Географическое положение России
методическая разработка по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ»
Технологическая карта урока географии
Тема урока: Географическое положение России.
Место урока в курсе: Данный урок открывает изучение курса географии 8 класса «Природа России».
Цель урока:
- Достижение личностных планируемых результатов (подробнее см. далее).
- Достижение метапредметных планируемых результатов (подробнее см. далее).
- Достижение предметных планируемых результатов: давать устную характеристику географического положения России с помощью плана (составленного в тетради), карт атласа.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска с Интернетом (для работы с картой: физическая география России).
Механизмы создания мотивационного поля: прием «Письмо с ошибками». Для привлечения внимания кадет в начале урока используется текст: письмо (сообщение) ученика 7-го класса своему зарубежному другу в социальной сети. Семиклассник считает себя знатоком географии. Предлагается прочитать письмо и подчеркнуть то, что вызовет сомнения.
Формы организации работы (в т.ч. методы/технологии): диалог; работа в группах; фронтальная работа; игровая технология.
Рефлексия: разделена на 2 этапа – рефлексия работы в группах и рефлексия урока.
Необходимо проводить анализ не только итогов деятельности, но и оценку усилия кадет в процессе деятельности. Необходимо учитывать варианты мотивов кадет:
- стремление самостоятельно решать интересные задачи;
- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей, стать первым;
- рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей и др.
Кадеты должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего желания работать.
Домашнее задание: 3 задания, в которых дифференцированно содержание предметного материала. Первое задание носит облегченный характер. Выполнение упражнений по установленному образцу. Эта часть задания посильна каждому кадету. Кадет, правильно ответивший на эти вопросы-задания, может получить лишь удовлетворительную оценку. Второе задание требует действий в новых, более сложных условиях, установления новых связей, умений привести свой пример. Выполнение этого задания обеспечивает кадету более высокую оценку – «хорошо». 3 задание требует проявления творческой инициативы, достаточно глубокого знания географии в объёме не только контролируемой темы. За правильное его выполнение кадет получает оценку «отлично».
Результат урока (сформированные УУД):
Личностные: Осознание целостности природы, населения и хозяйства России; патриотизм, любовь к своей стране.
Регулятивные:
- определять цели и задачи своей деятельности;
- планировать ее реализацию;
- оценивать и корректировать достигнутые результаты.
Познавательные:
- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- составлять тезисы, план ответа с выделением существенных характеристик объекта;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (информацию на карте в текст и др.);
- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Использованные ресурсы
- И. И. Баринова «Природа России.8 класс». Москва. "Дрофа", 2012 год.
- Статьи сайта «Образовательная система школа 2100»: Как формировать УУД в курсе географии; конспекты разработки уроков за 6 класс. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general.php?SECTION_ID=1602
- Сиротин В.И. Определение целей и задач урока с учетом требований ФГОС к результатам обучения. http://www.geoclass.ru/index.php/4-nomer-2-2013/129-kolonka-redaktora-opredelenii-tselej-i-zadach-uroka-s-uchetom-trebovanij-fgos-k-rezultatam-obucheniya
- Ким Э.В., Крылов А.И., Панасенкова О.А. "Постановка целей обучения как условие реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта". http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=392&Itemid=153
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Орг. момент | Приветствует учащихся. Предлагает образовать 4 группы. Проверяет готовность групп к уроку. | Приветствуют учителя. Делятся на 4 группы. Организуют рабочее место. |
|
| Учащиеся отвечают на вопрос: «Что мы будем изучать в этом году?» Тему урока учащиеся формулируют сами, отвечая на вопрос «С чего начинается изучение географии любой территории?» | |||
2 | Мотивирование к учебной деятельности | Ребята! У меня в руках письмо ученика 7-го класса своему зарубежному другу. Он себя считает знатоком географии. Внимательно прочитайте письмо и подчеркните то, что вызовет у вас сомнения.
Много фрагментов вы подчеркнули? (спрашивает несколько учеников) Как вы думаете правильно?
Много ли вы знаете о нашей стране? Вы знатоки географии России? Почему нужно знать географию своей родины?
Давайте отложим письмо и вернемся к нему в конце урока. | Читают текст: «…Ты просил рассказать о России, я учусь в 7-ом классе, поэтому знаю многое о своей стране. Россия – самое большое государство в мире, её площадь составляет 30,3 млн. км². Россию омывают воды четырёх океанов, по суше она граничит с 12 государствами. Северная материковая оконечность страны – остров Рудольфа в архипелаге Земля Франца – Иосифа. Крайняя южная точка России – город Кушка. Страна располагается в арктическом, субарктическом, умеренном климатических поясах. В моей стране огромное количество природных ресурсов. Самые распространённые: лесные и минеральные».
Возникают сомнения.
Отвечают на вопросы учителя.
Откладывают задание, не проверяя его. | Регулятивные УУД (через предложение учителя поиграть): - принимать учебную задачу. |
3 | Постановка задач | У нас 4 группы. У каждой группы на столе – листы с заданием.
Посмотрите задания. Что вам нужно сделать?
Правильно, вам нужно собрать и представить информацию.
Давайте подумаем, по каким критериям вас можно будет оценить?
Время работы в группе – 10-12 минут. Время ответа – 2 минуты. Выберите старшего. Время пошло! | Воспринимают информацию учителя.
Отвечают на вопрос учителя. - Найти материал, подготовить ответ, представить его и т.п.
Предлагают критерии оценки своей работы:
| Регулятивные УУД (через диалог с учителем): - определять цель учебной деятельности и - планировать ее реализацию;
- самостоятельно вырабатывать критерии оценки собственной деятельности. |
4 | Работа в группах | Консультирует команды.
| Выполняют задания группой. 1 группа.
1. Используя карты атласа, охарактеризуйте: 1) Положение России по отношению к экватору. 2) Положение России по отношению к нулевому меридиану. 3) Положение России на материке, части света.
2. Ответьте на вопросы: 1) Какова площадь России? Сравните ее площадь с площадью материков и других стран. 2) Где проходит условная граница между Европой и Азией? Покажите на карте. 3) В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Пермский край? | Познавательные УУД (формируются через выполнение системы заданий): - определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- составлять тезисы, план ответа с выделением существенных характеристик объекта;
- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
|
|
| 2 группа.
1. Используя карты атласа, назовите и покажите: 1) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). 2) Соседние государства. 3) Крайние точки страны и их координаты.
2. Ответьте на вопросы: 1) Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? 2) Что значит «морская граница»? 3) Что такое Северный морской путь? 4) Что такое российский сектор Арктики? | Коммуникативные УУД (формируются через организацию работы в группах): - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
|
|
| 3 группа (для сильных учеников).
Используя информацию учебника и карты атласа, выполните задания:
1) Как географическое положение влияет на природу России?
2) С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
3) Оцените особенности географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения. |
|
|
|
| 4 группа (для сильных учеников). Задание: 1. Прочитать текст – параграф 1 –«Географическое положение России», обращаться к картам атласа. 2. Придумать дополнительные вопросы для групп (по 2 для каждой). 3. При выступлении групп работать с приложением 1. 3. После выступления всех групп подвести итоги и кратко прокомментировать оценку. | Регулятивные УУД (через систему заданий): - контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность товарищей; - вносить коррективы в выполнение действий. |
5 | Представление результата работы групп | За две минуты до окончания срока предупреждает команды о том, что время заканчивается.
Внимание! Время закончилось.
Слушаем, какую информацию вы собрали.
При ответе групп в тетради мы составляем план характеристики ГП России (по ходу выступления групп контролирует данный процесс).
Спасибо, группам! |
Группы отвечают, с показом по физической карте России.
Составляют в тетради план характеристики ГП России. | Коммуникативные УУД (формируются через представление результатов работы): - адекватно передавать информацию; - отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
6 | Рефлексия работы в группах | Я считаю, что мы отлично поработали. Давайте подведем итог работы команд. Возьмите анкеты на столах (Приложение 2, они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение 2 минут, а 4 группа подведет итоги.
Время закончилось! Отложите анкеты. Слово – 4 группе. Хочу сказать, что команды также могут участвовать в оценке работы своих товарищей, аргументированно озвучивать свое мнение. |
Заполняют анкету.
4 группа обсуждает итоги работы ребят.
4 группа анализирует работу товарищей, объявляет итоги.
Обмениваются мнениями по работе команд. | Регулятивные УУД (через анкетирование): - оценивать свою деятельность и деятельность товарищей; - вносить коррективы в выполнение действий. Коммуникативные УУД (формируются через анализ работы товарищей): - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
7 | Рефлексия урока | Мне кажется, что сегодня отлично поработали все группы. Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое. Очень важна дружба и взаимопонимание!
Какова была цель нашего урока? Что мы делали?
А зачем нам это было нужно? Давайте вернемся к письму 7-классника.
Сможем мы сейчас без сомнений исправить ошибки?
Что мы делали с точки зрения географии? Чему научились? Через диалог подводит учащихся к осознанию и принятию предметных целей урока.
Это было целью нашего урока. Это стало и результатом нашего урока. | Воспринимают информацию учителя.
Искали, обрабатывали географическую информацию, делились ей с товарищами. Работали в группе, взаимодействовали, учились распределять роли при работе в команде и т.д.
Мы хотим быть образованными, в том числе и с географической точки зрения, людьми.
Называют ошибки в письме.
Давать устную характеристику географического положения России с помощью плана (составленного в тетради), карт атласа. | Регулятивные УУД (через диалог с учителем): - оценивать свою деятельность и деятельность товарищей; - вносить коррективы в выполнение действий.
Коммуникативные УУД (через диалог с учителем): - адекватно передавать информацию; - отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
8 | Домашнее задание | В качестве домашнего задания выполнить 3 задания. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс
Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...
ПРОВЕРОЧНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: " ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ"
РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ " ГП РОССИИ" . ПРИМЕНЯЮ В РАБОТЕ В 8-ых КЛАССАХ. ПРЕДЛАГАЮ ДВА ВАРИАНТА....
Тест по географии. Географическое положение России. 8 класс
Тест по географии. 8 класс. Географическое положение России. Тест состоит из 11 вопросов с выбором варианта ответа...
элективный курс "Географическое положение России"
Представлена презентация элективного курса "Географическое положение России" для учащихся 9 класса...
Презентация "Крайние точки России" к уроку в 8 классе по теме "Географическое положение России"
Изучая географическое положение России мы находим крайние точки, определяем их координаты, наносим на контурную карту. Упоминаем, почему крайняя точка именно так называется. Но ведь за каждой точкой н...
Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.
Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....
Тема: «Географическое положение России», «Административно-территориальное устройство России».
Цель: ознакомление с административно-территориальным устройством страны. Задачи: - Повторить пройденный материал по теме «Формирование территории России». - Способствовать формированию представлени...