Подготовка к ГИА по географии
статья по географии
В статье даны рекомендации и примеры из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia_.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система подготовки обучающихся к ГИА по географии»
(по планированию работы с выпускниками 9 и 11 классов по подготовке к ГИА по географии). 29.08.2018г.
Традиционная форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ постепенно перешла в новую для участников образовательного процесса форму – государственную итоговую аттестацию (ГИА), основной целью которой является дифференциация выпускников общеобразовательной средней (общей) школы по уровню подготовки с целью итоговой аттестации и отбора наиболее талантливых учащихся.
Апробация ГИА в новой форме в Российской Федерации проводится с 2002 года. ГИА – это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов, радикально отличающаяся от привычной формы экзамена, это новая реальность в российском образовательном пространстве.
С 1 сентября 2016 г. вступает в силу Приказ Минобрнауки России №692 от 7 июля 2015 года «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394», согласно которому ГИА является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе, является неотъемлемым элементом формирующейся общероссийской системы оценки качества образования и каждый учащийся, оканчивающий 9-й класс, обязан сдать 4 экзамена, из них 2 обязательных – математика и русский язык и два по выбору. Предметом по выбору, наряду с другими 8 учебными дисциплинами, является и география. В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА. В современной литературе нет чётких методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки. Таким образом, данная тема очень актуальна.
Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.
Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.
География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.
К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна.
В последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география, к величайшему сожалению, не входит, это касается обучающихся в 11 классе. Географию, как правило, выбирают большинство обучающихся 9 класса, потому что считают, что этот предмет легче сдать, чем остальные предметы.
Это в основном, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс закончить девять классов. Хотя, я считаю, что лёгким предметом географию назвать нельзя.
Поэтому содержание контрольно-измерительных материалов охватывает с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны - наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально- культурные и экономические.
Подготовка к основному государственному экзамену в 9 классе является одной из основных проблем и выпускников и учителя. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
Выпускники 9 класса должны обладать сформированными общеучебными умениями и навыками: наблюдением, отбором, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ОГЭ.
Подготовка к итоговой аттестации, как правило, должна идти на протяжении всего обучения, но на это не всегда хватает учебного времени, а дополнительными часами учителей географии, увы, не балуют. Подготовка учащихся 9 классов к ГИА осуществляется мною в основном в дополнительное от учебы время. Как правило, после занятий. На уроках вести подготовку нецелесообразно, т.к. мало количество учащихся, выбирающих данный предмет для итоговой аттестации. Раз в неделю проходит консультация, которая начинается с октября месяца. Раз в четверть выполняли пробную версию ОГЭ. Первые пробные работы показывают очень низкое качество у большинства. Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет обучающийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.
На первых консультациях работа с бланками, инструкциями, памятками, демоверсией (так же это входит в экзаменационный уголок), знакомлю обучающихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Они должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы получить как можно больше баллов.
В своей работе я использую формы проверки изученного материала в форме тестов, географических диктантов, цифровых диктантов, задание на соответствие, решение географических задач по разным темам. Это дает возможность «натаскивание» учеников на работу с тестами.
Главное в подготовке я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. (знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.)
Начиная с 5 класса мы работаем с географической номеклатурой. (на настенных и индивидуальных картах показывают географические объекты.) Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.
Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат по географической карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с картами.
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами, графиками.
При подготовке я применяю информационные технологии.(Презентации, дополнительную наглядность дидактические карточки- это способствует лучшему запоминанию учебного материала.
Сначала я показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от обучающихся.
Для работы над пробными вариантами предлагаю инструкции решения типовых тестовых заданий по разным темам.
Например, чтение синоптической карты: определение зоны действия
атмосферных вихрей: рассмотреть фрагмент карты и её условные знаки; найти окружности циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление), сопоставить их положение с городами, указанными в задании, определить города в зоне их действия, определить изменения погоды в связи с атмосферными вихрями.
По заданию определить, какие изменения погоды прогнозируются (похолодание или потепление погоды): для этого найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт (по условным знакам) и направление их перемещения, далее найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта, и выполнить задание.
Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал.
Необходимо вспомнить приемы работы по топографической карте и плану местности. Особое внимание уделяем построению профиля рельефа местности, так как в школьном курсе географии этому уделяется мало внимания. Да и ученики 9 класса забывают материал 6 класса и без подготовки и повторения этого материала, эти задания выполнить не могут.
При выполнении заданий по определению страны или региона нужно приучить ребят искать главные мысли в описательном тексте. Это поможет распознать страну или регион России по описанию.
Чтобы хорошо сдать ОГЭ можно только выполнив очень много тестовых тренировочных заданий. Для этого мы используем разные сайты в интернете, прежде всего сайт ФИПИ, также сайт Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ, ЕГЭ», онлайн тесты - где можно решать задания, с последующей проверкой правильности выполнения работы.
Основные приёмы подготовки к ГИА:
- групповые и индивидуальные консультации;
- знакомство со структурой работы; с умениями заполнять бланки;
- решение вариантов демоверсии; вариантов в разных источниках;
- разбор теоретического материала по основным разделам курса географии, входящим в работу;
- практические занятия с географической, топографической картами, планом и профилем местности, статистическими материалами;
- самостоятельная работа обучающихся по решению различных заданий.
Данная система мероприятий способствует повышению качества подготовки и приводит к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА обучающимися.
При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.
Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.
ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ГИА нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
- Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
- В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания по подготовке к экзамену.
- При подготовке к ЕГЭ по географии необходимо систематически проводить мониторинг подготовки к ГИА для выявления типичных ошибок и работать над их устранением.
Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГИА по географии в 9 классе
Диагностическая карта уч-ся 9 класса ФИ __________________________________
Тема/ Дата | ||||||||||||||||||||
1.Географические особенности природы и народов Земли | ||||||||||||||||||||
2.Географическое положение России | ||||||||||||||||||||
3.Особенности природы России | ||||||||||||||||||||
4.Геоэкологические проблемы | ||||||||||||||||||||
5.Отрасли хозяйства России, особенности размещение | ||||||||||||||||||||
6.Природные ресурсы, их использование и охрана | ||||||||||||||||||||
7.Особенности населения России | ||||||||||||||||||||
8.Территориальная обеспеченность ресурсами | ||||||||||||||||||||
9.Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами | ||||||||||||||||||||
10.Географические явления и процессы в геосферах | ||||||||||||||||||||
11.Разные территории Земли: анализ карты | ||||||||||||||||||||
12.Причины возникновения геоэкологических проблем | ||||||||||||||||||||
13.Существенные признаки геогробъектов и явлений | ||||||||||||||||||||
14.Географические координаты | ||||||||||||||||||||
15.Географические явления и процессы в геосферах (C1) | ||||||||||||||||||||
16.Географические объекты и явления | ||||||||||||||||||||
17.Разные территории Земли: анализ карт | ||||||||||||||||||||
18.Расстояние на карте просмотреть | ||||||||||||||||||||
19.Направление на карте просмотреть | ||||||||||||||||||||
20.Чтение карт различного содержания (C2) | ||||||||||||||||||||
21.Чтение и анализ карт просмотреть | ||||||||||||||||||||
22.Географические объекты и явления | ||||||||||||||||||||
23. Разные терр Земли, их обеспеченности ресурсами (C3) | ||||||||||||||||||||
24.Определение поясного времени | ||||||||||||||||||||
25.Особенности природно-хозязон и районов России | ||||||||||||||||||||
26.Географические явления и процессы в геосферах | ||||||||||||||||||||
27.Анализ информации о разных территориях Земли | ||||||||||||||||||||
28.Выявление эмпирических зависимостей | ||||||||||||||||||||
29.Географические следствия движений Земли | ||||||||||||||||||||
30.Выявление признаков географических объектов и явлений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по географии
Решение трудных задач по географии 11 класс...
Подготовка к ГИА по географии
Представлен методический опыт подготовки учащихся к аттестации....
Карточка для подготовки к ГИА-9 география, 9 класс
Карточка для подготовки к ГИА-9 география, 9 класс включает 2 задания. 1 задание - найти соответствие: субъект-столица. 2 задание - рассчитать годовую амплитуду...
Памятка для выпускников 11 класса при подготовке к ЕГЭ по географии.
Особое внимание хочется обратить на картографические задания (из части С). Круг предлагаемых к выполнению задач не так велик:Определить азимут на объект местности;Определить длину расстояния меж...
Факультатив подготовка к ЕГЭ по географии
Факультатив подготовка к ЕГЭ по географии . Представлена пояснительная записка, учебный план и список литературы...
Подготовка к ГИА по географии. Презентация.
Презентация составлена для подготовки учащихся 9 класса к ГИА. В заданиях проверяется умение применить полученные на уроках знания и умения для определения географических объекто ( стран) по их ...
Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...