Программа предметного кружка "Клуб путешественников"
рабочая программа по географии (7 класс)
Программа предметного кружка «Клуб путешественников» предназначена для учащихся 7-х классов и способствует развитию познавательной мотивации обучающихся и открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для обучающихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся, тем самым дают возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету и успешному участию во всероссийской олимпиаде школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predmetnogo_kruzhka._klub_puteshestvennikov.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10» ГОРОДА КОГАЛЫМА
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Клуб путешественников
Автор программы: Евдокимова Ольга Ивановна,
учитель географии,
высшая квалификационная категория
г.Когалым, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель географии в системе общего образования заключается в познании многообразия современного географического пространства, что позволяет обучающимся ориентироваться в окружающем мире и представлять его географическую картину, формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде. Реализация этих целей достигается на уроках географии и во внеурочные занятия. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих педагогов. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Программа географического кружка «Клуб путешественников» предназначена для учащихся 7-х классов и способствует развитию познавательной мотивации обучающихся и открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Программа кружка актуальна и своевременна тем, что содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по географии материков и своей родины, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Программа построена на принципах развивающего обучения.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности. Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии, развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности детей. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.
Инновационность программы определяется:
- получением теоретических и практических географических знаний, умений сверхпрограммного материала;
- обучением навыков самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации;
- использованием инновационных подходов и технологий в обучении учащихся.
Цель программы:
- Создать у обучающихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, расширить и углубить базовые знания и представления страноведческого характера (о континентах, странах и народах, своей стране) необходимых современному человеку.
Основные задачи:
Познавательные:
- знакомство учащихся с уникальными природными территориями земного шара;
- изучение своей родины, показ её уникальности и значимости;
- формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о вкладе великих путешественников в страноведение;
- формирование картографической грамотности.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- умение работать с различными источниками географической информации;
- формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники;
- формирование навыков исследовательской, проектной, социально-направленной деятельности;
- развитие у учащихся любознательности, творческих способностей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к народным традициям и обычаям;
- развивать гражданские качества, патриотизм.
Цели и задачи программы предопределяют:
- Овладение учащимися следующими способами деятельности:
- умение действовать автономно: проявлять ответственность, планировать и организовать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
- способность работать с различными видами информации: географическими картами, текстами, таблицами, критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
- умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.;
- деятельность учащихся может быть: индивидуальной, парной, групповой.
- Формирование и освоение компетенций:
- коммуникативной;
- ценностно – смысловой;
- культурно – эстетической;
- личностно – саморазвивающей;
- рефлексивной.
Программа курса «Клуб путешественников» предназначена для учащихся 7-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), продолжительность занятия 40 минут. При разработке программы учитываются психологические особенности переходного возраста. У обучающихся этого возраста интерес вызывает творчество, появляется желание заниматься поисково-исследовательской деятельностью.
Программа рассчитана на 34 часов учебного времени (1 часа в неделю) и состоит из 4-х взаимосвязанных разделов, введения и заключения.
Основные формы и методы работы.
Курс опираетсяся на познавательную, исследовательскую и творческую деятельность обучающихся, рассчитан на один год обучения. Особое внимание уделяется исследовательской работе учащихся, как в группе, так индивидуально.
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы. Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Как следствие из представленной программы основные формы и методы работы будут осуществлены лекционным курсом, самостоятельным творчеством, исследованиями, проектами. Формы проведения: беседы за круглым столом, кинопутешествия, презентации, конференции, ролевые игры.
При обучении используются технологии: технологии проблемного обучения, игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, проектная технология.
В результате работы ожидается развитие и закрепление устойчивого интереса учащихся к географии.
Ожидаемый результат
По итогам обучения дети должны знать великих путешественников, уникальные природные территории и отличительные особенности отдельных государств, уметь работать с источниками географической информации, использовать полученные знания для проведения бесед, уметь вести диспуты, отстаивать свою точку зрения. Результатом работы станет участие в олимпиадах, конкурсах знатоков и выход на НПК «Шаг в будущее».
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии; об уникальных природных географических объектах, о маршрутах великих путешественников;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов.
Возможные формы контроля:
- устный опрос;
- написание сочинений;
- составление маршрутов путешественников на контурной карте;
- конструирование природных объектов;
- составление и разгадывание кроссвордов;
- сочинение стихов;
- рисунки на понравившиеся темы;
- создание презентаций;
- создание проектов.
В программе реализуется стратегия инновационного обучения.
Единица управления: целостная учебно – воспитательная ситуация во взаимосвязи многообразных форм взаимодействия между всеми участниками; ученики выступают как субъекты учения.
Цель: развитие личности и многообразных форм мышления каждого обучающегося
в процессе усвоения знаний.
Ролевая позиция учителя и стиль руководства: личностно – ориентированная позиция, стиль – демократический, поощряющий, инициатива учащихся поощряется.
Мотивационно – смысловые установки учителя: открытость личности, установка на солидарность, совместную деятельность, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижение задач.
Характер организации учебно – познавательной деятельности: на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемым непродуктивных задач.
Форма учебных взаимодействий и отношений: цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность.
Контроль и оценка: преобладает взаимоконтроль и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов; преобладает взаимооценка и самооценка в группах обучаемых, устремленных к социально- и личностно – значимым целям.
Мотивационно – смысловые позиции обучаемых: усилие, раскрытие смыслов учения посредством сотрудничества и сотворчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждение достоинства личности.
Основное содержание
Введение (1 ч.)
Изучение курса начинается с постановки проблемных вопросов: что изучает наука «География»? Зачем её нужно изучать? Что и с какой целью будет изучаться в «Клубе путешественников»?
Один из ключевых вопросов вводного занятия – вопрос об источниках географических знаний. Демонстрация слайдов, зачитывание ярких и интересных фрагментов произведений, прослушивание народных песен помогает детям ярче представить уникальность различных территорий. На этом занятии происходит знакомство с программой кружка.
Раздел 1. Чудеса природы ( 4 ч.)
Задача данного раздела познакомить обучающихся с уникальными объектами природы. Каменная летопись Земли. В мире песка и камня. В мире падающей воды. В мире мрака и безмолвия. Грозное дыхание Земли. В глубинах неизвестного. Практическая работа: изготовление макета вулкана.
Раздел 2. Из истории географических открытий (3 ч.)
История развития знаний о Земле. Эпоха Великих географических открытий. Научные экспедиции 17 – 19 веков. Научные экспедиции современности. Выдающиеся ученые – географы, путешественники. «Имена» на географической карте. Практическая работа: 1. Моделирование на контурной карте маршрутов путешественников эпохи Великих географических открытий. 2. Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XVII века с оформлением картосхем и маршрута.
Раздел 3. По странам и континентам (18 ч.)
Норвегия – страна фьордов. Греция – страна древнейшей культуры. Исландия – «ледяная страна». Индия – «сказочная страна». Турция – страна двух частей света. Индонезия – страна тысячи островов. Египет – страна древнейшей истории. Танзания – удивительная страна. Эфиопия - родина кофе. ЮАР - страна на юге Африки. США – самое «мощное» государство мира. Канада – страна «кленового листа». Мексика – страна гор и вулканов. Бразилия – «пятая» страна. Аргентина – страна пампасов. Перу – страна древней цивилизации инков. Австралия – страна «наоборот».
Раздел 4. По родной стране ( 6 ч.)
«…Откуда есть пошла Русская земля». Географические рекорды России. Разница во времени на территории России. Климатические особенности России. Уникальные природные объекты России.
Практическая работа:
- Решение задач на нахождение поясного времени.
- Работа с контурной картой по теме «Уникальные природные объекты России»
Обобщение (2ч.)
Защита проектных работ по темам:
- Имена русских путешественников на географической карте.
- Построение гипотетической территории острова, либо материка.
- Составление «Памятки туриста», отправившего в какую-либо страну.
- Страна, в которой я планирую побывать в будущем.
- Создание серии репортажей из разных стран мира.
- Составление и обзор географической карты «Уникальные природные объекты России».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Дата проведения | |
Введение (1 час.) | ||||
1. | Организационное занятие. Знакомство с программой кружка | Круглый стол | ||
Тема 1. Чудеса природы (4 ч.) | ||||
2. | Каменная летопись Земли. В мире песка и камня. | Эвристическая беседа | ||
3. | В мире падающей воды. В мире мрака и безмолвия. | Занятие-конференция | ||
4. | Грозное дыхание Земли. | Эвристическая беседа. Практическая работа: изготовление макета вулкана. | ||
5. | В глубинах неизвестного. | Занятие-конференция | ||
Тема 2. Из истории географических открытий (3 ч.) | ||||
6. | История развития знаний о Земле. Эпоха Великих географических открытий. | Практическая работа: Моделирование на контурной карте маршрутов путешественников эпохи Великих географических открытий. | ||
7. | Научные экспедиции 17 – 19 веков. Научные экспедиции современности | Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XVII века с оформлением картосхем и маршрута. | ||
8. | Выдающиеся ученые – географы, путешественники. «Имена» на географической карте. | Занятие – викторина | ||
Тема 3. По странам и континентам (18 ч.) | ||||
9. | Норвегия – страна фьордов | Кинопутешествие | ||
10 | Греция – страна древнейшей культуры | Презентации учащихся | ||
11. | Исландия – «ледяная страна» | Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами) | ||
12. | Индия – «сказочная страна» | Круглый стол | ||
13. | Турция – страна двух частей света. | Презентации учащихся | ||
14. | Индонезия – страна тысячи островов | Круглый стол | ||
15. | Египет – страна древнейшей истории | Презентации учащихся | ||
16. | Танзания – удивительная страна | Кинопутешествие | ||
17. | Эфиопия - родина кофе | Презентации учащихся | ||
18. | ЮАР - страна на юге Африки | Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами) | ||
19 | США – самое «мощное» государство мира | Занятие-конференция | ||
20. | Канада – страна «кленового листа» | Презентации учащихся | ||
21. | Мексика – страна гор и вулканов | Презентации учащихся | ||
22. | Бразилия – «пятая» страна | Круглый стол | ||
23. | Аргентина – страна пампасов | Кинопутешествие | ||
24. | Перу – страна древней цивилизации инков | Презентации учащихся | ||
25. | Австралия – страна «наоборот» | Круглый стол | ||
26. | Обобщение по теме « По странам и континентам» | Занятие - игра | ||
Тема 4. По родной стране ( 6 ч.) | ||||
27 | «…Откуда есть пошла Русская земля» | Круглый стол | ||
28. | Географические рекорды России | Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами) | ||
29. | Разница во времени на территории России. | Практическая работа. Решение задач на нахождение поясного времени.
| ||
30. | Климатические особенности России | Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами) | ||
31. | Уникальные природные объекты России. | Практическая работа. Работа с контурной картой по теме «Уникальные природные объекты России» | ||
32. | Обобщение темы « По родной стране» | Занятие-игра | ||
Обобщение курса (2 часа) | ||||
33. | Проектные работы | Защита работ | ||
34. | Проектные работы | Защита работ |
Список литературы
1. Пивоварова Г.И. « Занимательная география», М: Просвещение . 1998 г.
2. Агеева И.Д. « Веселая география на уроках и праздниках», М: ТЦ « Сфера» ,2005 г.
3. Разумовская О.К., Козловская Е.Т. « Занимательная география» , 1998 г.
4. Занимательная география: Что? Где? Когда? М: « Граф – пресс» , 2003 г.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Чудеса природы, под редакцией Ивановой Е.М., 2001 г.
6 . Я познаю мир: Детская энциклопедия: Страны и народы, под редакцией Хинн О.Г. , М, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа курса «Великие путешественники»
Цель курса:Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися знаний об истории открытия материков, океанов и их частей великими путешественниками....
Рабочая программа "Клуб юных путешественников"
Программа «Клуб юного путешественника» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общ...
Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе
Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе...
Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...
Программа кружка "Клуб путешественников"
Материал включает пояснительную записку, тематическое планирование занятий кружка по географии для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...