Великие географический открытия (5 класс)
план-конспект урока по географии (5 класс)

Головченко Светлана Витальевна

Спасибо коллегам за предоставленные материалы по теме. На их основе получился замечательный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_velikie_geogr.otkr_._5kl.docx35.97 КБ
Microsoft Office document icon kk.doc625 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Важнейшие географические открытия»

Цели: - познакомить с важнейшими географическими открытиями: материков Америки, Австралии и Антарктиды, с первым кругосветным путешествием Фернана Магеллана,

Задачи:

  • Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных путешественниках, географах-исследователях и их вкладе в развитие науки.
  • Систематизировать знания по данным вопросам.
  • Развивать умение работать в паре; умение использовать различные источники информации.
  • Развивать интерес к предмету.

Планируемые результаты: Называть имена путешественников, их заслуги. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы.

Метапредметные результаты

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

Оценивать работу одноклассников;

Получать различную информацию из различных источников.

Образовательный аспект:

Проверить степень усвоения материала по теме "Важнейшие географические открытия", выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект:

Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентация, иллюстрации учебника, атлас и др.);

Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные знания для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:  карта полушарий, атласы, контурные карты, карточки с заданиями, учебник, презентация.

Эпиграф к уроку:

Географию, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,

Интересная наука -
Это география!

Ход урока:

Деятельность учителя и этапы урока

Деятельность

обучающихся

1. Орг.м.

 Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке.

Готовятся к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Работа со слайдом + фронтально:

1.Какой древнегреческий ученый первым высказал предположение, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)

2. Какой древнегреческий ученый доказал, что Земля имеет форму шара? (Аристотель)

3.Вопрос: Какие острова открыли финикийцы? (Азорские и Канарские)

4. В VI веке до н.э. египетский фараон НЕХО поручил финикийцам изучить, велика ли страна Ливия. Почти три года потребовалось финикийцам, чтобы обогнуть Ливию. Путешествие показало, что Ливия очень большая и со всех сторон окружена морями.

О каком материке идет речь? (Африка)

5.Большой вклад в развитие знаний об Индии и Китае внесло удивительное странствие венецианца, отправившегося в 1271г. Со своей семьей в далекое торговое путешествие на Восток. Этот путешественник в своих странствиях провел 22 года и, вернувшись на родину, описал увиденное в своей книге: особенности климата, обычаи разных стран, архитектуру городов, их жителей.

О каком путешественнике идет речь? (Марко Поло)

Отвечают устно на вопросы учителя

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Как вы думаете как горошины перца могут быть связаны с наукой география? 
Индия — родина черного перца. Остров Малабар, что на юго-западном побережье Индии назывался раньше Малихабар – “земля перца”, а сам перец назывался “малабарской ягодой”. Из письменных источников известно, что употребляли перец с давних времен, более 3000 лет назад люди использовали его при приготовлении пищи. В средние века перец также ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Если вспомнить знаменитое плаванье Христофора Колумба, то одной из задач этой экспедиции было найти кротчайший путь в Индию и налаживание поставок пряностей в Европу. Таким образом, черный перец и другие пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий.
В конце XV века в поисках плантаций перца португальцы во главе с Васко Да Гама, обогнув африканский континент, открыли морской путь в Индию. А позднее подчинив себе Яву, Цейлон и Суматру получили монополию на торговлю “черным золотом”. Да, так раньше называли вовсе не нефть.
А испанцы, под предводительством Христофора Колумба, пытаясь открыть обходной путь в Индию, случайно открыли Америку.
Так, что маленькая горошина перца оказала влияние на весь ход мировой истории! Сформулируйте тему урока 

Задачи?

  4. Введение нового материала  

Тема запись в тетрадь темы и таблицу

На доске таблица, заполняем по ходу урока

 

Путешественник

        

Открытие

Плавание Х.Колумба. Живя вблизи моря, Христофор Колумб ещё в детстве совершал свои первые плавания. (Васко да Гама открыл путь в Индию вокруг Африки). У Колумба созрел план: если плыть на корабле всё время на запад, через Атлантический океан, то, в конце концов, можно достигнуть Восточной Азии. 3 августа 1492 года в море вышли три небольших корабля, матросами, на которых были, в основном, осужденные преступники. Прошло 33 дня, как экспедиция покинула заселенные острова, а Земли не было видно. Буйная команда начала роптать. Чтобы её успокоить, Колумб начал записывать в судовой журнал пройденные километры, умышленно их уменьшая. Наконец, они открыли о.Гаити, Куба и ряд других. Колумб полагал, что это были острова Южной и Восточной Азии. Будучи уверенным, что достиг Индии, Колумб назвал местных жителей индейцами. Трижды плавал Колумб в Вест-Индию, но до конца жизни считал, что открыл и исследовал берега Азии.

Записать в таблицу

Христофор Колумб      1492; открыл Америку (думал Индию).

Физминутка: встаньте у парты посмотрите вдаль, как моряки на палубе, посмотрите по сторонам, поднимите якорь, расправьте паруса….мы продолжаем путешествие

Слушают, анализируют, запоминают

Работа с атласом,.

Путешествие Ф.Магеллана. «Я знаю, что существует пролив между океанами, я пойду на запад. Я найду пролив!». Человек, которому принадлежат эти слова – Фернан Магеллан. Магеллану дали 5 кораблей и они отправились в путь. Корабли пересекли Атлантику и шли вдоль берегов Южной Америки. Разбилось о скалы самое быстроходное, лучшее для ведения разведки судно. Корабли нашли пролив через год. Четыре корабля вошли в мрачный и безмолвный пролив. (Потомки назовут его именем Магеллана). Ни одного человека не видно вокруг, лишь какие-то огни полыхают в ночном мраке по левому борту, но ним и дал Магеллан название новой земле – Огненная. Царит безветрие, и Магеллан навеки нарекает имя океану – Тихий. Корабли плывут по неизвестному океану. Было съедено все, даже кожа, которой были обшиты канаты, кожа, которая загрубела так, что её вымачивали в воде 4-5 дней. Каждый день кто-то умирал от цинги. В дневнике экспедиции записано: «если бы не столь благоприятная погода, мы все погибли бы среди этого необъятного моря». После ста страшных дней голода, жажды и одиночества корабли подошли к островам, в честь наследника испанского престола Магеллан назвал их Филиппинскими. Именно на этих островах он погиб во время стычки с местным населением.  В Испанию вернулся лишь один корабль «Виктория» и 18 моряков.

Записать в таблицу

Фернан Магеллан      Совершил первое кругосветное плавание. Первым пересёк Тихий океан (1520 г.),

Работа в к\к: нанести маршрут плавания Магеллана

На протяжении многих веков считалась, что на юге существует огромный материк, богатый золотом, алмазами и жемчугом. И хотя это материк никто никогда не видел, его наносили на карты и называли неведомой Южной землей. Многие путешественники пытались найти этот материк, и когда в XVI век была открыта Новая Гвинея, географы сочли этот огромный остров выступом неведомой Южной земли.

С открытием Южной земли связаны имена двух путешественников. Прочитайте текст учебника п. 6 и найдите имена исследователь Южной земли

Записать в таблицу

Виллем Янсзон     Высадился в Австралии, исследовал 350 км побережья.

Джеймс Кук       Открыл и обследовал восточное побережье Австралии.

Гимнастика для глаз

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

В 1820 году русские мореплаватели Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев на парусных кораблях «Восток» и «Мирный» открыли шестой материк – Антарктиду. Немногим более двух лет длилось их плавание, они девять раз подходили близко к берегам Антарктиды, однако льды не позволили им высадиться на материке.

Только в 1894 году норвежцы Леонард Кристенсен и Карстен Борхгревинк в шлюпке добрались сквозь льды до берега Антарктиды и первыми вступили на материк.

Записать в таблицу

Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев   В 1820 г открыли Антарктиду

Вот и подходит наше путешествие к концу. Но впереди у нас еще много неизведанного и новые открытия ждут…

А сейчас нам нужно попрощаться с сегодняшними героями

5. Закрепление           Что мы узнали слайд

6. Домашнее задание

П. 6, работа в к\к – нанести маршрут по выбору путешественника,

составить кроссворд (от 8 до 10 слов) по пройденной теме.

7. Итоги урока и рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке. Все задачи выполнены?

Смотрят, слушают, анализируют, выполняют тестовые задания, 

Оценивание своей деятельности

«Великие географические открытия».   1 ВАРИАНТ

  1. Кто положил начало эпохи Великих географических открытий:

А) А.Веспуччи;  Б) Васко да Гама;  В) Х.Колумб;  Г) Ф.Магеллан

2.   Как назывался южный мыс Африки, открытый португальской экспедицией:

      А) Великий;  Б) Африканский;  В) Южный;  Г) Доброй Надежды.

3.   Какое значение имела экспедиция Васко да Гамы:

      А) обогнула Африку с юга и открыла южную оконечность материка;

      Б) достигла западных берегов Индии;

      В) открыла Ю.Америку;

      Г) пересекла Атлантический океан.

4.   Кто первым совершил кругосветное путешествие:

      А) Васко да Гама;  Б) Бартоломеу Диаш;  В) Ф.Магеллан;  Г) Ф.Дрейк

5.   Как называется пролив, разделяющий Ю.Америку и Антарктиду:

      А) Дрейка;  Б) Магелланов;  В) Берингов;  Г) Гибролтарский

6.   Почему Тихий океан получил свое название «тихий».

7.   Какое значение имела эпоха Великих географических открытий в изучении Земли?

«Великие географические открытия».   2 ВАРИАНТ

  1. Назовите причины поиска европейцами новых земель.
  2. Путешественники из  какой страны обследовали западное побережье Африки:

А) Испания;  Б) Португалия;  В) Китай;  Г) Индия.

3.   Какое значение имела экспедиция Бартоломеу Диаш:

      А) обогнула Африку с юга и открыла южную оконечность материка;

      Б) достигла западных берегов Индии;

      В) открыла Ю.Америку;

      Г) пересекла Атлантический океан.

4.   Как Ф.Магеллан назвал открытые им острова:

      А) Гаити;  Б) Куба;  В) Огненная Земля;  Г) Магеллановы.

5.   При каких обстоятельствах погиб Ф.Магеллан?

6.   Кто совершил второе кругосветное путешествие:

      А) Ф.Магеллан;  Б) Ф. Дрейк;  В) Дж. Кук;  Г) Васко да Гама

7.  Как называется самый широкий пролив в мире:

     А) Берингов;  Б)Гибралтарский;  В) Магелланов;  Г) Дрейка

        «Великие географические открытия».   1 ВАРИАНТ

  1. Кто положил начало эпохи Великих географических открытий:

А) А.Веспуччи;  Б) Васко да Гама;  В) Х.Колумб;  Г) Ф.Магеллан

2.   Как назывался южный мыс Африки, открытый португальской экспедицией:

      А) Великий;  Б) Африканский;  В) Южный;  Г) Доброй Надежды.

3.   Какое значение имела экспедиция Васко да Гамы:

      А) обогнула Африку с юга и открыла южную оконечность материка;

      Б) достигла западных берегов Индии;

      В) открыла Ю.Америку;

      Г) пересекла Атлантический океан.

4.   Кто первым совершил кругосветное путешествие:

      А) Васко да Гама;  Б) Бартоломеу Диаш;  В) Ф.Магеллан;  Г) Ф.Дрейк

5.   Как называется пролив, разделяющий Ю.Америку и Антарктиду:

      А) Дрейка;  Б) Магелланов;  В) Берингов;  Г) Гибролтарский

6.   Почему Тихий океан получил свое название «тихий».

7.   Какое значение имела эпоха Великих географических открытий в изучении Земли?

«Великие географические открытия».   1 ВАРИАНТ

  1. Кто положил начало эпохи Великих географических открытий:

А) А.Веспуччи;  Б) Васко да Гама;  В) Х.Колумб;  Г) Ф.Магеллан

2.   Как назывался южный мыс Африки, открытый португальской экспедицией:

      А) Великий;  Б) Африканский;  В) Южный;  Г) Доброй Надежды.

3.   Какое значение имела экспедиция Васко да Гамы:

      А) обогнула Африку с юга и открыла южную оконечность материка;

      Б) достигла западных берегов Индии;

      В) открыла Ю.Америку;

      Г) пересекла Атлантический океан.

4.   Кто первым совершил кругосветное путешествие:

      А) Васко да Гама;  Б) Бартоломеу Диаш;  В) Ф.Магеллан;  Г) Ф.Дрейк

5.   Как называется пролив, разделяющий Ю.Америку и Антарктиду:

      А) Дрейка;  Б) Магелланов;  В) Берингов;  Г) Гибролтарский

6.   Почему Тихий океан получил свое название «тихий».

7.   Какое значение имела эпоха Великих географических открытий в изучении Земли?

«Великие географические открытия».   2 ВАРИАНТ

  1. Назовите причины поиска европейцами новых земель.
  2. Путешественники из  какой страны обследовали западное побережье Африки:

А) Испания;  Б) Португалия;  В) Китай;  Г) Индия.

3.   Какое значение имела экспедиция Бартоломеу Диаш:

      А) обогнула Африку с юга и открыла южную оконечность материка;

      Б) достигла западных берегов Индии;

      В) открыла Ю.Америку;

      Г) пересекла Атлантический океан.

4.   Как Ф.Магеллан назвал открытые им острова:

      А) Гаити;  Б) Куба;  В) Огненная Земля;  Г) Магеллановы.

5.   При каких обстоятельствах погиб Ф.Магеллан?

6.   Кто совершил второе кругосветное путешествие:

      А) Ф.Магеллан;  Б) Ф. Дрейк;  В) Дж. Кук;  Г) Васко да Гама

7.  Как называется самый широкий пролив в мире:

     А) Берингов;  Б)Гибралтарский;  В) Магелланов;  Г) Дрейка

«Великие географические открытия».   2 ВАРИАНТ

  1. Назовите причины поиска европейцами новых земель.
  2. Путешественники из  какой страны обследовали западное побережье Африки:

А) Испания;  Б) Португалия;  В) Китай;  Г) Индия.

3.   Какое значение имела экспедиция Бартоломеу Диаш:

      А) обогнула Африку с юга и открыла южную оконечность материка;

      Б) достигла западных берегов Индии;

      В) открыла Ю.Америку;

      Г) пересекла Атлантический океан.

4.   Как Ф.Магеллан назвал открытые им острова:

      А) Гаити;  Б) Куба;  В) Огненная Земля;  Г) Магеллановы.

5.   При каких обстоятельствах погиб Ф.Магеллан?

6.   Кто совершил второе кругосветное путешествие:

      А) Ф.Магеллан;  Б) Ф. Дрейк;  В) Дж. Кук;  Г) Васко да Гама

7.  Как называется самый широкий пролив в мире:

     А) Берингов;  Б)Гибралтарский;  В) Магелланов;  Г) Дрейка



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя  ______________________________________________________________                                                                5 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Интегрированный урок по истории и испанскому языку " Великие географические открытия" 7 класс

Учебные материалы включают тексты исторических источников на русском и испанском языках, карты, словарь терминов и тест для контроля усвоения знаний....

Великие географические открытия (5 класс.Урок с использованием ЦОР)

1.     Цель: Создать условия для формирования у учащихся представления об эпохе Великих географических открытий.1.      Задачи:- образовательные:Проверить ...

Историческая карусель «Великие географические открытия». 7 класс.

Для работы в группах. Повторение и обобщение в игровой форме по теме "Великие географические открытия". Материал заданий для печати детям с иллюстрациями.Ответы указаны в конце файла...

Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) . Великие географические открытия (7 класс)

Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) . Великие географические открытия (7 класс) составлена для проверки знания исторических дат и фактов....

Конспект урока истории _Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий_ (7 класс)

Конспект урока истории "Мир и Россия в начале Великих географических открытий" 7 класс по учебнику А.В. Торкунова 2017г....