Подготовка к ЕГЭ по географии
статья по географии (11 класс) по теме
Решение трудных задач по географии 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_trudnyh_zadach_ege_po_geografii.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение трудных задач ЕГЭ по географии.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по географии 2010 года сохранили общую структуру, которая сформировалась в течение двух лет. Три части экзаменационной работы (часть А, часть В и часть С) отражают два содержательных уровня (базовый и профильный) подготовки учащихся по географии.
В задании части А оказались трудными заданиями темы «Городское и сельское население. Города». Для улучшения знаний по этой теме необходимо проводить работу со статистическими материалами.
Пример [3]:
Таблица 1
Города с численностью постоянного населения от 500 тыс. до 1 млн. человек
№ п/п | Города | Субъект РФ, в состав которого входит город | На 1 января | |
2009 года | 2008 года (справочно) | |||
1. | Пермь | Пермский край | 985 794 | 987 234 |
2. | Волгоград | Волгоградская область | 981 909 | 983 893 |
3. | Красноярск | Красноярский край | 947 801 | 936 445 |
4. | Воронеж | Воронежская область | 843 496 | 839 921 |
5. | Саратов | Саратовская область | 830 953 | 836 098 |
6. | Краснодар | Краснодарский край | 710 686 | 709 735 |
7. | Тольятти | Самарская область | 720 346 | 705 462 |
8. | Ижевск | Удмуртская Республика | 611 043 | 613 295 |
9. | Ульяновск | Ульяновская область | 603 782 | 606 972 |
10. | Ярославль | Ярославская область | 606 336 | 605 176 |
11. | Барнаул | Алтайский край | 596 763 | 597 205 |
12. | Владивосток | Приморский край | 578 619 | 578 800 |
13. | Хабаровск | Хабаровский край | 579 168 | 577 345 |
14. | Иркутск | Иркутская область | 579 268 | 575 817 |
15. | Новокузнецк | Кемеровская область | 563 271 | 562 215 |
16. | Тюмень | Тюменская область | 570 349 | 560 014 |
17. | Оренбург | Оренбургская область | 524 413 | 526 430 |
18. | Кемерово | Кемеровская область | 520 609 | 520 011 |
19. | Рязань | Рязанская область | 510 006 | 510 816 |
20. | Пенза | Пензенская область | 507 047 | 507 823 |
21. | Набережные Челны | Республика Татарстан | 507 868 | 506 121 |
22. | Астрахань | Астраханская область | 504 141 | 503 087 |
23. | Липецк | Липецкая область | 502 535 | 502 476 |
24. | Томск | Томская область | 501 784 | 496 519 |
Таблица 2
Города с численностью постоянного населения 1 млн. человек и более.
№ п/п | Города | Субъект РФ, в состав которого входит город | На 1 января | |
2009 года | 2008 года (справочно) | |||
1. | Москва | 10 508 971 | 10 470 318 | |
2. | Санкт-Петербург | 4 581 854 | 4 568 047 | |
3. | Новосибирск | Новосибирская область | 1 397 191 | 1 390 513 |
4. | Екатеринбург | Свердловская область | 1 332 264 | 1 322 954 |
5. | Нижний Новгород | Нижегородская область | 1 272 527 | 1 274 708 |
6. | Самара | Самарская область | 1 134 716 | 1 135 422 |
7. | Омск | Омская область | 1 129 120 | 1 131 100 |
8. | Казань | Республика Татарстан | 1 130 717 | 1 120 238 |
9. | Челябинск | Челябинская область | 1 093 699 | 1 092 495 |
10. | Ростов-на-Дону | Ростовская область | 1 048 991 | 1 048 714 |
11. | Уфа | Республика Башкортостан | 1 024 842 | 1 021 458 |
Лучше участники ЕГЭ понимают такие темы экономической, социальной и политической географии как «Административно-территориальное устройство России», «Политическая карта мира», «География промышленности, сельского хозяйства и транспорта стран мира».
Темы «Численность, естественное движение населения России», «Направления и типы миграции», «Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода» также являются сложными. Причина: недостаточно сформированы навыки работы со статистическим материалом.
Примеры решения задач [1]:
Задача 1. Используя данные таблицы 3, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2007 г. для Ленинградской области.
Таблица 3
Численность и естественный прирост населения Ленинградской области.
2007 | 2008 | |
Среднегодовая численность населения, человек. | 1635543 | 1632622 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год. | –16079 | нет данных |
Полученный результат округлите до целого числа.
Ответ: ______ ‰
Решение.
При решении задач подобного типа необходимо использовать показатели искомого года, в данной задаче – это 2007 г.
Кеп = (–16079/1635543) х 1000 = (– 0,0098) х 1000 = 9,8 ‰
Ответ: –10 ‰
Задача 2. Используя приведенные в таблице 4 данные, определите, в какой из стран – Алжире, Чили или Италии – показатель смертности в расчете на 1 тыс. жителей наибольший. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные (вычисления) или рассуждения. Объясните, почему в этой стране показатель смертности наибольший.
Таблица 4
Демографические показатели Алжира, Чили и Италии.
Алжир | Чили | Италия | |
Общая численность населения, млн. чел. | 33,3 | 16,3 | 58,1 |
Доля населения в возрасте до 15 лет, % | 35 | 25 | 14 |
Доля населения старше 65 лет, % | 5 | 8 | 19 |
Рождаемость, ‰ | 17,1 | 15,0 | 8,5 |
Естественный прирост, ‰ | 12,1 | 9,1 | -2,0 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет | 73,5 | 76,9 | 80,0 |
Доля городского населения, % | 49 | 87 | 90 |
Решение.
Сначала необходимо высчитать показатель смертности для каждой страны. Для этого из основной формулы выводим искомую:
Кс (Алжир) 17,1 – 12,1 = 5
Кс (Чили) = 15 – 9,1 = 5,9
Кс (Италия) = 8,5 – (-2,0) = 8,5 + 2 = 10,5
Таким образом, наибольший показатель смертности характерен для Италии. Причина: наибольшая доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре Италии.
Задача 3. Внутренние миграции населения оказывают заметное влияние на численность населения субъектов Российской Федерации. При планировании мер по обеспечению населения жильем, рабочими местами, объектами социальной сферы необходимо учитывать влияние миграционных процессов на численность населения региона.
В таблице 5 приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 5.
Численность и естественный прирост населения Ленинградской области
2006 | 2007 | 2008 | |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 1643888 | 1637737 | 1633350 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | –18665 | –16079 | нет данных |
Проанализировав эти данные, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Ленинградской области в 2007 г. Запишите решение задачи.
Решение.
1. Нужно определить, как изменилась численность населения за 2007 г.,: необходимо найти разность между численностью на 1 января 2008 г. (этот показатель показывает численность населения на конец 2007 г.) и на 1 января 2007 г. (этот показатель – на начало года), т.е. в результате этого действия определится сумма ЕП и СМ.
1633350 – 1637737 = – 4387, следовательно, численность населения сократилась на 4387 чел.
2. Имея из таблицы 5 величину ЕП и полученный показатель в первом действии, можно вычислить величину механического прироста населения.
–4387 – (–16079) = 11692.
Ответ: 11692 человек.
Пример решения задачи.
Задача. Используя приведенные в таблице 6 данные, определите, в какой из стран – А, Б или В – доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наибольшая. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные и рассуждения. Укажите причину более высокой доли пожилого возраста в населении этой страны.
Таблица 6
Демографические показатели А, Б и В.
Страна А | Страна Б | Страна В | |
Общая численность населения, млн. чел. | 8,0 | 149,0 | 38,0 |
Численность населения в возрасте до 15 лет, млн. чел. | 1,3 | 49,2 | 16,7 |
Численность населения старше 65 лет, млн. чел. | 1,2 | 7,5 | 1,5 |
Рождаемость, ‰ | 9 | 27 | 41 |
Естественный прирост, ‰ | 9 | 8 | 14 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет | 80 | 62 | 50 |
Доля городского населения, % | 67 | 24 | 23 |
Средняя плотность населения, чел/км² | 99 | 1035 | 14 |
Решение.
1. Необходимо высчитать долю (Д) населения старше 65 лет в общей численности населения страны:
Д (страна А) = 1,2/8,0 = 0,15
Д (страна Б) = 7,5/149,0 = 0,05
Д (страна В) = 1,5/38,0 = 0,04
Полученные данные можно высчитать также с помощью метода пропорции. Результат получится в процентах: страна А – 15 %, страна Б – 5 % и страна В – 4 %.
Следовательно, доля лиц пожилого возраста наибольшая в стране А.
2. Причина: Низкая рождаемость в стране А, а также в данной стране высокая средняя продолжительность жизни.
Задание В8 «Размещение природных ресурсов, сравнение обеспеченности природными ресурсами, отдельных стран, регионов мира и России» имеет низкий уровень выполнения. Подробно способы решения изложены в [2].
В заключение необходимо отметить, что для успешной подготовки школьников к ЕГЭ по географии необходимо увеличить количество учебных часов на данный предмет, а также чаще проводить повышение квалификации учителей географии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА по географии
Представлен методический опыт подготовки учащихся к аттестации....
Карточка для подготовки к ГИА-9 география, 9 класс
Карточка для подготовки к ГИА-9 география, 9 класс включает 2 задания. 1 задание - найти соответствие: субъект-столица. 2 задание - рассчитать годовую амплитуду...
Памятка для выпускников 11 класса при подготовке к ЕГЭ по географии.
Особое внимание хочется обратить на картографические задания (из части С). Круг предлагаемых к выполнению задач не так велик:Определить азимут на объект местности;Определить длину расстояния меж...
Факультатив подготовка к ЕГЭ по географии
Факультатив подготовка к ЕГЭ по географии . Представлена пояснительная записка, учебный план и список литературы...
Подготовка к ГИА по географии. Презентация.
Презентация составлена для подготовки учащихся 9 класса к ГИА. В заданиях проверяется умение применить полученные на уроках знания и умения для определения географических объекто ( стран) по их ...
Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...
Программа кружка по географии для 7 класса "Подготовка к олимпиадам по географии"
Программа разработана для учащихся 7 класса с целью подготовки их к олимпиаде по географии....