социально-экономические и экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации;
- прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов;
- анализировать причины формирования природно-территориальных и природно-хозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;
- прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;
- анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений;
- оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Выпускник получит возможность научиться в 11-м классе:
- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
- анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
- анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
4. Содержание учебного предмета, курса
Раздел. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (4 часа).
Положение географии в системе наук. Географическая наука и географическое мышление. Традиционные и новые методы географических исследований. Карта – язык географии. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы
Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
Раздел. Человек и окружающая среда (6 часов)
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы Земли, их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. Источники загрязнения окружающей среды.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем.
Практические работы
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Раздел. Население мира (6 часов)
Население мира. Численность, динамика населения. Воспроизводство населения и его типы.
Демографическая политика. Качество населения.
Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
Размещение и плотность населения. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Специфика городских и сельских поселений.
География рынка труда и занятости. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
Раздел. География мирового хозяйства (18 часов)
Научно-техническая революция (НТР). Характерные черты и основные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира.
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. Территориальная структура хозяйства. Региональная политика в экономически развитых и развивающихся странах. Факторы размещения производительных сил.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.
Международные отношения. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Международный туризм.
Практические работы
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.
Анализ международных экономических связей.
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества (1 ч)
География цивилизаций. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. (1 ч)
Раздел. Регионы и страны мира (23 часов)
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.
Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; новые индустриальные страны и др. группы). Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира.
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Практические работы
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика экономико-географического положения страны (ЭГП).
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
Раздел. Россия в современном мире (6 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество.
Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Перспективы развития России. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практические работы
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества (4 часа)
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем
Практические работы
Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№п\п | Тема | Количество часов |
Раздел. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. 4 ч | ||
1 | Положение географии в системе наук. Географическая наука и географическое мышление. Традиционные и новые методы географических исследований. Карта-язык географии. Географическая номенклатура. Практическая работа Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. | 1 |
2 | Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Практическая работа «Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме» | 1 |
3 | Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка информации, опыты, моделирование. | 1 |
4 | Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | 1 |
Раздел. Человек и окружающая среда.6 ч | ||
5 | Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. | 1 |
6 | Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы Земли, их виды. Закономерности размещения природных ресурсов | 1 |
7 | Ресурсообеспеченность. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов». | 1 |
8 | Рациональное и нерациональное природопользование. Источники загрязнения окружающей среды. | 1 |
9 | Геоэкология. Практическая работа «Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира». | 1 |
10 | Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Практическая работа «Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду». | 1 |
Раздел. Население мира.6 ч | ||
11 | Население мира. Численность, динамика населения. Воспроизводство населения и его типы. Практическая работа «Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов». | 1 |
12 | Демографическая политика. Качество населения. Практическая работа «Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения». | 1 |
13 | Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Практическая работа «Определение состава и структуры населения на основе статистических данных». | 1 |
14 | Размещение и плотность населения. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Специфика городских и сельских поселений. Практическая работа «Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения» | 1 |
15 | География рынка труда и занятости. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Практическая работа «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами». | 1 |
16 | Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Практическая работа «Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных». | 1 |
Раздел. География мирового хозяйства.18 ч | ||
17 | Научно-техническая революция (НТР). Характерные черты и основные части. | 1 |
18 | Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Практическая работа «Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда». | 1 |
19 | Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира. Практическая работа «Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира». | 1 |
20 | Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. | 1 |
21 | Отраслевая структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. | 1 |
22 | Территориальная структура хозяйства. Региональная политика в экономически развитых и развивающихся странах. Практическая работа «Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий» | 1 |
23 | Факторы размещения производительных сил Практическая работа «Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы». | 1 |
24 | География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Практическая работа «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности». | 1 |
25 | Электроэнергетика. Практическая работа «Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики». | 1 |
26 | Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии. | 1 |
27 | Машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. Главные страны и районы. | 1 |
28 | География сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс (агробизнес). «Зелёная революция». | 1 |
29 | Растениеводство и животноводство. Рыболовство. | 1 |
30 | География транспорта. Мировая транспортная система. Практическая работа «Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира». | 1 |
31 | Международные отношения. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Практическая работа «Анализ международных экономических связей». | 1 |
32 | География мировых валютно - финансовых отношений. | 1 |
33 | Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Практическая работа «Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города». | 1 |
34 | Международный туризм. Практическая работа « Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг» | 1 |
Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.1 ч | ||
35 | География цивилизаций. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. | 1 |
36 | Обобщающее повторение пройденного материала за курс «География мира» в 10 классе. | 1 |
ИТОГО | 36 |
11 класс
№п\п | Тема | Количество часов |
Раздел. Регионы и страны мира. 23ч | ||
Тема: Территориальная организация мирового сообщества.3ч | ||
1 | Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. | 1 |
2 | Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; новые индустриальные страны и др. группы). Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. Практическая работа «Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира». | 1 |
3 | Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. | 1 |
Тема: Понятие о географическом регионе.1ч | ||
4 | Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. | 1 |
Тема: Зарубежная Европа.4ч | ||
5 | Комплексная географическая характеристика Зарубежной Европы. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения региона. | 1 |
6 | Хозяйство. Современные проблемы развития. Роль региона в системе мирового хозяйства. | 1 |
7 | Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Практическая работа «Характеристика политико-географического положения страны». | 1 |
8 | Европейские страны: Великобритания, Франция, ФРГ, Италия. Практическая работа «Характеристика экономико-географического положения страны» | 1 |
Тема: Зарубежная Азия.5ч | ||
9 | Комплексная географическая характеристика Зарубежной Азии. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения. | 1 |
10 | Хозяйство. Современные проблемы развития. Роль региона в системе мирового хозяйства. | 1 |
11 | Китай. Практическая работа «Характеристика природно-ресурсного потенциала страны». | 1 |
12 | Япония | 1 |
13 | Индия | 1 |
Тема: Австралия и Океания.2 ч | ||
14 | Комплексная географическая характеристика Австралии. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития региона. | 1 |
15 | Комплексная географическая характеристика Океании. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития региона. | 1 |
Тема: Африка.2 ч | ||
16 | Комплексная географическая характеристика Африки. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития региона. | 1 |
17 | Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР. Роль региона в системе мирового хозяйства. | 1 |
Тема:Северная Америка.3ч | ||
18 | Комплексная географическая характеристика Северной Америки. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения региона. | 1 |
19 | США. Хозяйство. Макрорегионы. Роль страны в системе мирового хозяйства. | 1 |
20 | Канада | 1 |
Тема: Латинская Америка.2ч | ||
21 | Комплексная географическая характеристика Латинской Америки. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития региона. | 1 |
22 | Бразилия | 1 |
Тема: Арктика и Антарктика. 1ч. | ||
23 | Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Практическая работа «Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий». | 1 |
Раздел. Россия в современном мире. 6ч | ||
24 | Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Практическая работа «Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России». | 1 |
25 | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. География отраслей ее международной специализации. | 1 |
26 | География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира Практическая работа «Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира». | 1 |
27 | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. | 1 |
28 | Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах. | 1 |
29 | Перспективы развития России. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. | 1 |
Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. 4 ч | ||
30 | Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Практическая работа «Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения». | 1 |
31 | Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. | 1 |
32 | Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем современности. | 1 |
33 | Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Практическая работа «Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества». | 1 |
34 | Обобщающее повторение пройденного материала за курс «География мира» в 11 классе. | |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии10-11 класс
ССтруктура рабочей программы по географии ориентируется, прежде всего, на формирование обшей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего об...
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая образовательная программа по географии10-11 классы
Рабочая образовательная программа по географии10-11 классы...