Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии 5 класс. Учебник «География. Начальный курс»; А.А.Летягин, «Вентана - Граф»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_5_klass.doc | 542.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………2 -5
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы по географии в 5 классе……………............. 6 - 15
- Личностные результаты освоения ………………………………………………………………………………………… 6
- Метапредметные результаты освоения ………………………………………………………………………………… 7 - 8
- Планируемые предметные результаты освоения географии в 5 классе……………………………………………… 9 -10
- Система оценивания результатов освоения географии в 5 классе……………………………………………… 11 - 15
II. Содержание учебного предмета география……………………………………………………………………………… 15 - 16
III. Тематическое планирование………………………………………………………………………………………………17 - 32
- Распределение материала по содержательным линиям……………………………………………………………… 17 - 21
- Календарно-тематический план………………………………………….…………………………………………… 22 - 32
Приложение …………………………………………………………………………………………………………………… 33 - 34
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «География» для 5-го класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Основной образовательной программы МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч. г.
- Учебный план МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч. г.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Перечень учебно-методического обеспечения
В учебно-методический комплект входят:
- Учебник «География. Начальный курс»; А.А.Летягин, «Вентана - Граф», 2016 г.
- Начальный курс географии. 5 класс. Атлас с контурными картами. ФГОС, 2018 г. Душина И.В., Летягин А.А.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Согласно учебному плану школы на изучение «Начального курса географии» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Характеристика 5 а класса.
Класс начинает изучение начального курса географии. Класс имеет различный уровень усвоения учебного материала. Группа учащихся из шести человек - высокомотивированные дети. Успешно справляются с заданиями повышенного уровня, работают с дополнительными источниками информации. На уроках активные и способны организовать работу в группе.
9 учащихся имеют средний уровень усвоения, проявляя творчество и интерес лишь по отдельным темам курса. При условии тщательной подготовки домашнего задания эти ученики могут частично справляться с заданиями повышенного уровня и выступить в роли докладчика по отдельным темам курса.
Индивидуального подхода требуют четыре ученика: т.к. имеют низкий уровень усвоения ЗУН, на уроке пассивны, часто бывают неготовые к уроку.
В классе обучается один ребёнок с ЗПР. Ученик имеет смешанное специфическое расстройство психического и психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). При составлении программы учитывались следующие психические особенности ребёнка: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Ученик умеет работать с текстом учебника, находить основные географические термины и понятия, отвечать на вопросы, но запомнить и использовать их при ответах затрудняется. Даёт краткие устные ответы. Недостаточный словарный запас и узкий кругозор ограничивают возможности давать различные географические характеристики территорий и процессов. С учебной программой справляется с трудом, требуется постоянная помощь учителя.
Ведущими методами на уроках в этом классе являются частично - поисковый, проблемный, эвристический, исследовательский. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Характеристика 5 б класса.
Класс начинает изучение начального курса географии. Класс имеет различный уровень усвоения учебного материала. Группа учащихся из шести человек - высокомотивированные дети. Успешно справляются с заданиями повышенного уровня, работают с дополнительными источниками информации. На уроках активные и способны организовать работу в группе.
Семь учеников имеют средний уровень усвоения, проявляя творчество и интерес лишь по отдельным темам курса. При условии тщательной подготовки домашнего задания эти ученики могут частично справляться с заданиями повышенного уровня и выступить в роли докладчика по отдельным темам курса.
Индивидуального подхода требуют пять учеников т.к. имеют низкий уровень усвоения ЗУН, на уроке пассивны, часто бывают неготовые к уроку.
В классе обучается один ребёнок с ЗПР. Ученица имеет смешанное специфическое расстройство психического и психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). При составлении программы учитывались следующие психические особенности ребёнка: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Ученица умеет работать с текстом учебника, находить основные географические термины и понятия, отвечать на вопросы, но запомнить и использовать их при ответах затрудняется. Даёт краткие устные ответы. Недостаточный словарный запас и узкий кругозор ограничивают возможности давать различные географические характеристики территорий и процессов. С учебной программой справляется с трудом, требуется постоянная помощь учителя.
Ведущими методами на уроках в этом классе являются частично - поисковый, проблемный, эвристический, исследовательский. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Характеристика 5 в класса.
Класс начинает изучение начального курса географии. Класс имеет различный уровень усвоения учебного материала. Группа учащихся из пяти человек - высокомотивированные дети. Успешно справляются с заданиями повышенного уровня, работают с дополнительными источниками информации. На уроках активные и способны организовать работу в группе.
Четыре ученика имеют средний уровень усвоения, проявляя творчество и интерес лишь по отдельным темам курса. При условии тщательной подготовки домашнего задания эти ученики могут частично справляться с заданиями повышенного уровня и выступить в роли докладчика по отдельным темам курса.
Индивидуального подхода требуют семь учеников т.к. имеют низкий уровень усвоения ЗУН, на уроке пассивны, часто бывают неготовые к уроку.
Основными способами усвоения учебного материала в классе являются заучивание, деятельность по алгоритму. Возможно лишь частичное использование продуктивных методов: частично-поискового и проблемного изложения. Формы работы на уроках: частично групповая, индивидуальная и фронтальная.
Изменения, внесённые в рабочую программу для уч-ся с ОВЗ (ЗПР)
При составлении программы для учащихся с ЗПР учитываются индивидуальные особенности психического состояния детей. Психика промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. У них замедленный темп развития, но характеризующийся положительной динамикой. Программа для обучения несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно. Вместе с тем существенная роль отведена программой практическим работам. Они ориентированы на формирование умений оценивать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать, то есть способствуют достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках курса. Система практических работ позволяет согласовать имеющиеся у школьников бытовые представления с излагаемым научно-географическим содержанием. Итоговые практические работы пронумерованы, за обучающие и тренировочные оценки выставляются выборочно, их тема в журнал не записывается. Итоговые практические работы оформляются в тетради или в «Дневнике географа – следопыта», и за их выполнение выставляется отметка.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: работа с картами атласа, тестирование, практические и самостоятельные работы с различными источниками знаний. Контрольных работ по географии не предусмотрено. Итоговый и промежуточный контроль осуществляется посредством итоговых практических работ и тестирования. Преобладающими формами организации учебного процесса являются уроки-практикумы, как обучающие, так и тренировочные, уроки-путешествия, наблюдения, исследования, как групповые, так и индивидуальные.
Ученики по желанию и возможности включаются в проектную деятельность на уроке и дома, по выбору готовят сообщения под руководством учителя. На уроке включаются в групповую работу, с учётом степени сложности изучаемого учебного материала и индивидуальных особенностей ученика.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы по географии в 5 классе
Личностные результаты освоения
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, необходимости выполнения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
1. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
2. Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Обучающийся сможет:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных или искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
1. Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
2. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- определять свое отношение к природной среде;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Обучающийся сможет:
- определять и играть возможные роли в совместной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Планируемые предметные результаты освоения географии в 5 классе
Источники географической информации
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Ученик научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Система оценивания результатов освоения географии в 5 классе
Промежуточная аттестация на уровне ООО проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом, школьным «Положением о формах, периодичности порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (пр. №116 от 01.09.2015 г.).
Основные виды контроля:
- Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
- Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса) в конце четверти; проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
- Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года.
Формы контроля:
- Стартовые диагностические работы на начало учебного года;
- Стандартизированные письменные и устные работы;
- Комплексные диагностики метапредметных и личностных результатов на начало и конец учебного года;
- Самоанализ и самооценка;
- Индивидуальные накопительные портфолио обучающихся
- практические работы;
- защита учебно-исследовательских работ и проектов, творческих проектов;
- тестирование, в том числе с использованием контрольно-измерительных материалов, информационно-коммуникационных технологий.
Основными объектами оценки метапредметных результатов являются:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта
Темы проектов.
1.Гипотезы происхождения Земли.
2. Фотоколлаж «Горы мира».
3. Народные приметы: правда или вымысел.
4. Туристический маршрут по водным объектам мира.
5. Защита и охрана природы.
Направления проектной деятельности обучающихся.
Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. В преподавании географии будут использоваться следующие типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения комплексных проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
Система оценки предметных результатов освоения
Система оценки предметных результатов освоения географии с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Уровни освоения учебных достижений учащихся:
В ходе оценивания для описания достижений учащихся используются следующие уровни.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов:
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка«4»);
Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Система оценки включает следующие процедуры: стартовую диагностику, текущий и тематический контроль, итоговый контроль.
Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами. Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу. Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая практическая работа, тестирование. Итоговый контроль проводится в конце учебного года, накануне перевода в следующий класс. Его задача - зафиксировать уровень обученности ученика. Итоговый контроль проводится в форме теста.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов или допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок; не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
II. Содержание учебного предмета география
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа). Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.
Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа). Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Природа Земли.
Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа). Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.
Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.
Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности
Практическая работа №3 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа №4 Определение по картам географических объектов.
Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа №5 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
На каждом уроке географии осуществляется практическая направленность и системно - деятельностный подход, но в КТП внесено 5 оценочных практических работ.
III. Тематическое планирование
Распределение материала по содержательным линиям.
Темы разделов | Требования к уровню подготовки | Особенности требований к уровню подготовки для учащихся с ЗПР | |
Теоретические знания | Практические умения | ||
Введение. Географическое познание нашей планеты. (3). | Предмет изучения географии, существенные признаки понятий: «география», «географический объект», «географические процессы и явления», «географическая оболочка». Методы географии и значение науки в жизни людей. | Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности. Строить модель гномона. | Изменений в содержании нет. Практическая работа № 1 «Знакомство с принципом работы гномона» выполняется по образцу учителя в дополнительное время после урока. При проверке понятий «географический объект», «географические процессы и явления» необходимо использовать наглядный материал. |
Земля как планета Солнечной системы (4) | Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Основные понятия темы: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система, дни равноденствий и солнцестояний. | Сравнивать облик Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси, дни равноденствий и солнцестояний. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года. Использовать основные понятия для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите. Приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений. | Следствия вращения Земли изучаются ознакомительно. Не следует требовать запоминания дней равноденствия и солнцестояния. Основные понятия объясняет с помощью текста учебника. Показывает по глобусу экватор, полюс, земную ось. Определяет по иллюстрациям времена года. Называет планеты с помощью схемы Солнечной системы. Находит ответы на вопросы в тексте учебника. Практическая работа «Составление календаря природы» не оценивается. Заполняет календарь под руководством учителя или родителей. |
Геосферы Земли (25). Литосфера (8). | Основные понятия темы: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. | Знать и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины». Использовать понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород. Составлять описание ГП гор и равнин. Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. | Основные понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые объясняют с опорой на текст и наглядный материал. Внешние и внутренние процессы, формирующие рельеф Земли изучаются ознакомительно. Не следует требовать от учащихся запоминания форм рельефа дна океанов. Практические работы проводятся с опорой на текст и алгоритм описания. Формы рельефа своей местности и природные памятники литосферы изучаются факультативно. При изучении горных пород и вулканов обязательно использовать раздаточный наглядный материал |
Атмосфера и климат Земли (4). | Основные понятия: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат. Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Меры по охране атмосферного воздуха. Погода и сезонные явления своей местности. | Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков. Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры. | Знать основные элементы погоды: температура, облачность, ветер, осадки. Рисовать схему «Строение атмосферы» по образцу. Рисовать условные знаки элементов погоды и читать их по календарю. От учащихся не требуется запоминания положения поясов освещенности на глобусе и карте. Изучение климатообразующих факторов проводится ознакомительно. Практическая работа № 4 «Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности» проводится по данным учителя. |
Водная оболочка Земли (7). | Основные понятия темы: гидросфера, мировой круговорот воды, мировой океан, моря, заливы, проливы. Основные свойства воды: температура, солёность. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (тёплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана. Элементы речной системы. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы. Виды водных транспортных средств. | Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды. Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек. Составлять описание океанов и рек, их географического положения. Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. | Факультативно изучаются: элементы речной долины; речная система, речной бассейн, водораздел; озерные котловины и их образование. Не следует требовать от учащихся знания частей океана, средней солености вод океана. Называть состав гидросферы, составные части Мирового океана, состав вод суши по схеме учебника. Находить на карте и называть реки, озера. Находить в тексте учебника меры по их бережному использованию и охране воды. Называть и показывать на карте: океаны, моря. Практическая работа № 4 «Описание реки (озера) по плану» проводится на основе географического текста. Ученик отвечает на вопросы по плану. |
Биосфера (6ч) | Знать и объяснять понятия: биосфера, палеонтология, биогеография, экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, заповедник. Причины неравномерного распространения растений и животных на суше. Особенности жизни в океане. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Меры по охране органического мира. | Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана. Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере. Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов. Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений. | Изменений нет. |
Учебно-тематический план
Разделы и темы | Количество часов | Количество практических работ | Тематические контрольные работы | Проекты | Итоговые контрольные работы |
Введение | 3 | 1 | 1 (входной контроль) | ||
Земля как планета Солнечной системы | 4 | 1 | 1 | ||
Литосфера | 8 | 2 | 1 | 1 | |
Атмосфера | 4 | 1 | 1 | ||
Гидросфера | 7 | 2 | 1 | 2 | |
Биосфера | 6 | 2 | 1 | 1 | |
Обобщение курса. | 2 | 1 | |||
Итого: | 34 | 4 | 4 | 6 | 1 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока. Информационно – методическое обеспечение | Кол-во час ов | Тип уро- ка | Планируемый предметный результат | Основные виды деятельности ученика на уровне УУД | Виды контроля /для уч-ся с ЗПР | Домашнее зада- ние | Дата урока по плану / по факту | |||||||||||
Базовый уровень освоения | Повышенный уровень | ||||||||||||||||||
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч) | |||||||||||||||||||
1-2 | География — одна из наук о планете Земля. Урок – игра «Мы – древние географы» К/п,, глобус, М/П ЦОР | 2 | Вводный Комб. | Знать: география, географические объекты, процессы и явления, географическая оболочка; объяснять и использовать в решении учебных задач: географический объект, компас; приводить примеры выдающихся открытий и путешествий. | Приводить примеры географических объектов своей местности | Создание географического образа территорий, показывающие шарообразность Земли. (Л) Уметь вести диалог на основе равноправных отношений. (К) Наблюдать за географическими объектами своей местности. (П) | Текущий Пр.р №1 «Знакомство с принци-пом ра-боты гномона»/ Устный опрос по вопросам к §. | §1, стр 5-6 §1, стр 8 - 10 | |||||||||||
3 | Наблюдения — метод географической науки. М/П ЦОР | 1 | Урок-практикум | Оценивать прогноз погоды по народным приметам; знать: горизонт, наблюдение. | Отбирать источники географической информа-ции для определе-ния высоты Солнца над горизонтом. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. (Л) Умение строить жизненные планы с учетом конкретных условий. (К) Проводить наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени. (П). | Стартовая диагности-ческая работа | §2 | |||||||||||
Раздел №1. Земля как планета Солнечной системы (4 ч) | |||||||||||||||||||
Планета Земля (4 ч) | |||||||||||||||||||
1 (4) | Земля среди других планет Солнечной Системы. М/П ЦОР глобус Э/У | 1 | Комбинированный | Знать и объяснять: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система; приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений. | Устанав-ливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосол-нечной орбите и природными сезонами, временами года. | Создание географического образа территорий. (Л) Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу. (П) Умение организовывать свою деятельность. (Р) | Текущий /Текущий по форме « Заполни пропуски» | §3 Проект «Гипо-тезы проис-хожде-ния Земли» | |||||||||||
2 (5) | Движение Земли по околосолнечной орбите. М/П ЦОР Глобус Э/У | 1 | Формирование новых знаний. | Экологическое сознание. (Л) Организовывать проведение осенних фенологических наблюдений. (П) Определять цель деятельности.(Р) Готовить «Календарь природы» | текущий | §4 | |||||||||||||
3 (6) | Суточное вращение Земли. М/П ЦОР глобус Э/У | 1 | Формирование новых знаний. | Изучать представ-ление о территории. (Л) Демонстри-ровать движение Земли по около-солнечной орбите и вращение вокруг земной оси. (Р) Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли. (П) | текущий | §5 | |||||||||||||
4 (7) | Обобщение по разделу: Земля как планета сол-нечнойсистемы. Брейн - ринг М/П Э/У | 1 | Комбинированный | Пр. р. Состав-ление календа-ря природы | |||||||||||||||
Раздел №2. Геосферы Земли (27 ч) | |||||||||||||||||||
Литосфера (8 ч) | |||||||||||||||||||
1 (8) | Слои «твёрдой» Земли. М/П ЦОР Э/У Д/Т «Строение Земли» | 1 | Формирование новых знаний. | Знать и объяснять понятия: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними и внутренними процессами. Составлять описание гор и равнин, их ГП. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. | Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. | Экологическое сознание. (Л) Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. (П) Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. (Р) | текущий | §6 | |||||||||||
2 (9) | Вулканы Земли. М/П ЦОР К/п Д/Т «Строение вулкана» К/К | 1 | Урок-практикум | Экологическое сознание. (Л) Создавать модели литосферных плит. Работать с кон-структором литос-ферных плит. (Р) Обозначать действующие вулканы. (П) | Пр. р. №2 Создание конструк-тора литосфер-ных плит. | §7 | |||||||||||||
3-4 (10-11) | Из чего состоит земная кора. М/П ЦОР Э/У Коллекции горных пород | 2 | Формирование новых знаний. Комбинированный | Знание основных принципов и правил отношения к природе. (Л) Умение организовать свою деятельность. (Р) Создавать коллекцию горных пород своей местности. (П) | текущий | §8 стр.41-42 §8 стр.43-44 | |||||||||||||
5 (12) | Строение земной коры. Землетрясения. М/П ЦОР К/п Д/Т «Схема землетрясения» | 1 | Урок-практикум | Знание основных принципов и правил отношения к природе. (Л) Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы. (Р) | Оценка интенсив-ности землетря-сения. /Зарисовка схемы землетрясения. | §9 | |||||||||||||
6-7 (13- 14) | Рельеф земной поверхности. Виртуальная экскурсия «Горы и равнины мира» М/П ЦОР К/п К/К Э/У Д/Т «Рельеф суши», «Рельеф дна океана» | 2 | Комбинированный Урок-практикум | Определять цель деятельности. (Р) Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности. (П) | Защита проекта: фотокол-лаж «Горы мира». Пр. р. №3 Определение по карте ГП гор и равнин. | §10 стр.54-56 §10 стр.55-57 | |||||||||||||
8 (15) | Обобщение. Человек и Литосфера. М/П ЦОР К/п | 1 | Комбинированный | Уважение, отношения к окружающим. (Л) Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. (Р) | Тематическая к/р УМК [6] с. 16-17 | §11 | |||||||||||||
Атмосфера (4 ч) | |||||||||||||||||||
1 (16) | Воздушная оболочка Земли. М/П Э/У ЦОР Д/Т «Строение атмосферы» | 1 | Формирование новых знаний. | Знать и объяс-нять: атмосфера, ветер, атмос-ферные осадки, погода, климат. Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосфер-ных осадков, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в ЧС. | Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. | Экологическое сознание. (Л) Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. (П) | Текущий /Зарисовка схемы строения атмосферы | §12 | |||||||||||
2-3 (17-18) | Погода и метеорологические наблюдения. М/П ЦОР Э/У | 2 | Формирование новых знаний. Урок-практикум. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. (Л) Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). (П) | текущий Пр. р. №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности | §13 стр.70-72 §13 стр.73-75 Проект «Явления в атмосфере» | |||||||||||||
4 (19) | Обобщение. Человек и атмосфера. Круглый стол «Народные приметы: правда или вымысел» М/П Э/У | 1 | Комбинированный | Экологическое сознание. (Л) Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. (Р) | Тематический. Защита инд. проектов | §14 | |||||||||||||
Водная оболочка Земли (7 ч) | |||||||||||||||||||
1-2 (20-21) | Вода на Земле. М/П ЦОР К/п Э/У Д/Т «Вода на Земле» | 2 | Формирование новых знаний. Комбинированный | Знать и объяснять: гидросфера, океан, море, озеро, река. Устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки. Приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях; составлять описание океанов и рек по плану. | Проводить самостоятельный поиск географиче-ской информации о своей местности из разных источников. | Осознать единство и целостность окружающего мира. (Л) Извлекать информацию о водных объектах (П) Сравнивать полученные результаты. (Р) Умение взаимодействовать друг с другом. (К) | текущий | §15 стр. 84-86 §15 стр. 87-89 Проекты: фотоколлаж «Водо-пады мира», «Водный ту-ризм» (по выбору) | |||||||||||
3 (22) | Мировой океан — главная часть гидросферы. М/П ЦОР К/п Э/У К/К Д/Т «Мировой океан и его части»
| 1 | Урок-практикум. | Любовь к Родине. (Л) Определять происхождение названий географ. объектов. (Р) Изучать и использовать способы запоминания названий географич. объектов. | Пр. игра «Знатоки морских названий»/Работа с тематическими картами | §16 | |||||||||||||
4 (23) | Воды суши. Реки. М/П ЦОР К/п К/К Э/У Д/Т «Воды суши» | 1 | Комбинированный | Проводить воображаемые путешествия. (П) Выявлять основные различия горных и равнинных рек. (Р) | Текущий /Географический диктант «Реки мира» | §17 | |||||||||||||
5-6 (24-25) | Озёра. Вода в «земных кладовых». М/П ЦОР К/п К/К Э/У Д/Т «Воды суши» | 2 | Формирование новых знаний. Урок-практикум. | Экологическое сознание. (Л) Подготовить проведение опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. (П) | текущий Пр. р. № 5 Описание реки (озера) по плану. | §18 стр.103- 105 §18 стр.106 - 109 | |||||||||||||
7 (26) | Обобщение. Человек и Гидросфера. Деловая игра «Мы – туристы». Защита инд. проектов. М/П ЦОР К/п | 1 | Комбинированный | Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. (Р) Умение строить жизненные планы с учётом конкретных экономических условий. (К) | Тематический. УМК [6] стр. 24-25 | §19 | |||||||||||||
Биосфера (6 ч) | |||||||||||||||||||
1 (27) | Оболочка жизни. М/П ЦОР Э/У | 1 | Формирование новых знаний. | Знать и объяснять: биосфера, палеонтология, биогеография, экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, заповедник. Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин. | Проводить самостоятельный поиск географичес-кой информации о своей местности из разных источников. | Сопоставлять границы биосферы с границами др. оболочек Земли. (Л) Определять цель деятельности. (Р) Выявлять причинно-следственные связи. (К) Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. (П) | текущий проект «Защита природы» /Работа с текстом учебника | ||||||||||||
2 (28) | Жизнь в тропическом поясе. М/П ЦОР Карта «Природные зоны Земли» | 1 | Комбинированный | Экологическое сознание. (Л) Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. (К) Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания. (П) | Текущий /Работа с тематическими картами и текстом учебника | ||||||||||||||
3 (29) | Растительный и животный мир умеренных поясов. М/П ЦОР Карта «Природные зоны Земли» | 1 | Урок-практикум. | Любовь к Родине. (Л) Умение вести диалог на основе равноправных отношениях и взаимоуважения. (К) Создавать игры биогеографического содержания. (П) | Пр. р.№6 Описание типичных ПК своей местности | ||||||||||||||
4 (30) | Жизнь в полярных поясах и в океане. М/П ЦОР Карта «Природные зоны Земли» | 1 | Комбинированный | Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». (П) Работать с определителем морских животных. (Р) | текущий /Работа с тематическими картами и текстом учебника | ||||||||||||||
5-6 (31 -32) | Природная среда. Охрана природы. М/П Экологическая игра «Жизнь без отходов» Экскурсия. | 2 | Формирование новых знаний. Урок-практикум. | Экологическое сознание. (Л) Умение организовывать свою деятельность. (Р) Умение строить жизненные планы с учётом конкретных экономических условий. (К) Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе. (П) | текущий Экскур-сия. Ознакомление с компонентами природы своей местности (составление отчёта). | ||||||||||||||
33-34 | Обобщение курса. Итоговая контрольная работа. | 2 | Итоговый УМК [6] с. 26 - 29 |
Условные сокращения: к/п ( физическая карта полушарий), г (глобус), э/у (электронный учебник «География 6 класс»), д/т (демонстрационные таблицы), к/к (контурная карта), м/п – мультимедийная презентация.
Приложение.
Дополнительная литература
- О.В.Крылова. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса. – М.: Просвещение.
- География. 5 класс. Дневник географа-следопыта (Рабочая тетрадь). ФГОС, 2016 г.
- П.А.Громов. Рисунок в обучении географии. Методические рекомендации - М.: Просвещение.
- Н.А.Максимов. Хрестоматия по физической географии. - М.: Просвещение.
- Энциклопедии и справочники по географии.
- Интернет-ресурсы: http://geo.1september.ru/urok/ http://my-geography.ru/
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Перечень обязательной географической номенклатуры для начального курса географии 5-6 классы:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...