План - конспект урока «Улан-Удэ – столица Республики Бурятия»
план-конспект урока по географии (9 класс)
План-конспект урока по географии Бурятии в 9 классе (2ч.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_ulan-ude.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Балданова Б.Б.
Учитель географии
МАОУ «СОШ №8» г.Улан-Удэ
План-конспект
урока по географии Бурятии в 9 классе (2ч.)
Тема: «Улан-Удэ – столица Республики Бурятия».
Цели урока:
- Обучающая – ознакомить с историей города, с его ЭГП, функциями; на основе изученного материала спрогнозировать факторы, способствующие успеху в будущем, в развитии нашего города.
- Развивающая – научить ребят работать с дополнительной литературой; выступать перед литературой; продолжить работу по развитию активной творческой деятельности учащихся в процессе подготовки домашнего задания, умения анализировать изученный материал, аргументировано доказывать свою точку зрения; формирование умений мыслительной деятельности, возможностей прогнозирования явлений в обществе.
- Воспитывающая – попытаться сформировать у учащихся сознательного отношения и любви к родному городу, повышение уровня сплоченности коллектива.
Оборудование: карта и герб г.Улан-Удэ, фотомонтаж «Улан-Удэ», фотоальбом выставки работ художника Б.С.Садыкова, книжная выставка литературных произведений поэтов и писателей Улан-Удэ, подборка книг о Улан-Удэ, магнитофон, видеофильм, макет Удинского острога.
Межпредметные связи: литература, история, музыка.
Методы обучения: репродуктивные (словесно-индивидуальные, наглядно-индивидуальные), частично-поисковые, исследовательские.
Приемы обучения: сообщение информации учителем и учащимися, задание на опережение с четкой инструкцией их выполнения, самостоятельная работа.
План урока:
- Небольшой экскурс в историю. Герб г. Улан-Удэ.
- ЭГП г. Улан-Удэ.
- Функции города.
- Факторы, способствующие развитию г.Улан-Удэ в будущем.
- Дополнительная информация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Эпиграф: «Улан-Удэ – город мой,
Горжусь тобой, как судьбой.
Ты как улыбка любви
И свет родимой Земли».
1. Организационный момент. Целеполагание | (Звучит гимн г.Улан-Удэ.) Сегодняшний урок посвящен нашей малой родине – Улан-Удэ – столице Республики Бурятия. Трудно представить себе человека, который не знал бы или не хотел бы знать хотя бы малую толику судьбы своего города. Так лучше узнать свой город, открыть что-то новое в ее биографии поможет вам наш сегодняшний урок. В процессе урока нам предстоит работать над умениями: обобщать, анализировать приобретенный материал на уроке и самостоятельно изученный материал, аргументировано доказывать свою точку зрения, решать проблемные задачи, четко формулировать выводы. Итак, знакомимся с Улан-Удэ. Наша задача – познакомиться с историей города, с его ЭГП, функциями, заглянуть в будущее. И представить на суд рекламной комиссии рекламный проспект г.Улан-Удэ. |
2. Усвоение новых знаний. | Небольшой экскурс в историю. Но для начала давайте узнаем, что вам известно об истории г.Улан-Удэ, дополнив ваши знания подготовленным сообщением. Ученица. Города, как и люди, имеют свое неповторимое лицо и свою биографию. Три столетия назад, летом 1666 года на возвышенности у слияния рек Селенга и Удэ русские казаки основали зимовье для сбора ясака. С юга и запада зимовье защищали реки, с севера и востока – горы. Такое выгодное положение способствовало дальнейшему укреплению Удинского зимовья. Верхнеудинский острог Основал в короткий срок Алексей Михалыч, царь Славный русский государь! Царь сказал казакам так: «Чтоб пышнее был ясак, Чтоб жирнее был оброк, Чтоб крупнее был налог, За Байкалом меж берлог Нужен мне Большой острог. Л.Ламажапов Так зимовье превратилось в острог. Теперь на месте острога возвышаются здания кооперативного и лесотехнического техникумов, муз.училища и средней школы №9. Постепенно Удинский острог присоединил к своим владениям земли ближайших бурятских и русских поселений и стал военно-административным центром Забайкалья, получив название – Верхнеудинск. Название свое получил от р.Удэ, поскольку основан был и строился преимущественно на берегу Удэ. А так как на Иркутской земле тоже есть р.Уда, и город на ней был назван Нижнеудинском, то город, возникший в Забайкалье, окрестили Верхнеудинском. В 1890 году через Верхнеудинск проезжал на Сахалин великий русский писатель А.П.Чехов. В одном из писем к сестре он писал: «О том, как я ехал по берегу Селенги и потом через Забайкалье, расскажу при встрече, а теперь скажу только, что Селенга – сплошная красота, а в Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и Дон… Верхнеудинск – миленький городок…» К началу 20 века значение Верхнеудинска, как торгового центра, возросло еще больше, благодаря окончанию строительства Транссибирской магистрали. Город быстро рос. В 1923 году постановлением ВЦИК СССР была образована Бурят-Монгольская АССР, столицей которой стал Верхнеудинск, в 1934 году переименованный в г.Улан-Удэ, т.е. Красная Уда – красный советский город, находящийся на берегу реки Удэ.
Учитель. Как и любой город, Улан-Удэ имеет свой герб. Герб был вручен еще 26 октября 1790 года г.Верхнеудинску. (Учащиеся рассматривают герб Улан-Удэ. Идет беседа о гербе.) Современный герб выполнен на щите, имеющем соотношение 8:9. Щит герба имеет 3 полосы (поля), составляющие цвета государственного флага Республики Бурятия: - лазурь – олицетворение красоты, величия; - золото – богатства, справедливости; - серебро – олицетворение чистоты, добра и независимости. В отличие от герба г.Верхнеудинска, где в верхней части был изображен герб Иркутской губернии (бабр с соболем в зубах). Здесь золотое «соембо» - символ вечной жизни, изображенный на гербе и флаге республики. В нижней части щита на серебряном и золотом полях – «Меркушев жезл и рог изобилия». Это основные элементы герба г.Верхнеудинска в знак того, что этот исторический российский город, переименованный в г.Улан-Удэ, и является современной столицей Республики Бурятия и тем самым символизирует единение эпох, культур и народов. |
Актуализация знаний. | Улан-Удэ – сегодня один из самых живописных и развитых городов Сибири, Забайкалья. Основой же развития Улан-Удэ является в первую очередь ЭГП города. Попытаемся вместе дать современную оценку ЭГП г.Улан-Удэ. Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. |
Коррекция знаний. | Заслушиваются ответы учащихся. При этом учитель, выявляя пробелы и корректируя их, подводит учащихся к современной оценке ЭГП г.Улан-Удэ. Функции города. Учитель. Какие функции выполняет город Улан-Удэ? (Выслушиваются ответы учащихся). 1. Улан-Удэ – столица Республики Бурятия. 2. Улан-Удэ – промышленный центр. 3. Улан-Удэ – культурный центр. 4. Улан-Удэ – научный и образовательный центр. 5. Улан-Удэ – транспортный узел. Доказательства этих функций города заслушиваются на «рекламном бюро». Выступает I группа «Этнос», подготовившая этнодемографический проспект г.Улан-Удэ. II группа «Буряткультурагенство» - культурологический проспект. III группа «Восточные ворота» - экономический проспект. IV группа «Помощь поступающим» - научно-образовательный проспект. |
Обобщение. | Учитель. Какие факторы, на ваш взгляд, будут способствовать в будущем развитию нашего города? Учащимся выделяется время для работы в группах, чтобы они смогли между собой не только обсудить, но и, придя к определенному согласию, аргументировать свою точку зрения. Затем заслушиваются и обсуждаются ответы ребят. |
Подведение итогов. | Оценочная рекламная комиссия подводит итоги работы каждой группы. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: - соответствие рекламного проспекта предложенной теме; - оригинальность представления; - разнообразие представленного материала; - логичность построения проспекта; - содержательное раскрытие рекламируемого объекта; - временной параметр (10 мин). Заслушиваются и выставляются оценки. |
Домашнее задание. | Каждая группа продолжает работать со своей темой, но связав ее с экологией города. |
Дополнительная информация. | Знаменитые имена в истории города. Беседа об улан-удэнских писателях, художниках. Знакомство с выставкой книг, картин. |
Учитель: Я надеюсь, что этот урок оставит след в вашей памяти, разовьет интерес к родному городу, и вы еще больше будете знать, любить и беречь свою малую родину. И сделаете все для ее процветания. Спасибо за урок. Звучит песня «Мой город над Селенгой» муз. В. Усович, ст. А. Щитова. исп. Эржена и Саян Жамбаловы (с видеофрагментами города). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь".
План-конспект рассчитан на два урока, опирается на учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6 класса....
План-конспект урока географии в 9 классе на тему "Нефтяная промышленность Республики Татарстан"
Урок по географии Татарстана “Кара алтын – туган ягыбыз хәзинәсе”...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Санкт-Петербург - новая столица России»
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-го класса...
План-конспект урока по татарскому языку "Республика Татарстан"
Урок построен в форме путешествия по Республике Татарстан...
Символы города Улан-Удэ, столицы Республики Бурятии
Материал по краеведению. 6 класс....
«Проблемы реализации этнокультурного компонента на уроках музыки в школах республики Бурятия»
доклад на конференции...
План-конспект урока географии "реки Чувашской Республики"
План-конспект урока географии в 8 класса по рекам Чувашской Республики, с дополнительными заданиями....