Урок географии "Экологические проблемы в биосфере"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Номоконова Анна Александровна

Урок рекомендован для учащихся 6 класса. В разработке урока дан рабочий лист учащегося, по которому учащиеся работают весь урок и проводят самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии 6 класс

Тема: Экологические проблемы в биосфере

Цель:формирование представления об условиях жизни на Земле

Задачи:

1. Изучить особенности возникновения экологических кризисов.

2. Изучить причины возникновения современных экологических проблем.

3. Сформировать представления об охране биосферы.

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Оборудование:

  1. Газета «ДиВОХ»
  2. Видеоролик «Лес и климат»
  3. Игра «Предполагаемый прогноз»
  4. Игра «Новые термины»
  5. Брошюра «Лес и климат»
  6. Презентации «Глобальные проблемы современности», «Заповедные острова ЕАО».
  7. Рабочий лист для учащихся

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя: Приветственное слово и  запись домашнего задания в дневник – стр. 132-134)

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя (вступительное слово): На протяжении многих тысячелетий человек брал из биосферы необходимые для него ресурсы, не разрушая естественное равновесие. Сегодня с ростом и развитием общества – человек оказывает все большее разрушающее воздействие на окружающую среду. Но возможно ли «мирное» существование человечества и природы в гармонии, без уничтожения?

Тема нашего урока: Экологические проблемы в биосфере 
Что мы сегодня узнаем? (предполагаемые ответы учащихся):

Сегодня мы узнаем:

  1. Об экологических кризисах в истории человечества.
  2. О современных проблемах биосферы.
  3.  Какие мероприятия направлены на охрану органического мира

(Если учащиеся затрудняются обозначить задачи урока, то в помощь можно использовать стр.132 – рубрика «Вы узнаете»)              

Актуализация знаний

Деятельность учителя

По подсчетам ученых, сегодня разрушено порядка 63% биосферы. Большая часть разрушения приходится на 20 век. От деятельности человека пострадали обширные территории Южной и Юго-восточной Азии, Северной и Южной Америки.

Изучение нового материала

Деятельность учителя (рассказ): В истории Земли, человечество не раз вступало в противоречия с природой. Это противоречие приводило к возникновению экологического кризиса.

Впервые экологический кризис возник в период охоты и собирательства. Он привел к истреблению мамонтов, шерстистых носорогов и большерогих оленей.

Путем преодоления кризиса стало выращивание продуктов питания и появление 10-12 тысяч лет назад сельского хозяйства.

В период развития земледелия возник следующий экологический кризис. Причиной возникновения его стало большое скопление населения в земледельческих районах, выращивание одних и тех же культур, приведшее к обеднению почв, а также строительство систем орошения почв.

Быстрое развитие промышленности привело к возникновению экологического кризиса в 20 веке. Для этого характерно воздействие человека на биосферу в огромных масштабах, которое проявилось в нерациональном использовании богатств животного и растительного мира и в загрязнении среды обитания живых организмов.

Предлагаю вам выполнить задание №1 в рабочем листе ( учащиеся выполняют задание)

После выполнения задания №1  учитель подводит учащихся ко второму этапу уроку при помощи проблемного вопроса: Ребята, а в современном мире есть экологические проблемы? Если есть,  назовите.)

Современные экологические проблемы: сегодня особенно остро для человечества стоят вопросы решения экологических проблем, которые возникли в биосфере. Все экологические проблемы можно определить в несколько групп.

1 группа: Нарушение среды обитания живых организмов. Одна из проблем – загрязнение вод Мирового океана. Особую проблему представляет нефтяное загрязнение вод Мирового океана нефтепродуктами. При разливе нефти из танкеров или с буровых установок, на поверхности океана образуется нефтяное пятно, препятствующее взаимодействию океана с атмосферой, и нарушающее воздухообмен между ними. Или, например, выброс отработанных сточных вод промышленных предприятий приводит к повышению температуры воды в водоеме и гибели многих живых организмов.

2 группа: Другая группа проблем связана с созданием и использованием человеком искусственных веществ. Также вещества, даже после окончания срока службы ,могут выделять в атмосферу вредные вещества. В процессе хозяйственной деятельности человек использует опасные для жизни вещества, такие как ртуть, мышьяк, радиоактивные вещества.

3 группа: Актуальной является проблема сокращения биоразнообразия. Сбор редких видов растений, чрезмерный и неконтролируемый вылов рыбы, охота на редкие виды животных приводит к сокращению численности видов растений и животных. Вырубка значительной площади лесов приводит к сокращению биоразнообразия. Ежегодно сокращается порядка 20 миллионов гектаров лесов, приводящее также к уменьшению численности растений и животных. Сохранение биологического разнообразия в биосфере – необходимое условие ее существования! Основу экологической политики множества стран должна составлять борьба с сокращением биологического разнообразия.

(Учащиеся выполняют задание № 2 рабочего листа)

Динамическая пауза (гимнастика)

Для поддержания равновесия сегодня во многих странах мира, территории взяты под охрану, создаются заповедники, заказники, особо охраняемые природные территории, национальные парки и т.д.Уникальные природные объекты вносят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а редкие и исчезающее виды заносят в Красную книгу.

Также существуют и другие способы сохранения видов живых организмов, давайте узнаем какие мероприятия  современного мира направлены на охрану  органического мира ( учитель раздает брошюры учащимся , из которых он находят необходимую информацию и выполняют задание № 3)

1. Заповедник -  участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории. В Российской Федерации (на 1994) около 90 заповедников и заповедно-охотничьих хозяйств. В заповеднике запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

2. Зоопарк-  научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. От зоосада отличается большей территорией, более обширной и разнообразной коллекцией животных. В 1990 в мире было ок. 850 зоологических парков и зоосадов, в Российской Федерации ок. 15, старейшие в Москве и Санкт-Петербурге.

3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (природный национальный парк) - территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

4. ЗАКАЗНИК - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники.

 5. ПИТОМНИК  - 1)  хозяйство, занимающееся размножением и выращиванием сеянцев и саженцев растений, а также животных (собак, змей и др.). 2) Участок в опытном или научно-исследовательском учреждении для выращивания, размножения и изучения сельскохозяйственных растений.

 6. БОТАНИЧЕСКИЙ САД  - научно-исследовательское, учебно-вспомогательное и культурно-просветительное учреждение. В основе ботанического сада — коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях. В крупнейших ботанических садах до 20-30 тыс. видов растений. Широко известны Главный ботанический сад РАН и ботанический сад Московского государственного университета (Москва), Никитский (Крым), Сухумский и Батумский (Грузия), ботанический сад Ботанического института Российской АН (Санкт-Петербург), ботанический сад в Кью (Великобритания), в Упсале (Швеция), ботанический сад Калькутты, Бейтензоргский ботанический сад на о. Ява и др.

Обобщение и систематизация : учащиеся выполняют задания № 4,5,6 рабочего листа

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

Главная причина возникновения экологических кризисов – перемена в производительных силах общества.

- Какие три группы современных экологических проблем можно выделить?

Проблема нарушения среды обитания живых организмов.

Проблема создания и использования человеком искусственных веществ.

Проблема сокращения биоразнообразия.

Рабочий лист для учащихся

Выполнил (а):

Класс:

Тема : Экологические проблемы в биосфере

Задания:

Задание №1: Выполните таблицу «Основные экологические кризисы в истории Земли», используя информацию учебника стр. 132

Кризис

(период истории)

Причины

возникновения

Последствия

I

(с………………………………)

 

 

II

(с………………………………)

 

 

III

(с………………………………)

 

 

Задание № 2: Выполните таблицу «Современные экологические проблемы», используя информацию газеты «ДиВОХ».

Современные экологические проблемы

Пример

Задание № 3: При помощи дополнительной литературы выполните таблицу «ООПТ  ЕАО»:

ООПТ

 ЕАО

Название

Месторасположение

Задание № 4: На представленном ниже снимке заметны последствия хозяйственной деятельности людей. К каким экологическим последствиям это привело?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание № 5: Предложите эффективные на Ваш взгляд решения представленных проблем.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание № 6:  Определите, какие виды живых организмов представлены на изображении? Какие меры для их сохранения предусмотрены человеком?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

На уроке мне было (выбери смайлик и нарисуй его в пустом кружке):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок с мини-исследованиями "Биосфера и человек"

Пятнадцатилетние подростки очень критичны к словам взрослых, в том числе и к мнению педагога. Больше всего они доверяют своему личному опыту, опыту своих друзей. Исследовательские мини-проекты –...

Презентация к уроку в 8 классе "Биосфера и человек"

В представленной работе раскрываются вопросы определения биосферы, и влияние человека на биосферу и к чему это приводит....

Презентация к уроку экологии "Биологическое загрязнение биосферы и здоровье человека"

Материал рассказывает о том, что такое биологическое загрязнение икак оно отражается на человеке....

Конспект урока "Круговорот веществ в биосфере"

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями круговорота веществ в биосфере, рас­смотреть биогеохимические циклы углерода, серы, азота, фосфора в природе....

Урок биологии "Экосистемная организация биосферы".

Презентация для интерактивной доски. 9 класс...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....