Конспект урока по географии 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Мукабенова Айса Александровна

Тема: Хозяйство России. Структура хозяйства

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_geografii_9_klass_2.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Хозяйство России. Структура хозяйства

 

Цели: Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «сфера», «географическое разделение труда», «межотраслевой комплекс». Сформулировать представление об особенностях структуры хозяйства России. Формировать умения работать со статистическими материалами, развивать умение работать с учебниками, составлять логические схемы.

Оборудование: Контурная карта, текст учебника.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

- Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России. Что же такое хозяйство России?

Запись в тетрадь

Хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.

Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает).

- Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.

Общество любой страны должно решить 3 проблемы:

а) что производить (пушки или масло);

б) как производить (какие технологии и ресурсы использовать);

в) для кого они будут предназначены (какой части населения необходимы и как географически распределены по стране).

Хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль?

Запись в тетрадь

Отрасль - это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги. Совокупность отраслей составляет экономику страны. Например: все автомобильные заводы страны образуют отрасль - автомобилестроение; а все медицинские учреждения (больницы, поликлиники и др.) образуют другую отрасль - медицину (или здравоохранение).

- Хозяйство часто делят на две сферы: производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную). Производственная сфера состоит из отраслей, производящих материальные блага (машины, мебель, продукты питания и др.). Непроизводственная сфера оказывает услуги (образовательные - образование, медицинские - медицина, услуги связи и пр.).

Хозяйство можно представить в виде следующей схемы, которую учитель чертит на доске, а учащиеся в тетради.

 

 

Задания:

1. Определите структуру экономики России в 1999 году.

- Какие отрасли являются ведущими в производственной сфере? (Промышленность, торговля и общественное питание, сельское хозяйство.)

- Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере? (Народное образование, культура и искусство; здравоохранение; управление, финансы и кредит.)

2. Определите, какие отрасли являются ведущими в стране. Почему эти отрасли являются ведущими? (Ведущей отраслью являются промышленность и строительство. В этих отраслях занято 30% населения. На втором месте стоят отрасли непроизводственной сферы - здравоохранение, образование, наука, культура, спорт - 20%. Структура хозяйства меняюсь в течение второй половины 20 века. Так, доля занятых в промышленности росла с 1940 г. по 1980 г., за счет уменьшения занятых в сельском хозяйстве, т. к. в России шел процесс индустриализации хозяйства. Увеличилась доля занятых в отраслях непроизводственной сферы с 7% в 1940 г. до 20% в 1999 г. Главная причина (фактор) этих изменений - технический прогресс и связанные с ним изменения эффективности работы различных отраслей.)

- Хозяйство делится и на межотраслевые комплексы - МОК. Это группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга: машиностроительный, агропромышленный, транспортный, военно-промышленный, химико-лесной и др.

Хозяйство также делят и на 3 сектора:

1. Первичный сектор

Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность

2. Вторичный сектор

Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.

3. Третичный сектор.

Третичный сектор стал преобладающим в развитых странах. Это сфера непроизводственная - наука, финансовая сфера, информация, услуги. Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор хозяйства.

В России до сих пор преобладающей отраслью является промышленность, ведущей сферой - производственная. Россия отстает в развитии экономики технологически, у нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е. обрабатывающая промышленность.

Страны проходят 3 этапа в развитии общества и экономики:

1. Доиндустриальный (аграрный).

Большая часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве (Россия в XIX в.).

2. Индустриальный.

Ведущей отраслью хозяйства является промышленность. (Развитые страны прошли этот этап в XIX веке и начале XX века. Россия сейчас находится на этом этапе развития.)

3. Постиндустриальный.

Этап развития, при котором ведущими отраслями являются наука, информатика, связь, сфера услуг. Этот этап у России в будущем.

Задания:

- Определите, на каком этапе развития общества и экономики находится ваш регион.

- Какие отрасли имеют рост производства с 1991 по 1999 гг.?

- Какие регионы России имеют схожую с вашим регионом структуру хозяйства?

- Сравните свой регион со средними данными по России в целом.

 

III. Закрепление

- В чем особенности структуры экономики России? (Преобладание промышленности в экономике.)

- Какие отрасли хозяйства являются ведущими? (Промышленность (добывающая), строительство, торговля, здравоохранение, образование и др.)

- В чем отличие доиндустриального, индустриального и постиндустриального этапов развития экономики?

- Что является переходным этапом от одного этапа развития экономики к другому? (Промышленная революция (первая техническая), вторая техническая и НТР, НТР - переход от индустриального этапа к постиндустриальному.)

- Какие районы России находятся на доиндустриальном этапе развития? (Калмыкия, Тыва, Эвенкийский АО, Чукотка)

- На каком этапе развития экономики находятся Москва и Санкт-Петербург? (Постиндустриальный.)

- Назовите секторы хозяйства? (Первичный, вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)

- Какое влияние индустриализация хозяйства оказала на занятость работников. (Большая часть работников уехала из сельской местности в город, т. е. перешла из сельского хозяйства в промышленность).

IV. Домашнее задание: § 1задание 2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...

Конспект урока по географии в 6 классе по теме "Ветер" с учетом требований современного урока

Данный урок разработан в соответствии с требованиями современного урока и ФГОС второго поколения....

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...