Урок географии "Экологические проблемы в биосфере"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Урок рекомендован для учащихся 6 класса. В разработке урока дан рабочий лист учащегося, по которому учащиеся работают весь урок и проводят самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 841.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии 6 класс
Тема: Экологические проблемы в биосфере
Цель:формирование представления об условиях жизни на Земле
Задачи:
1. Изучить особенности возникновения экологических кризисов.
2. Изучить причины возникновения современных экологических проблем.
3. Сформировать представления об охране биосферы.
4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- готовность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
- освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.
Предметные:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.
Оборудование:
- Газета «ДиВОХ»
- Видеоролик «Лес и климат»
- Игра «Предполагаемый прогноз»
- Игра «Новые термины»
- Брошюра «Лес и климат»
- Презентации «Глобальные проблемы современности», «Заповедные острова ЕАО».
- Рабочий лист для учащихся
Ход урока
Организационный момент
Деятельность учителя: Приветственное слово и запись домашнего задания в дневник – стр. 132-134)
Мотивационный. Целеполагание
Деятельность учителя (вступительное слово): На протяжении многих тысячелетий человек брал из биосферы необходимые для него ресурсы, не разрушая естественное равновесие. Сегодня с ростом и развитием общества – человек оказывает все большее разрушающее воздействие на окружающую среду. Но возможно ли «мирное» существование человечества и природы в гармонии, без уничтожения?
Тема нашего урока: Экологические проблемы в биосфере
Что мы сегодня узнаем? (предполагаемые ответы учащихся):
Сегодня мы узнаем:
- Об экологических кризисах в истории человечества.
- О современных проблемах биосферы.
- Какие мероприятия направлены на охрану органического мира
(Если учащиеся затрудняются обозначить задачи урока, то в помощь можно использовать стр.132 – рубрика «Вы узнаете»)
Актуализация знаний
Деятельность учителя
По подсчетам ученых, сегодня разрушено порядка 63% биосферы. Большая часть разрушения приходится на 20 век. От деятельности человека пострадали обширные территории Южной и Юго-восточной Азии, Северной и Южной Америки.
Изучение нового материала
Деятельность учителя (рассказ): В истории Земли, человечество не раз вступало в противоречия с природой. Это противоречие приводило к возникновению экологического кризиса.
Впервые экологический кризис возник в период охоты и собирательства. Он привел к истреблению мамонтов, шерстистых носорогов и большерогих оленей.
Путем преодоления кризиса стало выращивание продуктов питания и появление 10-12 тысяч лет назад сельского хозяйства.
В период развития земледелия возник следующий экологический кризис. Причиной возникновения его стало большое скопление населения в земледельческих районах, выращивание одних и тех же культур, приведшее к обеднению почв, а также строительство систем орошения почв.
Быстрое развитие промышленности привело к возникновению экологического кризиса в 20 веке. Для этого характерно воздействие человека на биосферу в огромных масштабах, которое проявилось в нерациональном использовании богатств животного и растительного мира и в загрязнении среды обитания живых организмов.
Предлагаю вам выполнить задание №1 в рабочем листе ( учащиеся выполняют задание)
После выполнения задания №1 учитель подводит учащихся ко второму этапу уроку при помощи проблемного вопроса: Ребята, а в современном мире есть экологические проблемы? Если есть, назовите.)
Современные экологические проблемы: сегодня особенно остро для человечества стоят вопросы решения экологических проблем, которые возникли в биосфере. Все экологические проблемы можно определить в несколько групп.
1 группа: Нарушение среды обитания живых организмов. Одна из проблем – загрязнение вод Мирового океана. Особую проблему представляет нефтяное загрязнение вод Мирового океана нефтепродуктами. При разливе нефти из танкеров или с буровых установок, на поверхности океана образуется нефтяное пятно, препятствующее взаимодействию океана с атмосферой, и нарушающее воздухообмен между ними. Или, например, выброс отработанных сточных вод промышленных предприятий приводит к повышению температуры воды в водоеме и гибели многих живых организмов.
2 группа: Другая группа проблем связана с созданием и использованием человеком искусственных веществ. Также вещества, даже после окончания срока службы ,могут выделять в атмосферу вредные вещества. В процессе хозяйственной деятельности человек использует опасные для жизни вещества, такие как ртуть, мышьяк, радиоактивные вещества.
3 группа: Актуальной является проблема сокращения биоразнообразия. Сбор редких видов растений, чрезмерный и неконтролируемый вылов рыбы, охота на редкие виды животных приводит к сокращению численности видов растений и животных. Вырубка значительной площади лесов приводит к сокращению биоразнообразия. Ежегодно сокращается порядка 20 миллионов гектаров лесов, приводящее также к уменьшению численности растений и животных. Сохранение биологического разнообразия в биосфере – необходимое условие ее существования! Основу экологической политики множества стран должна составлять борьба с сокращением биологического разнообразия.
(Учащиеся выполняют задание № 2 рабочего листа)
Динамическая пауза (гимнастика)
Для поддержания равновесия сегодня во многих странах мира, территории взяты под охрану, создаются заповедники, заказники, особо охраняемые природные территории, национальные парки и т.д.Уникальные природные объекты вносят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а редкие и исчезающее виды заносят в Красную книгу.
Также существуют и другие способы сохранения видов живых организмов, давайте узнаем какие мероприятия современного мира направлены на охрану органического мира ( учитель раздает брошюры учащимся , из которых он находят необходимую информацию и выполняют задание № 3)
1. Заповедник - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории. В Российской Федерации (на 1994) около 90 заповедников и заповедно-охотничьих хозяйств. В заповеднике запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.
2. Зоопарк- научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. От зоосада отличается большей территорией, более обширной и разнообразной коллекцией животных. В 1990 в мире было ок. 850 зоологических парков и зоосадов, в Российской Федерации ок. 15, старейшие в Москве и Санкт-Петербурге.
3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (природный национальный парк) - территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.
4. ЗАКАЗНИК - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники.
5. ПИТОМНИК - 1) хозяйство, занимающееся размножением и выращиванием сеянцев и саженцев растений, а также животных (собак, змей и др.). 2) Участок в опытном или научно-исследовательском учреждении для выращивания, размножения и изучения сельскохозяйственных растений.
6. БОТАНИЧЕСКИЙ САД - научно-исследовательское, учебно-вспомогательное и культурно-просветительное учреждение. В основе ботанического сада — коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях. В крупнейших ботанических садах до 20-30 тыс. видов растений. Широко известны Главный ботанический сад РАН и ботанический сад Московского государственного университета (Москва), Никитский (Крым), Сухумский и Батумский (Грузия), ботанический сад Ботанического института Российской АН (Санкт-Петербург), ботанический сад в Кью (Великобритания), в Упсале (Швеция), ботанический сад Калькутты, Бейтензоргский ботанический сад на о. Ява и др.
Обобщение и систематизация : учащиеся выполняют задания № 4,5,6 рабочего листа
Рефлексия
Деятельность учителя
Подведем итоги!
Главная причина возникновения экологических кризисов – перемена в производительных силах общества.
- Какие три группы современных экологических проблем можно выделить?
Проблема нарушения среды обитания живых организмов.
Проблема создания и использования человеком искусственных веществ.
Проблема сокращения биоразнообразия.
Рабочий лист для учащихся
Выполнил (а):
Класс:
Тема : Экологические проблемы в биосфере
Задания:
Задание №1: Выполните таблицу «Основные экологические кризисы в истории Земли», используя информацию учебника стр. 132
Кризис (период истории) | Причины возникновения | Последствия |
I (с………………………………) |
|
|
II (с………………………………) |
|
|
III (с………………………………) |
|
|
Задание № 2: Выполните таблицу «Современные экологические проблемы», используя информацию газеты «ДиВОХ».
Современные экологические проблемы | Пример |
Задание № 3: При помощи дополнительной литературы выполните таблицу «ООПТ ЕАО»:
ООПТ ЕАО | Название | Месторасположение |
Задание № 4: На представленном ниже снимке заметны последствия хозяйственной деятельности людей. К каким экологическим последствиям это привело?
______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ |
Задание № 5: Предложите эффективные на Ваш взгляд решения представленных проблем.
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ | |
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ | |
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ |
Задание № 6: Определите, какие виды живых организмов представлены на изображении? Какие меры для их сохранения предусмотрены человеком?
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ | |
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ |
На уроке мне было (выбери смайлик и нарисуй его в пустом кружке):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок с мини-исследованиями "Биосфера и человек"
Пятнадцатилетние подростки очень критичны к словам взрослых, в том числе и к мнению педагога. Больше всего они доверяют своему личному опыту, опыту своих друзей. Исследовательские мини-проекты –...
Презентация к уроку в 8 классе "Биосфера и человек"
В представленной работе раскрываются вопросы определения биосферы, и влияние человека на биосферу и к чему это приводит....
Презентация к уроку экологии "Биологическое загрязнение биосферы и здоровье человека"
Материал рассказывает о том, что такое биологическое загрязнение икак оно отражается на человеке....
Конспект урока "Круговорот веществ в биосфере"
Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями круговорота веществ в биосфере, рассмотреть биогеохимические циклы углерода, серы, азота, фосфора в природе....
Урок биологии "Экосистемная организация биосферы".
Презентация для интерактивной доски. 9 класс...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».
Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....