рабочая программа по географии10-11 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме
С
Структура рабочей программы по географии ориентируется, прежде всего, на формирование обшей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной,познавательной,информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_10_-11.docx | 56.92 КБ |
planirovanie_10-11_klass_-_geografiya.docx | 54.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
10 – 11 классы
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География Мира» (X -XI классы) – М.: Дрофа, 2007 г.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Структура рабочей программы по географии ориентируется, прежде всего, на формирование обшей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих за дач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представле ний о географической картине мира, которые опираются на понима ние географических взаимосвязей общества и природы, воспроизвод ства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В структурном соотношении курс состоит из введения и трех разделов: «Введение», «Материки и океаны», «Взаимодействие природы и общества».
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Учебно-тематический план:
№ п./п. | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
10 класс | |||
Современные методы географических исследований. Источники географической информации. | 4 | 5 | |
Природа и человек в современном мире | 6 | 1 | |
Население мира | 5 | 3 | |
География мирового хозяйства | 14 | 2 | |
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 6 | 2 | |
ИТОГО | 35 | 12 | |
11 класс | |||
Регионы и страны мира | 25 | 11 | |
а | Многообразие стран на политической карте мира | 2 | |
б | Европа | 4 | 2 |
в | Зарубежная Азия | 5 | 2 |
г | Северная Америка | 4 | 2 |
д | Латинская Америка | 5 | 2 |
е | Африка | 4 | 2 |
ж | Австралия и Океания | 1 | 1 |
з | Россия в современном мире | 10 | 2 |
ИТОГО | 35 | 13 | |
ИТОГО (за 2 года) | 70 | 25 |
Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многооб разном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, геогра фических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разно образии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локаль ный подходы для описания и анализа природных, социально-эко номических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче ских способностей посредством ознакомления с важнейшими гео графическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим наро дам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жиз ни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, вклю чая карты, статистические материалы, геоинформационные сис темы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни,
геополитической и геоэкономической ситуации в России, дру гих странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития; - понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туриз ма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуни кации, простого общения.
Содержание программы.
10 класс
Современные методы географических исследований. Источники географической информации. (4 часа)
- Положение географии в системе наук. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований.
- Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
- Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов.
- Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы
- Анализ карт различной тематики.
- Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
- Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные
географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
- Сопоставление географических карт различной тематики для определения
тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
- Использование статистической информации разной формы и содержания:
обработка, анализ и представление ее в графической и картографической
форме.
Природа и человек в современном мире (6 часов)
- Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».
- Оценка мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов.
- Минеральные, земельные , водные и биологические ресурсы.
- Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы
- Загрязнение и охрана окружающей среды. Источники загрязнения окружающей среды. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.
- Географическое ресурсоведение и геоэкология. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования
Практические работы
- Оценка обеспеченности разных регионов и стран различными видами природных ресурсов.
Население мира (5 часов)
- Численность и воспроизводство населения. Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.
- Состав (структура ) населения. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
- Размещение и миграция населения. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды.
- Городское и сельское население. Урбанизация. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
- Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира
Практические работы
- Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
- Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в различных странах и регионах
- Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами
География мирового хозяйства (14 часов)
- НТР. Характерные черты и составные части.
- Мировое хозяйство. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
- Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК).
- Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
- Факторы размещения. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).География промышленности.
- Топливно- энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная ).
- Электроэнергетика, горнодобывающая пр-ть, металлургия.
- Машиностроение. Химическая пр-ть.
- Лесная, легкая пр-ть. Пр-ть и окружающая среда.
- География сельского хоз-ва и рыболовство. Зеленая революция. Растениеводство. Животноводство.
- География транспорта.
- География мировых валютно-финансовых отношений.
- Международные экономические отношения.
- Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы
- Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и с/х продукции и сырья районов туризма и отдыха стран , предоставляющих банковские и другие виды международных услуг
- Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (6 часов)1
- Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
- Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.
- Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.
- Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения.
- Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
- Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
- Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической обстановкой, географических аспектов других глобальных проблем человечества
- Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
11 класс
Регионы и страны мира (25 часов)
Многообразие стран на политической карте мира (2 часа)
- Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Многообразие стран на политической карте мира.
- Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Европа (4 часа)
- Общая характеристика Зарубежной Европы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Население Европы
- Хозяйство, международные экономические связи. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития. Европейские страны «большой семерки»
- Восточная и Средняя Европа
- Северная и Южная Европа
Практические работы
- Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий.
- Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики.
Зарубежная Азия (5 часов)
- Общая характеристика Азии. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития.
- Субрегионы Азии
- Субрегионы Азии
- Индия
- Япония и Китай
Практические работы
- Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий.
- Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики.
Северная Америка (4 часа)
- Общая характеристика Северной Америки. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Население Северной Америки.
- Хозяйство, международные экономические связи. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития.
- США
- Канада
Практические работы
- Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий.
- Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики.
Латинская Америка (5 часов)
- Общая характеристика Латинской Америки.
- Общая характеристика хозяйства региона. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития.
- Бразилия и Аргентина.
- Перу и Чили.
- Латинская Америка – регион интенсивного развития.
Практические работы
- Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий.
- Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики.
Африка (4 часа)
- Состав, политическая карта.
- Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития.
- Деление Африки на субрегионы.
- ЮАР.
Практические работы
- Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий.
- Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики.
Австралия и Океания (1 час)
- Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития.
Практические работы
- Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики
Россия в современном мире (10 часов)
- Россия на политической карте мира.
- Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства.
- Современное геополитическое положение России.
- Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации
- Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего.
- Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
- Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса
- Основные формы внешних экономических связей.
- Участие России в международных отраслевых и региональных организациях.
- Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ).
Практические работы
- Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития.
- Определение роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и с/х продукции.
Изменения, внесенные в рабочую программу
1 – раздел «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» перенесен из конца курса (11 класс) в конец 10 класса после темы «География мирового хозяйства», т.к. в 10 классе изучаются общемировые характеристики, тенденции и проблемы, а в 11 классе изучаются отдельные регионы и страны.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащих ся общеучебных умений и навыков, овладение универсальными способами деятельности. К ним относятся:
- работа с картами различной тематики и разнообразными ста тистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления,оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках раз личного типа в том числе в геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений, презен тации результатов познавательной и практической деятельности.
Планируемые результаты обучения
знать/понимать
- основные географические понятия и термины, традиционные иновые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, ихглавные месторождения и территориальные сочетания; числен ность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; геогра фическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; гео графические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономическо го положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены тре бования, связанные с применением приобретенных знаний (сравни вать, оценивать, объяснять). Формирование умений предусматривает применение разнообраз ных источников географической информации: таблиц, картосхем, про стейших карт, моделей, отражающих географические закономернос ти различных явлений и процессов, их территориальные взаимодейст вия при географической характеристике регионов и стран мира
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации гео графические тенденции развития природных, социально-эконо мических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Учебно-методический комплект / Литература
Программа | Примерные программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы– М.: Дрофа, 2007 г. | |
Базовый учебник | Максаковский В.П. «География. Экономическая и социальная география мира.» 10 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. – 18-е издание. – М.: Просвещение, 2010 г. | |
Методическое пособие для ученика | Атлас и контурная карта «Экономическая и социальная география мира» ми |
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Теоретическая часть | Знания/умения | Практическая часть | Домашнее задание |
10 класс (35 часа) | |||||
Современные методы географических исследований. Источники географической информации. (4 часа) | |||||
Положение географии в системе наук. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. | Знать/понимать: основные географические термины, традиционные и основные методы географических исследований. основные географические термины, традиционные и основные методы географических исследований, основные географические термины, традиционные и основные методы географических исследований. основные географические термины, традиционные и основные методы географических исследований. | №1 Обозначение на контурной карте основных географических объектов | |||
| №2 Анализ карт различной тематики. Сопоставление карт различной тематики | ||||
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. | №3 Использование статистической информации разной формы и содержания. | ||||
Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | №4 Составление картосхем и простейших карт отражающие различные географические явления. | ||||
Природа и человек в современном мире (6 часов) | |||||
Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». | Знать/понимать: особенности размещения природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира | ||||
Оценка мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Природно- ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов | №5 Оценка обеспеченности разных регионов и стран различными видами природных ресурсов. | ||||
Минеральные, земельные , водные и биологические ресурсы. | |||||
РесурсМирового океана, космические и рекреационные ресурсы | |||||
Загрязнение и охрана окружающей среды. Источники загрязнения окружающей среды. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. | |||||
Географическое ресурсоведение и геоэкология. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования | |||||
Население мира (5 часов) | |||||
Численность и воспроизводство населения. Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. | Знать/понимать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации Уметь: определять и сравнивать географические тенденции развития социально-экономических процессов и явлений, оценивать демографическую ситуацию. | №6 Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. | |||
Состав (структура ) населения. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. | |||||
Размещение и миграция населения. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. | |||||
Городское и сельское население. Урбанизация. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. | №7 Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в различных странах и регионах | ||||
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира | №8 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами | ||||
География мирового хозяйства (14 часов) | |||||
НТР. Характерные черты и составные части. | Знать/понимать: географические аспекты аспекты отраслевой структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей Уметь: составлять комплексную географическую характеристику регионов мира, таблицы, диаграммы, картосхемы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов | ||||
Мировое хозяйство. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. | №9 Определение стран –кспортеров основных видов промышленной и с/х продукции и сырья районов туризма и отдыха стран , предоставляющих банковские и другие виды международных услуг | ||||
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). | |||||
Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы | |||||
Факторы размещения. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География промышленности. | |||||
Топливно- энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная ). | №10 Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. | ||||
Электроэнергетика, горнодобывающая пр-ть, металлургия. | |||||
Машиностроение. Химическая пр-ть. | |||||
Лесная, легкая пр-ть. Пр-ть и окружающая среда. | |||||
География сельского хоз-ва и рыболовство. Зеленая революция. Растениеводство. Животноводство. | |||||
География транспорта. | |||||
География мировых валютно-финансовых отношений. | |||||
Международные экономические отношения. | |||||
Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. | |||||
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (6 часов) | |||||
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. | Знать/понимать: основные глобальные проблемы, их причины, возможные последствия Уметь: составлять географические прогнозы | №11 Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической обстановкой, географических аспектов других глобальных проблем человечества. | |||
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. | |||||
Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. | |||||
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. | |||||
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. | №12 Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. | ||||
Геоэкология – фокус
Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. |
11 класс (35 часа)
№ | Дата | Теоретическая часть | Знания/умения | Практическая часть | Домашнее задание | |||
Регионы и страны мира (25 часов) | ||||||||
Многообразие стран на политической карте мира (2 часа) | ||||||||
Различия стран современног о мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Многообразие стран на политической карте мира. | Знать/понимать: основные географические термины, традиционные и основные методы географических исследований. основные географические термины, традиционные и основные методы географических исследований. | |||||||
Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). | ||||||||
Европа (4 часа) | ||||||||
Общая характеристика Зарубежной Европы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Население Европы
| Знать/понимать: географические аспекты аспекты отраслевой структуры Зарубежной Европы, размещение его основных отраслей Уметь: составлять комплексную географическую характеристику Зарубежной Европы, таблицы, диаграммы, картосхемы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов | №1 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий. | ||||||
Хозяйство, международные экономические связи. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития. Европейские страны «большой семерки» | ||||||||
Восточная и Средняя Европа | №2 Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики. | |||||||
Северная и Южная Европа | ||||||||
Зарубежная Азия (5 часов) | ||||||||
Общая характеристика Азии. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного о социально-экономического развития. | Знать/понимать: географические аспекты аспекты отраслевой структуры Зарубежной Азии, размещение его основных отраслей Уметь: составлять комплексную географическую характеристику Зарубежной Азии, таблицы, диаграммы, картосхемы | №3 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий. | ||||||
Субрегионы Азии | №4 Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики. | |||||||
Субрегионы Азии | ||||||||
Индия | ||||||||
Япония и Китай | ||||||||
Северная Америка (4 часа) | ||||||||
Общая характеристика Северной Америки. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Население Северной Америки. | Знать/понимать: географические аспекты аспекты отраслевой структуры Северной Америки, размещение его основных отраслей Уметь: составлять комплексную географическую характеристику Северной Америки, таблицы, диаграммы, картосхемы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов | №5 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий. | ||||||
Хозяйство, международные экономические связи. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально- экономического развития. | ||||||||
США | №6 Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики. | |||||||
Канада | ||||||||
Латинская Америка (5 часов) | ||||||||
Общая характеристика Латинской Америки. | Знать/понимать: географические аспекты аспекты отраслевой структуры Латинской Америки, размещение его основных отраслей Уметь: составлять комплексную географическую характеристику Латинской Америки, таблицы, диаграммы, картосхемы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов | №7 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий. | ||||||
Общая характеристика хозяйства региона. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально- экономического развития. | ||||||||
Бразилия и Аргентина. | №8 Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики. | |||||||
Перу и Чили. | ||||||||
Латинская Америка – регион интенсивного развития. | ||||||||
Африка (4 часа) | ||||||||
Состав, политическая карта. | Знать/понимать: географические аспекты аспекты отраслевой структуры Африки, размещение его основных отраслей Уметь: составлять комплексную географическую характеристику Африки, таблицы, диаграммы, картосхемы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов | №9 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий. | ||||||
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально- экономического развития. | ||||||||
Деление Африки на субрегионы. | №10 Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики. | |||||||
ЮАР. | ||||||||
Австралия и Океания (1 час) | ||||||||
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально- экономического развития. | Знать/понимать: географические аспекты аспекты отраслевой структуры Австралии и Океании, размещение его основных отраслей Уметь: составлять комплексную географическую характеристику Австралии и Океании | №11 Составление комплексной географической характеристики стран и крупных регионов, определение их географической специфики | ||||||
Россия в современном мире (10 часов) | ||||||||
Россия на политической карте мира. | Знать/понимать: географические аспекты аспекты отраслевой структуры России, размещение его основных отраслей Уметь: составлять комплексную географическую характеристику Росси | №12 Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития. | ||||||
Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. | ||||||||
Современное геополитическое положение России. | ||||||||
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации | №13 Определение роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и с/х продукции. | |||||||
Характеристика современного этапа преобразований закрытой открытую экономику будущего. | ||||||||
Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. | ||||||||
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса | ||||||||
Основные формы внешних экономических связей. | ||||||||
Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. | ||||||||
Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...
Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....