Конспект внеклассного мероприятия. Географический марафон "Путешествие по экватору"
методическая разработка по географии (6 класс)

Князева Любовь Анатольевна

Географический марафон проводится в рамках общешкольной метапредметной недели, посвящённой науке. Участвуют дети 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekvator.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Географический марафон «Путешествие по экватору» 6 класс.

Мероприятие проводится в рамках общешкольной метапредметной недели, посвящённой теме «Наука»

Цели: повторить, обобщить, закрепить  полученные знания  начального курса  географии.

Задачи:

1.Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости.

2.Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, максимально использовать творческие способности учащихся, развивать географическое мышление школьников.

3.Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, взаимовыручки.

Оборудование:

Компьютер, ЦОР, раздаточный материал.

Участники: 2 команды по 8 человек.

План подготовки и проведения внеклассного мероприятия

  • Сообщение учителем о проведении мероприятия.
  • Классы  выбирают команду,   каждая  из  которых  придумывает  себе  название, девиз, талисман. Готовят защиту талисмана в творческой форме. Каждая команда  выбирает  капитана.
  • Выбирают одного докладчика, который заранее получает тему для выступления.
  • Проведение мероприятия, смена конкурсов, сопровождаемая презентацией.
  • Подведение итогов, награждение победителей.

Ход игры

Нам под ответственность дана

И вся Земля, и вся страна,

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семеновых-Тян-Шанских…

Козловых, Бергов, Пржевальских,

Страна, в которой жить, друзья,

Плохим географом нельзя!

Ю.Ефремов

Внимание! Внимание!

 Наука  «География» приглашает Вас

На географический калейдоскоп «Путешествие по экватору».

Ожидается приезд географических знаменитостей!

Вас ждут интересные конкурсы!

Лучшим из лучших  будут вручены

Памятные знаки «Знаток географии».

Захватите с собой хорошее настроение, острый ум, сноровку!

Королева наука  «География» ждет Вас!

Отправляемся в наше путешествие с песней «Гимн географов»                        

Я не знаю, где встретиться

Нам придется с тобой, –

Глобус крутится, вертится,

Словно шар голубой.

И мелькают города и страны,

Параллели и меридианы,

Но таких еще пунктиров нету,

По которым нам бродить по свету.

Вступительное слово учителя о данном  мероприятии,  постановка задач  перед командами, представление гостей и членов  жюри.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по экватору и  откроем географические тайны.

В путь уже собрались две отважные команды  во главе с неустрашимыми капитанами.

КОНКУРС 1.  Приветствие

Команды  представляют  себя, капитана, девиз, талисман.

КОНКУРС 2. Разминка.  По очереди каждому классу задаются  вопросы на внимание. За правильный ответ – 1 балл.

В России - язык русский,

Во Франции - французский,

В Германии - немецкий,

А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)

Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на 
восток.             (Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.      (Не впадает, а вытекает.)

Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли, дети?          (Нет, их четыре.)

Знает каждый капитан:
Волга - это океан.    (Не океан, а река.)

Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река. (Не река, а гора.)

Белые медведи ходят-бродят по лесу,
А их братья бурые - по Северному полюсу.  (Поменять медведей местами.)

Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра, в пустыне.   (Не в пустыне, а в тропиках.)

КОНКУРС 3. Будь внимателен.

Глобус делит ровная

Линия условная.

Выше – север, ниже – юг.

Назови границу, друг.     (Экватор)

Что такое экватор и где проводят условную линию современному человеку это известно уже точно.

Но ведь ещё в античное время стало известно о середине Земли. Как люди определяли экватор, не имея современных точных приборов. Конечно, методом наблюдений. Итак, какие явления и процессы природы происходят на экваторе. Определите верность следующих суждений.

  1. Длина экватора составляет более сорока тысяч километров, но он занимает лишь 5% поверхности Земли.
  2. На экваторе нет времен года потому, что в течение календарного года солнечные лучи падают отвесно на землю.
  3. По обеим сторонами экватора вода уходит в канал, вращаясь в двух разных направлениях.
  4. По линии экватора день всегда равен ночи.
  5. В дни весеннего и осеннего равноденствия, т.е. 2 раза в год, Солнце на экваторе находится в зените, прямо над головой, и предметы  отбрасывают самые длинные тени.
  6. На экваторе по всей длине проживает почти половина всех видов животных мира.

  КОНКУРС 4. Картографический.

По  данным  координатам  найдите  географические  объекты.

Начальные  буквы  объектов  дадут  зашифрованное  слово. Пятая буква «Е» в подарок.

1.

2.

3.

4.

5.      Е

6.

   1)    57˚ с. ш., 61˚ в.д.             (Екатеринбург)            

   2)     75˚ с.ш., 40˚  з.д.            (Гренландия)

   3)    16˚ с.ш.,  76˚ в.д.            (Индостан)

   4)    40˚ с.ш.,   118˚ д.            (Пекин)

   6)      42˚ ю.ш., 147˚  в.д.       (Тасмания)

КОНКУРС 5. Восхождение к вершинам знаний

Выступление одного оратора от класса. 6 а – Эратосфен. 6 б - Шарль Мари де ла Кондамин. Тема доклада «Расчёт экватора». Оценивание по 5 – ти бальной системе.

  КОНКУРС 6. «Великие путешественники».

По слайдам вопросы. Угадать имя путешественника.

  • На родовом гербе одного из путешественников изображен земной шар, обвитый лентой. Надпись на ней гласит: «Первый обошел вокруг меня». Назовите имя этого путешественника. Ф Магеллан.
  • Кто из путешественников был при жизни обладателем титула «Адмирал моря-океана»?  Назовите имя путешественника. Х. Колумб.
  • Какой великий английский путешественник XVIII века совершил три кругосветных плавания и  исправил ошибку В. Янсзона, доказав, что Австралия - самостоятельный материк? Д. Кук.
  • Он отличался атлетическим телосложением, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Российский мореплаватель,  адмирал, возглавивший первое русское кругосветное плавание. И.Ф.Крузенштерн.

КОНКУРС 7. Морские традиции. Буриме.

Откуда же к нам пришел праздник морского покровителя – Нептуна? Церемо́ния пересече́ния ли́нии, иногда — День Непту́на. Водное представление. Берёт основы от традиции моряков при пересечении экватора. Согласно установившимся традициям, всем, впервые пересекающим линию экватора по морю, необходимо пройти обряд посвящения. Праздник Нептуна у моряков отмечается при пересечении судном экватора. Так повелось со времён хождения парусных судов, так как в Атлантике в экваториальной зоне часто бывает штиль, и парусники почти не имели хода и долго ожидали попутного ветра. Чтобы найти развлечение для экипажа, начали праздновать праздник Нептуна. Моряки мира называют этот праздник «Церемония пересечения линии». Главным действующим лицом праздника является Нептун — бог морей.

Сочинить  стишок на предложенные рифмы.

Океан – банан    Нептун – колдун   морей – сильней  к вам – по волнам

КОНКУРС 8. Кто вперёд?

Экватор — воображаемая линия, которая разделяет Землю на Северное и Южное полушарие и выступает началом отсчета географической широты.

А много ли стран, через которые проходит линия экватора? Давайте считать вместе. В нашем понимании, экватор должен проходить именно через сухопутную территорию страны, Территориальные воды к этому не относятся. То есть, нам нужны страны, где одной ногой можно стоять на северном полушарии, а другой на южном.

На время по карте команды определяют названия стран. Определяем количество баллов по названным странам.

КОНКУРС 9 Конкурс капитанов.

Блиц – опрос. Капитан отвечает на 10 вопросов. За правильный ответ – 1 балл.

  1. На каком  материке  2  части  света? ( Евразия)
  2. Самый  короткий  меридиан? (все одинаковые)
  3. Может  ли  точка  иметь  широту  95˚ с.ш.? (нет)
  4. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан)
  5. Как  называется  форма  Земли? (геоид)
  6. Прибор для измерения азимута?  (компас)
  7. Назовите  самую  короткую  параллель? (полюс)
  8. Сколько  меридианов   можно  провести  на  глобусе?  (360)
  9. Где  находятся  путешественники, если над  головой  у  них  располагается    полярная  звезда?  (на севере)
  10. Как называется сборник  географических карт? (атлас)

  1. .Как называется линия, до которой нельзя дойти?  (горизонт)
  2. Как  называется  самая  длинная  параллель?  (экватор)
  3. Модель земли? (глобус)
  4. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).
  5. Какой материк  не имеет рек? (Антарктида).
  6. Самый большой остров? (Гренландия).
  7. Что  означает  слово  «география»? ( Землеописание)
  8. Кто открыл Америку? (Колумб).
  9. Самое глубокое озеро в мире? (Байкал.)
  10. Самый большой материк Земли? (Евразия.)

КОНКУРС 10. Геофото.

Итого мы с вами насчитали 11 стран, через которые проходит линия экватора. В каких-то странах этим фактом очень гордятся и возводят до статуса национального достояния, а другие даже никак не реагируют на это. В любом случае, пересечение линии экватора — особое событие для туриста, и этот факт остается надолго в памяти.

Каждый путешественник берет с собой в дорогу  фотоаппарат. Из путешествия я привезла много фотографий. Ребята, помогите мне вспомнить, при помощи сделанных мною фотографий, те места,  где я побывала.

1.Памятник "Середина мира". Эквадор. 

2.Монумент экватору в г. Понтианак, Индонезия. 

3.Памятник экватору Марко Зеро. Так называемое "Марко Зеро" - это нулевая отметка, показывающая точное прохождение по земле экватора. Своеобразный памятник этому нулю расположен в бразильском городке Макапа, который экватор делит на два полушария. Он входит в число важных аналогичных пометок, разбросанных по всему миру.

4.Памятник Экватору в Уганде.

Подведение итогов, слово жюри. Поздравление победителей.        

Я знала, все у вас получиться,

Географию мы с вами будем знать.

Всем знатокам науки

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

Ив заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать

Приложение.

Вопросы для болельщиков.

  1. У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны. Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками …(Глобус)
  2. Там снуют акулы, прыгают гориллы. Страшные «большие злые крокодилы будут вас кусать, бить и обижать». Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)

3. Это чудо - материк, Он красив и невелик. И на нём всего  одна Живописная страна. В других местах  таких зверей смогу найти едва ли я, ведь кенгуру среди степей гуляет лишь в … (Австралии) 
4. Читаю на карте названия разные: Черное, Белое, Желтое, Красное… A с виду – зеленое, серое, синее.  Когда ни взгляни – oнo очень красивое. (Море) 

Он стоит на тонкой ножке.

В кабинете на окошке,
А на нём-то, веришь - нет,
Уместился целый свет! (Глобус.)

В четырёх Бочках
Шесть Китов засолено. (Земля: Океаны и Материки.)

Круглая Бочка
333 ободочка. (Земля и параллели.)

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (Географическая карта.)

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах! (Атлас.)

Прибор этот верно
Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка
На север укажет. (Компас.)

Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – … (Город.)

Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас … (Евразии.)

Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом! (Антарктида.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассные мероприятия "Географический марафон"

Внеклассное мероприятие по географии "Географический марафон" для учащихся 7-9 классов. Целью мероприятия является: -  развитие познавательных и творческих способностей учащихся;-  форм...

Внеклассное мероприятие"Географический КВН"

Для использование во вннурочное время...

Внеклассное мероприятие "Географический парад знаний"

Данное внеклассное мероприятие можно провести в 7 классе после изучения всех южных материков, а также немного разнообразив на любом этапе изучения географии в 7 классе...

Внеклассное мероприятие "Географический КВН в 9 классе"

Данное мероприятие позволяет повысить интерес к изучаемому предмету у учащихся и разнообразить их внеучебную деятельность....

Внеклассное мероприятие «Географический футбол»

p { margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",seri...

Внеклассное мероприятие Географическая карта 5-6

Материал представлен в виде игры, разбитой на конкурсы: вопрос-ответ, ребусы, решаем кросворд,создаём карту материков, географическая почта,капитаны рисуют объекты региональной карты. Материал основан...