Проект "Живи родник"
проект по географии
Предварительный просмотр:
Мунииципальное казённоеждение образовательное учреждение
"Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа"
Поныровского района Курской области.
Районная экологическая операция
«Живи родник»
Выполнили:
члены инициативной группы
«Юный эколог»
руководители
Золотухина Е. Н. и Хохлова Т. С.
2017 год
Содержание
Введение
1.Обоснование проекта
2.Актуальность проекта
3.Цель и задачи проекта
4.Сроки реализации проекта
Этапы реализации проекта.
1.Первый этап – поисковый
2.Второй этап – исследовательский
3.Третий этап – практический
4.Четвёртый этап - агитационный
Информация о родниках :
Паспорт на источник.
Планируемые результаты
Заключение
Список литературы
Введение
Родник (источник, ключ, криница) — это естественный выход подземных вод на поверхность. Чудом из чудес называют хрустальную родниковую воду. Она прохладна, кристально чиста, животворна, нередко бывает еще и целебной. Возле источников воды издавна на Руси человек пускал корни, возле родников закладывал сёла и города. Без воды невозможна сама жизнь. Бытует мнение, что родниковая вода безупречно чиста и всегда пригодна для питья.
В глубокой древности у источников совершались жертвоприношения, им молились, поклонялись, поэтому приходили сюда, каялись в содеянном.
К родникам всегда было особое отношение – их считали глазом Божьим. В православной христианской культуре родниковая вода тоже считается особым веществом. Ведь сам Иисус Христос принял Крещение в Иорданских водах
К родникам обращались с мольбой о дожде. Перед севом крестьяне выходили на утренней зорьке к студенцу, черпали ключевую водичку, веря, что хрустальная вода разбудит семя, поможет быстрее прорасти.
Веками из поколения в поколение передавалась любовь к родникам. Они овеяны легендами. Вспомним известного этнографа, собирателя и исследователя русского фольклора А. Н. Афанасьева (1826—1871), родившегося в Богучаре. Он говорил, что родник "дарует силу, здоровье, красоту, исцеляет раны, наделяет крепостью, заставляет разрубленное тело срастаться и возвращает самую жизнь".
Экологический проект
Обоснование проекта.
Почему мы выбрали родник в качестве объекта исследования? Всем известно, что родниковая вода чистая, без вредных примесей и всегда пригодна для питья. Водопровод пришел и в сельскую местность, постепенно жители села перестают пользоваться родниковой водой. В последние годы все чаще отмечаются факты загрязнения источников питьевой воды, загрязнение колодцев. Тем не менее, большинство людей предпочитают пользоваться природными источниками, т.к. качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Очистные сооружения отсутствуют. Вода, поднятая с большой глубины, при употреблении приводит к развитию различных заболеваний, связанных с образованием камней в различных органах. С меленьких родничков начинается жизнь больших рек. Родники являются одним из источников питания рек.
Актуальность проекта
Изучение родников и их обследование, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества. При изучении родников школьники узнают, исторические сведения о родниках – как человек осваивал и взаимодействовал с ними, какие экологические связи устанавливались между человеком и природным компонентом. Ребята получают опыт практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водоемами.
Цель проекта.
Формирование экологической культуры у школьников в процессе поиска, исследования, изучения родников. Получение опыта практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с родниками, практическая деятельность по защите объекта, пропаганда его ценности и необходимости сохранения, разработка программ восстановления.
Задачи
- Привлечение внимания к проблеме сохранения родников, которых осталось не так много, как к уникальным объектам природы.
- Поиск заинтересованных людей, организаций, для поддержания в должном состоянии родников.
- Формирование у населения ответственного отношения к родникам, их охране.
- Практическое участие школьников в исследовательской и природоохранной деятельности.
- Повышение уровня экологической культуры у школьников.
- Предотвращение действий, угрожающих существованию родников и нанесению им вреда.
Срок выполнения проекта: июнь – октябрь 2017 года
Этапы реализации проекта.
Первый этап – поисковый.
Во время проведения этого этапа было обнаружено и обследовано три родника в окрестности села Верхнесмородино: улица Гусливка, улица Комсомольская (Чертановка), улица Новосёлки.
Второй этап – исследовательский
Проводили обследование и описание каждого родника.
Третий этап – практический
Проводили очистку и благоустройство родника
Четвёртый этап – агитационный.
Проводилась агитационная работа среди обучающихся школы и населения пользе родников для природы и человека. Привлекали к очистке родника жителей улицы Новосёлки. Планируется благоустройство родника совместно с Зубковым Сергеем Ильичём – фермером из пос. Возы.
Информация о родниках :
Любовь к Родине не может быть без корневой основы. И начинается она всегда нравственной привязанностью к отчему краю.
Деревни Гусливка на карте области нет, как и нет её и на карте Поныровского района. Но она есть в памяти тех, кому она дорога как малая родина, как место, которому нет равных на всей планете.
Из воспоминаний В.С. Заугольникова (1904года рождения) : «В Гусливке в начале 20 века было около 30 крестьянских дворов. Они образовали улицу с проезжей дорогой посредине. Для питьевой воды на улице вблизи изб устанавливались колодцы. Доставали воду из колодца вручную при помощи верёвки, намотанной на деревянный барабан. С годами срубы колодцев сгнили, их засыпали, и жители деревни стали ходить за водой на край села в Порунин колодец.
На окраине деревни в начале 21 века жила семья Ивана Григорьевича Ховалкина. У них был фруктовый сад, расположенный на южном склоне лога, который ласково называли Подберезник.
Теперь только он и напоминает, что на этом месте жили люди.
В 60-е годы прошлого столетия кто – то посадил здесь кусты черёмухи, и теперь она разрослась по всему склону. Весной здесь не умолкает до темноты пчелиный гул. Внизу сада Иван Григорьевич выкопал колодец. Хозяин дал название ему –Порунин. В 20- е годы прошлого столетия привёл он в дом молодую жену красавицу Просковью, которую ласково величал Поруней. В честь неё и был назван колодец- родник. Каждый день он наполнялся чистой родниковой водой из ключей, которых было немало в округе. Вода из слива колодца вытекала в ручеёк. Струясь среди осоки, он впадал в безымянный ручей, который наполнял своей водичкой речку Снову.
Колодец безвозмездно дарил свою воду не только жителям деревни Гусливка. Он был расположен в удобном месте: рядом – проезжая дорога на Поныри, каждый день проходили люди, спешащие на поезд. Весёлой гурьбой в школу бежали мимо колодца дети. Все останавливались и пили холодную водичку.
Колодец- родник был символом любви и верности для влюблённых.
Прошли годы. Ушли в небытие русские деревни, а вместе с ними колодцы-родники.
Погиб на войне Иван Григорьевич. Прожив 90 лет обрела покой на сельском кладбище Просковья- Поруня.
В деревне осталось 5 дворов. Провели водопровод, заасфальтировали дороги. Но ключи родника живы. Родниковая вода из ключей питает ручей, который продолжает пополнять уже заросшую речку Снову.
Не исчезай, моя деревня. Возможно, родники, возрождённые нами, вновь наполнят жизнью заброшенные уголки нашего края.
Паспорт на источник
Номер источника:№1
Название источника «Порунин родник»
Курская область.
Поныровский район
Село Верхнесмородино, улица Гусливка
Элемент рельефа: подножие холма
Геологические условия выхода воды: вода вытекает спокойно, изливаясь под собственной тяжестью.
Высота источника над уровнем воды в реке:80 см
Расстояние источника от уреза воды в реке:173 метра
Растительность вблизи родника: в связи с переувлажнением местности древесно – кустарниковая растительность представлена черёмухой, ивняком, травянистая – болотно-луговой растительностью: осоками, мхами
-животный мир представлен земноводными ,птицами: садовая славка, лазоревка, большая синица, большой дятел.
Физические особенности воды источника:
-вода прозрачная
-запах обращает на себя внимание и заставляет удержаться от питья.. Оценка интенсивности запаха – 4.
- исключается определение вкуса.
-кислотность воды : рН = 7,4 слабощелочная
-осадок менее 5г/л, цвет белесый
-состав осадка известковистый
-температура воды 10 градусов.
Температура воздуха во время исследования 23 градуса
-замерзание источника и сроки замерзания: не выявлены
- дебит источника невозможно было определить.
-источник питает ручей, впадающий в реку Снову
-родник способствует заболачиванию данной местности.
-в хозяйственной деятельности не используется из-за заболоченности территории и малой численности проживающих людей.
-дата взятия пробы воды: 10 июня 2017 года
№п/п | Дата проведения | Название мероприятия | Форма проведения | Место проведения | Количество участников |
1 | 10. 06 2017 | Поиск «Порунина родника» | групповая | Окрестности ул. Гусливка | 10 человек |
2 | 10.06 – 14.06 | Расчистка родника | групповая | Там же | 10 |
3 | 10. 06 | Взятие пробы воды | индивидуальная | Там же | 1 |
4 | 10.06 | Определение характера источника | групповая | 3 | |
5 | 10.06 | Высота источника над уровнем воды в реке | групповая | 3 | |
6 | 10.06 | Расстояние от уреза воды в реке | групповая | 2 | |
7 | 10.06 | Физические особенности воды источника: прозрачности, наличие запаха, температуры. | групповая | 5 | |
8 | 12.06 | Определение наличия осадка, его количества, цвета | групповая | Кабинет химии в школе | 4 |
9 | 12.06 | Определение кислотности воды | групповая | Кабинет химии в школе | 2 |
10 | 10.06-14.06 | Определение растительности и животного мира | групповая | Окрестности родника | 5 |
Паспорт на источник
Номер источника:№2
Название источника «Безымянный »
Курская область.
Поныровский район
Село Верхнесмородино, улица Комсомольская (Чертановка)
Элемент рельефа: подножие балки.
Геологические условия выхода воды: вода вытекает спокойно, изливаясь под собственной тяжестью.
Высота источника над уровнем воды в ручье: 130см
Расстояние источника от уреза воды в ручье :15 метров
Растительность вблизи родника: в связи с переувлажнением местности древесно – кустарниковая растительность представлена ивняком, травянистая – болотно-луговой растительностью: осоками, мхами
-животный мир представлен земноводными ,птицами, следы лисицы.
Физические особенности воды источника:
-вода прозрачная
-запах не ощущается. Оценка интенсивности запаха – 0.
- вкус и привкус не ощущается - 0.
-кислотность воды : рН = 7 нейтральная
-осадок менее 5г/л, цвет желтоватый
-состав осадка кремнистый
-температура воды 8 градусов.
Температура воздуха во время исследования 16 градусов
-замерзание источника и сроки замерзания: не выявлены
- дебит источника невозможно было определить.
-источник питает ручей, впадающий в реку Снову
-родник способствует заболачиванию данной местности.
-в хозяйственной деятельности используется для водопоя скота,
численности проживающих людей – 1 человек.
-дата взятия пробы воды: 1 октября 2017 года
№п/п | Дата проведения | Название мероприятия | Форма проведения | Место проведения | Количество участников |
1 | 02. 10 2017 | Поиск «Безымянного родника» | групповая | Окрестности ул. Чертановка | 2 человека |
2 | 02. 10 | Взятие пробы воды | индивидуальная | Там же | 2 |
3 | 02.10 | Определение характера источника | групповая | 2 | |
4 | 02.10 | Высота источника над уровнем воды в реке | групповая | 2 | |
5 | 02.10 | Расстояние от уреза воды в реке | групповая | 2 | |
6 | 02.10 | Физические особенности воды источника: прозрачности, наличие запаха, температуры. | групповая | 2 | |
7 | 03.10 | Определение наличия осадка, его количества, цвета | групповая | Кабинет химии в школе | 4 |
8 | 03.10 | Определение кислотности воды | групповая | Кабинет химии в школе | 3 |
9 | 02.10 | Определение растительности и животного мира | групповая | Окрестности родника | 2 |
:
Паспорт на источник
Номер источника:№3
Название источника «Кузин родник »
Курская область.
Поныровский район
Село Верхнесмородино, улица Новосёлки.
Элемент рельефа: склон холма
Геологические условия выхода воды: вода бьёт струйками.
Высота источника над уровнем воды в ручье: 100см
Расстояние источника от уреза воды в ручье :12 метров
Растительность вблизи родника: в связи с переувлажнением местности древесно – кустарниковая растительность представлена ивняком, на склоне бузина красная, дикая смородина; травянистая – болотно-луговой растительностью: осоками, мхами.
-животный мир представен земноводными: много лягушат, птицы – дрозды, соловьи (по рассказу жителей)
Физические особенности воды источника:
-вода прозрачная
-запах не ощущается. Оценка интенсивности запаха – 0.
- вкус сладкий.
-кислотность воды : рН = 7 нейтральная
-осадок менее 5г/л, цвет желтоватый
-состав осадка кремнистый
-температура воды 11 градусов.
Температура воздуха во время исследования 16 градусов
-замерзание источника и сроки замерзания: не замерзает
- дебит источника :за час-720 литров, за сутки 17280 литров
-источник питает ручей, впадающий в реку Снову
-родник способствует заболачиванию ниже расположенной местности.
-в хозяйственной деятельности используется для питья, приготовления пищи, бытовых нужд.
-дата взятия пробы воды: 8 октября 2017 года
Планируемые результаты.
Дальнейшее благоустройство родника совместно с фермером Зубковым Сергеем Ильичём. Работа будет продолжаться с весны 2018 года.
№п/п | Дата проведения | Название мероприятия | Форма проведения | Место проведения | Количество участников |
1 | 08. 10 2017 | Поиск «Кузина родника» | групповая | Окрестности ул. Новосёлки | 10 человек |
2 | 08. 10 | Расчистка родника | групповая | Там же | 10 |
3 | 08. 10 | Взятие пробы воды | индивидуальная | Там же | 1 |
4 | 08. 10 | Определение характера источника | групповая | 3 | |
5 | 08.10 | Высота источника над уровнем воды в реке | групповая | 3 | |
6 | 08.10 | Расстояние от уреза воды в реке | групповая | 2 | |
7 | 08.10 | Физические особенности воды источника: прозрачности, наличие запаха, температуры. | групповая | 5 | |
8 | 09. 10 | Определение наличия осадка, его количества, цвета | групповая | Кабинет химии в школе | 4 |
9 | 09.10 | Определение кислотности воды | групповая | Кабинет химии в школе | 2 |
10 | 09.10 | Определение растительности и животного мира | групповая | Окрестности родника | 5 |
\
Заключение:
У родника.
И кружка есть, и ковш отменный
висит здесь рядом,на суку,
но становлюсь я на колени,
тянусь губами к роднику.
На дне его песчаном струи
Узоры солнечные ткут.
Я пью, как первым поцелуем
самой земли касаюсь губ.
Боюсь движеньем резким, спешным
нарушить чуткий ритм ключа,
ведь в нём рассветов летних свежесть
и предков удаль и печаль.
Я пью, не торопясь, не жадно
родной земли целебный сок.
И отпускает тело жажда,
и ощущаю сил приток.
Я пью, и будто молодею-
бодрее кровь, сильней рука,
вновь по плечу любое дело
и звонче трудная строка…
И кружка есть, и ковш отменный
Висит на ивовом суку,
но становлюсь я на колени
и припадаю к роднику.
Конорев Владимир Никитович (выпускник 1957 года Нижнесмородинской средней образовательной школы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет по итогам экологической акции "Живи, родник"
Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности. По итогам акции создан бу...
Проект экологическая акция "Живи, родник"
Экологическая акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....
Презентация экологическая акции "Живи родник"
Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....
Родники и святые источники Пензенской области.
Данная статья рассказывает о памятниках истории и природы Пензенского края - родниках и святых источниках....
"Живой родник моей истории"
Актуальность проекта.История нашей школы ведёт своё начало с 1951 года! Вначале она располагалась в одном здании. Со временем прибавился второй корпус. Постепенно возникла необходимость в дальнейшем р...
"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина. В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физичес...
Родники вы мои, родники...
Статья о работах по очистке и благоустройству одного из многочисленных родников Удмуртии. Она интересна тем, что в ней описываются примеры удачного...