Работа с одарёнными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
статья по географии

Колотева Валентина Петровна

Выявление одарённых детей на уроках географии, используя работу с картой. Во внеурочное время: это игры на переменах и внеклассная работа, к которой относится  проведение предметных недель, олимпиады, экологические конкурсы, работа над проектами, способствующие формированию исследовательской культуры одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_raboty_s_odaryonnymi.docx131.95 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Воробьевская СОШ» учитель географии Колотева В.П.

Работа с одарёнными  детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Мы в школе не готовим географов, а учим

людей, способных влиться в современную жизнь.

                                                                                                     В.И. Сиротин

В настоящее время интерес к географии как к предмету очень сильно снизился. Это потому, что при поступлении в вузы нигде не требуются знания географии. При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, передо мной стоит основная задача, как заинтересовать учащихся темой,  чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности в поведении. Как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и достичь  высоких результатов.  

Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет высокие интеллектуальные способности, доминирующую, активную, познавательную потребность, испытывает радость от услышанного,  увиденного. С такими качествами ребёнка можно считать одарённым. Они стремятся соревноваться с другими в учёбе, стараются узнать больше информации, участвовать в различных проектах и  побеждать.  

Первое, что должен учитель, выявить одарённых детей на ранней стадии изучения географии.  Работая по УМК «Полярная звезда», уже в 5 классе обращаю внимание на эту проблему, и все уроки стараюсь строить так, чтобы каждый ребёнок на уроке, как можно чаще обращался к карте.  Роль карты в географии хорошо определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации, поэтому географическая карта в моей работе присутствует на каждом уроке. На каждом столе лежат постоянно атласы, и у каждого ученика имеется тетрадь тренажёр с  контурными картами.

 Формы работы с географической картой: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные. Стараюсь добиваться от учащихся того, что карта должна использоваться как источник информации, а для одарённых детей стимул, для углубленного изучения предмета. Их интересуют географические названия объектов, страны в которых они расположены, животные, растения, которые они впервые увидели в атласе.  Используя другие источники информации, они самостоятельно находят ответы на свои вопросы, делают сообщения, презентации, скачивают видеоролики.

 Очень часто коллеги жалуются на шумные перемены, а в кабинете географии между уроками играют в «Находилки», «Города», «Реки», «Моря» и т. д. Глубокая и систематическая работа по формированию картографических знаний и умений учащихся начинается при изучении плана местности и строения географической карты (географические координаты, условные знаки).   

Для достижения плодотворного  учебного процесса я использую различные формы работы с применением различных методик.  Но чаще всего провожу уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяющие  выявить ребят, способных к творческой, интеллектуальной работе и впоследствии вовлечь их во внеклассные мероприятия.

В 5 классе выявляю одарённых детей, которые могут работать с учебником, картами, другими источниками, могут  сделать выводы, определить причинно – следственные связи. В 6 классе в каждом полугодии провожу контрольный,  методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся. 

В 7 классе познавательная деятельность школьников усложняется, они учатся пользоваться картами различного содержания, читать, анализировать и сопоставлять общегеографические и тематические карты, применять наложение карт, устанавливать связи и закономерности, объяснять особенности природных условий территорий. Составлять характеристики компонентов природы, а также описания и характеристики природных комплексов, пользуясь типовыми планами. Работа выполняется учащимися на уровне репродукции, уровня – самостоятельном применении знаний и умений в аналогичных ситуациях.

 К 8 классу одарённые дети уже свободно владеют всеми приёмами работы с картой, быстро начинают ориентироваться по экономическим разделам атласа, при изучении хозяйства России.  Постепенно вовлекаются во внеурочную деятельность. Это внеклассная работа: проведение предметных недель, олимпиады, экологические конкурсы и работа над проектами, способствующие формированию исследовательской культуры одаренных детей.

 В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы,  конференции, краеведческие или экологические  проекты. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии.

 Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации.

В 9 классе одарённые дети успешно сдают ОГЭ, ведь основа знаний у них есть. На любой вопрос могут  найти ответ по картам атласа, так как правила сдачи ОГЭ не запрещают пользоваться атласами.

Следующий  этап работы с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии.

Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона  информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др.

 Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера,  выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам.

Данную программу можно использовать как для индивидуальной,  так и для групповой работы  на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними.

Задания с приемом  наложения карт. Они заключаются в мысленном совмещении одной и той же территории, но на картах разного содержания. Так, например, для того чтобы установить зависимость между формами рельефа, тектоническими структурами и районами распространения полезных ископаемых, важно иметь в наличии физическую, тектоническую карты и карты месторождений полезных ископаемых. Таким образом,  происходит выявление причинно-следственных связей.

Задание на сравнение изученных объектов.

 На одном географическом конгрессе встретились шестеро ученых.  Выяснилось, что все они работают на разных континентах. Вот несколько их высказываний:

 -  Меня всегда манила Арктика, - заявил первый географ.    

   -  А я изучаю горы, жаль только, что на моем континенте нет ни одного действующего вулкана, - заметил второй.  

-   Я тоже изучаю горы, только «восьмитысячники», - сказал третий ученый.

 -  Приезжайте ко мне на полюс холода» - воскликнул четвертый.

-  Лучше ко мне, на берега Тихого океана, - добавил пятый.

 Шестой же географ промолчал, однако из высказываний первых пяти можно точно определить, где кто работает. А на оставшемся материке работает шестой ученый.  Определите, какой материк исследует каждый учёный-географ. Каждый из них изучает природу одного континента. Напишите подробно ход своих рассуждений. Какие горы изучает второй географ, а какие третий географ?

Задание повышенного характера

В начале XIX века русский корабль обнаружил в Беринговом море недалеко от Командорских островов бутылку с письмом. К сожалению, письмо оказалось сильно подпорчено водой. Вот что удалось расшифровать:«21 мая 1797 года парусник «Мечта» отправился из Кронштадта, что в ___1___заливе в кругосветное плавание. Пройдя ___2___море и, минуя проливы___3,4___ , корабль вышел в Северное море. Мы сделали остановку в Англии, в порту___5___ и затем, миновав пролив ___6___ между Англией и ___7___, вышли в ___8___ океан. Мы плыли на юг, миновали ___9___ острова, пересекли ___10___ тропик, ___11___ и ___12___ тропик и достигли Южной Америки. Неделю провели в уругвайском порту ___13___ и отправились дальше на юг. Обогнув знаменитый мыс ___14___, мы вышли в океан, который Магеллан назвал ___15___. Мы поплыли на север вдоль побережья ___16___. Плыли долго, пока не достигли ___17___ островов, что почти на экваторе. Тут нас настиг шторм, который отнес нас северо-западнее на 20° по долготе и 10° по широте. Наш корабль разбился о скалы необитаемого острова. Помогите, спасите!»  Заполните пропуски в тексте письма. У какого острова разбился корабль?  Определите координаты этого острова (с точностью до градуса). Каким образом бутылка с запиской оказалась у Командорских островов?

Игры с картой

Собери карту

Подойдут старые атласы по географии, особенно 7 класса, где есть континенты. Вырезаем карту и делим на кусочки. Чем мельче, тем сложнее! Задача собрать. Интереснее будет, если собирать кто быстрее! Для этого нужно будет несколько комплектов. Можно проводить эту же игру со странами, при этом назвать её.

Игры: собери карту

Кругосветное путешествие

Понадобится физическая карта мира. Готовим кораблик: складываем маленький квадратик по диагонали, чтобы верх его торчал как парус. Можно сделать и другие, которые будут легко двигаться от дуновения ветерка. Именно «дуновения». В движение мы будем приводить его своим дыханием. Дуть можно через трубочку или без нее. Главное не сдуть соседей, иначе придется начинать с  начала! На карте отмечаются начало и конец пути, несколько портов к которые нужно заглянуть. Все, в путь. Задевать острова и континенты нельзя — это кораблекрушение, нужно будет начинать путь с начала. Усложнённый вариант игры: обязательное название объектов, мимо которых проплываем.

Экспедиция

Играть можно и на суше. Понадобятся те же большие карты и маленькие машинки, например, из киндер-сюрприза. Двигаемся только по суше, движение придаем толчком пальца. Маршрут можно задавать устно или рисовать на карте.

Какое государство?

Игра на политической карте  мира. Вырезаем несколько стран, имеющих интересную, запоминающуюся  форму (Россия, Италия, Китай и др.). Вариант 1. Все карточки переворачиваются названием вниз. Игроки по очереди называют страну и  поднимают карточку, если ответ правильный, забирают страну себе, если нет, то возвращают на место. Вариант 2. Задача на карте мира найти вырезанную страну (здесь пригодятся и не запоминающиеся формы). Вариант 3. Игра на политической карте  России. Вырезаем субъекты РФ. Правила игры те же.

Кто где живет?

 Понадобится карта  природные зоны мира и картинки животных. Картинки можно вырезать из старых журналов, из атласа Мир и человек, распечатать из интернета. Задача: расселить животных по континентам и океанам.  http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/wp-content/uploads/2016/08/216.jpg

Что где растет?

Правила игры как с животными

Цепочка

Игроки по очереди называют географические объекты как в игре «города», только со зрительной подсказкой — на последнюю букву предыдущего названия. Кончились названия — переверните страницу или закончите игру. В более сложном варианте нужно называть объекты определенной темы, например реки, города, горы, озера….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...

Статья "Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"...