Конспект урока по географии 11 класс
план-конспект урока по географии (11 класс)
Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_geografii_11_klass_2.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы
Цель урока: Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы, рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций населения, религиозного состава и расселения населения по территории Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурными картами, умение анализировать и выделять главное.
Тип урока: Изучения нового материала
Методы: Информационно-рецептивный самостоятельная работа учащихся
Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»
Ход урока:
- Организационная часть урока
Цель: Проверить посещаемость и готовность учащихся к уроку
2. Повторение изученного материала
Цель: Повторить экономико-географическое положение Зарубежной Европы, её природно-ресурсный потенциал, государственное устройство Зарубежной Европы.
Фронтальный опрос учащихся по материалу прошлого урока:
Вопрос 1: Какую площадь занимает Зарубежная Европа? (5,4 млн.кв.км.)
Вопрос 2: Какими чертами определяется экономико-географическое положение стран
Зарубежной Европы? (соседским и приморским положением)
Вопрос 3: Как и когда изменялась политическая карта Европы? (трижды: После Первой и Второй мировой войн и в последние годы – объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии и т.д..)
Вопрос 4: Каковы природные предпосылки для развития промышленности в Зарубежной Европе? (связаны и сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых, хотя состав отличается)
Вопрос 5: Какими полезными ископаемыми богата Зарубежная Европа? (В северной части - рудные и топливные полезные ископаемые каменный уголь – Рурский бассейн в ФРГ и Верхнесилезский в Польше; нефть и газ – Североморский; железная руда – Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции; в южной части- бокситы и топливные ресурсы)
Вопрос 6: Какими ещё природными ресурсами богата Зарубежная Европа? (гидроэнергетические и лесные). В последнее время развиты природно-рекреационые ресурсы.
Вывод: То есть Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно-ресурсного потенциала. Этот регион и в наше время занимает очень важное место в мировой политике и экономике. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с характеристикой населения Зарубежной Европы.
- Изучение нового материала
Цель: Рассмотреть вопросы воспроизводства населения, миграций, религиозного состава и размещения населения по территории Зарубежной Европы.
-Учащиеся записывают тему урока в тетради.
1. Заселение региона (рассказывает учитель )
- До Великих географических открытий и после
- Заселение региона в первой и второй половине 20 века
2. Воспроизводство населения Зарубежной Европы
Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом.
Вопрос к классу: Вспомните и назовите причины низкой рождаемости.
Ответ: Главной причиной низкой рождаемости в странах Зарубежной Европы является увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребёнка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.
Задание классу: На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы». Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности и естественного прироста.
- На выполнение задания даётся 5-7 минут, а затем анализируют вместе с учителем.
Вывод по таблице: В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста. Это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким показателем рождаемости – Болгария, Испания, Италия, ФРГ.
Вопрос к классу: Как вы думаете, в каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)
Вопрос к классу: Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать?
Ответ: Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства: низкую рождаемость и низкий естественный прирост.
Если сравнивать эти показатели не по странам, а по регионам, то получится, что самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время этими странами проводилась жёсткая демографическая политика. Например: В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей, а за незаконный аборт врачу грозило тюремное заключение. После снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту. В Западной Европе ситуация тоже неблагоприятная и поэтому демографическая политика направлена на повышение рождаемости. В Южной Европе сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости. В Северной Европе благоприятная ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.
Миграции населения
В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран региона к середине 21 века должно уменьшиться. Всё это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Зарубежная Европа превратилась в очаг трудовой иммиграции ( примерно 20 млн. иностранных рабочих и членов их семей.)
Задание к классу: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:
Страны с массовой иммиграцией | Страны с массовой эмиграцией |
На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения
- На задание даётся 5-7 минут, затем проверяется и делается вывод
Вывод: Страны эмиграции – страны бывшие колонии, страны иммиграции – страны метрополии.
- Народы и языки Зарубежной Европы
По национальному составу население Зарубежной Европы однородно; из 62 народов подавляющее большинство относится к индоевропейской языковой семье.
Карта «Народы и языки Европы» атлас стр. 12-13
-Учащиеся анализируют карту, учитель дополняет.
Половина стран Европы считаются однонациональными, остальные являются многонациональными и двунациональными.(Например: Швейцария, Великобритания, Испания). Так как в Европе немало государств со сложным национальным составом, там наблюдается обострение межнациональных отношений.
В Зарубежной Европе большое количество разнообразных религий.
Можно составить схему в тетради «Религии Зарубежной Европы»
Вывод: Господствующая религия - христианство
В Южной Европе – католицизм
В Северной Европе – протестантство
В Средней Европе – и католицизм и протестантство
В Европе находится Рим – мировой центр католицизма.
В последнее время развилось большое количество течений протестантизма.
Зарубежная Европа является одним из наиболее густонаселённых регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 км ². При этом размещение населения в регионе объясняется географией городов. То есть, уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: от 74% до 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая.
Задание классу: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся.
Дополнительный материал
Рис.1. Крупный европейский город.
Город-миллионник | Население, млн. чел | Страна |
|
Лондон | 14 | Англия | 61,1 |
Берлин | 11 | Германия | 81,7 |
Мадрид | 6,5 | Испания | 47 |
Рим | 6,5 | Италия | 60,6 |
Париж | 6 | Франция | 64 |
Будапешт | 2,1 | Венгрия | 10 |
Бухарест | 2,1 | Румыния | 21,4 |
Вена | 1,7 | Австрия | 8,4 |
Варшава | 1,6 | Польша | 38,1 |
Белград | 1,6 | Сербия | 9,8 |
Городом-миллионером Зарубежной Европы считают и Афины. Численность жителей самого города насчитывает 950 тыс. человек, но вместе с пригородами и портом Пирей образуются Большие Афины. Численность этого конгломерата — более 3 млн. человек.
- Часть городов являются густонаселенными — к таким относятся Варшава, Париж, Будапешт. Некоторые не только крупные по количеству жителей, но и по территории. Среди таких городов можно назвать Берлин и Мадрид.
- Город в Германии — Гамбург. Численность его населения составляет 1,7 млн. человек.
- Город в Италии — Милан. Здесь проживает почти 1,5 млн. жителей.
- Неаполь — еще один итальянский город. Проживает 1,1 млн. жителей.
- Город в Испании — Барселона. Может похвастаться 1,6 млн. жителей.
Большое количество крупных городов в Зарубежной Европе объясняется высоким уровнем жизни в этих странах и хорошим развитием науки, технологии, экономики. В городах европейских стран проживает около 80% всего населения. Крупные города располагаются в основном в южной части региона, на севере их насчитывается всего несколько штук.
Задание классу: Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать?
Самое большое число городов-миллионеров находится в Великобритании - 7, ФРГ - 6,
Италия - 5, Франция - 3, Польша - 3. Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора.
Таблица «Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы» (ещё раз повторяем и называем)
Закрепление изученного материала
Домашнее задание
- текст учебника, на контурных картах показать крупнейшие агломерации Зарубежной Европы
- по желанию: составить кроссворд «Города Зарубежной Европы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".
Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...
Конспект урока по географии в 6 классе по теме "Ветер" с учетом требований современного урока
Данный урок разработан в соответствии с требованиями современного урока и ФГОС второго поколения....
Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"
В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....
Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»
Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...
Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.
Урок «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...