Рабочая программа по географии ФК ГОС 10-11 классы
рабочая программа по географии (10 класс)
Рабочая программа для 10-11 классов соответствует ФК ГОС (в ред. Приказа Минобрнауки России от 23.06.2015 г. № 609), примерной программе для среднего общего образования по географии (базовый уровень) и рассчитана на 1 час в неделю.
Используемый УМК: Экономическая и социальная география мира 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Максаковский В.П. М.: Просвещение, 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_10-11.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Ачитская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Директор МКОУ АГО «Ачитская СОШ»
______/_______________ ________________ О. Л. Чашникова
Протокол №__ Приказ № ___
«___»»_________2018 г. «___»»_________2018 г.
Рабочая программа
Предмет География
Класс 10-11
Количество часов по программе: 69
Количество часов по учебному плану: 69
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Экономическая и
социальная география мира» для 10-11 класса
Рабочая программа для 10-11 классов соответствует ФК ГОС (в ред. Приказа Минобрнауки России от 23.06.2015 г. № 609), примерной программе для среднего общего образования по географии (базовый уровень) и рассчитана на 1 час в неделю.
Используемый УМК: Экономическая и социальная география мира 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Максаковский В.П. М.: Просвещение, 2010г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон №273 от 29.12.2012 (ред.от 27.06.2018 г.) «Об Образовании в Российской федерации».
2. ФК ГОС (в ред. Приказа Минобрнауки России от 23.06.2015г. № 609) .
3. Образовательная программа среднего общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Ачитская средняя общеобразовательная школа».
4. Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Ачитская средняя общеобразовательная школа».
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
-использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Место предмета в учебном плане
Учебный план образовательного учреждения отводит 69 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе среднего общего образования.
С целью формирования у школьников более полного представления о мировом хозяйстве в содержание программы внесены изменения:
- введен урок- «Научно - техническая революция» (1 урок в 10 классе перед изучением темы «мировое хозяйство»,
- увеличено количество часов на изучение тем «География мировых природных ресурсов» (10 класс), т.к. невозможно изучить особенности распространения,
обеспеченность разными ресурсами все страны мир за 1 урок.
-увеличены часы на изучение «Населения мира», т.к. материал объемный, а для практических работ недостаточно времени, поэтому в план включен урок - практикум (10 класс)
-дополнен 1 час- урок контроля по теме «Население мира»
-уменьшена на 2 часа тема «Россия в современном мире», т.к. частично тема рассматривается в конце 9 класса, эти часы использованы для изучения стран мира.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне следующие:
-умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том
числе в геоинформационных системах;
-обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
-владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Тематическое планирование 10 класс
№№ | Наименование раздела программы (из стандарта) | Наименование темы урока | Кол-во занятий / всего час. | Форма/тип урока | Виды контроля | Элементы минимума содержания ФК ГОС |
11 | Современные методы географических исследований. Источники географической информации. | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | Современные методы географических исследований. Источники географической информации География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. |
Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура Практическая работа «Обозначение на контурной карте основных географических объектов.» | 1 | Изучение нового материала | Текущий | |||
Практическая работа «Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.» Практическая работа «Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.» | 1 | Систематизация знаний | Текущий | |||
Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | |||
Способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. ГИС как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | |||
22 | Природа и человек в современном мире ( 9часов) | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. | 1 | Комбинированный | Текущий | Природа и человек в современном мире Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций |
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Практическая работа «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
География природных ресурсов Земли. Минеральные ресурсы. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Водные, земельные ресурсы | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Биологические. лесные ресурсы | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Космические, рекреационные ресурсы | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Основные типы природопользования. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
3 | Население мира (7 час) | Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | Население мира Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. |
Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | |||
Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). | 1 | Изучение нового материала | Текущий | |||
Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | |||
Практическая работа «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.» Практическая работа «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.» | 1 | Систематизация знаний | Текущий | |||
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Практическая работа «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.» | 1 | комбинированный | Текущий | |||
Контрольная работа «Население мира» | 1 | Контроля | Тематический | |||
44 | География мирового хозяйства (14часов) | Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Международное географическое разделение труда. | 1 | Комбинированный | Текущий | География мирового хозяйства Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. |
НТР и ее воздействие на мировое хозяйство. Факторы размещения, влияющие на мировое хозяйство. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
География промышленности: топливно-энергетическая | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Горнодобывающая, металлургическая, машиностроение | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Химическая, лесная, легкая. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Промышленность и окружающая среда. Промышленные районы мира. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
География с/х и рыболовства. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
География транспорта. Транспорт и окружающая среда. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ГНК). | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Практическая работа «Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Обобщающее повторение по теме «География отраслей мирового хозяйства» | 1 | Обобщение и систематизации знаний | Текущий | |||
Контрольная работа по теме «География отраслей мирового хозяйства». | 1 | Контроля | Тематический | |||
Обобщающее повторение | 1 | Обобщение и систематизации знаний |
Тематическое планирование по географии 11 класс
№ | Наименование раздела программы (из стандарта) | Наименование темы урока | Кол-во занятий / всего час. | Тип/Форма урока | Виды контроля | Элементы минимума содержания ФК ГОС |
1 | Регионы и страны мира (23 часа) | Многообразие стран на политической карте мира. | 1 | Изучение нового материала | Входной | Регионы и страны мира Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда |
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. | 1 | Изучения нового материала | Текущий | |||
Зарубежная Европа | Географическая картина Зарубежной Европы. Общая характеристика региона; ЭГП, природные условия и ресурсы, население. | 1 | комбинированный | Текущий | Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы. | |
Хозяйство Зарубежной Европы. | 1 | комбинированный | Текущий | |||
Субрегионы и страны. ФРГ. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики страны и определение ее географической специфики». | 1 | Изучения нового материала | Текущий | |||
Зарубежная Азия
| «Визитная карточка» региона. Характеристика Зарубежной Азии. | 1 | Изучения нового материала | Текущий | Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Азии. | |
Субрегионы Зарубежной Азии. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Китай. Япония. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Индия. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики страны и определение ее географической специфики.» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Австралия и Океания | «Визитная карточка» региона. Общая характеристика Австралия». Международные экономические связи. | 1 | Изучения нового материала | Текущий | Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Австралии. | |
Итоговый урок. | 1 | Обобщение и систематизации знаний | Текущий | |||
Контрольная работа №1 по теме «Зарубежная Европа. Азия. Австралия и Океания.» | 1 | Контроль | Тематический | |||
Африка | «Визитная карточка» региона. Общая характеристика Африка. | 1 | Изучения нового материала | Текущий | Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Африки. | |
Деление Африки на субрегионы: Северная и Тропическая Африка. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики субрегиона Африки; определение его географической специфики» | 1 | Изучения нового материала | ||||
ЮАР. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Северная Америка | «Визитная карточка» региона. США: территория, границы, население. | 1 | Изучения нового материала | Текущий | Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Северной и Америки. | |
Хозяйство США: промышленность. Сельское хозяйство, транспорт, непроизводственная сфера, загрязнение окружающей среды и меры по ее охране. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Макрорегионы США. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики макрорегиона США; определение его географической специфики» | 1 | Комбинированный | ||||
Канада. Общая характеристика. Интеграционная группировка НАФТА. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Латинская Америка | «Визитная карточка» региона. Общая характеристика. | 1 | Изучения нового материала | Текущий | Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Латинской Америки. | |
Бразилия. Региональная политика освоения Амазонии. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Итоговый урок. | 1 | Обобщение и систематизации знаний | Текущий | |||
Контрольная работа №2 по теме «Африка. Северная и Латинская Америка» | 1 | Контроль | Тематический | |||
2 | Россия в современном мире (5 часов) | Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. | 1 | Изучения нового материала | Текущий | Россия в современном мире Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
|
Современное геополитическое положение России. Практическая работа «Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.» | 1 | Изучения нового материала | Текущий | |||
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Особенности географии и структуры международной торговли. Практическая работа «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Основные формы внешних экономических связей России. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
ВПР | 1 | Контроль | Итоговый | |||
3 | Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (4 часа) | Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Практическая работа №8 Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. | 1 | Комбинированный | Текущий | Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. |
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Практическая работа «Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.» | 1 | Комбинированный | Текущий |
Содержание образования
Обязательный минимум содержания образования
Современные методы географических исследований. Источники географической информации. География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
Природа и человек в современном мире
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
Население мира
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
География мирового хозяйства
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
Регионы и страны мира
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Россия в современном мире
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
География мира (X-XI классы)
Раздел. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часа)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы
- Анализ карт различной тематики.
- Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
- Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
- Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
- Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практические работы
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел. Население мира (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Вопроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы
Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Практические работы
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
Раздел. Россия в современном мире (10 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
Резервное время - 10 часов.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен
знать/понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Информационные ресурсы: https://drive.google.com/file/d/1KxgP-gZF7NBtjrFt3gvhz-5sw3_6izf3/view
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
рабочая программа география ХМАО 11 класс (VIII вида)
рабочая программа по предмету "География ХМАО-Югра" для учащихся 11 класса корреционной школы VIII вида...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа "География" 5-9 классы с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по географии составленна с учетом ФГОС УМК "Сферы"...
Рабочие программы география 6 - 9 классы
Рабочие программы по географии:Природоведение 5 класс А.А ПлешаковГеография 6 класс Т.П. ГерасимоваГеография 7 класс В.А. КоринскаяГеография 8 класс В.П. ДроновГеография 9 класс И.И. Баринова...
рабочая программа География Россия 9 класс
рабочая программа География Россия 9 класс к учебнику География.Россия 9 класс "Полярная звезда"...
рабочая программа География мира 10 класс
рабочая программа География мира 10 класс...